Посмотрел «Побег из Шоушенка». Да, только сейчас. Да, отличный точный фильм об освобождении из внутренней тюрьмы. И да, последний рывок придётся делать по канализационным трубам, всё так.
Как я увидел, фильм не только об Энди (который в переводе — человек). Об освобождении Реда — да: о том, что когда мы обретаем свободу, нам совершенно плевать на «комиссию скотов», взявших право эту свободу ограничивать. И последние тогда пасуют за бессилием. Об искуплении, преображении пространства — тоже: это как раз прямое значение названия 'Shawshenk Redemption.' Энди же здесь служит скорее эйдосом, идеей человека в самом широком диапазоне.
И вот что сразу резануло: откуда и зачем ему финальное богатство? герой, явивший такую силу духа, не может иметь ничего общего с деньгами. Это разнонаправленные векторы, это — воплощения в разных средах. Вспомним жизнь: мы никогда не встретим человека в духе, замаранного большими деньгами. Но!
Но, но, но. Фильм гораздо точнее и тоньше, чем показалось на грубый взгляд. Энди снимает деньги, напруженные до тюрьмы — тогда, когда он был подчёркнуто слабым и плоским гражданином, тряпкой и червём. Именно в таком состоянии мы опираемся на ум, а ум только и способен, что напрудить материального. Неслучайно жена изменяет ему — предпочитая, простите, болт другого мужчины. Болт (с англ. — вспышка молнии) всегда являлся символом духа, на этом пилоне ещё покрутится Фрейд. Прежний же Энди подобного интереса не представлял. Не зря потом и в тюрьме нам покажут, как можно предать болт, направляя его (с силой и агрессией) на мужчин. И именно момент с отвергнутым болтом станет точкой Эндиного разворота. А гроза явится единственным помощником при побеге.
Книга Кинга называется «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». То есть, женщина, как ни крути, стоит на первом месте в деле спасения, без неё не было бы ничего. Пусть даже она будет лишь образ на стене.
В конце же — браво, сценаристы! — нам не показывают Энди с грязью денег, их мы дорисовываем сами. Нет, он уже выбрался из канализации и омылся дождём, что проливается на злых и добрых. Мы же видим, как он закрывает отношения с банком («Как жаль, мистер Дюфрейн...»), а потом перед нами свободный человек «в машине без верха» — свободный от всего, что загораживало бы небо
????
Оценил 1 человек
1 кармы