Ермолов и Кавказ.

14 6921

                                               

Кавказская война 1817-1864 гг. стала одним из наиболее продолжительных в российской и мировой истории вооружённых конфликтов, последствия которого актуализировались в недавнем прошлом, вызвав интерес не только у профессиональных исследователей, но и у общественности. Ответы на вопросы о причинах, ключевых эпизодах и итогах более чем полувековой кавказской вендетты позволяют не только удовлетворить интерес к истории России, но и объяснить многие социально-политические явления наших дней.

Одним из наиболее ярких и судьбоносных этапов Кавказской войны стала деятельность русского генерала Алексея Петровича Ермолова на посту командующего Отдельным Грузинским (позднее – Кавказским) корпусом, а затем – управляющего Кавказа и Астраханской губернии по гражданской части. Занимавший эти должности с 1816 по 1827 годы А.П.Ермолов стал настоящей легендой и живым символом Кавказской кампании как для русских солдат и офицеров, так и для народов этого региона . Деятельность А.П.Ермолова на Кавказе далеко выходит за рамки военной сферы: Алексей Петрович был администратором и судьёй, дипломатом и устроителем религиозной жизни, организатором строительства городов, крепостей и дорог.

Оценки деятельности А.П.Ермолова на Кавказе дискуссионны и противоречивы: одни исследователи видят в нём талантливого политика, обеспечившего интеграцию кавказских народов в состав Российской империи; по мнению других, политика Ермолова привела к активизации антироссийского сопротивления горцев и затягиванию войны с актуализацией религиозной компоненты противостояния. Так или иначе, вклад «проконсула» А.П.Ермолова в историю Кавказской войны трудно переоценить. Рассмотрим характер его деятельности и её последствия, используя обширные и беспристрастные «Записки» генерала, которые он вёл в подражание Цезарю и его «Запискам о Галльской войне (Bellum Gallicum)», считая себя объективным и неумолимым творцом истории без права на «снисхождение до страстей» ( подобно римскому полководцу). Кроме того, познакомимся со взглядами современных исследователей на специфику действий кавказского наместника, отражёнными в научной литературе.

Дагестан вначале XIX века был регионом с десятками зарождающихся горских гособразований, перманентно противостоящих друг другу и России.

Обзор деятельности и её итогов

Алексей Петрович Ермолов родился в 1777 году в небогатой, но родовитой дворянской семье из Орловской губернии. Родственниками ему приходились Потёмкины, Орловы и Давыдовы (Денис Давыдов был его двоюродным братом) . В 9 лет он был отдан в Московский университетский пансион, где увлёкся историей Древнего Рима, в частности трудами Плутарха, Цицерона и военными записками Цезаря. С 14-летнего возраста Ермолов находился на военной службе, воевал в Польше под началом А.В.Суворова, а в 1796 году участвовал в Персидском походе В.Зубова, где отличился при осаде Дербента – древней крепости. Так состоялось знакомство Ермолова с Кавказом и его культурой. По словам историка Я.Гордина, именно с тех пор Ермолов «недолюбливал персиян» и подобно Александру Македонскому разрабатывал план уничтожения персидского государства . В период правления Павла I Ермолов был подвергнут опале, в связи с чем, дворцовый переворот против императора воспринял как «конец бедствий для множества несчастных» .

Впереди у Алексея Петровича были сражения с Наполеоновскими войсками в Европе в 1805-1807 гг., участие в Отечественной войне и Заграничном походе, где Ермолову довелось дойти до Парижа и обеспечивать там мероприятия с участием Александра I. Однако в сентябре 1816 года по собственной инициативе Ермолов отправляется на Кавказ, где сменяет в Тифлисе главнокомандующего Николая Ртищева.

Опытный военачальник, Ермолов пересматривает стратегию борьбы с набегами горцев на земли, прикрываемые Кавказской оборонительной линией от Чёрного до Каспийского морей. Генерал критикует «неудачную диспозицию и «худое состояние» русских крепостей, «совершенную ненужность» некоторых из них, скудность арсеналов и запущенность стратегически значимых дорог и переправ, соединяющих южные районы России с Закавказьем . Понимая, что штурм Кавказа, который он называл «огромной крепостью с полумиллионным гарнизоном», приведёт к значительным потерям и издержкам, Ермолов заявил: «Поведём же осаду!» . Реализуя этот принцип, Ермолов перенёс левый фланг Кавказской линии с Терека на Сунжу, укреплял старые крепости (Назранский редут в 1817 году) и организовывал строительство новых (у границ горной Чечни в 1818 году была заложена крепость Грозная, а в пределах акушинских земель – крепость Внезапная) .

«Проконсул» непрестанно заботился об укреплении боеспособности русских войск на Кавказе, увеличении наличествующих под его командой вооружённых сил. Особенно беспокоило Ермолова недостаточное количество казачьих сил близ оборонительной линии – сам будучи кавалеристом, Алексей Петрович осознавал значимость конных сил в борьбе с всадниками-горцами . Стремясь расширить вверенный ему контингент, Ермолов в 1817 году добился подчинения ему прибывшего из Франции корпуса Воронцова, а в 1820 году в состав Отдельного Грузинского (переименованного в Отдельный Кавказский) корпуса вошло 45-тысяное Войско Черноморское .

Наращивая свои вооружённые силы, Ермолов обеспечивал успех военных действий. Тактику отдельных карательных операций, известных ещё при генерале Цицианове , Ермолов сменил перманентным наступлением на территории горских ханств. Продвижение войск в глубь Кавказа сопровождалось вырубкой лесных массивов, строительством дорог и мостов, что способствовало не только военному, но и административно-хозяйственному освоению региона. В своей политике по отношению к горцам Ермолов применял самые разные методы: от разорения селений с разрушением домов знати и изгнанием семей «изменников», как было в случае с восставшими аварцами, до поощрения лояльных русской короне местных правителей. Так Аварский хан до его измены получил звание генерал-майора и денежное довольствие, а сохранивший верность русским и подвергшийся за это угрозе Тарковский шамхал получил от Ермолова убежище в Дербенте и военную помощь в борьбе со своими противниками . В этом смысле русский «проконсул» следовал известной из Римской истории политической практике «разделяй и властвуй» для расширения круга лояльных России сил и нейтрализации возможных угроз. Приведённые к покорности народы Ермолов обязывал служить России, даже мобилизовал их представителей в состав своего корпуса, не испытывая чисто военной потребности «в сей сволочи» .

Однако не следует считать, что А.П.Ермолов тешил иллюзии в отношении длительного союза с горцами. «Горские народы примером независимости своей в самих подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости» - писал наместник в рапорте на имя Александра I. Ермолов имел богатые теоретические и эмпирические познания о культуре и менталитете горцев и стремился использовать их обычаи и социальные институты в своих целях. Так, Ермолов привлекал на свою сторону властителей, являвшихся кровными врагами его оппонентов, помогая им осуществить родовой обычай мести и делая их обязанными себе. Зная о том, что во внутренней борьбе кавказцы берут заложников-аманатов, Ермолов сам широко использовал такую практику, спасая тем самым из плена захваченных горцами русских военнослужащих и поселян .


Огромное внимание Ермолов уделял религиозному мировоззрению народов Кавказа. Сам будучи православным христианином, генерал не разделял взглядов правительства, в частности Александра I на возможность христианизации горцев (этой деятельностью должно было заниматься созданное в 1817 году Министерство духовных дел и народного просвещения) . Ермолов смотрел на религию с позиций петровского времени: вера должна была выполнять организационную и консолидирующую роль в обществе. Для реализации этой идеи Ермолов стремился приспособить ислам: он лично составил в 1820 году мусульманскую «Молитву за Царя» (на 60% совпадающую такой же молитвой авторства Ф.Прокоповича), обязательную для прочтения во время пятничного (наиболее важного для верующих) намаза . Алексей Петрович добивался от мусульманского духовенства верности царю и России, в обмен на это он брал на себя содержание «молитвенных домов» (мечетей) и поддержку священнослужителей, в том числе и в конфликтах со светскими ханами и князьями кавказских народов. Религиозная политика Ермолова на Кавказе является одной из наиболее дискуссионных тем, связанных с этим периодом. По мнению историка Д.Арапова Ермолову не только не удалось создать систему управления духовной жизнью мусульман Кавказа, но и не пришлось стать свидетелем установления «тишины», к которой призывала молитва . Об этом же свидетельствует активизация антирусских выступлений чеченцев, черкесов, кабардинцев, кумыков и других горских народов в 1820-х годах, в это же время стал набирать популярность мюридизм – радикальное религиозное учение суннитского толка. Арапов видит в качестве причины начала «газавата» после ухода Ермолова с Кавказа политику генерала, направленную против светских ханов, приведшую к всплеску военной демократии в разных формах и к росту влияния религиозных лидеров . Ш.Гапуров считает политику Ермолова ломкой естественного пути развития государственности горцев, приведшей к обретению ими образа врага и к трансформации их социально-политической организации в форму имамата, гораздо более опасного, нежели ханства .

Другим, не менее острым вопросом политики Ермолова является его отношение к кавказскому населению. Существует точка зрения о неограниченном насилии генерала по отношению к горцам, о том, что А.П.Ермолов настроил против себя и против русских весь Кавказ, спровоцировав затяжную войну. Действительно, «Записки» А.П.Ермолова пестрят свидетельствами о разрушенных селениях и казнённых «изменниках». Однако А.П.Ермолов свидетельствует, что миловал просивших о пощаде горцев, сохранял принадлежавшие им селения и улицы . Не было, по словам Ермолова, неограниченного насилия и со стороны русских солдат, пощадивших «грудных ребят» при штурме акушинского аула. Не прощал Ермолов лишь вероломства: Аварскому хану несмотря на его мольбы о прощении не были возвращены титул и оклад, а в 1825 году Ермолов обманом заманил кумыкских старейшин, племя которых было причастно к убийству двух русских генералов, на переговоры и велел казнить их . Сами кавказцы относились к Ермолову («хану/беку Ярмулу») скорее с осторожным уважением, нежели со страхом и ненавистью. Подтверждением этого служит факт хождения охранительных грамот со словами «Не тронь его! Ермолов.» , помогавших русским военным беспрепятственно ездить через горские владения.

Проявил себя А.П.Ермолов и как дипломат. В 1817 году он был послом в Персии, где активно использовал свои знания Корана, специфику мусульманской ментальности и даже собственное происхождение от крещёных татар для заключения выгодного для России договора . Ермолов блестяще знал Коран (хранил три его экземпляра), интересовался событиями в странах исламского мира, в первую очередь, в Персии и Турции, граничащих с его сферой ответственности. Политика на Кавказе отвечала интересам внешней безопасности России, о чём писал сам Ермолов. Стремясь завязать отношения со странами Средней Азии, генерал отправил посольство Муравьёва к хану Хивы, выполнявшее одновременно и разведывательную миссию .

Заботился Ермолов и о хозяйственном освоении Кавказа. Он отмечает необходимость борьбы с эпидемией чумы в войсках и в населённых пунктах , заботится о расселении прибывших из Малороссии семей будущих казаков Черноморского войска , добивается прибытия немецких колонистов в Грузию для примера хозяйственной деятельности местным жителям . Занимается благоустройством городов, перестройкой Тифлиса .

Ермолов стремился зафиксировать особенности народов, с которыми он сталкивался, оценивая их с практической точки зрения: «подданные Порте закубанцы ныне спокойны», «чеченцы – злейшие разбойники», «кабардинцы страдают от чумы», а народы на территории Персии близ границы «могут быть нашими союзниками из-за дурного правления». Эта информация помогала Ермолову в Кавказских экспедициях и во время войны с Ираном в 1826 году .

Начавшиеся после смерти Александра I, которую Ермолов воспринял с прискорбием, интриги привели к отставке прославленного генерала в начале 1827 года за «самовольство» и «распущенность войск». Более реалистичной причиной опалы Ермолова современники исследователи считают его симпатии к декабристам (известно, что деятели Северного общества стремились включить его в состав Временного революционного правительства).

Выводы

Полное ярких и противоречивых событий одиннадцатилетие «проконсульства» А.П.Ермолова на Кавказе осталось в истории Кавказской войны и России в целом по следующим причинам:

1. А.П.Ермолов выработал и реализовал стратегию интеграции горских народов и квази-государств в состав России, начав реальное присоединение и освоение Кавказа;

2. Стараниями Ермолова была создана военно-административная инфраструктура Кавказа, созданы опорные пункты русской государственной власти над этим регионом, улучшены условия несения службы для русских военных, созданы силовые и политические механизмы лоялизации горских племён;

3.Разрушена потестарно-политическая организация горских ханств, «княжеств», «шамхальств» и других образований, нарушен процесс эволюционного развития институтов власти у кавказцев, созданы условия для придания борьбе с Россией и русскими религиозного характера;

4. Обеспечена безопасность внешних границ и внутренних коммуникаций Кавказа и Закавказья, минимизирована угроза успешного вовлечения Турции и Ирана в конфликт России с горцами;

5. Создан противоречивый, но колоритный образ генерала Ермолова в глазах горцев и русских военнослужащих-«кавказцев» («ермоловские папахи», песни и сказания о Ермолове, «ермоловские грамоты», «ермоловские города» и др.). Сам Ермолов стал одной из знаковых фигур в истории Кавказской войны наряду с имамом Шамилем с противоположной стороны.

Список источников и литературы

1. Записки А.П.Ермолова, 1798-1826 гг. М., 1991.

2.Осада Кавказа. Воспоминания участников Кавказской войны XIX в. СПб., 2000.

3.Гордин Я.А. Кавказская Атлантида: 300 лет войны. М., 2011.

4.Гапуров Ш.А. Северный Кавказ в период «проконсульства» А.П.Ермолова (1816-1827). Нальчик, 2003.

5.Арапов Д.Ю. А.П.Ермолов и мусульманский мир Кавказа // Вестник Московского университета. Сер.8: История. М., 2001. №6.


В заголовке: фрагмент портрета А.П.Ермолова работы Дж.Доу.

Похоронив мужа, раздала его долги и оказалась на улице. Но однажды увидела "покойного" в парке..
  • place.39
  • Сегодня 01:04
  • Промо

Говорят о покойниках либо хорошо либо ничего, но Оля просто не могла сдержать гнев, когда после кончины мужа узнала, какое наследство он ей оставил после себя. "Ты всё уяснил? Огромный кулак, упёртый ...

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
    • Aellon
    • 22 октября 2015 г. 20:06
    любопытный обзор. Хотя очевидная приверженность автора иудаизму-лайт вносит искажения
  • Образ Ермолова на Кавказе, особенно Северном совершенно не противоречив, а абсолютно отрицателен, так как, в школьных книгах по истории о Русско-Кавказской войне говорится мало и очень пространно, могу Вам сказать, что передается из поколения в поколения от старших младшим. Рассказываются истории про Ермолова и Засса в весьма отрицательном свете. Про ту же чуму как кабардинец могу сказать, что моя прабабушка говорила о том что болезнь эту принесли тогда чтобы выкосить население, называли её "мыгъуэ". Маленьких непослушных детей пугали тем что их заберет Ермолов. Очень много было сожжено аулов и сел по приказу этого человека. Не могу конечно утверждать, что все это истина, но это именно то, что народ передает в устной форме от старшего поколения к младшему тем более что времени с тех пор прошло не так уж много чуть более 200 лет.