Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

И это всё Китай! Резьба по слоновой кости.

48 14695

Искусство резьбы по слоновой кости в Китае уходит корнями в глубокую древность. Первые изделия обнаруженные при раскопках, датированы эпохой неолита. Это были примитивные ножи, пряжки. За много сотен лет умение резьбы по кости превратилось в настоящее искусство. Сейчас из слоновой кости режут фигурки, скульптуры, заколки для волос, палочки для еды, резные чаши, рукоятки ножей, кинжалов, курительные трубки и знаменитые шахматы из слоновой кости, где каждая фигурка неповторима.

Работа мастеров по кости ценилась почти наравне с работами камнерезов.

 

На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы из слоновой кости.

В Исторических записях периода Воюющих государств рассказывается история некого богача Мэнчана, подданного государства Ци. Он «покинул свою родину ради путешествия заграницу, а когда прибыл в государство Чу, преподнес кровать из слоновой кости, стоившей тысячи золотых слитков».

 В настоящее время в Китае сформировались отдельные школы мастеров по обработке слоновой кости. Основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин.

Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности.

Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала.

В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре».

То, что мастерам искусств в Китае требуется невероятная усидчивость при создании своих шедевров, вы уже убедились в предыдущих постах.

Работа со слоновой костью имеет свои отличительные особенности. Это тот вид искусства, к которому можно применить нашу пословицу – семь раз отмерь, и один раз отрежь.

Работа требует большой осторожности.

Мастер сначала изучает бивень. Он должен принять во внимание особенности расположения ядра в бивне, направления волокон кости, соотнести это со своей задумкой.

Если работа очень сложная и кропотливая – он вначале делает макет из глины. Рассматривает его со всех сторон, уточняет сложные места, сравнивает с костью, где правильно расположить фигурки.

Для еще более сложных работ весь процесс выполняется по частям, и лишь потом все соединяется в единое целое.

 

Как правило, вначале идет грубая обработка кости – стачивается излишек в нужных местах. Потом разнообразными инструментами осуществляется сам процесс резьбы.


 Мастер должен быть очень аккуратен, кость довольно хрупкий материал, исправить неверный штрих сложно именно из-за направления волокон кости.

В результате кропотливой работы из рук мастеров появляются действительно уникальные шедевры.

Отдельно хочется рассказать о таком предмете резьбы, изготавливаемом в Гуанчжоу, как шары из слоновой кости.

 Это что-то непостижимое! Просто сродни волшебству, кажется, такое невозможно выполнить вручную!

Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков, и каждый из них имеет уникальную резьбу, подвижен и крутится внутри большего по размеру шара.

Только гуанчжоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров.

Эта работа требовала от умельцев огромного терпения, точности движений, усидчивости, хорошего глазомера и безупречной точности руки.

Настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны «решетчатые шарики внутри шариков», чья история едва насчитывает сотню лет. Представляете – целых сто лет создают подобные творения? Вот это школа!


 Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика».

Мастеру приходится полагаться лишь на собственный опыт и помощь небес, да остроту лезвия своего резака! Работу он проводит вслепую, можно сказать, наощупь, ибо проделанные отверстия не дают ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри. Ошибка при выполнении этой работы просто невозможна! Ошибись мастер хоть на пол-милиметра, и все, шар можно выкидывать, вся работа насмарку.


 Самым сложным среди «решетчатых шариков внутри шариков» считаются шары, выполненные на заводе Резьбы по слоновой кости Даси в Гуанчжоу.

Мастер Вэн Жунбао известен далеко за пределами Китая – в 1977 г. вырезал из слоновой кости 15 см в поперечнике набор из 42 узорчатых шариков, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого, и затем еще каждый шарик отгравировал, украсив пейзажами из пагод,павильонов и башен, облаков и гор). Центральный шарик был толщиной в бумажный лист. Вэн Жунбао – резчик по кости в 4-м поколении. В 1915 г. его отец получил международное призвание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «резных шариков в шариках», сын превзошел мастерство отца, став Мастером, покорившим мир!


Говоря об искусстве резьбы по кости, надо упомянуть о резьбе по рогу носорога. Этот материал редкий, в Китай его доставляли из других стран, но первые изделия встречаются еще в раскопках эпохи Хань. Структурные особенности и внешний вид рога носорога очень необычны, этим он отличается от коровьего и бараньего рогов, и поэтому изделия из него ввиду редкости и дороговизны предназначались только для знати. Расцвет искусства резьбы по рогу носорога приходится на минскую династию, изделий из него немного и они представляют собой музейную ценность.

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Вот это красотень!!! Особенно с шариками , улёт ! Впечатлен !!! Жирный плюс!!
  • Спасибо, и фото что надо!
  • Ух..... аж дух перехватило... +++++
  • Не передаваемые ощущения красоты и мастерства. Очень понравился воздушный город и последняя композиция.
  • Здорово! Однако, автор, шар в шаре делается на станках, и уже очень давно. Как вам подобное из стали?!