Овому талант, овому два.

9 516

Читаю я Веру Крыжановскую-Рочистер "Царица Хатасу". Там один персонаж промотав огромное состояние отца берет в долг семь вавилонских талантов золотом, что считалось огромной суммой.

Стало интересно, сколько же это "Вавилонский талант" -

Оказалось "Талант" (с древнесирийского, древнегреческого и латыни слово можно перевести как – «вес»),  являлся единицей измерения в системе шумерских мер и весов.

Вавилонский талант, имевший форму бронзового или каменного  льва на подставке (гиря). Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше (!).

1 тяжёлый талант = 60,6 кг; 1 тяжёлая мина = 1010 грамм; 1 тяжёлый сикль = 16,83 грамма;

1 лёгкий царский талант = 30,3 кг; 1 лёгкая мина = 505 грамм; 1 лёгкий сикль = 8,41 грамма.

 Вавилонский талант был прототипом греческих талантов и был основной  единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов.

Упоминание таланта в качестве фиксированной меры веса золота и средства расчета, используемом в Греции, встречается в произведениях Гомера. Так, например, в «Илиаде» в 24 песне, носящей название - «Выкуп Гектора», приводятся такие стихотворные строки:

Верхних плащей превосходных и тонких хитонов исподних;
Злата, весами отвесивши, выложил десять талантов;
Вынул четыре блюда и два светозарных тренога;
Вынул и пышный сосуд, ему, как посланнику, древний
Дар фракиян, драгоценность великая!

В качестве меры подати, платившейся царю персидскими провинциями, упоминается талант и в труде «отца истории» Геродота:

  «вавилонские серебряные таланты в переводе на эвбейский (т.е. греческий) вес составляют 9880 талантов, и если принять отношение золота к серебру как 1 к 13, то ценность золотого песка составляет 4680 эвбейских талантов. Таким образом, общая сумма поступлений Дарию составляла 14 тыс. 560 талантов».

Со временем талант был подвержен инфляции .

Финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг,, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг.

Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.

В общем талант использовался именно для удобства счета крупных денежных сумм.

Подмена смысла Таланта началась уже в Римской империи, где  талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра). Заметьте, уже не вес, а объем!


Овому талант, овому два.

Выражение из церковно-славянского текста Евангелия (Матф., 25, 15):

"И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един", по-русски:" И одному дал он пять талантов, другому два, иному один".

Поняли о чём речь? 

Это цитата из притчи Иисуса Христа о талантах.

О том, что хозяин, отправляясь в дальнюю поездку по делам поручает своё состояние рабам. Одному дал 5 талантов, другому два, третьему - один.

Сразу поймаем переписчиков или компиляторов библии за язык. Никогда хозяин не даст деньги в распоряжение рабам. Рабы в рабовладельческом строе используются только  для эксплуатации.

А вот Отец в свое отсутствие может поручить своим Сыновьям заботу о наследстве. Одному дал 5 частей, другому 2 части, третьему - 1 часть. А когда вернулся - проверил на что были употреблены его средства.

Два старших сына - приумножили данную сумму. А младший просто закопал в землю, для лучшей сохранности.

Хероним Надаль  16 в. Приитча о талантах.   Яркими примерами служат изображения в популярной средневековой иллюстрированной рукописи Speculum humanae salvationis (в переводе - Зеркало спасения человека) или художественные произведения известного испанского художника Херонима Надаля (1507-1580 гг.), иллюстрировавшего Евангелие по заданию основателя ордена иезуитов Игнатия де Лойолы

В 16-17 веках талант понимали правильно - как мера веса. О чем говорят картины Х.Надаля и Х. Рембранта.

Известный голландский художник Х.Рембрант в своем творчестве часто использовал библейские и аттические сюжеты.

Х. Рембрант. Притча о зарывшем сокровища.

Именно множество сюжетов на библейские темы в 15-17 вв. в литературе и в художественных произведениях указывают на появление Евангелий как раз в это время.

Важно!

В Евангелии от Луки Хозяин (Отец) раздал  рабам (сыновьям) по 1 мине! Итог тот же - один принес 5 мин другой - 2 мины, третий закопал и не приумножил.

Используется та же шумерская или греческая счетно-весовая система оценки богатства. Однако тот , кто закопал - "подорвался" на мине...


А вот уже в 19 веке  произошла подмена смысла "вес" стал "умственной способностью". Так В.Г. Белинский пишет "... есть люди, у которых ума хватает на статью в несколько страниц, но есть такие люди, у которых ума хватает только на несколько строк... иному талант,  иному два. (В.Г.Белинский. Ничто о ничем, или Отчет г. издателю "Телескопа" за последнее полугодие (1835) русской литературы.)

Однако образ того, что "талант" нечто ценное и материальное сохранился в пословицах и поговорках, в народной памяти. 

"Зарыть талант в землю" - значит не использовать данные возможности.

"Талант не пропьешь" - смысл в том, что 60 кг. золота трудно пропить скорее умрешь, чем пропьешь.

"У него таланта ни на гран!"  , где гран это мера веса 64,7 мг.

или "У него таланта ни на грош".  вес гроша около 2 г. серебра. В ХХ веке гроши уже печатали из бронзы, алюминия,  медно-никелевого сплава по весу 1,5-3г.. 

Ну и конечно, тому, "Кто использует данное ему - будет еще дано, а кто не использует - у того отымется последнее".

С вами была, Елена Далай

Антиохская мина (Сирия) 492 гр.

п.с. Еще каких-то 300-400 лет назад наличие талантов было признаком финансовой состоятельности, богатства. Теперь талантливые люди художники, поэты, писатели, музыканты зачастую бывают бедными. Советским людям еще повезло развиться, а вот применить, материализовать - бум.

п.п.с. Подмена смысла приводит к  тому, что курирующие нас предки, ангелы, природные духи, видя, что Творец нас наделил Талантами (ресурсами) и слыша, что мы просим денег. воспринимают это как глупость, оксюморон, недомыслие (потому что дано при рождении!). В тонком плане время многомерно, течет одномоментно вперед, назад, в прошлом, в настоящем, в будущем.  Но так как мы живем в хаосе идей, не знаем истории, играем в чужие игры - то и остаемся неразумными детьми. 

п.п.п.с. Наличие выдающихся способностей не гарантирует превращение их в Талант. Знание, образование двери открывает!




Геополитическая борьба на истощение

Ровно через тысячу дней украинского конфликта два главных игрока: Россия и США, - не считают себя достаточно истощёнными, чтобы идти на уступки. Киев не даёт им шансов на какой-либо мир...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Правда спасает жизни. Ложь убивает

Текст, прежде всего, к тем, кто остался на украине. Давайте поговорим откровенно. Больше десяти лет я рассказываю вам исключительно правду. Никто и никогда не смог поймать меня на вранье (исте...

Обсудить
    • Stas
    • 25 декабря 2022 г. 12:40
    :thumbsup: :thumbsup: :rose:
  • :thumbsup: :thumbsup: :sparkles:
  • :ok_hand:
    • rky
    • 25 декабря 2022 г. 19:55
    :smile: :thumbsup:
    • Marita
    • 25 декабря 2022 г. 20:35
    Всё в статье хорошо, но только вот эта фраза - глупость: "Именно множество сюжетов на библейские темы в 15-17 вв. в литературе и в художественных произведениях указывают на появление Евангелий как раз в это время". Просто 15-16 века это расцвет эпохи Возрождения, а 17 век - это уже и эпоха Просвещения. Это века расцвета в Европе культуры, искусства, литературы и декоративных ремесел. Отсюда и множество дошедших до нас артефактов той эпохи. Бывшие до Возрождения так называемые "Темные века" и в Проторенессанс оставили гораздо меньший след.