Победа социализма в СССР и расцвет социалистического демократизма

9 539

Победа социализма в СССР и расцвет социалистического демократизма.

Пролетарская, подлинно народная демократия является решающим политическим условием, обеспечивающим построение социализма. Победа социализма в СССР ознаменовала собой новый громадный шаг в развитии пролетарской демократии, привела к дальнейшей демократизации избирательной системы, а в связи с этим к серьёзному повороту в политической жизни страны, к расцвету социалистического демократизма.

Сталинская Конституция законодательно закрепила победу социализма в СССР. В противоположность всем буржуазным конституциям, базирующимся на капиталистической собственности, отражающим и закрепляющим в законодательном порядке устои капитализма, социалистическая конституция базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, опирается на устои социализма, отражает и закрепляет их в законодательном порядке.

Главную основу Конституции СССР, показал товарищ Сталин, «составляют принципы социализма, его основные устои, уже завоёванные и осуществлённые: социалистическая собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов; ликвидация нищеты большинства и роскоши меньшинства; ликвидация безработицы; труд, как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина по формуле: «кто не работает, тот не ест». Право на труд, т. е. право каждого гражданина на получение гарантированной работы; право на отдых; право на образование; и т. д. и т. п. Проект новой Конституции опирается на эти и подобные им устои социализма. Он их отражает, он их закрепляет в законодательном порядке»[1].

Это значит, что в противоположность демократии буржуазной, базирующейся на капиталистической собственности, в основе советской социалистической демократии лежит общественная, социалистическая собственность и социалистическая система хозяйства.

Это значит, далее, что в противоположность всем разновидностям буржуазной демократии, рассчитанной на сохранение антагонистических классов, сохранение богатств, привилегий и государственной власти в руках эксплуататоров, коренной особенностью советской социалистической демократии наших дней является отсутствие антагонистических классов. Советское общество состоит из двух дружественных классов — рабочих и крестьян, которым принадлежит власть, причём государственное руководство осуществляется рабочим классом как передовым классом общества. В противоположность капиталистическим странам, раздираемым конфликтами и противоречиями между антагонистическими классами — пролетариатом и буржуазией, советское общество покоится на тесном сотрудничестве рабочих, крестьян и интеллигенции, на морально-политическом единстве всего народа. Отношения между тружениками советского социалистического общества являются отношениями товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей.

Ликвидация эксплуататорских классов в СССР и превращение всех трудящихся Советского Союза в активных и сознательных строителей коммунистического общества сделало излишней функцию военного подавления внутри страны, в связи с чем армия, карательные органы и разведка, как говорилось выше, своим остриём обращены уже не во внутрь страны, а во вне её, против внешних врагов. Система развёрнутого социалистического демократизма впервые в истории дала пример демократии, не являющейся внутри страны системой господства, основанного на насилии.

Диктатура рабочего класса в СССР в условиях победившего социализма есть выражение государственного руководства рабочего класса по отношению ко всему обществу, Поскольку задача ограничения прав эксплуататорского меньшинства и его насильственного подавления разрешена в результате ликвидации эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком. Это отнюдь не значит, что социалистическая демократия может вообще обойтись без принуждения. Без элементов принуждения, вообще говоря, немыслима подлинная демократия. Ленин и Сталин прекрасно раскрыли единство методов убеждения и принуждения в системе советского демократизма. Они показали, что метод убеждения является основным методом работы с массами. Однако это не исключает применения принуждения к меньшинству, после того как удалось убедить большинство.

Применение принуждения к меньшинству, после того как убедили большинство и большинство приняло определённое решение и приступило к его осуществлению, — обязательное условие действительного демократизма, предполагающего организованность, дисциплину и самодисциплину. Это относится к работе всех массовых организаций, к работе с массами вообще. Тем более это относится к государственным организациям, которые немыслимы без применения принуждения по отношению к лицам, в тех или иных формах отступающим от революционной законности и нарушающим волю народа. В таком случае принуждение осуществляет сам государственно организованный народ. Но главным и основным в работе всех советских общественных и государственных организаций является метод убеждения, метод активизации масс и вовлечения их в управление страной. Более того, и само принуждение в условиях социалистического демократизма имеет не только дисциплинирующее, но и воспитательное значение.

Социалистическое общество даёт действительное равноправие граждан благодаря тому, что была ликвидирована капиталистическая собственность на средства производства, были уничтожены эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком.

Социалистическая собственность на средства производства, уничтожение эксплуататорских классов и освобождение трудящихся от эксплуатации, равное право на труд, равная обязанность трудиться и равное право на получение вознаграждения по труду, составляющие сущность социализма, представляют собой величайшие завоевания трудящихся. Это главное, что лежит в основе советского демократизма и обеспечивает не формальное, лицемерное «равенство» и «демократию», провозглашаемые при капитализме, а действительное, полное и всеобъемлющее равноправие граждан социалистического общества и их свободу от всякого угнетения.

О какой свободе эксплуатируемого рабочего и равенстве его с капиталистом может идти речь в капиталистических странах, например в США или Англии? О каком равенстве безработного, умирающего с голоду, и миллиардера вроде Моргана, Дюпона, Мелона и т. д. может идти речь, если не издеваться над здравым смыслом и над самим понятием равенства и демократии? При капитализме речь может идти о «равенстве» лишь формальном, лживом и лицемерном, маскирующем угнетение и эксплуатацию рабочего класса и трудящихся масс вообще. Там речь может идти лишь о «равенстве» и «демократии», являющихся формой господства богатых над бедными, диктатуры эксплуататоров над эксплуатируемыми.

Историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции состоит в том, что она привела к уничтожению вопиющего неравенства — разделения людей на эксплуататоров и эксплуатируемых, к построению социализма и ликвидации эксплуататорских классов. Социалистическая революция и победа социализма в СССР обеспечили право гарантированной работы для всех тружеников, навсегда покончив с величайшим бичом трудящихся — безработицей и нищетой. В Советском Союзе впервые в истории рабочие, крестьяне и интеллигенция стали работать не на капиталиста и помещика, а на себя, на всё общество, в связи с чем труд из подневольного бремени превратился в труд освобождённый, стал делом чести и славы, делом доблести и геройства. На основе социализма неуклонно растёт благосостояние народных масс, которые становятся всё более зажиточными и культурными.

Победа социалистической системы во всех областях народного хозяйства привела к уничтожению экономических кризисов, безработицы, разорения и нищеты. Социализм создал все условия для зажиточной и культурной жизни всех членов советского общества. В советском социалистическом обществе впервые в мире записано в Конституции государства и реально обеспечивается, гарантируется право на труд и право на получение вознаграждения в соответствии с качеством и количеством затраченного труда, а также обеспечивается охрана труда на производстве. Советское общество обеспечивает трудящихся на время их болезни, организует бесплатное лечение и медицинское обслуживание, гарантирует материальное обеспечение в старости.

В капиталистических странах заболевшего рабочего обычно просто выбрасывают на улицу, равно как на улицу выбрасываются пожилые рабочие, не говоря уже о стариках, и всем им угрожает голодная смерть. В Советском Союзе, в условиях социалистического демократизма, обеспечивается всесторонняя забота о здоровье и жизни граждан. Советское государство расходует огромные средства на здравоохранение. Расходы на здравоохранение и образование, если учесть всё, что делают государство и профсоюзы, намного превосходят военные расходы страны. А в капиталистических странах, где правящие круги заботятся не об интересах народа, а о максимальной прибыли, об увеличении своих доходов, даже путём новой войны, наблюдается прямо противоположная картина: растут военные расходы, сокращаются расходы на просвещение и здравоохранение. В США в 1949 г. расходы на военные нужды в 26 раз превосходили расходы на здравоохранение и образование, вместе взятые. С тех пор военные расходы США ещё более увеличились и абсолютно и относительно.

Некоторое представление о масштабе мероприятий по охране здоровья советских граждан, об охране и организации их отдыха свидетельствуют следующие данные. Из государственного бюджета СССР в 1952 г. ассигновано на нужды здравоохранения и физической культуры 22,8 млрд. руб. На социальное обеспечение и социальное страхование из государственного бюджета в 1952 г. ассигновано 37,5 млрд. руб. Расходы на социально-культурные мероприятия в 1952 г. составляют 124 млрд. 800 млн. руб. Расходы Советского Союза на оборону по государственному бюджету 1952 г. составляют 23,9% всех расходов бюджета против 32,5% в довоенном 1940 г., в то время как в США военные расходы в 76 раз выше, чем в довоенном 1939 г.; они только за последний год выросли в 3 раза и составляют более 80% государственного бюджета. Англия, Франция и многие другие капиталистические страны, под нажимом США, также увеличивают ассигнования на вооружение.

Рост материального благосостояния народных масс является одним из источников повышения их культурного уровня, всестороннего развития советских людей, расцвета их талантов, повышения их политической активности, расцвета советской демократии.

Каждый советский гражданин получил право на образование, закреплённое в Сталинской Конституции социалистического государства. Рост культурного уровня народных масс, рассчитанный в конечном счёте на то, чтобы сделать всех трудящихся образованными людьми и полностью преодолеть существенные различия между умственным и физическим трудом, является законом социалистического общества. В гарантированном праве трудящихся на образование опять-таки обнаруживается одно из преимуществ социалистического демократизма над демократией буржуазной.

Известно, что при капитализме эксплуатация и обнищание масс исключают для них возможность повышать свой культурный уровень и пользоваться благами образования. В США, самой богатой капиталистической стране, по официальным данным, около 7 млн. детей не имеют возможности посещать школы. Высшее образование в США получают главным образом люди господствующих классов. Выходцы из среды рабочих, фермеров, интеллигенции, если они иногда и проникают в высшие учебные заведения, не могут их окончить из-за отсутствия средств.

Получать образование в условиях буржуазной демократии могут только богатые.

В большинстве буржуазных стран женщины не пользуются правом выбирать и быть избранными. В Англии женщинам до сих пор приходится бороться за право получать равную с мужчиной оплату за равную работу. Придавленность женщины капиталистической эксплуатацией, неполноправное положение женщины в семье в буржуазных странах сочетается с принижением её роли в общественной жизни.

Одним из важнейших завоеваний социалистического демократизма является уравнение женщины в правах с мужчиной.

В 1919 г. Ленин писал:

«За два года Советская власть в одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщины, для равенства её с «сильным» полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещённые, «демократические» республики всего мира»[2].

В работах И. В. Сталина дано целостное и законченное учение о роли женщин в революции и коммунистическом строительстве. В 1925 г. товарищ Сталин писал:

«Ни одно великое движение угнетённых не обходилось в истории человечества без участия трудящихся женщин. Трудящиеся женщины, самые угнетённые из всех угнетённых, никогда не оставались и не могли остаться в стороне от большой дороги освободительного движения. Освободительное движение рабов выдвинуло, как известно, сотни и тысячи великих мучениц и героинь. В рядах борцов за освобождение крепостных стояли десятки тысяч женщин — тружениц. Неудивительно, что революционное движение рабочего класса, самое мощное из всех освободительных движений угнетённых масс, привлекло под своё знамя миллионы трудящихся женщин»[3].

В революционном рабочем движении, показывает товарищ Сталин, женщине принадлежит особенно важная роль. Без привлечения женщины на сторону революции нельзя организовать победу революции и создать государство рабочего класса.

«Трудящиеся женщины, работницы и крестьянки, являются величайшим резервом рабочего класса. Резерв этот представляет добрую половину населения. Будет ли женский резерв за рабочий класс или против него, — от этого зависит судьба пролетарского движения, победа или поражение пролетарской революции, победа или поражение пролетарской власти. Поэтому первая задача пролетариата и его передового отряда, коммунистической партии, состоит в том, чтобы повести решительную борьбу за высвобождение женщин, работниц и крестьянок, из-под влияния буржуазии, за политическое просвещение и организацию работниц и крестьянок под знаменем пролетариата»[4].

Могучий женский резерв социалистической революции надо вовлечь в активную борьбу за коммунизм, выковать из этого резерва рабочего класса настоящую армию рабочего класса, действующую против буржуазии. «Выковать из женского трудового резерва армию работниц и крестьянок, действующую бок о бок с великой армией пролетариата, — в этом вторая и решающая задача рабочего класса»[5].

Большевистская партия руководствуется этими указаниями товарища Сталина. Осуществляя социалистическую индустриализацию страны и коллективизацию крестьянских хозяйств, партия и Советская власть вовлекли десятки миллионов трудящихся женщин в строительство социалистического хозяйства и культуры. Советская власть организовала охрану труда женщин на производстве — в промышленности и сельском хозяйстве, создала десятки тысяч детских яслей и детских садов для детей, матери которых заняты на производстве, оказывает огромную помощь многодетным матерям.

Отмечая огромную роль женщин, товарищ Сталин особо выделяет вопрос о роли женщин в колхозах. Колхозы создали для женщины-крестьянки возможность стать на равную ногу с мужчиной, что определило приверженность колхозниц колхозному строю и сделало колхозниц великой силой колхозного строительства.

«Женский вопрос в колхозах, — говорил И. В. Сталин, — большой вопрос, товарищи. Я знаю, что многие из вас недооценивают женщин и даже подсмеиваются над ними… Дело тут не только в том, что женщины составляют половину населения. Дело прежде всего в том, что колхозное движение выдвинуло на руководящие должности целый ряд замечательных и способных женщин. Посмотрите на съезд, на его состав, — и вы увидите, что женщины давно уже продвинулись из отсталых в передовые. Женщины в колхозах — большая сила. Держать эту силу под спудом значит допустить преступление. Наша обязанность состоит в том, чтобы выдвигать вперёд женщин в колхозах и пустить эту силу в дело»[6].

Женщина в СССР стала великой силой не только в промышленности и сельском хозяйстве, где на многих предприятиях, в совхозах и колхозах женщины составляют более половины состава работающих, но и среди деятелей науки и культуры. Женщины составляют примерно половину специалистов народного хозяйства, имеющих высшее образование. Свыше миллиона советских женщин преподают в школах, воспитывая детей в духе коммунизма. Более миллиона женщин работают в области здравоохранения. Более четырёхсот тысяч женщин работают инженерами и техниками. Десятки тысяч женщин работают в области науки и искусства, причём 579 из них награждены Сталинскими премиями. Орденами и медалями СССР награждены 730 тыс. женщин, а 2 170 женщинам присвоено звание Героя Социалистического Труда[7].

Женщины выдвинулись не только на руководящую работу во всех сферах народного хозяйства и культуры, но и наряду с мужчинами управляют страной. В составе Верховного Совета СССР третьего созыва 280 женщин депутатов, в Верховных Советах союзных и автономных республик — 2 209. Примерно полмиллиона женщин являются депутатами местных Советов. В числе народных судей и народных заседателей свыше 40% женщин. Миллионы женщин принимают участие в избирательных кампаниях в качестве агитаторов. Исключительно большую роль играют женщины в работе всех массовых организаций трудящихся.

Великая роль советских женщин сказалась не только в годы мирного строительства, но и в годы Великой Отечественной войны. Женщины и советская молодёжь проделали огромную, напряжённую и трудную работу в тылу в период войны. «Навсегда, — говорил И. В. Сталин, — войдут в историю беспримерные трудовые подвиги советских женщин и нашей славной молодёжи, вынесших на своих плечах основную тяжесть труда на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Во имя чести и независимости Родины советские женщины, юноши и девушки проявляют доблесть и геройство на фронте труда. Они оказались достойными своих отцов и сыновей, мужей и братьев, защищающих Родину от немецко-фашистских извергов»[8].

После Великой Отечественной войны советские женщины вместе и наряду с мужчинами активно участвуют в строительстве коммунистического общества в нашей стране. Показателем громадной роли советских женщин в общественно-политической жизни страны является их ведущая роль в борьбе советского народа за мир. Советские женщины возглавляют международное движение женщин — борцов за мир и демократические свободы.

Женщины не могут и не хотят оставаться в стороне от общего дела всего прогрессивного человечества. В ряды борцов за мир и демократию вступают новые миллионы женщин. Международная демократическая федерация объединяет в 1952 г. 135 млн. женщин в 64 странах. В авангарде международного демократического движения женщин за мир идут женщины Советского Союза и стран народной демократии.

Великим достижением социалистической демократии является установление действительного равноправия национальностей и рас в СССР, установление доверия и дружбы между ними.

Капиталистическая демократия всегда сопровождается угнетением других народов, расовой и национальной дискриминацией. «Буржуазные конституции, — отмечает И. В. Сталин, — молчаливо исходят из предпосылки о том, что нации и расы не могут быть равноправными, что есть нации полноправные и есть нации неполноправные, что кроме того существует ещё третья категория наций или рас, например, в колониях, у которых имеется ещё меньше прав, чему неполноправных наций. Это значит, что все эти конституции в основе своей являются националистическими, т. е. конституциями господствующих наций»[9]. Капитализм не может, дать действительного разрешения национального вопроса. Буржуазия угнетённой нации пытается обычно решить национальный вопрос путём отделения колониальных стран от метрополий, путём отделения угнетённых национальностей и создания ими самостоятельных, однонациональных государств. Но и однонациональные государства в условиях империализма неизбежно попадают в зависимость от более сильных империалистических государств. Такова, например, после второй мировой войны судьба Италии, Франции и других западноевропейских государств, которые в силу предательства своей национальной буржуазии и буржуазных правительств попали в зависимость от США. В многонациональных государствах неизбежно неравенство между народами, раздоры и вражда между ними, что делает неустойчивыми многонациональные государства при капитализме. Национальный вопрос полностью может быть решён только на основе диктатуры пролетариата и социализма, о чём свидетельствует опыт Советского Союза и стран народной демократии.

Советское государство разрешило национальный вопрос на путях пролетарского, социалистического интернационализма. Уничтожив национальный гнёт, социалистическая революция обеспечила самостоятельное развитие политической жизни, хозяйства и культуры всех народов Советского Союза на основе тесного сотрудничества и взаимопомощи. Организатором братского сотрудничества наций выступил великий русский народ, показавший другим народам России и всего мира путь к освобождению от империалистического ига, возглавивший борьбу трудящихся Российской империи за своё освобождение, оказавший им в этой борьбе самоотверженную помощь и сплотивший их в тесную и дружную семью советских народов.

Полное разрешение национального вопроса в СССР было обусловлено установлением диктатуры пролетариата и построением социализма. Безраздельное господство социалистической системы хозяйства и общественной собственности на орудия и средства производства, уничтожение эксплуататорских классов, культивирующих взаимное недоверие народов и разжигающих националистические страсти, послужили основой для полной победы ленинско-сталинской национальной политики.

Руководящей силой в борьбе за разрешение национального вопроса в СССР явился рабочий класс, верный носитель принципов интернационализма и враг всяческого порабощения и угнетения. И. В. Сталин, характеризуя проект Конституции СССР, говорил, что этот проект, в противоположность националистическим конституциям буржуазных стран, глубоко интернационален. «Он исходит из того, что все нации и расы равноправны. Он исходит из того, что разница в цвете кожи или в языке, культурном уровне или уровне государственного развития, равно как другая какая-либо разница между нациями и расами — не может служить основанием для того, чтобы оправдать национальное неравноправие. Он исходит из того, что все нации и расы, независимо от их прошлого и настоящего положения, независимо от их силы или слабости, — должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества»[10].

Создав действительное равноправие наций и рас во всех сферах общественной жизни, Советское социалистическое государство решительно пресекает всякие попытки ущемления прав тех или других национальностей, малейшие тенденции к разжиганию национальной розни, иногда проявляющиеся у отдельных отсталых советских граждан, не освободившихся полностью от остатков буржуазно-националистических предрассудков. Равноправие граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности является непреложным законом в СССР. Дружба народов Советского Союза стала одной из движущих сил развития советского социалистического общества. В дружбе, сплочённости, взаимном доверии и взаимопомощи народов Советского Союза раскрывается одна из коренных особенностей социалистического демократизма.

В противоположность буржуазной демократии, которая в конституциях, на словах признаёт свободу совести, а на деле в большинстве случаев создаёт привилегированное положение для определённых религий и всегда ущемляет права атеистов, Конституция СССР признаёт за всеми гражданами свободу совести и свободу антирелигиозной пропаганды. Обеспечивая право верующих на отправление религиозных обрядов, социалистическая демократия создаёт все условия для распространения научных знаний, повышения культурного уровня народных масс и выработки у них научного, материалистического мировоззрения. Многочисленные организации и общества, работающие под руководством большевистской партии, — профсоюзы, комсомол, Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, советская печать и т. д. — содействуют культурному росту трудящихся и высвобождению их от суеверия и религиозных предрассудков.

Всё сказанное свидетельствует о том, что советский социалистический демократизм свободен от оговорок и ограничений, которые делаются на каждом шагу капиталистическими государствами и которые характеризуют буржуазные конституции и буржуазную демократию. В Советском Союзе все граждане действительно равны перед законом. «Не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе»[11].

Советский последовательный демократизм находит своё выражение в самой демократической избирательной системе, в основу которой положено всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

«Выборы в Верховный Совет СССР, как и во все Советы депутатов трудящихся, являются всеобщими. Это значит, что все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, — имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишённых и лиц, осуждённых судом с лишением избирательных прав.

Выборы депутатов являются равными. Это значит, что каждый гражданин имеет один голос и все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы депутатов являются прямыми. Это значит, что выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся, вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путём прямых выборов»[12].

Ярким показателем преимуществ советского демократизма перед буржуазной лжедемократией являются сами выборы в СССР, их всенародный характер. Вот данные о выборах в Верховный Совет СССР и в местные Советы депутатов трудящихся на основе Сталинской Конституции СССР.

ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Число избирателей Участвовало в голосовании

в абсолютных цифрах в % к числу избирателей

Выборы в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 г. 94 138 159 91 113 153 96,8

Выборы в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 г. 101 717 686 101 450 936 99,7

Выборы в Верховный Совет СССР 12 марта 1950 г. 111 116 373 111 090 010 99,98

ВЫБОРЫ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ В ДЕКАБРЕ 1939 г.

итого по СССР:

Голосовало В % к числу избирателей

Облсоветы 73 843 265 99,02

Райсоветы 65 020 362 98,72

Горсоветы 30 312 000 98,04

В списках избирателей всего было зарегистрировано по Советскому Союзу в 1939 г. 93 547 797 граждан, из них приняло участие в голосовании 92 812 237 (99,21%). Во все местные Советы избрано 1 281 008 депутатов, в том числе:

коммунистов 402 398 человек (31,41%)

беспартийных 878 610 человек (68,59%)

женщин 422 279 человек (32,96%)

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ 21 ДЕКАБРЯ 1947 г.

В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ РСФСР

Общее число избирателей Приняли участие в выборах

в абсолютных цифрах в % к числу избирателей

В краевые Советы 7 070 459 7 063 103 99,90

В областные Советы 46 500 068 46 465 321 99,92

В окружные Советы 367 974 367 274 99,81

В районные Советы 39 891 090 39 864 083 99,93

В городские Советы 22 414 786 22 389 285 99,89

В районные Советы в городах 13 315 416 13 300 657 99,89

В сельские и поселковые Советы 36 757 886 36 709 431 99,87

Число голосов, поданных за кандидатов блока коммунистов и беспартийных % к числу избирателей, принявших участие в голосовании

В краевые Советы 7 027 803 99,50

В областные Советы 46 137 965 99,29

В окружные Советы 365 751 99,59

В районные Советы 39 545 836 99,20

В городские Советы 22 092 060 98,67

В районные Советы в городах 13 125 270 98,68

В сельские и поселковые Советы 36 226 200 98,68

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ 17 ДЕКАБРЯ 1950 г.

В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ РСФСР

Общее число избирателей Число избирателей, принявших участие в голосовании

в абсолютных цифрах в % к числу избирателей, принявших участие в голосовании

В краевые Советы 7 262 140 7 258 914 99,96

В областные Советы 50 414 567 50 397 230 99,97

В окружные Советы 428 683 428 413 99,94

В районные Советы 40 974 835 40 961 975 99,97

В городские Советы 26 599 261 26 585 746 99,95

В районные Советы в городах 15 129 863 15 123 455 99,96

В сельские и поселковые Советы 37 418 697 37 406 890 99,97

Число избирателей, голосовавших за кандидатов блока коммунистов и беспартийных % к числу избирателей, принявших участие в голосовании

В краевые Советы 7 238 028 99,71

В областные Советы 50 193 231 99,60

В окружные Советы 427 305 99,74

В районные Советы 40 721 286 99,41

В городские Советы 26 395 626 99,28

В районные Советы в городах 15 030 688 99,39

В сельские и поселковые Советы 37 030 246 99,00

18 февраля 1951 г. происходили выборы в Верховный Совет РСФСР. Из общего количества избирателей 64 832 312 человек по всем избирательным округам РСФСР приняло участие в голосовании 64 821 824 человека, или 99,98 процента общего числа зарегистрированных избирателей. Во всех избирательных округах за кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало 64 665 587 избирателей, что составляет 99,76 процента общего числа избирателей, участвовавших в голосовании.

Участие трудящихся в избирательных кампаниях по выборам в Советы депутатов трудящихся свидетельствует об исключительной политической активности народных масс в СССР, пользующихся всеми благами социалистического демократизма.

Конституция СССР — Конституция победившего социализма — провозглашает незыблемые права граждан советского общества, она гарантирует свободу слова, печати, собраний и митингов, право объединения в общественные организации, союзы и общества. Конституция СССР гарантирует неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, а также право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или за научную деятельность, или за национально-освободительную борьбу.

Советская демократия обеспечивает всестороннее развитие советской общественности, предоставляет все возможности для работы массовых организаций и обществ трудящихся. Массовые общественные организации объединяют всех граждан советского общества. Профсоюзы объединяют всех работающих в промышленности, на транспорте, в торговле, государственном аппарате, совхозах и МТС, учреждениях просвещения, здравоохранения, науки, искусства и культуры. Кооперативные организации объединяют почти всё советское крестьянство. Комсомол, физкультурные организации и различного рода добровольные общества охватывают десятки миллионов советских граждан, главным образом молодёжи. Каждый взрослый советский гражданин активно участвует в работе одной или нескольких общественных организаций. Все общественные организации имеют свои органы печати, клубы и другие помещения. Руководящим ядром всех организаций, как общественных, так и государственных, руководящей и направляющей силой всего советского народа является коммунистическая партия Советского Союза, объединяющая самых активных и сознательных граждан из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся, представляющая собой передовой отряд трудящихся в их борьбе за развитие социалистического строя, за построение коммунизма. Советская общественность создаёт все условия для полного развития инициативы и самодеятельности трудящихся масс, для их прямого и непосредственного приобщения к строительству коммунизма и управлению страной.

Всесторонняя активность советских граждан и участие самих народных масс в управлении страной стали возможны потому, что советская социалистическая демократия не только провозглашает права граждан, но и обеспечивает, гарантирует их осуществление необходимыми материальными средствами. В этом отношении социалистический демократизм опять-таки прямо противоположен буржуазному. Товарищ Сталин, характеризуя проект Советской Конституции, говорил:

«Буржуазные конституции обычно ограничиваются фиксированием формальных прав граждан, не заботясь об условиях осуществления этих прав, о возможности их осуществления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, что не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплуататорами, а вторые эксплуатируемыми. Или ещё: говорят о свободе слова, собраний и печати, но забывают, что все эти свободы могут превратиться для рабочего класса в звук пустой, если он лишён возможности иметь в своём распоряжении подходящие помещения для собраний, хорошие типографии, достаточное количество печатной бумаги и т. д.

Особенность проекта новой Конституции состоит в том, что он не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав. Он не просто провозглашает равенство прав граждан, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта ликвидации режима эксплуатации, факта освобождения граждан от всякой эксплуатации. Он не просто провозглашает право на труд, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта отсутствия кризисов в советском обществе, факта уничтожения безработицы. Он не просто провозглашает демократические свободы, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. Понятно поэтому, что демократизм проекта новой Конституции является не «обычным» и «общепризнанным» демократизмом вообще, а демократизмом социалистическим»[13].

Социалистический строй и социалистическая демократия составляют экономическую и политическую основу радостной и счастливой жизни советских людей. Социализм, вошедший в быт трудящихся нашей страны, является базой неуклонного роста материального благосостояния и культурного уровня советских граждан, основой для обеспечения их неотъемлемых демократических прав. Это определяет преданность советских людей социалистическому общественному строю, сознание ими своего общественного долга, их высокий советский патриотизм.

Советская социалистическая демократия, упрочившаяся на основе победы социализма, немыслима без организованной борьбы советских людей за дальнейшее развитие социалистического строя. Права советских граждан, предоставляемые им социалистической демократией и закреплённые в Сталинской Конституции, неотделимы от обязанностей советских граждан.

Как было показано ранее, экономической основой советской демократии является общественная собственность на средства производства. Бдительно охранять социалистическую собственность и всемерно содействовать её дальнейшему упрочению и развитию — значит содействовать дальнейшему развитию социалистического демократизма. Охрана общественной социалистической собственности — первейший долг советских людей.

Свободный созидательный труд — основа благосостояния советских людей и основное условие продвижения советского общества к коммунизму. Право на счастливый и радостный труд, труд на себя и на всё общество — историческое завоевание советского народа. Обязанность честно и самоотверженно работать составляет другую сторону этого права.

Все законы социалистического общества направлены на защиту социализма и интересов народа. Исполнять законы социалистического государства и следить за их соблюдением всеми гражданами общества — важнейшая обязанность советских людей.

Социализм несёт народам свободу и независимость, является основой мирных и добрососедских отношений между народами. Борясь за мир во всём мире, советские люди неустанно крепят оборонную мощь страны социализма. Священным долгом советских людей является защита социалистической Родины.

Товарищ Сталин в «Кратком курсе истории ВКП(б)» показал неразрывную связь прав и обязанностей советских граждан. Охарактеризовав историческое значение завоеваний социализма и демократических прав, закреплённых в Сталинской Конституции, он заявил:

«Новая Конституция вместе с тем налагает на всех граждан СССР серьёзные обязанности: исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, защищать социалистическое отечество.

«Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР»»[14].

Народ, освободившийся от империалистического гнёта и эксплуатации и взявший свою судьбу в свои руки, становится великой, непобедимой силой. Неиссякаемая творческая инициатива освобождённых народных масс начинает бить ключом.

Советская социалистическая демократия является выражением этой творческой инициативы освобождённого народа и одним из важнейших условий её дальнейшего развития. Творчество советских людей обнаруживается во всех сферах общественной жизни, и всенародный социалистический демократизм приобретает всеобъемлющий характер. В государственной промышленности и на транспорте при последовательном осуществлении принципа единоначалия и централизма и твёрдой государственной и производственной дисциплины развернулась широкая производственная и хозяйственная демократия: на собраниях рабочих и служащих, на производственных совещаниях, на собраниях стахановцев, на хозяйственных активах и т. д. рабочие, инженеры и техники обсуждают производственные планы и задания, вопросы внедрения новой техники и усовершенствования технологии производства, снижения себестоимости продукции и повышения производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, повышения культуры производства и другие вопросы. Работники промышленности и транспорта не только чувствуют себя хозяевами страны, но и по-хозяйски решают все вопросы. Профессиональные организации приобщают трудящихся к управлению хозяйством. Всенародный размах социалистического соревнования является показателем приобщения трудящихся к строительству коммунизма, к управлению страной на началах развёрнутого социалистического демократизма.

В колхозной деревне вся хозяйственная жизнь строится на началах внутриколхозной демократии, основные принципы которой закреплены в Уставе сельскохозяйственной артели. Общее собрание колхозников решает основные вопросы жизни артели — утверждает хозяйственные планы, распределяет в соответствии с Уставом доходы, распоряжается всеми материальными средствами, избирает правление, председателя колхоза, ревизионную комиссию и регулярно заслушивает их отчёты о проделанной работе. Коммунистическая партия и советское правительство зорко следят за строгим соблюдением колхозной демократии и сурово и решительно пресекают случаи нарушения демократических основ управления колхозами. Когда были обнаружены факты нарушения Устава сельскохозяйственной артели, в частности факты нарушения демократических основ управления делами колхозов — выборности правления и председателей колхозов, их подотчётности перед собраниями колхозников, то в специальном постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) предлагалось: «восстановить нарушенный во многих колхозах уставной демократический порядок созыва общих собраний колхозников для обсуждения и решения вопросов колхоза, избрание правлений и председателей колхозов общими собраниями, подотчётность правлений и председателей колхозов перед колхозниками и работу ревизионных комиссий. Воспретить под строгой ответственностью райкомам партии, райсоветам и земельным органам назначать или снимать председателей колхозов помимо общих собраний колхозников»[15].

Февральский пленум ЦК ВКП(б) 1947 г. в решениях по сельскому хозяйству снова подтвердил, что «нельзя терпеть таких недостатков, как подмена упорной систематической организаторской работы в колхозах и воспитания кадров администрированием, частой сменой председателей колхозов, нарушением внутриколхозной демократии»[16].

Общественно-политическая активность трудящихся Советского Союза проявляется в их участии в работе массовых организаций и обществ трудящихся, содействии советским органам через деятельность постоянных комиссий при местных Советах и через многие другие организационные формы приобщения трудящихся к работе Советов. Трудящиеся активно участвуют в избирательных кампаниях, в обсуждении всех вопросов хозяйственной, культурной и политической жизни страны на страницах советской прессы, которая обслуживает трудящихся и их организации.

Являясь всеобъемлющим, советский социалистический демократизм обеспечивает привлечение всех трудящихся к управлению страной. Разумеется, народ управляет страной через своих представителей — он избирает своих самых лучших сынов и дочерей депутатами в Советы, выдвигает на руководящие посты в государственном аппарате. Избранники народа являются доверенными людьми избравшего их народа и выполняют его волю.

В капиталистических странах выборы в парламент и в местные органы власти происходят в обстановке ожесточённой классовой борьбы, в условиях колоссального давления капиталистов и помещиков на избирателей, чтобы обеспечить избрание людей, угодных эксплуататорам и враждебных народу. Вся система буржуазного парламентаризма рассчитана на то, чтобы сделать депутата после выборов независимым от народа, слугой буржуазии. Товарищ Сталин так охарактеризовал взаимоотношения депутатов и избирателей в капиталистических странах: «Пока идут выборы, депутаты заигрывают с избирателями, лебезят перед ними, клянутся в верности, дают кучу всяких обещаний… Как только выборы состоялись и кандидаты превратились в депутатов, — отношения меняются в корне… На протяжении 4‑х или 5‑ти лет, т. е. вплоть до новых выборов, депутат чувствует себя совершенно свободным, независимым от народа, от своих избирателей. Он может перейти из одного лагеря в другой, он может свернуть с правильной дороги на неправильную, он может даже запутаться в некоторых махинациях не совсем потребного характера, он может кувыркаться, как ему угодно, — он независим»[17].

Прямо противоположная картина наблюдается в стране социализма. «У нас, — указывает товарищ Сталин, — выборы проходят в обстановке сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции, в обстановке взаимного их доверия, в обстановке, я бы сказал, взаимной дружбы, потому что у нас нет капиталистов, нет помещиков, нет эксплуатации и некому, собственно, давить на народ для того, чтобы исказить его волю»[18].

Кандидат в депутаты, ставший депутатом, в Советской стране является слугой народа. Всенародные избранники в нашей стране должны последовательно осуществлять волю пославшего их народа. Избиратели в любой момент могут проконтролировать его работу, они могут отозвать его, если он плохо работает на благо общества. Но советский демократизм обеспечивает не только контроль масс над депутатами и работниками государственного аппарата, которым доверено осуществлять волю народа. Он обеспечивает прямое, непосредственное и притом решающее участие народных масс в управлении страной. В этом источник силы и неисчислимых преимуществ советского социалистического демократизма перед буржуазной демократией.

Советская демократия является одним из важнейших условий развёртывания новых движущих сил развития социалистического общества — критики и самокритики, морально-политического единства общества, дружбы народов СССР, советского патриотизма.

Большевистская критика и самокритика даёт возможность вскрыть недостатки в работе и своевременно наметить пути к их исправлению. Она обеспечивает большевистскую закалку и коммунистическое воспитание кадров, приобщает миллионные массы трудящихся к решению вопросов общенародного, государственного значения, вовлекает массы в управление страной.

Советская социалистическая демократия создаёт все условия для активизации народных масс, для развёртывания критики и самокритики во всех звеньях системы диктатуры рабочего класса, для критической проверки всей работы государственного аппарата снизу, со стороны миллионных масс рабочих и крестьян. Советскому народу чужды парадность и шумиха, упоение успехами, благодушие и беспечность. Советская демократия стимулирует деловую революционную самокритику и тем самым способствует ускорению строительства коммунизма. Советская демократия не мирится с демагогией и болтовнёй, признанием ошибок на словах и нежеланием или неумением исправлять их на деле. Она обеспечивает критику делом, одним из примеров которой является социалистическое соревнование.

Победа социализма и ликвидация эксплуататорских классов в СССР привели к превращению граждан нашей страны в активных и сознательных строителей коммунизма, к утверждению морального и политического единства советского общества. Советская социалистическая демократия отразила этот факт, обеспечив действительное равенство в правах всех слоёв трудящихся нашей страны. Сталинская Конституция СССР установила полное равноправие рабочих, крестьян, интеллигенции во всех сферах хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни страны. Равенство прав и обязанностей рабочих, крестьян и интеллигенции не только отражает факт морально-политического единства народа, но и служит важнейшим условием дальнейшего упрочения и развития этого единства. Равенство прав и обязанностей всех советских людей укрепляет дружбу между ними, товарищеское сотрудничество и взаимопомощь рабочих, крестьян и интеллигенции. Так советская демократия является одним из условий развития такой движущей силы социалистического общества, как морально-политическое единство советского общества.

Равенство в правах трудящихся всех рас и национальностей СССР — интернационализм советского социалистического демократизма — является важным условием, определяющим расцвет дружбы народов Советского Союза и тесное их сотрудничество в борьбе за коммунизм.

Великие завоевания социализма и подлинно народный демократизм социалистического общества определяют беззаветную преданность советских людей социалистическому общественному и государственному строю, благородный советский патриотизм. Последовательный социалистический демократизм является одним из источников советской национальной гордости и одним из важнейших условий расцвета животворного советского социалистического патриотизма.

Так раскрывается органическая связь советской демократии с движущими силами социалистического общества, свидетельствующая о том, что советская социалистическая демократия является одним из непременных условий их действия и могучим фактором, стимулирующим развитие советского общества по пути к коммунизму.

[1] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 515–516.

[2] В. И. Ленин, Соч., т. 30, изд. 4, стр. 100.

[3] И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 48.

[4] И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 48–49.

[5] И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 49.

[6] И. В. Сталин, Соч., т. 13, стр. 251.

[7] См. «Правда» от 3 марта 1952 г.

[8] И. В. Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 160.

[9] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 516.

[10] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 516–517.

[11] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 517.

[12] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 329–330.

[13] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 517–518.

[14] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 330.

[15] «Правда» от 20 сентября 1946 г.

[16] «Правда» от 28 февраля 1947 г.

[17] И. В. Сталин, Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 г. и 9 февраля 1946 г., стр. 6.

[18] И. В. Сталин, Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 г. и 9 февраля 1946 г., стр. 5.

Д. И. ЧЕСНОКОВ

СОВЕТСКОЕ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ

ГОСУДАРСТВО

ГОСПОЛИТИЗДАТ 1952

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Институт философии https://stalinline.ru/2022/12/...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • .. к БОЛЬШОМУ сожалению .. в СССР ни минуты не было никакой власти народа от слова ВООБЩЕ .. .. с первой минуты и до последней была власть ПАРТИИ ЖИДОВ .. (натянувшей на себя как ширму .. название советской власти) .. .. в которой (партии) по НЕВЕРОЯТНО СЧАСТЛИВОЙ для гоев случайности .. Сталину удалось с 1928 по 1953 перехватить управление .. ..
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :wave: :wave: :wave: :wave: :wave:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • John
    • 24 декабря 2022 г. 19:36
    см. https://cont.ws/@apov2014/2443016 К 100-летию образования СССР. Каким был СССР - положительное и отрицательное
    • Naomi
    • 24 декабря 2022 г. 21:16
    "Демократия признаёт народ единственным и высшим источником государственной власти". В СССР настоящая демократия была. Каждый рядовой активный человек мог двигаться в органы государственной власти по любой линии - комсомольской, партийной, профсоюзной, военной или профессиональной - было бы желание, образование и подходящие качества. Кадры в руководство постепенно выдвигались из самых низов, и с народом они разговаривали на равных, потому что сами были оттуда. Это и была реализация народом своего конституционного права как "источник власти", через своих выходцев и представителей в органах власти. Сейчас же без денег и связей выдвинуться куда-либо нереально - в верхах "свои" и "наши", дети и родня олигархов и крупного чиновничества. Между народом и представителями властей - пропасть, как в правах, так и в доходах и условиях жизни. Материальные интересы представителей власти в недружественных странах запада - капиталы, недвижимость т. п., усиливают антагонизм и неприязнь, потому что народ справедливо видит в этом прямое предательство, ведущее к развалу государственности. Народ при капитализме перестал быть "источником власти" - его место в органах государственной власти заняли представители крупного капитала, чиновничества и богемы, следовательно, говорить о демократии не приходится.