«Кто на Русь с мечом придет – от меча и погибнет»
Князь Александр Невский
Вечерело. Каллиграф неспешно возвращался домой, любуясь, хотя уже и темными, но от того еще более знакомыми и уютными переулками. Край зимы. Легкий намек на весну - запах подтаявшего за день снега, еще не успел рассеяться во тьме приближающейся ночи. Мысли текли плавно и неспешно, как обычно. День отшумев, словно бурный летний ливень растворялся вместе с весенним запахом. Обычный день, такой же как неделю, месяц или год назад. Но неясное пока тревожное предчувствие холодком собралось в солнечном сплетении. Что-то неуловимо отличало его от всех предыдущих. Словно мир прощался с ним, или это просто показалось?
Работа в офисе с бумажками не располагает к тонкому чувствованию или любованию, какими бы то ни было красотами мира. Рутина, она, как окна на болоте, сверху тихо и кажется никакой опасности, но стоит ступить и поминай как звали. Но в ней тоже есть свое тихое очарование, доступное лишь настоящим ценителям прекрасного, каким был Каллиграф. Когда-то он был охотником за ощущениями. Стремительно меняя места обитания, он объехал весь мир. Любые экстремальные, на грани жизни, возможностей организма, психики, социально приемлемых норм, а иногда и за ними пути когда-то были пройдены и так же стремительно оставлены в угоду тишине и спокойному созерцанию окружающего мира.
До двери подъезда оставалось несколько метров. Молнесветная вспышка пронзила все его тело от макушки до самых пяток. За железной дверью, в темной тишине подъезда притаилась Смерть. Страха не было. Смерть не страшна, он много раз проходил мимо её гостеприимно распахнутых объятий, умудряясь выбираться живым оттуда, откуда выхода обычно не бывает. Но сейчас она здесь. Она ждёт и пришла сегодня за ним. Обычная дверь подъезда, каких миллион, стала теперь вратами в иной мир. Выходом из повседневности и жизни как таковой. Но Каллиграф, даже не остановился не замедлил шаг, пока вихри образов проносились перед его глазами. Четкие, привычные движения. Брелок домофона и писк открывшегося магнитного замка. Привычная темнота подъезда. Неспешный подъем по ступенькам на второй этаж. Внутренним чувством отметил на лестничном пролете выше притаившегося человека.
– Меня ждешь? Спускайся и входи.
Струнка нервозности тенькнула наверху. Обычно портреты не разговаривают, они даже не успевают понять, что их убили. А этот… Рука не поднимается. Нет сил. Заказчик предупреждал, но реальность, тем ни менее, оказалась неожиданной…
Тейко, воин, живший в Японии перед эпохой Токугава, изучал тя-но-ю – чайный этикет у Сен-Но-Рикю, учителя этого эстетического выражения спокойствия и удовлетворенности.
Воин-слуга Тейко по имени Като считал, что увлечение Тейко чаийным этикетом является преступным пренебрежением государственными делами, поэтому он решил убить Сен-Но-Рикю.
Он прикинулся, что хочет что-то спросить у чайного мастера, и был приглашен пить чай.
Мастер, который был очень искусен в своей области с одного взгляда угадал намерение воина, поэтому он попросил Като оставить меч перед входом в комнату, объяснив, что тя-но-ю – олицетворение миролюбия.
Като не пожелал его слушать.
«Я – воин, –сказал он, –и всегда ношу свой меч с собой. Тя-но-ю или не тя-но-ю, а мой меч при мне».
«Хорошо, вноси свой мечь и попробуй чаю», – согласился Сен-Но-Рикю.
Чайник кипел на огне. Вдруг Сен-Но-Рикю опрокинул его. Кипяток зашипел, комната наполнилась дымом и золой. Испуганный воин выбежал из комнаты. Чайный мастер извинился.
«Это моя вина. Вернись и попей чаю, а я почищу твой меч от золы и принесу тебе».
Воин понял, что не сможет убить чайного мастера, поэтому принял предложение.
Умер Каллиграф много позже, сам. Накануне он, никого не пожелав видеть, разослал родным последние свои слова и приглашение на похороны, составил распоряжения о своем скудном имуществе, положил, что сделать с его прахом. Перебрал свои записки, что-то оставил, а большую часть отправил в огонь. Вечером ушёл в баню, долго парился. Оделся в чистое белье. Утром его нашли мертвым. Заключение врача гласило, в переводе на простой язык: «Гражданин Н умер во сне от остановки сердца».
27.02.2008
Изображение в заголовке заимствовано из галереи Школы каллиграфии, работающей на площадке Современного музея каллиграфии (г. Москва)
Оценил 1 человек
3 кармы