Никто не хотел браться за съемки заведомо провального фильма, но выпускник аспирантуры ВГИКа Владимир Меньшов, на счету которого была лишь снятая еще в годы учебы короткометражка под названием «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», решил рискнуть.
Риск, кроме того, заключался и в том, что в своей первой полнометражной ленте Меньшов наряду с такими звёздами советского кино, как Наталья «красотка всея СССР» Фатеева, Евгения Ханаева, Зиновий Гердт и Олег Табаков, снял совсем юных начинающих актеров – Дмитрия Харатьяна, для которого «Розыгрыш» стал дебютом на экране, Наталью Вавилову и Евдокию Германову, сыгравших свои первые заметные роли.
Самым опытным из молодых артистов оказался снявшийся в роли антигероя Олега Комаровского Андрей Гусев, успевший сняться к тому времени в пяти фильмах. Второстепенные роли – одноклассников главных персонажей «Розыгрыша» сыграли старшеклассники московских школ.
Но результат превзошел все ожидания: вместо нудного нравоучительного школьного фильма, представляющего собой очередную вариацию на тему «что такое хорошо, и что такое плохо», у Меньшова получилась яркая, динамичная и, вместе с тем, заставляющая задуматься картина, которая вызвала большой интерес у молодежи.
Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный известным кинодраматургом Семеном Лунгиным, одним из создателей хорошо знакомых отечественным любителям кино картин «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Жил певчий дрозд», «Трое в лодке, не считая собаки», несколько лет пылился в архиве «Мосфильма», так как его посчитали неинтересным и бесперспективным.
Действие разворачивается в обычной советской школе. Началось всё с шутки лидера класса Олега Комаровского — он подговорил одноклассников отложить контрольную работу, а для этого наврать учительнице математики, что она якобы не предупреждала о контрольной. В итоге обман раскрылся, и Комаровский схлопотал единицу.
Выдала правду скромная ученица Тая Петрова, которую в классе дразнили «юродивой» из-за её болезненности. Она предупредила всех заранее, что если её прямо спросят, было ли сказано о контрольной, она честно скажет. Что и произошло.
В это же время в классе появляется новый ученик, Игорь Грушко. У него проблемы с семьёй и живёт он с тёткой. Но у него есть талант — он играет на гитаре, пишет песни и мечтает набрать группу музыкантов. Что он и делает, несмотря на препятствия. Комаровский понимает, что его позициям лидера был нанесён урон и пытается выправить положение.
Весь конфликт фильма основан на разности жизненных ценностей двух персонажей.
Для Игоря это — правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье.
Для Олега же главное — достижение цели. Любой ценой. Обмануть? Нахамить взрослым? Не вопрос! Можно даже макнуть собственого отца. Всё ради своей цели.
В фильмах тех годов было принято делать открытый финал, дабы зритель обсуждал и думал. Но на сегодняшний день мы прекрасно знаем чьи жизненные ценности победили.
В 2008 году на экраны вышел одноименный ремейк фильма Розыгрыш, продюсером и художественным руководителем которого стал Павел Лунгин — сын сценариста оригинальной картины Семена Лунгина. А режиссером был не Владимир Меньшов.
В новом фильме показан тот же сюжет, но в школе 21 века. Реп, капитализм, секс, наркоманизм и отчаенное желание Дюжева отлюбить школьницу.
Что характерно, в новом «Розыгрыше» повествование ведётся от лица Олега. Тут он не просто лидер класса, а целый сын спонсора школы. Его розыгрыш доводит учительницу до больничной койки. Отца Олега играет Харатьян.
Верните мне мой
ламповый 77-й
В 1977 году на Всесоюзном кинофестивале в Риге картина была отмечена премией за лучшее исполнение женской роли (Евгения Ханаева) и специальным дипломом за сценарий (Семен Лунгин).
Фильм был удостоен приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм 1977 года для детей и юношества.
Картина заняла 10 место в советском прокате по посещаемости — фильм посмотрели 33,8 миллиона зрителей. Немало способствовали успеху фильма прозвучавшие в нем песни, написанные композитором Александром Флярковским на стихи Алексея Дидурова и исполненные ВИА «Добры молодцы».
Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны стала одной из популярнейших композиций. И вот уже более 40 лет на каждом выпускном звучат эти чудесные слова:
Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса
Учитель нас проводит до угла
И вновь — назад, и вновь ему с утра
Встречай, учи и снова расставайся
Когда уйдем со школьного двора
Для нас всегда открыта в школе дверь
Прощаться с ней - не надо торопиться!
Ну как забыть звонче звонка капель
И девочку, которой нес портфель?
Пускай потом ничто не повторится
Для нас всегда открыта в школе дверь
Пройди по тихим школьным этажам
Здесь прожито и понято немало!
Был голос робок, мел в руке дрожал
Но ты домой с победою бежал!
И если вдруг удача запропала
Пройди по тихим школьным этажам
Спасибо, что конца урокам нет
Хотя и ждешь с надеждой перемены
Но жизнь — она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ
Но ты найди решенье непременно!
Спасибо, что конца урокам нет!
Оценили 35 человек
47 кармы