Вокализы. От классики до современности. Ч.1. Классика (исправл.)

15 1829

Есть достаточно редкие музыкальные произведения называемые вокализами. Вокализ — это пьеса (или часть её) для голоса без слов, исполняется она на какой-нибудь гласной (обычно на «а»). Я как-то всегда обращал внимание на них. Даже если музыка шла фоном, мое внимание сразу переключалось на неё, если начинал звучать вокализ. Недавно я озадачился вопросом: почему так редко их можно услышать? То ли по причине ограниченного количества таких произведений, то ли из-за сложности их исполнения, а может быть – невостребованности?

Начал искать. Посетил сайт «Погружение в классику» на котором я в свое время провел довольно много времени . И сразу удача: Natalie Dessay [Натали Дессей] – Vocalises. Диск с одиннадцатью вокализами! Пару дней я только это и слушал: очаровательный голос, чувственное исполнение. К слову, рекомендую этот ресурс. Похож на конт, только там всё о музыке и народ делится своими записями.

Пожалуй, самым известным вокализом является вокализ Op. 34, No.14 Сергея Рахманинова, исполняемый очень многими певцами. Вот с него и начнем, тем более, что 2023-й год объявлен в России годом Рахманинова. И хотя было большое искушение привести его в исполнении Натали Дессей, я решил, что это будет неправильно. После нескольких прослушиваний этого вокализа разными исполнителями, я решил привести его в исполнении российской певицы Аиды Гарифуллиной. 

Rachmaninoff: Vocalise, Op. 34, No. 14

Какой вокализ поставить вторым, у меня, после прослушивания вышеупомянутого диска с вокализами, тоже не было сомнений. Конечно же, это будет «Соловей» Александра Алябьева в исполнении Натали Дессей. Признаюсь, что, до прослушивания этого романса в её исполнении, я находил его несколько разбитным. Теперь я вижу, что это далеко не так. Знаю, что найдутся те, кто со мной не согласятся и приведут в пример исполнение этого произведения Натальей Мирошниченко. Спорить не буду, но мне он больше понравился в исполнении Натали Дессей, несмотря на сильный акцент. Возможно, что её исполнение просто больше соответствует моему мироощущению.

Solovey • Natalie Dessay Soprano Vocals: Natalie Dessay (Александр Алябьев)

Далее я не стану ранжировать произведения и исполнителей, так что просто – в практически произвольном порядке.

В классической музыке есть такие сочинения, которые сразу цепляют сознание любого человека. Бахиана №5 Вилла-Лобоса (точнее, её первая часть) – из этого списка. Гипноза начальных тактов не избежит ни один человек, имеющий хоть какие-то зачатки музыкальности с вероятностью 99%.

Почему "бахиана"? Бах - любимый композитор Вилла-Лобоса с юных лет. А идею сделать на основе его стиля что-то бразильское он нашёл в Париже, куда в конце 20-х годов приехал повышать свою композиторскую квалификацию. Здесь он вошёл в круг парижской музыкальной элиты и познакомился с экспериментами Стравинского в новом стиле "неоклассицизма" (соединение музыкальных принципов старой музыки с современным языком).

Вернувшись в Рио-де-Жанейро, он переосмыслил эту идею и начал сочинять инструментальные сюиты с фугами, прелюдиями и токкатами (как у Баха) в бразильском стиле - с горячими ритмами и фольклорными мотивами.

Подробнее о композиторе и его бахианах можно прочитать здесь.

Бахиана №5 прозвучит в исполнении латвийской оперной певицы Элины Гаранча

Bachianas Brasileiras No. 5 for Soprano & Cellos: Aria (Cantilena) - Elīna Garanča

Следующий вокализ в обзоре — Parysatis, Act II: Le rossignol et la rose (Сен-Санс - Опера «Парасатида», Действие II «Соловей и роза» в исполнении Натали Дессей. Французский композитор Камиль Сен-Санс широко известен в России как автор знаменитого «Умирающего лебедя».

Parysatis, Act II: Le rossignol et la rose Soprano Vocals: Natalie Dessay (Composed by Camille Saint-Saens)

Один из лучших вокализов принадлежит русскому и советскому композитору Рейнгольду Глиэру.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, соч.82 фа минор, 1 часть. прозвучит в исполнении Галины Ковалевой.

Concerto for Coloratura Soprano & Orchestra, Op. 82: Andante

Обе части этого концерта (Andante и Allegro) в исполнении Евгении Мирошниченко.

Ну и не удержусь и дам ссылки на исполнение этого произведения Натали Дессей: Andante и Allegro

В процессе поиска и прослушивания разных вокализов мне не давал покоя один вопрос, почему я не могу найти вокализ на произведение, известное как «Адажио Альбинони" (не будем придираться к тому, что реально автор этого произведения Ремо Джадзотто). Просто музыка – есть, со словами – сколько угодно, а вокализа нигде нет!

Но я ведь отлично помню, что слышал его (вероятно, на демонстрациях 9 мая). Наконец все же нашел в исполнении израильского контратенора David’а D'Or'а, но его исполнение мне категорически не понравилось. В конце концов, когда верстка этой статьи подходила к концу, на одном из ресурсов, я обнаружил файл с достойным исполнением этого произведения. И я узнал главное – имя исполнительницы. Ею оказалась советская (позднее – украинская) певица Ольга Басистюк. Остальное было делом техники. Увы, на ютубе нет отдельного видео с подходящим названием. Пришлось прослушивать с «неподходящим». Терпение было вознаграждено. Вот это видео с безликим названием «Поет Ольга Басистюк. Видео - альбом. 3 серия (2023)» (даю с привязкой ко времени, можно слушать с начала, но Адажио Альбинони начинается с 8:07). Дополнительный трагизм произведению придает то, что здесь оно исполняется на органе.

Поет Ольга Басистюк. Видео - альбом. 3 серия (2023).

Желающие получить это файл в формате mp3 (правда, битрейт всего 192 kb/s), могут сделать это здесь.

Кому такого битрейта мало, то проследуйте на рутрекер, там есть в lossless ;) Ну или на «Погружение в классику» (там в 256 kb/s).

Было бы неправильно обойти вниманием очередную годовщину Дня Победы.

Минута молчания 2014. Фрагмент поэмы «Реквием» Роберта Рождественского звучат на фоне очень красивого многоголосого вокализа.

Минута молчания 2014

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
(Р. Рождественский)

Интересно, что раньше "Минута молчания" длилась существенно дольше. Минута молчания 2001 (запись с эфира).

Признаюсь, мне пришлось потрудиться, чтобы установить авторство этого вокализа.

Результат меня обрадовал и огорчил одновременно. Обрадовал, потому это произведение "Любовь святая" написал Георгий Свиридов. Огорчил, потому что не узнал композитора, которым в 90-х я заслушивался и собрал довольно значительную коллекцию его произведений. Мне кажется, что гений Георгий Свиридова сильно недооценен.

Хор «Любовь святая», вошедший в Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» Свиридов написал в 1973-м году.

Скорее всего, в «Минуте молчания 2014» это произведение звучит в исполнении вокального ансамбль "Интрада", дирижер Екатерина Антоненко. Соло - Татьяна Кокорева.

Sviridov "Sacred Love" / Intrada Moscow, solo T. Kokoreva, cond. E. Antonenko

Читателей могут заинтересовать и другие исполнения этого произведения: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (с замечательным видеорядом соответствующим Дню Победы).

Этот же хор в Зальцбурге.

И два хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»: "Любовь святая", "Покаянный стих" в исполнении хора Московской Государственной Консерватории

Ну и завершу эту обзорную статью вокализом Лизы Бричкиной из оперы Кирилла Молчанова "Зори здесь тихие" в исполнении Галины Калининой. Опера была написана в 1973-м году — через год после выхода на экраны страны картины Станислава Ростоцкого с аналогичным названием.

Галина Калинина Вокализ Лизы Бричкиной Из оперы Кирилла Молчанова "Зори здесь тихие"

P.S. Первоначально я задумывал ограничиться статьей, в которую рассчитывал включить 8…10 вокализов, как классической, так и современной музыки. Но неожиданно материала набралось гораздо больше. Поэтому решил разбить его на две статьи. Первую – с классической музыкой – вы только что прочитали. Вторую – с современными вокализами – надеюсь успеть закончить через три дня. Если не получится, то ждите её через три недели. Отбываю :)   

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Прекрасно!!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :heartpulse:
  • Большое спасибо! :raised_hand:
    • Mac
    • 3 мая 2023 г. 22:41
    Спасибо! Помимо классических произведений мне очень нравится вокализ Б. Чайковского, звучащий в начале фильма Митты "Москва, любовь моя" и конечно же вокализ Вангелиса из фильма "Бегущий по лезвию".
  • Мне еще нравится "Соловей" в исполнении Аллы Соленковой. В конце 60-х слушал ее вживую. Замечательно!
  • Хороший вокализ - это прекрасно! Но думается мне, что он может исполняться не только на какой-то одной гласной букве, но и на не несущих смысловой нагрузки слогах, например: "Па-пада-ба-па-па, па- падаба-па...", или "Ла--ла-ла...", или известное произведение "Я возвращаюсь домой" в исполнении Эдуарда Хиля или Валерия Ободзинского: особенно в исполнении Ободзинского в этом вокализе звучат самые разные якобы слова... Но звучит это всё просто замечательно! Немало хороших эстрадных вокализов у оркестра Рэя Кониффа... Да и многие из нас иной раз с удовольствием "вокализят", не помня слов той или иной песни... :smile: