О ЯВЛЕНИЯХ БОГОРОДИЦЫ НАКАНУНЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ, В БУДЁННОВСКЕ И В ЦХИНВАЛИ

2 4004

О том, что в военном Сталинграде, перед наступлением наших войск, было Явление Божией Матери, многие уже знают. Но о том, что этому могла быть свидетельницей и моя прабабушка, Елена Фёдоровна Ралдугина, я услышала относительно недавно. Впервые это прозвучало в моей семье так вскользь, что сначала я пропустила это сообщение мимо ушей. Когда же, спустя какое-то время, мама упомянула об этом во второй, а потом и в третий раз, я спросила: «Ей Богородица приснилась?» «Да нет же! Всё было наяву! Мне и брату Вите она поведала о Явлении уже в Шугане, на свободном от немцев берегу Волги, в Татарстане, после нашей эвакуации, когда мы устроились на новом месте. «Вот, кого вы должны всю жизнь благодарить за своё спасение! Её, Пречистую! Не забывайте этого никогда!»

Рассказ моей прабабушки передавался её внукам по большому секрету потому, что «клерикальная пропаганда», как в то время называли любые доказательства того, что Бог есть реальность, могла быть наказана: бабушка Екатерина Филипповна являлась членом компартии.

И я решила поискать доказательств маминой истории в Интернете. Тотчас, как включила компьютер, увидела на мониторе сайт города Ростова Великого «Возрождение», с повествованием о. Димитрия (Пивоварчука), названном им «О Явлении Пресвятой Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года». Читая этот материал, а вслед за ним и другие, я стала сопоставлять то, что мне открывалось, с тем, что запомнила детская память моей мамы.

Наша семья жила в Сталинграде давно. Дед, Ефим Александрович Берёзин, православный, был мобилизован в Красную Армию 24 июля 1941 года. В доме была икона. Когда дедушка прощался с близкими, она упала на пол. Дед, которому было тогда всего двадцать восемь лет, заметно погрустнел, потому что растолковал событие как знак того, что он не вернётся. Да так и случилось. Где он погиб, когда, никто не знает до сих пор. Похоронки не было. А когда его командир в 1942 году, проездом в Москву через Сталинград, посетил его вдову, то рассказал, что «наши» готовили наступление и минировали поля, а отступать по ним пришлось не немцам, а своим. Возможно, на одну из мин наступил и мой дед. Погибнуть он или попасть в плен мог с апреля по октябрь 1942 года. Возможно, во время неудачного наступлении Красной Армии под Харьковом.

До войны в Сталинграде жили полмиллиона человек. Начиная с 17 августа 1942 года, враг стал ежедневно бомбить его с самолётов. Как вспоминала уже в мирные дни Галина Мирошникова, которая в годы Великой Отечественной была ребёнком, ровесницей моей мамы, бежать стало очень трудно. Город стоял на высоком берегу Волги, которая тут быстра и широка. Перебраться через неё вплавь не реально. Нужны баржи или хотя бы плоты. На них и перевозили раненных бойцов. Но и это не было гарантией спасения.

В августе немцы разбомбили баржу, на которой переправлялись на другой берег 1200 женщин и детей – никто не спасся. Тогда же был уничтожен плот с 700 ранеными – выплыли 300 человек.

И когда на город в конце лета 1942 года обрушились тонны металла, это обернулось трагедией для множества семей, которые не знали, где и укрыться. Привожу воспоминания Галины Мирошниковой: «Волга кипит от бомб. Огромные водяные столбы поднимаются к небу. Разлетаются в щепки плоты, в воздух взлетают брёвна, доски. Истекая горючим, идут на дно баржи с ранеными. Вода горит, и в ней, превращаясь в факелы, извиваются те, кому не повезло погибнуть мгновенно. Над Волгой стоит тяжёлый смрад. А по берегу, среди визга осколков, обезумев от боли и ужаса, кричат и падают истерзанные, окровавленные люди. Мы с мамой бежим в дым глубоких подвалов, чтобы спастись».

Мои близкие: бабушка, прабабушка, мама и два её младших брата не покинули город. Свой собственный дом они обменяли на еду в голодные то ли двадцатые, то ли тридцатые годы, и теперь жили, в черте Сталинграда, на территории посёлка «Красный Октябрь». На этом заводе когда-то работала прабабушка, бывшая вдовой. Им выделили скромный домик на семью. Во дворе, за ним, они и вырыли землянку, в ней и поселились.


Сначала фашисты прорвались в город на севере. «Идут бои за Сталинград. За каждую улицу, за каждый дом. … Вот у меня на глазах немцы расстреливают маму, – вспоминает Галина Мирошникова. – Я кричу, а меня и братишку держат, не пускают к ней люди. До сих пор чувствую тепло умирающего пятилетнего братика. Маленькое тельце всё изорвано, он истекает кровью. Мамы уже нет, но он, умирая, зовёт её. Вот и нет семьи. Меня, контуженную, изрешечённую осколками, которые и сейчас во мне, с выбитым глазом, подобрали люди».

Младшего брата моей мамы, годовалого малыша, убило взрывной волной во время одной из бомбёжек. Когда дедушку забирали на фронт, бабушка была беременной этим, своим третьим ребёнком. Дедушка никогда не видел своего младшего сына, да и от самого деда не осталось ни одной фотографии. Моя шестилетняя мама меняла годовалому брату чулочки, когда он, мёртвый, упал ей на руки.

Другой мамин ровесник, Тим, после войны писал, что, когда их дома разбомбили, жители его улицы вырыли земляные норы на склонах Мамаева кургана, в них и поселились. Во время бомбёжки было так страшно, что он, шестилетний, буквально сходил с ума. И тогда кто-нибудь из женщин в полной темноте начинал читать молитву. На сердце снисходил мир – мальчик засыпал.

Галина Мирошникова вспоминает, как однажды в бомбоубежище, где она сидела, вбежали двое детишек шести и восьми лет. «Они рыдают, личики перекошены страхом. С протянутых к людям рук капает кровь, ногти сорваны, висят на кровавых нитях. Дети, плача, умоляют раскопать их мамочку: её завалило стеной рухнувшего дома. Но в нашем убежище прятались одни женщины. Немея от страха, они только крепче прижимали к себе своих детей. Никто не пришёл к ним на помощь. Детишки выбежали и исчезли в дыму».

У другой женщины было трое детей. Она оставила двоих – шести и четырёх лет – в бомбоубежище, а с грудным побежала поискать для них воды и хлеба. Но где и найти, если улицы – одни воронки от бомб да битый кирпич? Начался новый налёт – в бомбоубежище попал снаряд: двое её детей погибли. Но и третий ребёнок оказался под завалами: мать смогла вытащить одни его окровавленные ручки. Шла война на уничтожение всего нашего народа.

Сталинград, 1942 год. Фотография Л.И.Конова.

Дальние родственники мамы жили в северной части Сталинграда. Когда враг пробился в город, их угнали в Германию, в концлагерь. Вернулись из плена двое из троих: мать, тётя Шура, она была на половину немкой. Её дочь, семнадцатилетняя Лида, не погибла только потому, что Шура кое-как говорила на немецком и упросила пристроить больную туберкулёзом девушку кому-то в услужение. А вот сын Володя, подросток, бесследно пропал.

Осенью 1942-го бои в городе шли за каждый дом. Вернее, за руины каждого дома. К ноябрю фашисты вели бои и на территории завода «Красный Октябрь», не так уж далеко от дома моей мамы.

Завод «Красный Октябрь»

Если в одном цеху ремонтировали наши танки, в другом бои не смолкали ни на час. Фронт проходил по улицам Сталинграда.

Война велась и на духовном уровне, пишет о. Димитрий (Пивоварчук). Ещё до её начала, в 1941 году, одному валаамскому монаху было видение: трижды перед ним открывалось Небо, не наше, а Небо иного мира, и он видел и слышал, как Пресвятая Богородица умоляет Господа простить и спасти почти обезбоженную к тому времени Россию. Только на третий раз Иисус Христос обещал, что сердечная просьба Его Матери будет исполнена. Вот, почему Явления Пресвятой Богородицы и Святых в годы Великой Отечественной войны не были такой уж редкостью. Причём происходили именно там, где ожидалось наступление наших войск, и должны были происходить великие, переломные битвы национально-освободительного движения СССР.

Существует предание, что, когда враг напал на Советский Союз, митрополит Библский и Ботрисский, экзарх Гор Ливанских (1903–1969) о. Илия (Карам) спустился в подземелье своего монастыря, чтобы умолить Небо помочь нашей стране победить врага. Старец дал себе слово не пить воды и не вкушать пищи до тех пор, пока на его молитву не будет дан ответ

И на третий день ему явилась в огненном столпе Божия Матерь и объявила те условия, на которых горний мир обещался дать нам свою помощь. Первое – в СССР должны быть открыты храмы, монастыри, семинарии и духовные академии, закрытые после 1917 года. Второе – священники и монахи должны быть возвращены из тюрем и фронтов, чтобы начать в храмах Богослужение. Третье – Ленинград, Москву и Сталинград не сдавать, а обнести Крестным ходом Чудотворной «Казанской» иконой Царицы Небесной. А когда война закончится, о помощи Божией Матери надо сообщить всему народу.

Владыка о. Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и Советского Правительства и передал им всё, что услышал. Об этом написал в своей статье протоиерей Василий (Швец), который лично встречался с митрополитом Илией после войны. Это же подтвердил и наш современник, митрополит Юга Ливана, Тира и Сидона о. Илия (Кфури), приезжавший в Москву в 2009 году на церемонию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде в 1942 году. Художник Андрей Лысенко

Начало наступления советских войск под Сталинградом было назначено на начало ноября 1942 года. Но так случилось, что в эти дни закрутила метель, ударили сильные морозы. Это отодвинуло наступление до 19 числа. А в ночь с 11 на 12 фашисты сделали ещё один прорыв к Волге, они вышли к реке в районе завода «Баррикады». Наутро группу врага ликвидировали, но именно в эти дни Пресвятая Богородица и решила поддержать защитников города и мирных жителей Своим многократным Явлением. Это произошло в день памяти преподобного Аврамия Ростовского, и, по мнению о. Димитрия, стало переломом «войны не в земном, а в духовном плане».

Преподобный Аврамий жил в Ростовской земле, где было много язычников. Он много трудился, распространяя христианство. В чудном Видении предстал перед ним однажды Святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом. Им преподобный и сокрушил идола Велеса (Волоса), который наводил страх на всю округу. На месте идольского капища Святой основал обитель в честь Богоявления и стал её настоятелем. Святые мощи его обретены при сыне Юрия Долгорукого, младшем брате Андрея Боголюбского, Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо (1176–1212). В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил Святые места и всюду молился о даровании Победы над Казанским ханством, разорявшим своими набегами Московское царство. В Богоявленском монастыре ему показали жезл преподобного. Царь взял его с собой в укреплении своего мужества, своей надежды и веры. Покорив Казань, он, в благодарность Небу, воздвиг в обители новый каменный храм в честь Богоявления и прислал туда богослужебные книги и иконы.

О. Димитрий пишет: «Часто говорят, что не хватило немцам сил пройти каких-то сто метров. Теперь нам стало известно, что на пути врага встали не только в своём беспримерном подвиге сотни тысяч бойцов и командиров и легли костьми сотни тысяч мирных граждан, не успевших эвакуироваться и оказавшихся на передовой, между двух линий окопов, но на пути врага встала и Сама Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, спасая совсем упавший, было, дух людей и придавая Явлением Своим величайшему в истории горю людскому величайший Божеский Смысл».

И так было не раз в русской истории и раньше, когда на наш народ напад внешний враг, приходивший из-за рубежа. В часы осады Успенской Почаевской Лавры турками в июле 1675 года, с первыми же словами братской молитвы «Взбранной Воеводе победительная…», обращённой к Божией Матери, над храмом встала Она Сама, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными Ангелами, держащими обнажённые мечи.

Рядом с Ней стоял и отошедший за двадцать лет до этого в мир иной преподобный Иов Почавский (ок.1551–1651), кланялся Царице Небесной и молил Её о защите его обители. Татары стали осыпать обе фигуры стрелами, но они возвращались к ним же. Захватчиков охватил ужас, и они бежали, в духовном ослеплении убивая друг друга.

А когда летом 1581 года на Псков двинулась стотысячная армия польско-литовских захватчиков, которую вёл король Стефан Баторий, на пути его воинства встал Псково-Печерский монастырь. Стоявшие в обители сторожевые войска русского царя перехватывали неприятельские отряды и их обозы. Потому осенью поляки начали осаду монастыря. А едва врагу удалось пробить стену возле Благовещенского храма, иноки поднесли к пролому главную свою Святыню – древнюю икону «Успение Божией Матери». Осаждённые стали горячо молиться Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все атаки противника были отражены.

Секретарь походной канцелярии Батория, ксендз Ян Пиотровский записал тогда в своём дневнике: «Немцам не везёт в Печорах, были два штурма, и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие – что место – свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».

Чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы «Успение» и «Умиление» были посланы монахами и защитникам Пскова. За пять месяцев осады города неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский Кремль, но так его и не взял. Это ли не Чудо?

В 1812-ом наполеоновские войска сумели занять Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. И тогда опять стали непробиваемым духовным щитом иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», а также – хоругви с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября 1812 года жители города вышли на Крестный ход. Горячая молитва поднялась к Небу – в этот же день наши войска отбили Полоцк, а от Пскова отошла опасность оккупации.

А в Преображенском кафедральном соборе Белгорода хранится Чудотворная икона «Николая Ратного». Существует предание, что в 1812 году русское благочестивое воинство отправилось с этой иконой на войну с Наполеоном. Образом «Николы Ратного» благословил русскую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. Вдохновлял этот образ наших воинов и в русско-японскую войну.

Таких историй много!

Что же касается Сталинграда, то историк Вадим Николаевич Якунин обнаружил в архиве Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР документ, датированный 1943 годом. В нём говорится, что некто Ходченко сообщал своему начальнику в Москве, полковнику НКГБ Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей некоего необъяснимого события, о котором солдаты передавали друг другу с огромной радостной надеждой. Не все из солдат полегли в Сталинградской битве, кто-то дошёл до Украины и участвовал в её освобождении.

Свидетельства трёх бойцов помещены в книге Л. Красника и Ф. Андреева «Чудеса Божии во время Великой Отечественной войны». Так Георгий Ильич Голубев, офицер особого отдела, не раз перевозивший через Волгу в районе Сталинграда секретные документы, вспоминал, что в начале ноября 1942 года почти постоянно шёл ледяной дождь, всё покрыла изморозь, а по волжской воде шла шуга – мелкие льдины. Моя мама помнит, что так и было: грянул мороз минус 18 градусов, Волга стала стремительно замерзать, покрываться у берегов льдом. А по льду эвакуация опасна. Ширина Волги в этих местах – сотни метров. Достаточно одной бомбы или мины, которые вскроют ледовый настил, чтобы все пошли ко дну.

Когда Голубев под утро 11 ноября добрался до своих и начал переодеваться в чистое, один из его бойцов сказал: «Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели! Божия Матерь была в небе! В рост и с Младенцем Христом! Теперь, точно, порядок будет».

Другой защитник Сталинграда, видевший Небесное Знамение, рассказывал: «Как увидел в небе Божию Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в Победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда, как щит, пронёс сквозь всю свою жизнь на фронте». Запись этого воспоминания хранится у сотрудницы Музея-панорамы обороны Сталинграда, Жанны Николаевны Шириковой.

О рассказе другого война, которому довелось сражаться в районе «Красного Октября», свидетельствует Валентина Михайловна Евдокимова – директор Музея обороны Сталинграда. Мария Дмитриевна Сергиенко и её сестра Лидия Дмитриевна были детьми, когда слушали вместе с матерью рассказ об этом Явлении солдата Величко, который трижды бывал в их доме. Он готовил для отправки на правый берег Волги очередное пополнения, формировавшееся в городке, расположенном напротив Сталинграда.

По словам Величко, Явление началось со «светлой полосы», которая появилась в городе во время ночного боя. Обе враждующие стороны прекратили обстрел друг друга. А надо сказать, что тогда линия фронта отделяла фашистов от советских солдат внутри города всего лишь на расстояние от десяти до тридцати метров. В те месяцы «прекращение огня было чем-то невероятным. Полоса света становилась всё ярче и ярче и стала совсем яркой, вспоминали эти женщины. Немцы решили, что русские что-то придумали, а наши думали на немцев, и решили послать разведку, «узнать, что это». В составе разведки и оказался Величко.

Подобравшись совсем близко, разведчики поняли, что свет исходит от Женщины в белых одеждах. Они поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит на линии, ещё недавно бывшей линией огня, и чего хочет. Но тут прозрачная стена преградила им путь. Вероятно, то была стена, отделившая нашу реальность от инобытия. Они начали прощупывать её, твёрдую, ища в ней проход, но она оказалась сплошной. Тогда Величко стал мысленно обращаться к Женщине. Она не отвечала ему. Бойцы вынуждены были вернуться на свои позиции.

Явление Богородицы продолжалось от получаса до часа и происходило как на ночном небе, так и на земле. Стали свидетелями этого Чуда и немцы. Рассказы о нём они привезли потом в Германию и вспоминали, какая тоска охватила их при виде этой Фигуры. Они поняли, что война будет ими проиграна. Часть, которая сподобилась Чуда находилась под командованием легендарного командарма Василия Ивановича Чуйкова (1900–1982), Маршала Советского Союза (1955), дважды Героя Советского Союза (1944, 1945).

Возможно, именно в эту морозную ночь, между 11 и 12 ноября 1942 года, когда на земле шёл несмолкаемый бой, моя молодая бабушка, прабабушка, мама и её брат находились под землёй, в своём убежище. Все спали, кроме прабабушки, которой не было тогда и пятидесяти, она дежурила внутри тесной землянки, сидя на ступенях лестницы.

Едва ли холод и бои наверху, темнота, позволяли ей находиться в эти часы во дворе дома. Поэтому она и не могла стать очевидицей Небесного Явления, о котором свидетельствуют бойцы. Не видела и того, как Богородица долго шла по земле. Это происходила где-то в стороне от её дома. Но она молилась. Молитвы она знала с детства наизусть, хотя была неграмотной. И молиться она могла только о спасении своей семьи. Из города не вырваться, враг наступает, он уже в городе. Если семья останется в Сталинграде, и начнется наступление, то все погибнут.

И вот, как она спустя несколько месяцев рассказала своей внучке и как та запомнила, Елена Фёдоровна будто бы стала очевидицей Явления Царицы Небесной внутри землянки. Бог любит Троицу. Предание говорит, отнесём это к области предания, что разлился неземной свет, и в нём проступил знакомый по иконам, узнаваемый образ Богородицы. Елена Фёдоровна потеряла дар речи и обрела его вновь только тогда, когда Видение исчезло. «Катя, Катя, – стала будить она свою дочь, – что я сейчас видела!» Не могу, конечно, дословно передать сказанное Ею, но мои близкие получили знак, что скоро будет эвакуация и никто в их семье больше не погибнет.

Вскоре в ворота постучались. Стучавшему среди ночи не открыли бы. Могли ломиться и немцы. Проще было затаиться, прикинуться мёртвыми, не существующими, скрыться под землёй, хоть ненадолго. В ту ночь фашисты всё ещё находились на берегу Волги. Но мои близкие открыли ворота. Ведь им была подана надежда. Она пришла к ним по вере их. В эту ночь советские солдаты шли по тёмной, пустой улице и стуком в ворота оповещали оставшихся в живых жителей рабочего посёлка, что сейчас из города уходит последняя баржа: река стремительно замерзает.

Вполне допускаю, что детская память могла что-то напутать. Мои близкие могли услышать о Явлении уже на берегу реки. Важно, что оно БЫЛО! Что Небо не оставило людей на земле без своей помощи. Вера и предавала мужества обречённым на смерть сталинградцам. Ведь во время войны и при большом желании властям не спасти от гибели каждого. Враг – коварен и озлоблен, он беспощаден.

Мама вдруг увидела солдат. Они стали выбрасывать проснувшихся детей из бомбоубежища на снег. Времени на сборы не было. Сонные дети и взрослые потянулись в полной темноте на волжский берег. А на переправе ждало их вавилонское столпотворение. Здесь теснились множество новобранцев. Ведь готовилось наступление. Мою маму отбросили от бабушки и едва не затоптали. Увлекаемая людской массой, она потерялась за спинами множества солдат. Наконец, вместе с ранеными, жителей Сталинграда погрузили на деревянную баржу, которую потащил буксир. Им даже успели дать чаю.

Не исключаю того, что и на барже кто-то шепнул радостно моим близким весточку о Явлении на Небе и на земле Пресвятой Богородицы. Такие новости распространяются быстро. Сами жители не знали о готовящемся наступлении, газеты и радионовости до них не доходили, телевизоров и Интернета не было. А немцы устроили обычный обстрел реки с высокого берега, из элеваторной башни, где они засели. Одна из мин угодила в буксир на глазах моей мамы. Он взорвался и пошёл ко дну. Другие мины, их осколки, поливали саму баржу, людей на ней. Неуправляемую, её понесло течением. Фашисты продолжали расстреливать беззащитных детей, их матерей, раненных речных моряков, их запомнила мама. Было так страшно, что дети от ужаса кричали в голос. Тогда бойцы своими телами прикрыли их от обстрела. И когда баржу, наконец, поймали и подтянули к берегу баграми люди с другой стороны, бабушка щепкой счищала с одежды своих детей куски разорванной, окровавленной человеческой плоти.

И всё-таки, моя семья, все четыре человека, спаслись. Хотя наступала суровая зима, им предстоял ещё долгий путь то пешком, то на машинах, в поисках нового пристанища, голодным, озябшим, без вещей. Возле какого-то болота, машину так подбросило во время обстрела, что мама упала в темноту и угодила в болото. Она бы потерялась, но её нашли. И здесь кто-то невидимо помогал ей. Месяца два мои близкие добирались до Набережных Челнов. Но здесь их даже не пустили в город: боялись эпидемии, все дома были переполнены беженцами.

Некоторое время бабушка, прабабушка и дети жили среди снега, под лестницей какого-то дома, в который их не пустили. Место под крыльцом они занавесили со всех сторон тряпками, чтобы не дуло, не засыпало снега, развели здесь костерок. И опять пришла помощь: бабушка встретила крестьянина, который что-то привез из села Шуган на продажу. Он пообещал взять семью с собой, когда отправится обратно. И спустя какое-то время, их погрузили на телегу и повезли. Ехали они долго, но по дороге по ним хотя бы не стреляли.

В Шугане бабушке как связистке дали комнату, работу. Здесь они оставались до конца войны. А когда та окончилась, возникла мысль вернуться в Сталинград и посмотреть, что стало с их домом. Дом на «Красном Октябре» был разрушен. Но зато в другом месте, среди развалин, стоял целым и невредимым тот самый, который прабабушка и её муж построили своими руками и отдали за еду ещё до войны. Я помню его, он был ещё цел в восьмидесятых годах прошлого столетия. В нём, правда, жили чужие люди. И гнать их – было бы не в правилах моей родни.

Чуть позже семья перебралась в другой берег Волги, в посёлок Камское Устье. И здесь для бабушки нашлась работа и жильё. И символично, что до 1930 года посёлок носил имя село Богородское, как и горы, на которых он стоял. Здесь моя мама познакомилась с папой, здесь они поженились. Здесь была зачата моя жизнь. Так что, если Пресвятая Богородица обещала моей прабабушке Свою помощь, Она сдержала Своё Слово.

Народ наш в войну молился. Об этом свидетельствует и биография Василия Ивановича Чуйкова. В личных вещах его после смерти обнаружили листок со словами: «О, Могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне всё трудное лёгким содей и помоги мне». Его матушка, Елизавета Фёдоровна, тоже была верующей и в 1943 году добилась на приёме у Калинина, чтобы возобновились богослужения в Никольской церкви в родных для неё Серебряных Прудах.

И завершение 2 февраля 1943 года Сталинградской битвы было отмечено благодарственными молебнами во многих местах России. В своей статье о. Димитрий упоминает слова духовного писателя, протоиерея Григория (Мансветова. 1777–1832,), которые тот сказал накануне войны с французами 1812 года: «Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани – ошибке военачальников. Победа и поражение – в деснице Господней».

Знаменательно, что именно к Чуйкову явился для переговоров 1-го мая 1945 г. в Берлине начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Кребс и ему первому из военачальников сообщил о самоубийстве Гитлера. В ответ он услышал: «Никаких условий, только безоговорочная капитуляция…»

А ведь к 1940 году на свободе в СССР оставалось всего четыре правящих архиерея. В 1941 году в стране было лишь 5% действующих храмов, 5% священнослужителей. Русская Православная Церковь была на грани уничтожения. И. В. Сталин отменил эту политику.

Есть и другие свидетельства о Помощи Свыше нашему воинству в годы Великой Отечественной войны. Как рассказывали жители украинского села, расположенного недалеко от Прохоровки, 12 июля 1943 года они увидели на небе монаха, который кадил поля будущего сражения. Как позднее объяснил участник той войны, наместник Псково-Печерского монастыря, архимандрит Алипий (Воронов. 1914–1975,), то был Сергий Радонежский.

Второе Явление в этих местах произошло уже в разгар Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943). На небе появилась Сама Царица Небесная, которая указывала Рукой нашим воинам на немцев, словно призывая решительнее идти в атаку на них.

5 августа 1943 года, в день празднования «Почаевской» иконы Божией Матери, были освобождены от гитлеровцев Орёл и Белгород, которые были участниками Курской оборонительной операции. Сама Курская битва продолжалась 49 дней! 23 августа, в день памяти блаженного Лаврентия Калужского, освобождён Харьков. 6 ноября 1943 г., в день празднования иконы «Всех скорбящих радость», освобождён Киев. 7 мая 1944 года, на следующий день после празднования памяти Георгия Победоносца, советские войска начали штурм Севастополя, завершившийся его освобождением.

Офицер Николай Бугаенко, один из участников взятия Кёнигсберга, после войны рассказывал, что немцы сражались отчаянно. Неожиданно в город прибыл командующий фронтом, вместе со священниками, певчими и мирянами. И был отслужен молебен перед «Казанской» иконой Божией Матери. Затем Крестный ход с иконами, хоругвями, крестами и с пением двинулся к передовой. Со стороны немцев была послана на молящихся огненная стена пуль и снарядов. Но вдруг стрельба прекратилась. Многие немецкие пленные рассказывали потом, что при приближении Крестного хода к передовой у немцев отказало оружие, а в небе над нашими воинами они увидели «Мадонну» (Божию Матерь), указывающую на Запад. Тогда они поняли, Кто помогает русским. Взятие Кёнигсберга произошло 9 апреля, через два дня после Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля).

А журналист Евгения Марьянова в одном из своих материалов рассказывает, что Фёдор Иванович Валиков (принявший позднее монашеский постриг с именем Феодорита в Псково-Печерском монастыре) подъехал 30 апреля 1945 году к рейхстагу в Берлине и вместе с командиром отряда стал подниматься по его ступеням. Он прошёл совсем немного, когда вдруг увидел императора-страстотерпца Николая Второго, который стоял перед ним во весь рост в мундире полковника, с шашкой на боку, и глядел на него, как только может в конце долгой войны смотреть один её участник на другого, сражавшегося на одной стороне с ним против общего врага. Николай Второй на своём, духовном уровне, защищал наше Отечество.

Но происходят Явления Божией Матери и в наши дни. 14 июня 1995 года в город Будённовск Ставропольского края ворвалась банда чеченского террориста Шамиля Басаева. А надо сказать, до 1921 года этот город носил название Святой Крест. Связано это название с тем, что в 1884 в его окрестностях был основан православный Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь. Обитель заложена в районе древнего городища Маджары, где одну ночь находилось тело замученного в Золотой Орде Великого князя Михаила Тверского (1272–1318). Великий Князь, считай, тоже погиб от рук террористов, был злодейски замучен в устрашении другим русским князьям. Он отправился в Орду, жившую данью с Руси, понимая, что едет на смерть. Простился с семьёй и тверичами, взял благословение на мученический Подвиг у духовного отца своего, игумена Иоанна. И, когда ему, уже в заточении, предлагали бежать, ответил: «Во всю жизнь не бегал я от врагов. И если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, Воля Господня да будет».

Но и в плену он не был лишён христианского утешения: читал Псалтирь, его посещали православные священники, каждую неделю он исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. Но однажды ворвались убийцы. Они набросились на него и жестоко его топтали, потом закололи и бросили его обнажённое тело на поругание. Наконец, кто-то прикрыл его одеждой, положил на большую доску, привязанную к телеге, приставил к ней сторожей.

И многие в ту ночь увидели, как два светлые облака чудесно осияли место казни на берегах Терека. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи Святого Михаила. Но ещё до этого князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. Например, в 1606 году, когда поляки и литовцы осаждали Тверь, они многократно видели, как из города выезжал Дивный Всадник на белом коне с мечом в руках. Он обращал их в бегство. В нём захватчики узнали благоверного князя Михаила. В этом они клятвенно заверяли в этом Тверского Архиепископа Феоктиста.

И вот, новая орда налетела в 1995 году на Святой Крест, и сразу трусливо захватила заложников: стариков, детей, беременных женщин. Кровавые казни вершили разбойники в районной больнице — там, где некогда стоял монастырь. О жестокости чеченских бандитов свидетельствуют кадры киноплёнок, отснятые в устрашение русскому народу самими басаевцами. Они убили 128 человек.

Вся Ставропольская епархия, во главе с Владыкой Гедеоном, воззвала тогда к Милосердному Богу, к Его Пречистой Матери. Только Чудо могло спасти оставшихся в районной больнице. И оно произошло! В небе над зданием, где томились около полутора тысяч человек, появилась Пресвятая Богородица.

Её увидели многие, в том числе – террористы. Среди заложников оказалась певчая местной церкви Нина. В течение всех шести дней плена она читала и пела Псалтирь, которая чудом оказалась с ней. Люди вокруг присоединялись к молитве. Боевики не посмели запретить им это, хотя пытались срывать нательные кресты. К одной молившейся пожилой женщине подошёл боевик и попросил: «Помолись и обо мне». Она ответила: «Ты ведь мусульманин...» – «Всё равно помолись». Он понимал, что обречён.

Кто-то увидел Божию Матерь в первые же дни захвата больницы, кто-то – позже. Все рассказы задокументированы. Она стояла в небе над городом Святой Крест и молилась у Святого Креста.

Веру Владимировну Евтушенко террористы захватили вместе с пассажирами городского автобуса и в больнице переводили из отделения в отделение. Во время первого штурма они выставили её в окно с белой простынёй, заставив кричать: «Не стреляйте!» Ночью начался второй штурм. Отделение дымилось. Заложников перегнали в отделении кардиологии. Все находились в состоянии стресса. А утром в воскресенье, 18 июня, одна из заложниц воскликнула: «Девчата! Смотрите!» Все осторожно, боясь попасть под пули наших же солдат, выглянули в окно и увидели на небе как бы облачный Крест. Справа от него стояла в скорбной позе Богородица в чёрной одежде. Она молилась. Свидетелями Явления стали и православные, и атеисты. Один из террористов прямо сказал заложнице Нине Васильевне Лесновой: «Я видел Явление!»

18 июня, в праздник иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», по благословению Митрополита Гедеона в местном храме Казанской Богоматери был совершён соборный молебен Ставропольского духовенства во главе с протоиереем Павлом Самойленко и Архимандритом Александром (Ищеиным). После молебна обстоятельства стали меняться в пользу заложников, злые сердца бандитов, Заступлением Божией Матери, умягчились. Разбойники, до этого нагло диктовавшие свои условия, стали освобождать заложников.

Было и другое Чудо. Отроку Иоанну, проживающему в Святом Кресте, предстояла операция. В день захвата больницы террористами он пошёл в храм, чтобы исповедаться и причаститься. Но врач уехал, и Ваню, вместо того, чтобы оставить в районной больнице, повезли в Ставрополь. Так мальчик избежал того, чтобы оказался в числе заложников.

Когда он после операции «отходил» от наркоза, то, находясь в полузабытьи, начал вдруг, обливаясь слезами, молиться Господу и Богородице, прося прощения у Всевышнего за всех русских, армян (их много проживает в Будённовске) и за чеченцев. Он вслух просил о том, чтобы Господь помиловал Россию. А когда пришёл в себя, рассказал, что ему снилось, будто бы он находится в Будённовске, в захваченной больнице. Он во сне пережил всё то, что ему надлежало пережить наяву. Господь и его спас по Заступничеству Своей Пречистой Матери.

Когда Владыке Гедеону стало известно о Чуде, он поручил исповедовать всех очевидцев Явления и создать новую икону Божией Матери к сороковинам поминовения о 128 убиенных мирных жителей. Образ был написан за двенадцать дней уроженкой Святого Креста, Ольгой, родной сестрой отрока Иоанна. Икона освящена на мощах Святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе Ставрополя и доставлена Крестным ходом в Святой Крест, здесь она находится в Казанском храме. Празднование «Свято-Крестовской Пресвятой Богородице» установлено совершать 18 июня.

В те далёкие шесть дней террористы своими злодеяниями на глазах всего мира унижали нашу страну, долго и бездарно торгуясь с преступниками. Такого позора Россия ещё не знала. Но Богородица Своим Явлением восстановила нашу поруганную честь. Явилась и грозным напоминанием захватчикам, что наше государство находится под её Державным Покровом.

События июня 1995 года разбудил духовно спавшее Ставрополье. Крестный ход с новонаписанной иконой собирает множество людей, и тогда над городом плывёт бесконечно повторяемое песнопение «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Все мы помним и о другом грозном событии: нападении натовской Грзии на Южную Осетию. Как рассказывает благочинный цхинвальских церквей, иерей Иаков Хетагуров, собрана уже целая тетрадь рассказов десятков очевидцев ещё одного многократного Явления Божией Матери, по следам которого написана икона Богородицы «Цхинвальской».

В России тогда следили за трагическими событиями очень внимательно. Наша Армия в конце концов вмешалась в конфликт, чтобы предотвратить геноцид осетинского народа. Но первые два дня были очень тяжелыми для местных жителей, и тогда их решила поддержать Своим видимым Присутствием Божия Матерь.

Горели дома мирных жителей, грузинские танки прямой наводкой расстреливали машины беженцев, давили людей танками, разрушали бомбами древние и новые православные храмы, и в этот ужасный час, в Цхинвале появляется Она – «Женщина в блистающих одеждах», как Её потом описывали.

Вот, видят, как Богородица сходит «с купола храма», об этом свидетельствует епископ Аланский Георгий. Вот, российские миротворцы в изумлении смотрят на то, как Она неторопливо идёт навстречу им на улице, не обращая внимания на грузинские снаряды и пули…

Но с другой стороны, по-другому не могло и быть. Грузинские наёмники, оглушенные наркотой, расстреляли икону Пречистой Девы и Богомладенца Иисуса Христа. Должен был явиться и мощный духовный противовес этому. И те, кто сражался со злом на улицах, увидели Богородицу в своих рядах. А те, кто молился в храмах, увидели Её в храме и над ним. Она словно приходила на место человеческого Подвига, указывая на то, что всегда покровительствует только правому делу.

Шли дни, продолжалась эта недолгая война начало августа 2008 года, а к о. Георгию приходили и приходили люди, которые в состоянии подлинного духовного восторга рассказывали ему, что и они сподобились увидеть Чудо. Окончательно убедился он в том, что это не «массовая галлюцинация», когда сам увидел Царицу Небесную возле храма. «Душа затрепетала: «Где видели Её, туда всегда приходила Победа!» – вспомнил он.

У каждого цхинвальца своя история чудесного спасения. «Первые два дня мы просидели в подвале нашего дома № 115 по улице Таболова. Никто не ел, не пил, – рассказывает Алла. – 9 августа ополченцы занесли к нам раненого. По дому стал стрелять грузинский танк. Здание загорелось, подвал стал заполняться дымом. С нами был наш местный батюшка Иаков Хетагуров. Он всё время молился. Да и все мы молились. И вот настал момент, когда мы уже выбирали, какой смертью умирать: сгореть заживо в подвале или выйти и быть расстрелянными грузинскими военными. Батюшка прижал к груди икону Богородицы, заглянул каждому из нас в глаза, как будто бы прощался. Так страшно стало! Он сказал: «Мы всё-таки будем выходить. Я – первым, с образом, а вы подождите немного и выходите следом».

И, как только он сделал шаг на первую ступеньку, наверху дал знать о себе грузинский танк. Пока он, отвернувшись от дома, стрелял по осетинским ополченцам, все двадцать человек, подвое перебежали улицу. Все спаслись. А дом наш сгорел дотла».

По мнению Аллы, нападение Грузии на Южную Осетию не было «национальным конфликтом». В том подвале она, осетинка, сидела со своей сестрой и мачехой-грузинкой, а её брат наполовину грузин. В эту войну он вместе с осетинами защищал город от наёмников Саакашвили и НАТО.

Явление Богородицы на улицах Цхинвала увидели и грузинские захватчики. У них началась паника. Они доложили по военной и мобильной связи об этом Чуде своему командованию и, не дожидаясь указаний, устремились в бега. Так всегда бывает с теми, кто идёт против Истины и Добра. Участь таких не Победа, их участь – поражение и позор. И хотя за их спинами Грузии стояли США, боевики Саакашвили не смогли взять маленького провинциального городка Цхинвал, потому что пошли против Правды. Потому что стреляли в лик Божией Матери.

Удивителен и загадочен и рассказ Вадима Шотаевича Цховребова, активного участника событий тех дней, местного ополченца: с 23 мая 2005 года он исполнял и обязанности главы администрации Цхинвала. Между 13 и 16 августа, рано утром, после короткого сна дома, он снова отправился по пустой улице на службу. У него было тогда очень много забот. Он увидел в те дни неимоверно много человеческого горя. И когда выходил из дома, всегда останавливал взгляд на сгоревшей машине, в которой на его глазах погиб мужчина-беженец и двое его маленьких детей-дошкольников. Он знал их фамилию: Джуссоевы. Они жили на улице Хареброва. Их расстреляли из грузинского танка прямой наводкой. Подло, подойдя сзади, когда он остановились, что спросить дорогу. Им сразу замахали руками, чтобы он немедленно вышли из машины и бежали к дому. Враг превратил улицу в место казни многих мирных жителей Цхинвала. Но из легковушки успели выскочить только мать этих детей и ещё одна женщина с ребёнком. Машина взорвалась и загорелась. Товарищ Вадима Шотаевича рвался под пули, чтобы хотя бы попытаться спасти кого-нибудь из этих троих. Мать детей кричала в голос и рвалась из рук мужчин и женщин, желая умереть вместе с близкими. Но спасать уже было некого, а умереть в те дни – слишком просто.

И вот, спустя несколько дней, уже после того, как обгоревшие тела были преданы земле, а в Южную Осетию вошли российские войска, ранним утром, часов около пяти, Вадим Цховребов и увидел возле машины застывшую в скорби Женщину. «Она была очень высокой. Нечеловеческого роста. Выше двух метров», – с заметным благоговением рассказывал он. – Стояла на воздухе и не сводила глаз с металлического чёрного остова автомобиля. Стопы Её были опущены пальцами вниз, к земле. На левой руке сидел двух- или трёхлетний Младенец с крупными русыми кудрями».

Сначала Вадиму Шотаевичу показалось, что Богомладенец что-то говорит Матери. А потом он понял, что это долетают до Божьей Матери и его слуха стоны горевших детей. Их уже не было в машины. И всё равно, непостижимым для человека образом, детский стон всё ещё духовно разносился над улицей.

Он наблюдал эту сцену три раза в разные дни. Что хотела сказать этим человечеству Царица Небесная? Возможно, Она свидетельствовала о том, что всё знает, всё видит, всё слышит. Что была возле тех детей, когда их истерзанные осколками тела объяло пламя, чувствовала их боль, приняла на руки их души, вознесла их на Небо. В. Ш. Цховребов помог в те дни многим людям, но эту семью он не спас, потому что её невозможно было спасти. И душа его скорбела. Гибель детей означает конец многих надежд для любого человека в его земной жизни. Но теперь, после Явления Пресвятой Богородицы для Вадима Цховребова началась переоценка прежних ценностей. Оказывается, на земле протекает ещё не вся человеческая жизнь.

Когда Пресвятая Богородица Явилась ему возле машины в третий раз, на Ней по-прежнему было длинное серо-голубое, «монашеское платье» и платок, который мешал рассмотреть Её лик. И всё же духовно ему дано было увидеть его. Это было лицо пожилой, много горя испытавшей и увидевшей Женщины.

При второй встрече Вадим Шотаевич прошёл совсем близко от Неё. Когда Она оказалась за его спиной, он обернулся – Её не было, она исчезла. Но словно видя, что он ищет Её взглядом, Она снова появилась. И стала в этот миг Благой Евангельской Вестью, которая переродила его духовно, Воскресив его душу, израненную многими потерями на этой войне.

Человек грешит, а Бог его спасает. Человек страдает, а Иной Мир даёт ему Надежду, Веру и Любовь. Была спасена от отчаяния и мать тех двоих погибших детей. Спустя ровно девять месяцев после их гибели она родила ещё одно дитя, сына Александра. Потому что Бог Милостив для тех, кто надеется на Него.

Икона «Пресвятая Богородица Цхинвальская»

В те дни весь мир стал свидетелем и панического поведения Президента Грузии Саакашвили, трусливо рухнувшего на землю при пролёте своего самолета над Гори. Президент ел свой галстук; грузинский гарнизон, поджав хвост, убегал, бросив свою военную базу и арсеналы. Грузинские фашисты спешно садились на машины, уговаривая местное население убегать вместе с ними. Но жители города Гори сохраняли спокойствие. 70-летняя женщина, по имени Этера, сказала тогда британскому корреспонденту: «Я не боюсь. Мы сто лет жили с русскими, и я не понимаю, для чего эта война. Я хочу жить в мире с Россией».

Икону Божий Матери «Цхинвальскую» осетины назвали «Утешением». На ней Пресвятая Богородица на одной руке держит Богомладенца, а на другой – крепость, символ древнего, не сдавшегося в этой войне, победившего Цхинвала. В честь иконы в Алании установлен праздник, в первый день Успенского поста. В Южной Осетии с этой иконой обошли всю землю, все селения. И всюду совершали благодарственные молебны.

Расскажу ещё об одном Явлении Пресвятой Богородицы. Оно произошло в Магадане 9 августа 1989 года, в день празднования памяти Великомученика и Целителя Пантелеимона. Местный житель Александр шёл по улице и увидел Царицу Небесную на троне, с короной на главе, в небе над городом. Рядом с Ней стояли два величественных Архангела, Михаил и Гавриил.

Александр тогда, как и большинство советских людей, даже крещён не был. Вёл он жизнь многогрешную. И это не оставило равнодушной Матерь Божию: «Лик Её был гневным и грозным», – вспоминает Александр, который уже и болеть начал тяжело от последствий своей страстной жизни. Пречистая Богородица стала изобличать его – он испытал духовное потрясение: чудилось, что от Её гнева сейчас мир рухнет. Наказ же ему был такой: «Не пей, не кури, не блудодействуй, не занимайся идолослужением».

Все эти Наказы и запечатлены на свитке новой, ныне месточтимой иконы Божьей Матери «Магаданской», написанной через десять лет после Явления, по благословению старца Николая Гурьянова. Икону освятили в Псково-Печерском монастыре в августе 1999 года. Сейчас она постоянно находится в обители Покрова Пресвятой Богородицы Магаданской епархии Русской Православной Церкви.

Вся Россия – Царство Пресвятой Богородицы. Мы, русский народ, поданные Её. О каждом из нас болит Её душа. Почему же Она так о нас печётся? Да потому, что мы чтим Её, любим, говорил в одной из своих проповедей Святитель Лука Симферопольский и Крымский (Войно-Ясенецкий. 1877-1961), российский и советский хирург, духовный писатель: «(Раскольники) совершенно отвергают почитание Пресвятой Богородицы, говоря, что Божия Матерь была только благочестивой женщиной, как и многие другие…», но мы «обращаемся к Матери Божией как к Заступнице нашей. Мы знаем, что непосредственно Она не спасла мир, как Её Божественный Сын спас нас Крестом Своим. Но Она может содействовать нашему спасению Своими молитвами перед Сыном Своим, и мы просим молитв Её, которые так сильны пред Ним».

Образ «Пресвятая Богородица Магаданская»

"ИСКАНДЕРЫ" УДАРИЛИ ПО БАЗЕ ЭЛИТЫ ВСУ В СЛАВЯНСКЕ: ТРИ РАКЕТЫ. НЕКРОЛОГОВ БУДЕТ МНОГО. И НЕ ТОЛЬКО УКРАИНСКИХ - ВОЕНКОРЫ

Три ракеты "Искандер" ударили по базе элиты ВСУ в Славянске. Военкоры сообщают, что в ближайшее время у ССО некрологов будет много. И не только украинских. Что ещё известно об этой атаке? ...

"ЧЕТЫРЕ БАТАЛЬОНА СО СТЕКЛЯННЫМИ ГЛАЗАМИ": РУССКИЙ ШТУРМОВИК РАССКАЗАЛ ПРАВДУ О ВОЙНЕ

Владимир Семёнов – доброволец. За его плечами Херсонская область, Работино, Кременской лес, шесть ранений, медаль "За отвагу" и 13 представлений к ордену Мужества, из которых получен лишь один. В нём ...

Обсудить
  • Текст напоминает нам об ужасах и близости войны. Те, кто агитируют сегодня за Павла Грудинина, называя его "не святым, но всё-таки", подумали бы о том, что великую войну и его избрание может принести на Русь: снова запылает и Сталинград, и Будённовск, и Цхинвали. Чуть ослабеет вертикаль власти, и враг ворвётся к нам в дом. К нашим детям. Еврей Зюганов продал свою партию за бабло другому еврею, Грудинину. А где деньги, там всегда неправда. Вот смотрю я в глаза Павлу Николаевичу, когда он выступает, и вижу ЖУЛИКА. Такого , какой умеет лгать в глаза и не краснеть при этом