«Если бы я снимал "Челюсти" сегодня, то не обошелся бы без компьютерной графики,
— сказал Стивен Спилберг журналистам BBC.
— Впрочем, публику нельзя обмануть. Когда зрители видят на экране миллионную армию, то прекрасно понимают, что ни один режиссер не соберет такую массовку. Мне кажется, "Челюсти" оказались настолько успешны именно потому, что мы обходились практическими эффектами».
Фильм «Челюсти» - ставший «первым летним блокбастером» в истории кинематографа. Более того, именно эта картина стала прародительницей самого понятия "широкий прокат", навсегда изменив рыночную стратегию продвижения кинопроектов. Руководство студии Universal ждало провала и заранее пыталось изыскать способы покрыть хотя бы расходы на производство картины. Именно поэтому впервые в истории кинематографа «Челюсти» было решено выпустить в так называемый "широкий прокат".
Здесь стоит отметить, что самого этого понятия ране не существовало в словаре специалистов по маркетингу. Фильмы печатались весьма ограниченным тиражом и выходили в крупнейших городах на нескольких экранах, и лишь в случае положительной реакции зрителей количество копий постепенно увеличивалось. С «Челюстями» все было иначе. 20 июня 1975 года фильм был выпущен в 464 кинотеатрах, а через пять дней количество экранов увеличили до 675. Это был абсолютный рекорд для своего времени.
Все это очевидно сейчас, а тогда малоизвестный режиссер Стивен Спилберг искренне думал, что созданный им фильм окончательно похоронил его карьеру в Голливуде.
Собственно сам Спилберг оказался причастен к «Челюстям» совершенно случайно. Изначально продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун, который приобрели права на одноименную новеллу Питера Бенчли в 1973 году, предполагали доверить постановку картины создателю «Великолепной семерки» Джону Стержесу, а затем специалисту по вестернам Дику Ричардсу. И лишь после того, как предложенная последним трактовка произведения, в котором гигантская акула превратилась в кита, совершенно не понравилась продюсерам, они обратились к подающему надежды дебютанту Стивену Спилбергу, за плечами которого была лишь провалившаяся в прокате драма «Шугарлендский экспресс».
Ему на тот момент было 26 лет. Спилберг взялся за дело весьма энергично, полностью изменив концепцию картины и забраковав три варианта сценария, подготовленных самим Бенчли. Роль начальника полиции Мартина Броуди режиссер предложил Роберту Дювалю, но актера, находившегося на пике карьеры после выхода «Крестного отца», не заинтересовал этот образ. По утверждению Спилберга, роль Броуди очень хотел получить Чарльтон Хестон, игравший в «Бен Гуре» и «Планете обезьян», однако режиссер посчитал, что голливудский титан с легкостью затмит на экране главную героиню - большую белую акулу и отвел его кандидатуру.
Итак, всего 55 дней было выделено на съемки фильма и с самого начала все шло не так гладко, как хотелось.
Для съемок были созданы три аниматронные акулы. Каждая такая акула стоила 250 000 долларов. Работа над моделями шла более полугода, а управлять каждой из них должны были 14 человек. Однако ни одна из моделей так и не смогла заработать на съемках. При первом же испытании в «боевых условиях» акула-людоед пошла ко дну. Команде техников в срочном порядке пришлось ее переделывать и это не только изменило график работ, но и увеличило бюджет картины почти вдвое.
Ричард Дрейфусс признался, что работа над фильмом стартовала
«без сценария, актеров и акулы».
(Актеры на роли Хупера и Квинта были найдены всего за девять дней до начала производства фильма).
Сроки тоже из-за погодных условий и попадающих в объектив посторонних лодок превысили предусмотренные по договору в несколько раз — в итоге бюджет фильма с четырех миллионов вырос до девяти, а время увеличилось до 159 дней.
Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс), что около восточного побережья США, с 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки.
Молодой режиссер, столкнувшийся с такими серьезными проблемами, отказался от идеи часто показывать на экране морское чудовище, и именно этот решительный ход Спилберга позволил триллеру стать одним из лучших фильмов в истории кино, а мировые сборы превысили $470 млн (то есть около 1,9 миллиарда долларов в ценах 2010 года) и до выхода «Звездных войн» оставался самой кассовой картиной в истории кино. За одно лишь лето триллер посмотрели 67 миллионов американцев!
«Челюсти» выиграли три премии «Оскар», но «Награда за особые достижения в области визуальных эффектов», вручавшаяся с 1972 по 1977 год, досталась картине «Гинденбург».
Поначалу, несколько фактов перед входом в воду с акулами. :)
Автор Питер Бенчли хотел снимать в фильме Роберта Редфорда, Пола Ньюмана и Стива МакКуина.
На роль Хупера рассматривался Дастин Хоффман.
А Стивен Спилберг заявил, что когда впервые прочитал роман, то болел за акулы, так как главные герои были слишком несимпатичны. :)
Главный герой фильма — милашка Брюс. Это имя белой акуле-людоеду было дано в честь юриста Спилберга Брюса Рамера. Однако сам он называл её «большим белым дерьмом», потому что акула постоянно ломалась и из-за этого её не слишком часто видно в фильме.
У двух Брюсов было открытое брюхо. У одного — левая часть, у другого — правая. В кадре они менялись в зависимости от направления своего движения и угла съемки. Третий хищник был полностью герметичным и использовался для подводных съемок и крупных планов. Приводилась в движение акула при помощи специального манипулятора с поворотным механизмом, установленного на погружаемую стальную платформу.
Параграф для технократа: около 25% фильма снято на уровне воды, чтобы у зрителей создавалось ощущение, что они также в воде. Большая часть фильма снята с помощью ручной камеры. У акулы в фильме 4 минуты экранного времени.
На съемках последней сцены, когда акула взлетает на воздух Спилберг вообще не присутствовал, так как полагал, видимо, не без основания, что подчиненные скинут его с катера в море. В дальнейшем отсутствие режиссера на площадке в последний день съемок стало хорошей традицией, которой Спилберг никогда не изменял.
Теперь нечто веселее. :)
Чтобы в кадре крабы двигались, а не стояли на месте, на них выливали горячий кофе.
Действие картины происходит в течение пяти дней — с 1 по 5 июля 1974 года на острове Эмити, где расположен небольшой курортный городок с тем же названием. Все началось ночью во время отдыха на пляже компании молодых людей. Кристина Уоткинс решила пойти искупаться и не вернулась. Ее роль исполнила Сьюзэн Бэклайни.
Но девочка, оказавшаяся в воде, артистично двигалась и рыдала вовсе не из-за статуэтки Оскара. Невидимые нашему взору дядьки-аквалангисты так усердно дергали ее хрупкое тельце за веревочки, что перестарались и сломали бедняжке пару ребер.
Фильм снят либо ранней весной, либо поздней осенью. Предполагается, что скоро наступит величайший день америкосовской нации, - 4 июля, а люди ходят в валенках и шапках-ушанках. Также, люди на пляже загорают в купальниках, однако на деревьях нет ни одного листика, поскольку съемка проходила зимой.
Не очень-то верится, но поговаривают, что если прибавить звук (в том месте, где Роберт Шейв бросает спасательные жилеты), можно услышать пуканье актера. Впрочем, в такой драматический момент пуканье вполне уместно, но вот улыбка на его лице совсем некстати.
Также смеется и человек с усиками, когда шеф Броди просит всех купающихся экстремалов выйти из воды.
Ричард Дрейфус воистину многозадачный: то ведет катер, то играет в карты, то снова за штурвалом.
Квинт служил на флоте, но носит армейский жакет со своим именем на нем.
Бутафорная рука в сцене, где находят останки Крисси, выглядела в кадре слишком поддельной. Поэтому было решено закопать в песок одну из женщин со съемочной площадки, чтобы была видна только ее рука.
Пес Броуди из фильма – это на самом деле пес Стивена Спилберга по имени Элмер. А Питер Бенчли появился в фильме в камео – репортер на пляже.
Кстати, по сюжету акула должна была убить героя — Мэтта Хупера, но во время съемок хищница так эффектно напала на лодку и сломала клетку, что Спилберг на месте поменял сюжет.
Запомним раз и навсегда правило: чтобы нейтрализовать акулу, надо сделать ее непотопляемой, нашпиговав гарпунами с поплавками. Только правило это не действует, и не только потому что гарпуны вываливаются. Раны на акулах заживают мгновенно.
Питер Бенчли отметил, что если бы знал о реальном поведении акул, то никогда бы не написал свою книгу.
И самое веселое - после того, как акула убивает Алекса Кинтнера, Броди читает книгу об акулах и говорит, что акулы живут от 2000 до 3000 лет. Что??? :)
Теперь конкретно:
↑ Челюсти и съемочная группа в первой лодке
↑ Лестница появляется из ниоткуда
↑ Босиком и все же в теннисной обуви
↑ Подушка под актером
↑ две бочки на палубе, а затем три
↑ 1-я смерть 1 июля, вторая смерть 29 июня ;)
↑ Лезвие внезапно ржавое
↑ Очки, прикрепленные
↑ Провод экипажа крепится к бую
↑ Появляются носки
↑ Треугольное устройство тянет бочки, а не акула
↑ Желтые бочки внезапно новее
↑ Изменение консервов
↑ Имя парома исчезает
↑ Изменение стиля шкалы
Еще про тему «Фильмы»:
• Бриджит Бардо в бикини https://cont.ws/@sicomoro/6588...
• Куча ошибок в фильмах «Звёздные войны» https://cont.ws/@sicomoro/6555...
• Самые красивые актрисы половины ХХ века (1) https://cont.ws/@sicomoro/6376...
• Поддельная Трансильвания, но пока не поддельная Германия. :) Первый настоящий фильм ужасов на свете снимался в Словакии. https://cont.ws/@sicomoro/6368...
• «Горячий снег» «пакфронта» https://cont.ws/@sicomoro/6289...
Мои топ три статьи:
• Анти-Резун. Анти-Барбаросса. Анти-Ксеркс. https://cont.ws/@sicomoro/6482...
• Кошка на разных языках мира https://cont.ws/@sicomoro/6440...
• Меч из стали, меч из хрома https://cont.ws/@sicomoro/6432...
Оценили 79 человек
119 кармы