Читаю я Веру Крыжановскую-Рочистер "Царица Хатасу". Там один персонаж промотав огромное состояние отца берет в долг семь вавилонских талантов золотом, что считалось огромной суммой.
Стало интересно, сколько же это "Вавилонский талант" -
Оказалось "Талант" (с древнесирийского, древнегреческого и латыни слово можно перевести как – «вес»), являлся единицей измерения в системе шумерских мер и весов.
Вавилонский талант, имевший форму бронзового или каменного льва на подставке (гиря). Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше (!).
1 тяжёлый талант = 60,6 кг; 1 тяжёлая мина = 1010 грамм; 1 тяжёлый сикль = 16,83 грамма;
1 лёгкий царский талант = 30,3 кг; 1 лёгкая мина = 505 грамм; 1 лёгкий сикль = 8,41 грамма.
Вавилонский талант был прототипом греческих талантов и был основной единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов.
Упоминание таланта в качестве фиксированной меры веса золота и средства расчета, используемом в Греции, встречается в произведениях Гомера. Так, например, в «Илиаде» в 24 песне, носящей название - «Выкуп Гектора», приводятся такие стихотворные строки:
Верхних плащей превосходных и тонких хитонов исподних;
Злата, весами отвесивши, выложил десять талантов;
Вынул четыре блюда и два светозарных тренога;
Вынул и пышный сосуд, ему, как посланнику, древний
Дар фракиян, драгоценность великая!
В качестве меры подати, платившейся царю персидскими провинциями, упоминается талант и в труде «отца истории» Геродота:
«вавилонские серебряные таланты в переводе на эвбейский (т.е. греческий) вес составляют 9880 талантов, и если принять отношение золота к серебру как 1 к 13, то ценность золотого песка составляет 4680 эвбейских талантов. Таким образом, общая сумма поступлений Дарию составляла 14 тыс. 560 талантов».
Со временем талант был подвержен инфляции .
Финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг,, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг.
Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
В общем талант использовался именно для удобства счета крупных денежных сумм.
Подмена смысла Таланта началась уже в Римской империи, где талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра). Заметьте, уже не вес, а объем!
Овому талант, овому два.
Выражение из церковно-славянского текста Евангелия (Матф., 25, 15):
"И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един", по-русски:" И одному дал он пять талантов, другому два, иному один".
Поняли о чём речь?
Это цитата из притчи Иисуса Христа о талантах.
О том, что хозяин, отправляясь в дальнюю поездку по делам поручает своё состояние рабам. Одному дал 5 талантов, другому два, третьему - один.
Сразу поймаем переписчиков или компиляторов библии за язык. Никогда хозяин не даст деньги в распоряжение рабам. Рабы в рабовладельческом строе используются только для эксплуатации.
А вот Отец в свое отсутствие может поручить своим Сыновьям заботу о наследстве. Одному дал 5 частей, другому 2 части, третьему - 1 часть. А когда вернулся - проверил на что были употреблены его средства.
Два старших сына - приумножили данную сумму. А младший просто закопал в землю, для лучшей сохранности.
В 16-17 веках талант понимали правильно - как мера веса. О чем говорят картины Х.Надаля и Х. Рембранта.
Известный голландский художник Х.Рембрант в своем творчестве часто использовал библейские и аттические сюжеты.
Именно множество сюжетов на библейские темы в 15-17 вв. в литературе и в художественных произведениях указывают на появление Евангелий как раз в это время.
Важно!
В Евангелии от Луки Хозяин (Отец) раздал рабам (сыновьям) по 1 мине! Итог тот же - один принес 5 мин другой - 2 мины, третий закопал и не приумножил.
Используется та же шумерская или греческая счетно-весовая система оценки богатства. Однако тот , кто закопал - "подорвался" на мине...
А вот уже в 19 веке произошла подмена смысла "вес" стал "умственной способностью". Так В.Г. Белинский пишет "... есть люди, у которых ума хватает на статью в несколько страниц, но есть такие люди, у которых ума хватает только на несколько строк... иному талант, иному два. (В.Г.Белинский. Ничто о ничем, или Отчет г. издателю "Телескопа" за последнее полугодие (1835) русской литературы.)
Однако образ того, что "талант" нечто ценное и материальное сохранился в пословицах и поговорках, в народной памяти.
"Зарыть талант в землю" - значит не использовать данные возможности.
"Талант не пропьешь" - смысл в том, что 60 кг. золота трудно пропить скорее умрешь, чем пропьешь.
"У него таланта ни на гран!" , где гран это мера веса 64,7 мг.
или "У него таланта ни на грош". вес гроша около 2 г. серебра. В ХХ веке гроши уже печатали из бронзы, алюминия, медно-никелевого сплава по весу 1,5-3г..
Ну и конечно, тому, "Кто использует данное ему - будет еще дано, а кто не использует - у того отымется последнее".
С вами была, Елена Далай
п.с. Еще каких-то 300-400 лет назад наличие талантов было признаком финансовой состоятельности, богатства. Теперь талантливые люди художники, поэты, писатели, музыканты зачастую бывают бедными. Советским людям еще повезло развиться, а вот применить, материализовать - бум.
п.п.с. Подмена смысла приводит к тому, что курирующие нас предки, ангелы, природные духи, видя, что Творец нас наделил Талантами (ресурсами) и слыша, что мы просим денег. воспринимают это как глупость, оксюморон, недомыслие (потому что дано при рождении!). В тонком плане время многомерно, течет одномоментно вперед, назад, в прошлом, в настоящем, в будущем. Но так как мы живем в хаосе идей, не знаем истории, играем в чужие игры - то и остаемся неразумными детьми.
п.п.п.с. Наличие выдающихся способностей не гарантирует превращение их в Талант. Знание, образование двери открывает!
Оценили 15 человек
38 кармы