• РЕГИСТРАЦИЯ

Краткий православный катехизис

3 734

Владимир Смирнов - автор


В настоящее время наше представление о церкви (здесь и далее имеется в виду Православная церковь) в силу разных причин значительно мифологизировано и искажено.

Нормальный интеллигентный человек считает церковь своего рода историческим пережитком, культурным артефактом вроде хоровода, лаптей или баньки по-черному. Большинство относится терпимо и с пониманием, ибо это наша история и все такое; другие считают, что религия – опиум для народа, а попы делают своего рода бизнес на суевериях и временных житейских трудностях отдельных граждан, а также извлекают гешефт от сотрудничества с властями.

В любом случае, даже те, кто терпимо относятся к церкви как к явлению, с большим или меньшим неодобрением реагируют на современных священников: некоторые говорят, что им не нужны посредники между ними и Богом, другие хотели бы видеть не просто священников, а мудрых сэнсэев, изможденных телом, но сильных духом, которые учат любви и добру.

То есть нынешние священники тоже вроде чему-то такому учат, но хотелось бы большего эффекта за те же деньги. И чтобы перестали ездить на иномарках. И чтобы жгли глаголом с амвона всякую сволочь…

Я, конечно, немного утрирую; жизнь сложнее, и спектр мнений шире. Но, думаю, некоторые основные претензии отражены правильно.

И где же здесь мифология и искажения? - Попробую прояснить; тема одновременно и простая, и сложная.

Начать надо с Церкви.

Иногда бывает полезно некоторые привычные явления обрисовать другими словами; это помогает лучше понять суть явления, так как даже правильные слова со временем как бы затираются.

Это как женская прическа: стоило Одри Хепберн в «Римских каникулах» всего лишь обрезать длинные волосы и сделать короткую стрижку – и тут же в ее образе проявились некоторые новые черты…

Православная церковь очень мистична; я даже не знаю, какую религию можно поставить рядом.

С одной стороны, все, что я хочу сказать дальше, является вполне себе общеизвестными истинами; я только буду употреблять другие термины.

Итак, центром церковной жизни является магическая служба, называемая литургией. Эту службу могут совершать только и исключительно жрецы, прошедшие специальный магический обряд посвящения.

На привычном языке они называются иереями (священниками), прошедшими таинство посвящения (рукоположения).

Во время Литургии жрец, совершающий эту службу, приносит в жертву Бога. Это центральная часть службы, ее пик. Затем телом и кровью только что принесенного в жертву Бога причащаются (то есть съедают кусочек тела и выпивают немного крови) люди, пришедшие на Литургию – и не просто люди, а те, кто также прошел предварительно специальный магический обряд посвящения (=таинство крещения) и очищения (=таинство покаяния). И это так уже две тысячи лет, практически каждый день без перерыва.

Возникает вопрос: «Зачем такие страсти, нельзя ли как-то попроще?» Правильный ответ: «Нет, нельзя».

Это таинство установлено самим Богом, Христом.

Его распяли в пятницу. Накануне поздно вечером, в четверг, во время иудейской пасхальной трапезы, Христос сказал те слова, которые повторяются с тех пор на каждой Литургии: «Приимите, ядите, сие есть тело мое, яже за вы ломимое во оставление грехов», - и преломил хлеб и дал его есть ученикам; а затем благословил чашу с вином и дал ее пить со словами: «…Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Зачем мы все это делаем и участвуем в таком жестком ритуале? Опять же, по прямому указанию Бога; позволю себе сравнительно длинную цитату из Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Все вышеописанное можно было бы воспринимать, как исторический курьез, если бы не прямое магическое действие причастия, которое каждый верующий испытывает на себе.

Что есть вера в Бога? Слово «вера» тоже немного затерто и иногда мешает правильному пониманию смысла. Если сказать: «Я верю, что Алекс порядочный человек и не забудет вернуть мне завтра сто рублей», то слово «вера» здесь имеет другой смысл.

Вера в Бога – это своего рода таинственное знание, что Он существует; это таинственная связь между тобой и живым Богом.

Это знание, эту связь невозможно получить и развить без причастия.

У каждого человека есть врожденная способность к контакту с Богом, то есть к вере. Все люди разные, и восприятие Бога – вера – у разных людей имеет разные формы: некоторые склонны к созерцанию и сердечному восприятию, другие, так сказать, сближаются через интеллектуальное общение; одни ощущают Бога ярче, другие слабее; и так далее. Но без причастия эти смутные ощущения так и останутся смутными ощущениями. Крещение (начальную инициацию) можно сравнить с посадкой зерна в землю; чтобы выросло растение (вера), требуется полив. Полив – это причастие; без полива зерно не взойдет. Как из разных семян вырастают разные цветы, так и вера у разных людей отличается.

Вера в бога вещь сугубо интимная, индивидуальная; и постигается только опытным путем. Так как мы сейчас в массе своей не являемся практикующими христианами, то и не можем вполне понять, что есть вера. Соответственно, это создает почву для некоторых недоразумений. Представьте, что вас в результате кораблекрушения занесло на остров, где живут дикари. Дикари оказались душевными и нормальными людьми, но неграмотными. То есть они в принципе не знают, что такое письменность. И вот вы в какой-то момент, затосковав по семье, стали перечитывать старое письмо, обнаруженное во внутреннем кармане. Письмо от жены, где она пишет что-то о себе и про маленькую дочку, и каракули дочки внизу письма: «Папа Мама Я». И тоска по родным и прежней жизни так сжала ваше сердце, что на глазах вскипели слезы. Дикари смотрят на вас с сочувствием и недоумением: они видят, что человек смотрит на странные палочки и начинает плакать. Они непременно подумают, что у вас что-то не в порядке с головой и нервами, и дадут вам попить пустырника.

Помню, примерно так я реагировал в прошлом, когда видел в церкви каких-то тетушек и других людей. Их движения, жесты, какие-то душевные движения, отражавшиеся на лицах, казались мне странными. Теперь я понимаю – они знали что-то, недоступное мне тогда.

Все люди имеют как бы некоторую душевную болезнь, врожденную заразу; церковь это называет грехом. Одним из проявлений этой болезни является склонность к тщеславию и самолюбию. У интеллигентной публики эта черта выражена очень сильно, особенно применительно к умственной деятельности. Мы не думаем, что острым ножом можно не только колбасу отрезать, но и руку до сухожилий повредить; с острым ножом надо быть аккуратным. Мы полагаем, что знаем, как должен вести себя Бог; если церковники говорят, что Бог есть любовь, что он милосерд и все такое, то почему кругом полно подлецов и всяких несчастий? Он бы это не допустил; стало быть, ваш Бог – выдумки. И так далее со всеми остановками. Если образованный человек придумывает некоторую идею, то он носится с ней как с писаной торбой. В принципе, это неплохо – и творчество, и настойчивость, но если только адекватно представлять свое место в мозаике окружающего мира.

Те, у кого была кошка или собака, представляют, насколько это умные и тонкие создания. У нас у соседей был красавец кот (голубой англичанин), несколько месяцев назад умер. Спрашиваю на днях у Александра, не планируют ли они завести нового; отвечает, что нет – второй раз такую смерть не хотят переживать; все равно, что ребенок умер… В то же время мы хорошо понимаем, что есть элементарные вещи, которые в принципе недоступны пониманию наших питомцев; самой умной собаке никогда не объяснить, что такое таблица умножения; гениальная кошка в принципе не может понять, что такое квартирная плата.

Если есть Бог, который создал окружающий мир и нас, то даже на логическом уровне понятно, что есть вещи, в принципе недоступные человеческому пониманию. Тем более нелепо выглядит человек, не имеющий веры, который самовлюбленно толкует о вере и о том, как должен вести себя Бог.

Почему Бог троичен? – Не знаю.

Почему Бог создал мир таким образом, что люди могут постигать добро и зло только путем страданий и скорбей? – Не знаю.

Почему потребовалась крестная жертва Иисуса Христа (Бог принес жертву сам себе)? – Не знаю.

Почему Бог настаивает, чтобы мы вкушали его плоть и кровь? – Не знаю.

Почему Бог установил, чтобы причастие происходило через ритуал Его жертвоприношения священниками? – Опять не знаю.

Так устроен мир.

Как можно верить в Бога, когда так много неизвестного? – Можно.

Собака вас любит и готова умереть за вас, даже не понимая таблицы умножения. Почему она вас любит, хотя по жизни вы можете быть последним подлецом? – Не знаю; так устроен мир.

Когда в человеке начинает возрастать вера, многие вопросы отходят на второй план. В первые века христианства было много внешних чудес, это требовалось для укрепления и развития веры среди язычников. Сейчас нет необходимости в таком количестве внешних чудес, так как есть традиция, церковная литература, большой исторический опыт и другие подпорки; времена изменились. Но внутри жизни каждого верующего человека Бог подает как бы укрепляющие импульсы в виде маленьких чудес, хорошо понятных человеку. Здесь нет исключений – каждый верующий непременно получает обратную связь от Бога. И это укрепляет веру, которая сама по себе есть сверхъестественное явление. У каждого свой путь, свой опыт Богообщения, свои персональные маленькие - или не очень маленькие – чудеса. При этом следует подчеркнуть, что православие чуждо экзальтации, заламыванию рук и слезливым истерикам; в монашеской практике есть даже специальный термин – «трезвение». Как пел Виктор Цой: «Следи за собой, будь осторожен». В этом смысле русский характер, немного насмешливый, спокойный и упорный, хорошо ложится на Православие (или наоборот).

...Холодный прищуренный взгляд через оптический прицел…

Возвращаясь к началу статьи насчет наших искажений в суждениях о священниках.

По сути, православное священство есть каста жрецов (в терминах магического описания церкви), основное назначение которых – совершать Литургию. Здесь следует пояснить, если кто не знает, насчет жертвоприношения во время этой службы. Оно называется бескровной жертвой. В алтаре, за закрытыми вратами, священник читает определенные молитвы (называемые тайными) и совершает определенные символические действия с просфорой (специальным хлебом) и вином. Кульминацией является тот момент, когда священник опускает кусочки просфоры в вино и произносит молитвы эпиклесиса, то есть молитвы о призывании Святого Духа. В результате хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа.

Этот момент называется преложение Даров.

В русской святоотеческой литературе мне попадались несколько раз описания того, как Бог прямо показывал, что преложение даров не просто литературная постановка, а вполне себе реальная вещь. Один монах (кажется, в Оптиной пустыни – лень искать; если кто хочет, может погуглить) в какой-то день перед причастием впал в сомнения и скептицизм; он думал с нарастающим раздражением: «Какое там Тело и Кровь; там обычные хлеб и вино!»,- и до того распалился, что даже не хотел идти на Литургию. Но его коллега-монах зашел за ним и уговорил-таки пойти.

С неохотой и внутренним сопротивлением стоял этот инок на службе – но, видимо, он был хороший монах, потому что, когда он подошел к чаше причащаться, то увидел ее полную крови и дымящимся сырым мясом. Парня просто заколотило, и он не то, что к чаше приступить с открытым ртом – с места стронуться не мог. И тут он услышал Голос, который сказал: «Ты видишь, что людям невозможно вкушать плоть и кровь; поэтому вы причащаетесь хлебом и вином». После этого содержимое чаши приобрело обычный вид, а инока отпустило, и он смог причаститься (Цитирую по памяти, текст может слегка отличаться – но смысл сохранен).

Нечто подобное произошло и в городке Ланчано, который в Италии (недалеко от Римини). Предание относит это событие к VIII веку. Но там просфору и кровь сохранили, они так и хранятся в базилике в хрустальном сосуде. Кровь высохла и имеет форму пяти шариков. В конце XX века были проведены исследования двумя независимыми итальянскими экспертами – плоть соответствует тканям миокарда (то есть сердечной мышцы, у сердечной мышцы характерная структура под микроскопом, ни с чем не спутать); кровь относится к 4-й группе, резус-фактор положительный. Там в подвале в базилике висят фотографии микросрезов и всякие описания. Что интересно – хотя хрустальный сосуд не герметизирован, кровь, будучи приведенной в жидкое состояние, обладает всеми свойствами живой крови и годится для переливания.

Возвращаясь к священникам: вы можете быть прекрасным человеком, но если вы не прошли особый обряд посвящения (то есть если вы не священник), то вы не сможете совершить Литургическое жертвоприношение; хлеб и вино у вас так и останутся хлебом и вином.

Священник может быть не очень хорошим человеком, но если он сделает во время Литургии все, что положено – хлеб и вино превратятся в Плоть и Кровь со всеми вытекающими последствиями.

Еще раз – в этом основной смысл служения священников.

Проповеди, поучения насчет добра и зла и все такое – это бонус, опция сверх программы. Священники не обязаны учить нас морали и хорошему поведению, это, строго говоря, не по их части.

Также очень важная функция священства – проведение исповеди (тоже действо, относящееся к таинствам). Аналогично, просто хороший человек для проведения этого таинства бесполезен; а даже посредственный по моральным качествам священник сможет вам отпустить грехи. У некоторых людей представление об исповеди как о сеансе психоанализа; это не так; по смыслу, это совершенно разные вещи: священник не обязан быть психологом, а таинство исповеди является, по сути, магическим обрядом и не имеет отношения к психологии. Конечно, если человеку, кроме прочего, надо было выговориться – то он выговорится и получит от этого некоторое облегчение. Но это, скажем так – необязательный бонус.

Среди людей, только теоретически знакомых с православием и не имеющих практического религиозного опыта, существует еще одно распространенное заблуждение относительно исповеди, которое часто выражается в насмешливом отношении к этому таинству. Типа: «…Они там хорошо устроились – сегодня насвинячили, завтра к попу прибежали: «Батюшка, прости!»; тот им лоб перекрестил – и они дальше побежали свинячить; а надо не к батюшке бегать, а изначально вести себя по-человечески».

В чем здесь заблуждение? - Когда у человека устанавливается определенный контакт с живым Богом, он старается вести себя более-менее по-божески и следовать определенным евангельским нормам. Даже слабые попытки в этом направлении сразу проявляют нашу душевную слабость и патологическую склонность ко греху.

Еще раз подчеркну – такого рода познания сугубо индивидуальны и приобретаются только опытным путем.

А практика однозначно показывает: нормальный человек не может жить, не погрешая против Бога. Alias…

Да, во время покаяния грехи списываются с нашего личного счета – но это в том случае, если покаяние искреннее и полное. По-гречески покаяние – это «метанойя», что означает «перемена ума». Настоящее покаяние сродни перерождению и подразумевает определенную перемену жизни. Мы сейчас в душевном отношении слабые и немощные и не способны, как правило, к такому покаянию. …Хотя бы основные грехи вспомнить… В случае такого слабого покаяния оно должно быть подкреплено чем-то хорошим с нашей стороны. Это как если бы наши грехи в виде камней накапливались бы на горизонтальной полке, которая может вращаться, но в норме зафиксирована защелкой; когда священник произносит разрешительную молитву, фиксатор отщелкивается – но поворот полки обеспечивается силой нашего покаяния. Если покаяние сильное – полка поворачивается, и камни ссыпаются с нее; если покаяние слабое – полка слегка накреняется, что-то падает, но что-то остается. Для опрокидывания полки требуется дополнительное усилие, некоторая дополнительная энергия.

Мы могли бы генерировать такую энергию, например, или усилением молитвы, или какими-то добрыми делами. Но в этом отношении толку от нас немного: молитвинники мы никакие, а добрые дела наши если и есть, то стоят они пять копеек, к тому же часто такие дела смешаны с определенным тщеславием и самолюбованием, что вообще роняет их ценник в минус.

Тогда Господь попускает нам какую-нибудь скорбь; наиболее эффективны в этом отношении болезни… В этом случае от нас не требуется никаких подвигов – только потерпеть с внутренним смирением… К сожалению, нам больше нечем расплатиться в этой жизни за наши прегрешения – у нас нет других активов… И тогда полка поворачивается, камни падают - и счет обнуляется. Больной выздоровел.

Это все давно известно из святоотеческой практики; а каждый верующий знает это на своей шкуре.

Кроме того, само по себе покаяние требует определенного напряжения: хотя во время исповеди мы каемся перед Богом, а священник есть только свидетель, но все же иногда это очень непросто – сказать другому человеку (пусть и свидетелю) вслух какие-то вещи, которые я не хотел бы и вспоминать; некоторые грехи могут быть просто унизительными и стыдными.

А утаивать грех – еще хуже; если пойдешь к причастию с утаенным грехом, то из практики известны случаи последующих заболеваний, кончавшихся смертью.

Поэтому никто, будучи в здравом уме и памяти, не будет сознательно грешить. И без того хватает…

Остается вопрос – почему так много людей неверующих? Ведь сейчас тех, кто регулярно ходит в церковь (так сказать, практикующих христиан) несколько человек на сотню. Разве Бог не может привлечь людей к Себе?

Конечно, может – но пока не привлекает. Я не знаю причины; возможно, еще не вечер. Эта отдельная тема, она немного выходит за рамки данной заметки.

По смерти нам несомненно откроется больше знаний о мироустройстве; другое дело, что, так сказать, практической пользы это знание уже не даст – ибо здесь мы свободы в деяниях, там такой свободы не будет… В общем, надо немного подождать…

На этом сворачиваюсь; и так уже затянул с окончанием: хотел изначально написать пару слов, а получилось что-то многовато.

Спасибо за внимание.


    «Я даже не знаю их имен»
    • Nikkuro
    • Вчера 10:53
    • В топе

    Сын композитора Таривердиева офицер спецназа ГРУ Карен Таривердиев    «Я был ранен в ногу. Снайпер стрелял точно, но хотел, чтобы меня взяли в плен. Он выстрелил и попал, лиши...

    "50 лбов — и я, девочка": Лолите передали "горячий привет" с фронта. Чиновники слова о "москалях" забыли

    Олег БеликовБойцы на передовой открыто обвиняют "властелинов коридоров власти" в предательстве. Очередным поводом для негодования героев стал концерт Лолиты Милявской в Ярославле. Парни в камуфляжах в...

    Допикадиллилась. «Кормилицу всея СССР» выгнали с позором: Вайкуле на Западе настигла карма

    В советское время Лайма Вайкуле была одной из самых любимых исполнительниц в СССР. Зрители смогли в полной мере оценить и необычный внешний вид певицы, и ее оригинальную манеру исполнения, и легкий пр...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Смирнова Людмила 10 сентября 2019 г. 21:56

      Несколько замечаний о возможных причинах чернобыльской аварии

      На сегодняшний день, несмотря на хождение в сети всяких нелепиц, Чернобыльская авария изучена сравнительно подробно. Подавляющее большинство серьезных исследователей полагают, что коренной причиной аварии была неудачная конструкция реактора, которая «выстрелила» вследствие крайне маловероятного случайного стечения обстоятельств. Практически все уверены, что это было и...
      1332
      Смирнова Людмила 15 января 2018 г. 02:01

      Несколько замечаний о теории эволюции и мифах Автор - combat, блестящий текст!

      https://aftershock.news/?q=node/605905 В настоящее время наше представление о теории эволюции в силу разных причин значительно мифологизировано и искажено.Нормальный интеллигентный человек считает эволюцию одним из краеугольных блоков в научном объяснении мира. Более того, я бы сказал, что подсознательно слова «теория эволюции» и «наука» воспринимаются как синонимы.Са...
      775
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика