В сокровищнице синтоистского святилища Храм Касуга Тайся в Наре, построенном в 768 году, хранится множество культурных ценностей, большинство из которых относятся к эпохе Хэйан (794-1185). Одной из главных реликвий храма является изготовленный в XII веке меч «Кинджи Раден кенукигата тачи», считающийся национальным сокровищем Японии. Полная длина меча - 96,3 сантиметра, длина рукояти - 18,2 сантиметра, длина клинка вместе с ножнами - 77 сантиметров. Клинок заржавел и из ножен не вынимается. Верхушку рукояти, украшенной буддистским растительным узором, венчает изображение в виде цветка.
Аристократия эпохи Хейан очень любила кошек и, видимо поэтому, вся поверхность роскошных ножен, покрытых лаком с добавлением золотой пудры, представляет собой изображение бамбуковой рощи в которой четыре пестрых кота охотятся на воробьев. Рисунки выполнены инкрустацией из перламутра в технике Радэн с добавлением белого лазурита, стекла и янтаря. Для цветового контраста нанесен черный лак. Часть декора рукояти, ножен и фурнитура меча изготовлены из золота. Рентгеновская компьютерная томография показала, что его чистота составляет 22-23 карата, что близко к 24-х каратному чистому золоту - использование такого количества драгоценного метала столь высокой чистоты является весьма необычным. Также удивительно, что по сравнению с другими сохранившимися мечами той эпохи, «Кинджи Раден» до сих пор не потерял своего блеска. Кто пожертвовал этот меч храму - неизвестно, но есть версия, что это сделал в 1131 году регент Фудзивара-но Ёринага, который с детства был связан со святилищем Касуга Тайся и любил кошек.
* * *
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Древние японские мечи, изготовлявшиеся по образцу китайских и корейских, были прямыми. В эпоху Нара (с 710 по 794 год) на севере острова Хонсю в регионе Тохоку и в южной части острова Хоккайдо появился новый меч, называвшийся Варабитето (蕨手刀) - «Меч папоротника» - из-за формы его рукояти, напоминавщей молодой побег этого растения. Клинок Варабитето больше подходил для рубящих ударов, что было важно для воинов, сражавшихся верхом, всадников представлявших собой военную аристократию – сословие из которого впоследствии появились самураи. В середине эпохи Хэйан (с 794 по 1185 год) мастера-оружейники, совершенствуя Варабитето, разработали новый тип меча - Кенукигата-тачи (抜形太刀), характерной особенностью которого стал слегка изогнутый однолезвийный клинок длиной чуть больше двух сяку (60 сантиметров) и пятиугольного сечения, впоследствии ставший типичным для всех японских мечей. Такие мечи имели распространение от эпохи Хэйан до раннего периода Камакура. Самый древний Кенукигата-тачи был найден при раскопках в префектуре Нагано и датируется десятым веком.
Хвостовик (накаго) Кенукигата-тати также, как и на Варабитето, выполнявший функцию рукояти меча, имел в центре большой фигурный вырез. Кстати, само название «кенукигата» произошло из-за того, что центральная часть хвостовика своей формой напоминала инструмент для выщипывания волос. Поскольку такая рукоять должна была «резонировать» в руке при нанесении удара, её украшали специальным узором, облегчающим захват и смягчающим и рассеивающим «отдачу». Довольно толстая цуба и хабаки, надевавшиеся со стороны клинка, крепились к хвостовику с помощью шпильки-мекуги, вставлявшейся в отверстия проделанные в цубе.
Начиная со второй половины эпохи Хэйан такие мечи перестали применять в сражениях. Теперь это оружие использовали официальные лица и дворцовая гвардия Эфу, поэтому известно другое название меча - «Эфу но Тачи». То есть, теперь это было почти декоративное, статусное и церемониальное оружие аристократа, великолепно украшенное, чтобы подчеркнуть высокое положение владельца при дворе Императора. Уже в период Камакура «прозрачные мечи» использовались только в качестве подношений для святилищ или иным подобным образом. До наших дней дошли восемь экземпляров кенукигата-тачи: три найдены во время раскопок и еще пять сохранились в сокровищницах при храмах и святилищах.
Оценили 33 человека
62 кармы