История русской государственности

2 842

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», – эти знаменитые слова Несторовой летописи начинают историю России. Они были написаны в начале XII века и уже тогда отражали не столько реальные исторические события, сколько политическую программу. Взгляд на прошлое, который был выгоден правящей тогда династии. И именно это несоответствие с реальной историей породило множество вопросов, которые с тех пор вызывали ожесточённые споры среди историков.

Прибавочный продукт в Восточной Европе

Для того чтобы возникло государство, необходим прибавочный продукт. Правителей, чиновников, священников, деятелей искусства, которые обслуживают их, и даже летописцев нужно было кормить. Прибавочный продукт в обществах первой волны, которые существовали вплоть до промышленной революции XVIII – XIX столетий производило сельское хозяйство, которое сильно зависело от климата.

В благодатных условиях Средиземноморья, Ближнего Востока, Индии и Китая прибавочный продукт можно было производить при помощи сельского хозяйства уже в глубокой древности. В лесах Восточной Европы это было невозможным. Прежде всего потому что для занятий земледелием леса нужно было расчистить. Встаёт вопрос: чем их вырубать?

Первый вариант, приходящий на ум – бронзовый топор. Технология изготовления из бронзы была известна нашим предкам. Основной район металлургии бронзового века – это, как ни странно, не Англия и не Европа, а Джесказган, Урал, Аркаим. Оттуда караваны везли металлические слитки в Египет и Вавилон. Но бронза – товар недешёвый. Нужен был платёжеспособный спрос, чтоб эти слитки превращались в бронзовые топоры и продавались на месте. У нищих лесных жителей Восточной Европы такого спроса возникнуть не могло.

Второй вариант – каменный топор. Но им невозможно расчистить столетние сосновые боры. Поэтому земледелие, как основа жизни, в Восточной Европе стало распространяться только после того, как возникла и была освоена технология изготовления сыродутного железа из болотных руд, которые повсеместно были распространены на этих территориях. Произошло это в VIII – IX веках. После массового изготовления железных топоров, которые стали применяться в сельском хозяйстве, началась колонизация лесной зоны Восточной Европы.

Это примерно тот же процесс, который в Западной Европе происходил в районе 1000-го года, когда началась вторичная расчистка земель и подъём, приведший к высокому Средневековью, а вместе с тем – к рождению современной европейской цивилизации.

Однако, на территориях Восточной и Западной Европы технологии земледелия отличались друг от друга. Если на Западе преобладало пашенное земледелие, то на Востоке это была подсека – лесное земледелие, основной производительной силой которого была не столько земля, сколько продукты, получаемые в результате сжигания лесов. Они давали очень высокий урожай в течение короткого срока.

Как раз урожайность и определяет прибавочный продукт для сельского хозяйства. У пашенного земледелия Восточной Европы средняя урожайность была очень невысокой. В работе известного академика Милова, великорусского пахаря, отмечено, что средняя урожайность пашенного земледелия в XVIII веке на территории России составляла «сам – 1,3». Это означает, что с одного посеянного зерна земледелец получал 1,3 зерна урожая. Разумеется, содержать Российское государство на три десятые прибавочного продукта было невозможно.

Для лесного же земледелия, для подсеки, отмечены цифры абсолютно другого порядка. Минимальные показатели, от «сам – 10» до «сам – 15» были на перелогах, когда не очень хорошие участки леса вырубаются, расчищаются, выжигаются, а затем используются в течение 10–15 лет с постепенным истощением производительной силы земли. Максимальные цифры, до «сам – 100», отмечались в местах выжигания спелых сосновых боров. Их получали в течение одного, максимум двух сезонов, но тем не менее это была очень высокая урожайность, пусть и на короткий срок.

Поэтому разница между земледелием лесным и земледелием пашенным в одной и той же географической зоне была колоссальной. Из этой разницы становится совершенно понятным, почему в VI – IX веках началась славянская колонизация Восточной Европы. Славяне пошли на северо-восток по лесной зоне, вплоть до Печор. И продолжалось это до XIV века. Земледельцы выжигали все новые участки бескрайних лесов, которые когда-то покрывали территорию от Урала до Рейна.

По этой зоне и двигались славяне на северо-восток, хотя климатические условия становились все хуже и хуже. Но дело было не в климате, а в лесах, выжигая которые можно было получить фантастический урожай, пусть и на короткое время. Ухудшалась урожайность на одном участке – можно было выжечь следующий.

Коэффициент «сам – 100», даже «сам – 50», это крайне высокий показатель даже для современного сельского хозяйства. Сейчас норма высева на гектар составляет 200 кг семенного зерна, а получают с него около 7 центнеров. То есть это где-то «сам – 3,5». Такая урожайность была ещё в Советском союзе на многих территориях. Если, например, урожайность составляет 15 центнеров с гектара, то это только «сам– 15». Разница с «сам– 100» все равно колоссальная, и становится понятно, почему славяне готовы были пойти за ней хоть на Северный полюс. Таким образом, в этой зоне появился прибавочный продукт.

Но чтобы возникло государство одного прибавочного продукта мало. Необходима ещё достаточно большая плотность населения. Прежде всего для того, чтобы чиновники могли контролировать всех производителей. А контроль без наличия телеграфа, интернета, видеокамер и других вещей был очень ограничен физическими возможностями.

При классическом земледелии, посевочном, плотность населения составляла 2 человека на 100 км кв.

Это предельно низкая для любого организованного сообщества плотность. Ко всему прочему племенам, которые колонизировали территории, выжигая спелые сосновые боры, было невыгодно жить в государстве. Они получали свой урожай год за годом, а когда земля истощала себя, искали новое место для жизни. При этом люди в те времена даже не всегда жгли леса похуже. У них была возможность найти очередной плодородный участок, пусть и в 100 км от предыдущего, перенести свои срубы и землянки на новое место и обустроиться там. Разумеется, им было невыгодно, чтобы кто-то приходил и требовал прибавочный продукт, ничем это не объясняя.

Какие могли быть существенные причины для племён? Что их будут защищать? Но их не нужно было ни от кого защищать. В случае угрозы жители могли бросить своё нехитрое жилище в лесу, которое было просто построить в другом месте, и найти себе новое убежище. Ведь деревни на то время представляли собой 1-3 двора. Это 2-3 семьи, пусть и большие, состоящие из 8-10 человек. Но в сумме это 30-40 человек, которым ничего не стоило затеряться в бескрайних лесах.

Основное оправдание государства – защита от внешних угроз – было смехотворным для людей того времени. Государство ничего не могло дать лесным жителям. Поэтому у них не было внутренней потребности в его возникновении. Прибавочный продукт при подсечном земледелии был, а смысла объединяться и что-то жертвовать во благо чиновников не было.

В Китае, например, такой смысл был в ирригации, потому что во всём засушливом поясе от Жёлтого моря до Средиземного, нужно было вести сложные работы. Ирригационное земледелие было одной из важнейших жизненных потребностей, которая заставляла людей объединяться. Если изучить мифы древнего Китая, то в них первый император объединяет людей для того, чтобы обуздать великую реку Хуанхэ, Желтого дракона, скорбь Китая – столько бед она принесла своими разливами китайскому народу. Осушение болота было подвигом. Но для этого необходим совместный труд крестьян, и именно поэтому первоначально возникало государство. А всё остальное было вторичным.

Но в лесных зонах Восточной Европы такой необходимости не было. Поэтому у славян государство не возникло само по себе, как это было, например, у древних римлян, где семьи и фамилии объединялись для того, чтобы защищать общие интересы от соседей. От пашни было не так просто уйти, так как около неё строились каменные дома, а затем и крепости. Поэтому люди объединялись для защиты от нападений и избирали сенат, ареопаг или правителя. Пределом же самоорганизации славянских земледельцев были казачьи войска, которые также возникли гораздо позже.

Роль варягов в создании государства

Но так как прибавочный продукт всё же появился, со временем возникли и люди, желающие его отобрать. Это были варяги – скандинавские пираты, торговцы, мореплаватели, путешественники, которые в VIII – IX веках осваивали колоссальные территории от Лабрадора до Кавказа с помощью походов так называемых викингов.

Изначально викинг – это изгой, морской король, тот, кого выгнали из скандинавского общества. По сути, это разбойник. Но со временем их имя стало распространённым в целом для скандинавов.

На самом деле речь идёт о нормальных северных людях, вполне организованных сообществах. Торговые экспедиции совершались усилиями целых родов и объединений Скандинавии. Они осваивали торговую зону Европы, которая тяготела на Восток. Потому что основной центр цивилизации в то время размещался далеко не в западноевропейском захолустье, а в Константинополе, Багдаде, Персии и дальше в Китае. Именно там были сосредоточены все богатства и платежеспособный спрос. И у скандинавов не было иного пути, чтобы добраться туда. Плыть на запад через Гибралтар они не могли, так как там их ожидали злые арабы. К тому же это был очень длительный путь, который неизвестно куда мог привести. Через Испанию, Андалузию, Сицилию добираться до Константинополя и Багдада также очень долго. А речная система Восточной Европы давала возможность по путям «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (Днепровский и Волжский пути) благополучно добраться до самых основных центров мировой экономики. Во-первых, до Константинополя, во-вторых – до Багдада, Ирана, Месопотамии и Средней Азии.

Но как любые пираты-мореплаватели варяжского типа по пути они не брезговали ни разбоем, ни работорговлей. Они быстро обнаружили, что в бывших лесах Восточной Европы есть что взять, и при этом нет никакого порядка и самоорганизации, способной им противостоять. К тому же люди там быстро размножались. Благодаря высокому урожайному фону, когда есть много еды, дети рождались и благополучно вырастали, не умирая с голоду.

У славян было много людей, поэтому началась эпоха работорговли. Варяги стали выступать в роли прежде всего работорговцев, грабителей и разбойников. Их роль в формировании каких-либо первоначальных объединений у славян – это роль рэкетиров, которые обкладывали данью местное население. Именно такими бандитами и выступают первые правители восточноевропейских государственных объединений: Русского каганата и Русского государства, которое построили Рюриковичи в Новгороде и Киеве.

Классическая история, когда князь Игорь утомил славян своими хождениями в полюдье, они поймали его, привязали за ноги к двум согнутым соснам и отпустили. Князя разорвало, как лягушонка.

Так поступали и поступают с наглыми рэкетирами. Это известно и по 90-м годам, когда возмущённые кооператоры и торговцы, обложенные непомерными поборами бандитских группировок, самоорганизовывались и давали им отпор.

Многоэтничная держава Русь

Овцу нужно стричь, а не резать её. Княгиня Ольга, вдова князя Игоря, прекрасно это поняла и выступила устроителем государства. Из банды, из варяжской пиратской корпорации под названием Русь родилась Древняя Русь. К слову, название Русь возникло от слова «ротси» – это гребцы на драккарах, дружинники, которые отправляются в заморский поход.

То же самое когда-то происходило и в Древнем Риме, который изначально был классическим разбойничьим государством. Двое отморозков Ромул и Рем отправились на лесистые холмы Соляного пути и на переправе через Тигр устроили своё гнездовище, где грабили проходящих путников. Когда им понадобились женщины, они просто их украли у сабинян. Похищение сабинянок – начало Рима, бандитского государства, из которого затем выросла великая Римская Империя.

Можно вспомнить и Тимура, человека, который был вынужден в молодости заниматься бандитизмом, а со временем создал могучую империю Тимуридов.

Поэтому нет ничего экстраординарного в том, что для многих стран и народов первоначальное создание государства связано не совсем с благовидными процессами. Даже Рокфеллер говорил: «Не спрашивайте меня, как я заработал свой первый миллион». Эти слова отражают суть первоначального накопления капитала, а как показывает история – и суть первоначального возникновения государства.

Итак, Ольга создала государство. Она заменила беспорядочное полюдье на фиксированную выплату оброков и даней, установила погосты, куда свозили дань, назначила чиновников. Таким образом, в той или иной степени она навела порядок на обширной территории.

Территория была колоссальной, а население – редким. Поэтому для того, чтобы получить добавочный продукт, варяжская дружина объезжала многие посёлки и поселения. Размер первоначального государства был огромным, потому что с маленькой территории невозможно собрать такой прибавочный продукт, который обеспечит безбедное существование большого количества людей.

Так на территории Восточной Европы возникает государство, привнесённое извне уже сложившейся военно-организованной корпорацией. С самого начала оно носило характер обширной территориальной империи, многоэтничного образования. Варяги сыграли роль фермента или катализатора, вокруг которого началось брожение. Поскольку они сами были выходцами из отсталой Скандинавии, государственную модель они взяли и приспособили под свои нужды у ближайших соседей славянских племён – тюркских кочевников: великого Тюркского каганата и его ответвления – Хазарского каганата.

Так делали не только они. Франки Меровингов также многие вещи в государственном устройстве заимствовали у гуннов и других кочевников. Удельно-лествичную систему, например. А варяги воспользовались моделью тюрок, так как других вариантов не было. В византийской модели присутствовали чиновники, бюрократия, церковь. Здесь же ничего этого не было и в помине, так как всё только зарождалось. Была дружина, которая и являлась аппаратом власти. Современным аналогом являются бригады из 90-х годов, когда каждый из членов бригады окучивал свой район и решал все вопросы.

Итак, возникшее как многонациональное объединение, Российское государство сохранит такую черту навсегда. Оно останется обширной территорией, где многие народы участвуют в судьбе и истории страны. Изначально варяжские князья даже называли себя каганами, чтобы подчеркнуть тот факт, что не являются славянами. Но к XII веку они полностью слились со славянами, также как в Нормандии слились с французами, где получился даже не этнос, а субэтнос нормандцев, который завоевал Англию. А в Южной Италии они слились с местным итальянским населением. Скандинавы в целом были народом пластичным и открытым к заимствованию, поэтому легко объединялись с теми племенами, в которых жили.

Важно понять, что Варяжская торговая колонизация Восточной Европы и славянская земледельческая колонизация – это два процесса, которые шли в одно время. И нельзя говорить, что варяги пришли к славянам, как написано у Нестора: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Это не совсем так. Во многих местах варяжская колонизация предшествовала славянской. Ладогу основали варяги. Тимирёво под Ярославлем, Гнёздово под Смоленском, многие другие поселения по Верхневолжскому пути сначала были заняты варягами, а затем туда докатилась славянская земледельческая волна. Даже город Киев, о котором говорят, что ему 1 500 лет, на самом деле существует со времён Владимира Святого. А до этого, во время Олега, Рюрика и прочих Аскольдов и Диров, это было просто разбойничье гнездо на Днепре. Вполне возможно, что Киев и был основан хазарами для сбора дани с местных племён. Но когда туда пришли варяги, они в этом гнезде плотно обосновались и сами стали сборщиками дани. То есть сначала Киев был то ли хазарский, то ли варяжский форпост для сбора дани, а только затем он стал славянским.

Итак, 2 потока колонизаций взаимопроникают друг в друга, и варяги формируют руками славян, тюрок, финно-угров, которых они подчиняли себе, государство, которое в самом начале представляло собой торгово-рабовладельческую корпорацию по продаже славянских рабов на рынках Византии, Арабского халифата, Средней Азии. Никакого дружеского симбиоза изначально не было. Как пишут арабы: варяги приходили, наезжали на славян, захватывали их в рабство, продавали на рынках Булгара и Тиля, Ургенча и других мест.

И только намного позже именно из-за своей мобильной пластичности и открытости всему новому, когда пришельцы из Скандинавии ассимилировались, в XII веке полностью сливается пришлый варяжский элемент со славянами. Хотя даже ещё Иван Грозный будет говорить, что он, вообще-то, по роду швед. И у русских бояр будет очень модным, вслед за царём, выводить корни своих предков откуда-нибудь с запада: из пруссов, прибалтов и т.д. Хотя большинство из них имели корни как раз на Востоке, в степи. Как, например, Суворовы, которые вели свою родословную из Швеции, вслед за Иваном Грозным. И Александр Васильевич Суворов будет искренне считать, что он по происхождению швед. А на самом деле его корни ведут в Волжскую Булгарию, в город Сувар.

Или тот же Кутузов, который понятия не имел о том, что его предки вышли из половцев, потому что Кутуз – это типичное половецкое имя. Был даже такой султан в Египте: Кутуз – тоже половец.

Таким образом, многоэтничный состав государства постепенно превращается в массе своей, путём ассимиляции, в крупные этнические объединения сложного происхождения. Там, где славяне перемешивались с балтами, получился белорусский народ. Там, где они перемешивались с кочевниками Причерноморских степей (ираноязычными, а затем тюркоязычными) получился украинский народ. Там, где славяне перемешивались с финно-угорским населением, получился русский народ.

Тот же процесс шёл на Западе. Там, где славяне перемешивались с кельтами, получился польский и чешский народ. На юге при смешении с фракийцами и теми же тюрками, получился болгарский и сербский народ. Например, название польского края Силезия имеет прямое отношение к Испанской провинции Андалузии, потому что и Андалузия, и Силезия происходят от названия одного германского племени вандалов, того самого, которое разграбило Рим. Вандалы – Андалузия. А второе название у вандалов звучит как «силенги» - отсюда Силезия.

То есть все процессы были достаточно сложными и взаимосвязанными. Всё было не так просто, как это принято излагать в истории. Ведь чаще всего нам приходится видеть вот такую карту, где изображена огромная Киевская Русь:

А начинать надо с такой карты, на которой с зоны, где зарождалась древняя славянская этническая общность, пошли потоки колонизации. И только гораздо позже они привели к возникновению великих держав.

Что такое раздробленность на Руси

Интересный факт: почему во всей многонациональной истории в итоге победил славянский язык и 99% русских, украинцев, белорусов считают себя славянами? Варяжская колонизация была торговой, и происходила она с помощью небольших по численности военных экспедиций. А славянская земледельческая колонизация происходила так: большое количество земледельцев пришло и село на землю – образовалось село. Они стали выжигать леса и разрабатывать землю, рожать детей, растить их. Выросшие дети идут и организовывают новое село. И так бесконечно долго. Их было банально намного больше. Поэтому они ассимилировали и финно-угров, и варягов, и украинцев, и тюркские вкрапления в русский народ. Это как раз тот случай, где размер имеет значение.

Итак, государство растёт, а вместе с тем растёт и численность населения. Хлеба – много, лесов – много. Ешь не хочу, плодись и размножайся. Но вместе с этим количество свободных плодородных столетних боров, которые дают самый высокий урожай, сокращается. В итоге происходит двоякий процесс.

С одной стороны, начинают сжигаться и распахиваться менее производительные леса всё худшего качества, соответственно и урожайность там падает. Но человек в большинстве случаев такое существо, которое не любит частые передвижения. Только если он не является кочевником. Поэтому земледельцы чаще всего избирали такой путь: сидеть на месте, расчищать всё вокруг до тех пор, пока возможно прокормиться. И только когда становилось невмоготу, они бросали своё старое поселение и уходили на новое место.

С этим связан второй процесс: оскудение старых земледельческих центров на Руси, когда в XII веке Суздаль, Владимир, Новгород начали клониться к упадку. Рядом же стали возникать новые центры: Тверь, Москва и прочие города, на месте которых ранее были дремучие леса. Разумеется, на вновь выжженных местах урожайность была выше, и люди передвигались туда, оставляя свои старые насиженные поселения, в которых земля уже истощила себя. Там не помогало уже ничего, хотя люди пробовали разные способы и даже заводили пашни. Но урожайность составляла на них всего «сам – 1,3».

Стоит заметить, что бояре пытались удерживать своих зависимых людей и кабалить их. Потому что боярину сняться с места просто невмоготу. У него ведь целое поместье, терем, замок. Плюс служба здесь же, в городе, где князь и княжеская власть. А тут вдруг его мужики куда-то разбегаются. Разумеется, он пытался их закрепостить. Но народ уходил всё дальше и дальше.

И так как люди растекались по лесу ручейками, из сёл начали образовываться деревни, вслед за ними пошла и княжеская власть. Но раньше князю нужно было объехать сто населённых пунктов, например, от Киева до Смоленска, по всем сёлам, поселениям и рекам, и это занимало очень много времени.

Теперь эти же сто маленьких пунктов размещались внутри одного княжества, например, Владимирского, Смоленского, Суздальского. То есть объём работы тот же самый, но выхлоп поменьше. Поэтому у Киевских князей было гораздо больше ресурсов, они снимали пенку, а сейчас приходилось доходить до самого нутра.

Таким образом, процесс дробления посёлков вёл за собой процесс дробления княжеств. Начинается процесс удельной раздробленности на Руси. Лествичная система этому очень способствовала. Происходило это в XII - XIII века. И тут в истории Руси появляются монголы.

Монголы

Разумеется, появившись именно в этот период, монголы победили. Если бы они пришли во времена Святослава, им пришлось бы гораздо сложнее. А так 30 000 монголов – это гигантская по меркам Руси рать, в которой обычный размер дружины составлял несколько сот человек. Войско в пару тысяч уже считалось огромным. А очень крупные объединения князей могли выставить 10, максимум 20 000 человек. Но это происходило крайне редко и сопровождалось большими усилиями со стороны каждого князя. Тут же речь шла об одном походе, и, естественно, армия в 30 000 монголов оказалась непобедимой. Русь стала зависимой от Монгольской империи.

Что привнесли монголы в государство на Руси? Они сыграли очень важную роль. Во-первых, внедрили идею и практику единовластия. До этого все привыкли к лествичной системе. Единовластными князьями до этого были только лишь Ярослав и Владимир. Но это было так давно, что все успели забыть об этом. При монголах появилось правило: Батый, как первый русский и единый царь. Все князья к нему ездили на поставление, то есть на утверждение в должности, и при этом возили ему налоги.

Налоги – это второе, что внедрили монголы на Руси. До монголов налоговой системы не было. То, что сделала княгиня Ольга, это было скорее плата за государственные услуги плюс сельские повинности или крестьянские оброки. А так князьям платили за какие-то дела. Например, князь провёл суд – получил судейские. Организовал торг – получил мытные. Проверил весы – получил вещие. Построил мост, содержит его и ремонтирует – получил мостовое. То есть государство выполняло какие-либо полезные функции, а народ ему за это платил.

Если крестьянин сидел в своей глуши и не ехал в город, он с государством дела не имел. Иногда к нему приезжали сборщики оброков, но это был не налог, а скорее – повинность, которая воспринималась земледельцами плохо и платилась с неохотой. То есть чтобы за каждого человека или за каждый дом платился постоянный налог – такого не было. С приходом монголов появляется Ордынский выход, который и являлся налогом.

А для того чтобы контролировать сборы налогов с окраинного лесного края, они внедрили китайскую инновацию «баодзя» - круговую поруку. К слову, налоги тоже пришли к монголам из Китая. Если говорить конкретно об Ордынском выходе, то он появился от ближневосточного мусульманского хараджа – поземельного налога, но взимался он по китайской методике.

Круговая порука, которая обеспечивала сбор налогов, дожила в России до 1905 года. Община отвечала головой за повинности государству. Каждый отвечал за каждого. На самом деле, это крайне удобная вещь. Неважно, у кого какие желания, кто убежал, кто украл. Невозможно контролировать небольшие деревушки, разбросанные по сотням километров. Круговая порука решала эту проблему. Сборщик налогов приезжал в любое поселение и сообщал: «Вы все должны мне столько-то денег. Если не соберёте, то староста за всё ответит, с него голову и снимут». Поэтому люди следили друг за другом, доносили друг на друга. Нельзя было пойти против всех, убежать и подставить каждого родственника и односельчанина. Это въелось в плоть и в кровь: община, или мир – самое главное. Как мир решит, так и будет. Подвести его нельзя. Таким образом, круговая порука была способом правления монголов на Руси и сбора Ордынского выхода.

Ещё одна важная вещь, которую монголы внедрили в русское государственное строительство: они вбили кровью, казнями князей, расправами, карательными походами в сознание славян, склонных к анархии, к раздробленности, к казацкой вольности, к сепаратизму, что государство превыше всего. У поляков, например, которые не испытали монгольской школы, остался принцип «либерум вето». «Плевал я на вашу Польшу. Я, шляхтич 7-го колена, рода Засранска, не позволям изменить польскую Конституцию».

Как говорил Маркс: «Русь прошла кровавую школу монгольского рабства». Но Маркс был русофоб, поэтому и словечки применял пообиднее, а по сути монголы воспитали в жителях Руси представление о государстве, как о высшей ценности, которую нужно защищать и которой нужно служить. Что самое важное, они создали порядок, при котором человек мог чего-то добиться в жизни, только если служил и имел повинность перед государством. Если же человек ничего не делал, то ни о каком материальном достатке он не мог и помышлять.

Вместо государства прав, как в Европе, где каждый городок, каждая община отстаивала свои права и договаривалась между собой, тем самым сформировав правовое государство, здесь на Востоке возникло государство правды. Это государство, где высшая справедливость, воплощённая в ханском законе, в Ясе Чингисхана, а затем в государственной правде, обеспечивала различными благами тех, кто служит.

Московское «государство правды»

Новации укоренились, Московские князья восприняли и переняли у Орды их правила, а затем предъявили как основание для того, чтобы наследовать империю Чингисхана. Но всё это они сделали по-своему. Так, как для кочевников было не свойственно, потому что складывавшийся великорусский этнос земледельцев северо-восточной Руси имел совершенно другие нравы.

Как в итоге московские князья построили своё государство? Они полностью изменили то общество, которое было во времена Орды в XIV веке, самом зажиточном, свободном и лёгком веке для русского народа. Народ никогда не жил так хорошо и свободно, как во времена так называемого татаро-монгольского ига. Князей было мало и все они были зависимы, прав у них было немного, церковь была независимой, корпорации были самостоятельными и при этом лесное земледелие всё ещё давало вполне хорошие результаты. Соответственно, прибавочный продукт был высокий и боярские роды могли позволить себе самое лучшее тяжёлое вооружение, которое было ничуть не хуже, чем западноевропейское. Вышедшая на Куликово поле кованая рать московских князей была самым лучшим тяжеловооружённым войском за всю русскую историю.

Всё это представляло собой мозаичное единство, где деспотизма не было и в помине. Отношения строились на принципе: «Хоть ты и князь, ты не имеешь права со мной так разговаривать, иначе уеду от тебя к другому князю, который меня будет жаловать. И не только сам уеду, но и вотчины свои заберу, и они тоже будут принадлежать другому княжеству». Такой был порядок. И это была свобода. Крестьяне чувствовали себя свободными, т.к. не было крепостного права. Да и откуда ему было взяться. Князей и бояр монголы повырубали, а в случае чего можно было съехать от одного боярина к другому.

От этого состояния не осталось ничего, когда возникла Российская империя, где всё было совершенно иначе. XV – XVII века – столетия малого ледникового периода, тяжёлых климатических условий и сурового холода. Для сельского хозяйства это были неблагоприятные времена. Кроме этого, в связи с увеличением численности населения, заканчивалось количество спелых лесов. Для того чтобы вырос новый бор, необходимо сто лет, а люди размножались гораздо быстрее.

Истощение базы лесного хозяйства привело к вынужденному переходу к пашенному земледелию, который был совсем нерадостным. От «сам – 100», «сам – 50» к пашне, которая совсем не оставляет крестьянину свободного времени. Каторжный труд ради «сам – 1,3» – нищенской крошечной доли.

Естественно, от такой доли народ побежал бы куда глаза глядят, если бы было куда, и если бы пустили. Но Москва в этих сложных условиях объединила русские княжества на основании того, что закрепостила всех в единый кулак и привела к жесточайшему порядку, где все обязаны были служить. Альтернативой было убежать и вымереть. Вымереть целым народом. Под угрозой стояла гибель князей и господствующего класса, который, разумеется, на это был не согласен. Он предпочёл заставить работать весь народ, но не погибнуть. «Продадим жён и детей своих, но спасём государство Московское», - так в 1612 году скажет Минин.

Это апофеоз настоящей московской государственной идеи. Современный историк Николай Борисов написал: «Иван III , отец России, создавал её и получалось у него нечто среднее между монастырём, застенком и крепостью». Мобилизационная модель экономики и общества, где всё поставлено на службу государству ради выживания. Иван III подогнул под колено и боярство, он стал замещать их помещиками. От своего внука, Ивана IV , больше известного как Грозного, он отличался лишь тем, что был умнее, а потому проводил более мягкую политику. Но как говорится: мягко стелет, да жёстко спать. Всех новгородских бояр он сначала к себе переманивал при помощи пожалования, а через какое-то время всё отбирал и переводил на другие места на условиях службы поместной. То есть это уже была не вотчина, которая по праву принадлежала князю. За неё нужно было служить. А если не выслужишься – понесёшь наказание.

Апофеозом этого государства стал, конечно, Пётр Великий, когда служить были обязаны вообще все. Дворянство пожизненно служило государству, крестьянство пожизненно служило дворянству. Кроме этого, Пётр подогнул под колено церковь и учинил Святейший Синод. Полная мобилизация всех сил сравнительно небольшого народа на огромных просторах Восточной Европы позволила в итоге создать империю, которая раскинулась между двумя океанами.

Цена высока, но альтернативой была только историческая, а скорее всего и физическая, гибель подавляющего большинства жителей. Очень сложно оценивать такую вещь, но нужно признать, что именно из такого перехода, вызванного чисто экономическими вещами, остановилась славянская колонизация на северо-восток. Ведь переход к пашне был вынужденным, так как дальше некуда было идти. Дальше только северно-ледовитый океан и ужасные климатические условия.

Позже, правда, славяне пойдут в Сибирь, но уже не за пашенной землёй, а за ясаком, за добычей. Они двинутся туда как казаки, а не землепашцы. Кстати, на Руси мужики всегда презирали казачество, т.к. с точки зрения русского крестьянина: казак – это паразит. Потому что мужик пашет день и ночь, а казак скачет себе на коне, нагайкой и сабелькой помахивает и грабит. В народном сознании казаков никогда не любили. Сейчас казачество пытаются везде превознести, но это ряженая клоунада. В действительности отношения между этими двумя способами жизни на Руси всегда были сложными. Мужик может и хотел казацкой воли, но при этом чтобы и пахать. А казаки изначально были людьми без начальства: бандитами и грабителями. Поэтому и отношение к ним было соответствующее.

Основная дихотомия русской истории

Такое было государство Российское. Такова его краткая история. Это путь от шайки бандитов, которые крышевали обширные территории по Днепру и Волге для сбора дани и захвата рабов до империи, в которой служили все до одного. В том числе и царь, который открыто заявлял: «Я первый слуга государства». Для сравнения стоит отметить, что французский король, например, говорил: «Государство – это я!». А Петру такое и в голову не могло прийти. Он слуга государства, пусть и первый, но слуга. Абсолютно разные мироощущения были у народов.

Конечно, нужно понимать, что было очень тяжело жить в этом то ли монастыре, то ли тюрьме, то ли крепости. С одной стороны, русский народ всегда жертвовал всем ради государства. Действительно, было такое, что продавали жён и детей, но спасали государство Московское. А с другой стороны, в течение всей нашей истории прослеживается одна и та же тенденция: утечь куда глаза глядят, из-под власти жестокого деспотического государства. Сбежать куда угодно: в Беловодье, за Камень, на Дон, за Пороги. Лишь бы вкусить свободы, потому что невыносимо душно было жить в Московском государстве правды.

Русский народ без государства жить не может физически, а в государстве своём ему жить тяжело. Это основная дихотомия, основное противоречие истории Российского государства, неразрешённое до сих пор. Хотя сегодня, в условиях абсолютно другой экономической реальности, подобные исторические пережитки воспринимаются особенно болезненно. Совершенно очевидно, что они являются главным препятствием на пути превращения нашей родины в страну, где хочется жить и где людям жить удобно. Где страну любят не потому, что ей нужно всё отдать, всю кровь пролить за родину-мать, а ещё потому, что это самое лучшее место на всей земле. «Россия – самая счастливая страна на свете, а они, идиоты, этого не понимают», - так сказал император Николай I . Но он лукавил, а мы все хотим, чтобы так и было.

По материалам ютуб канала Савромат

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: :clap:
  • Да уж... лучше, чем многое, но всё равно на каждый абзац нужно три абзаца уточнений, ибо полуправда хуже лжи. Слишком много неточностей и упрощенчества.