ДУХИ СТИХИЙ. ОГОНЬ

0 113


Огонь, эта капелька Солнца на Земле, является самой таинственной земной субстанцией. Он находится в прямом родстве с пятым, не столь явным, элементом, Эфиром. С давних времен огонь был с человеком, согревал его в холода́, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. С тех незапамятных времен, когда люди жили в пещерах, огонь и очаг, в котором он горел, были главным местом людского жилища. Однако огонь — это и наиболее опасная из стихий, несущая смерть и разрушение, когда появляется как открытое пламя, пожар и извержение вулкана.

"..Из всех явлений один огонь столь очевидно наделен свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Он доставляет радость ребенку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он дает блаженство и требует почтительности. Это божество охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира..."

Гастон Башляр (фр. Gaston Bachelard; 1884 — 1962), французский философ и искусствовед.

********************

Стихия огня занимает важное место в истории человеческой культуры и религии. Огонь чаще всего используется для олицетворения высших божественных сил /1/.

Одной из древнейших религий на земле, ведущей свое начало от огнепоклонства, является зороастризм. Он был распространен в ряде стран Ближнего Востока и Закавказья: Индии, Пакистане, Иране, Афганистане, Азербайджане.

В религии зороастрийцев огонь считался основой всех творений, а Бог почитался в виде солнечного света, на который молились. Этот божественный солнечный свет находил свое воплощение в священном огне, который поддерживался неугасимым в центре храмов, называвшихся "дома огня". Места же, где из-под земли бьет огонь, вообще являлись для зороастрийцев священными. Там издавна возводились храмы огнепоклонников.

С незапамятных времен горит на склонах горы Янардаг (азерб. Yanar Dağ, т.е. "горящая гора"), что недалеко от Баку, на Апшеронском полуострове, природный вечный огонь, вырывающийся из глубинных пластов земли.


Немного таких мест на земле: Янардаг в Азербайджане, гора Янгантау в Башкирии, туркменский газовый кратер Дарваза́, горящие горы в Приамурье, Джария в Индии, огонь горы Химера (Янарташ) в Турции, почти не обжигающий руки..

Дарваза́ (туркм. Derweze от перс. «دروازه»‎ /дарваза/ — «врата») — огненный кратер в Туркмении

Есть у огня и другое божественное предназначение. Он – посредник между мирами, связующее и трансформирующее начало, в ритуальной практике олицетворяющее переход в другое состояние. Так, у многих народов древности считалось, что при обряде сжигания покойника человек сразу попадает в иной мир, быстро освободившись от длительных страданий.

Одновременно огонь и способ защиты живых от мертвых, поскольку является чистой природной стихией, обладающей целительными свойствами; средством очищения от скверны. Недаром во время эпидемий чумы врачи прижигали чумные бубоны раскаленным железом. Считалось, что таким образом огонь нейтрализует яд, попавший в лимфу крови.

У огня много стихийных духов, и в разных странах они носят разные имена. Они могут иметь образ ящериц, дракончиков, великанов из кусков горящей лавы, человечков, словно горящих изнутри.

В европейской традиции их часто называют саламандрами /2/. Эти живые огненные воплощения стихии огня больше всего напоминают ящерицу с телом из застывших языков пламени.

Саламандра упоминается в трудах многих древних авторов. Среди них греческий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н.э.) /трактат "История животных"/, римский писатель Плиний Старший (23–79 гг. н.э.) /труд "Естественная история"/, христианский богослов и философ Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354-430 гг. н.э.), итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519), швейцарский алхимик и врач Парацельс (1493-1541) (работа "Элементали, или духи стихий").

Все они писали о саламандрах как о вполне реальных существах.

Итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500—1571) рассказал в своей автобиографии, что, когда ему было пять лет, саламандру в огне очага увидел его отец:

"…глядя в огонь, он вдруг увидел ... маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в этом жарком пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать мою сестренку и меня и, показав его нам, малышам, дал мне сильную затрещину, от которой я весьма отчаянно принялся плакать. Он, ласково меня успокоил, сказав: "Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, что ты сделал что-то дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно".

"Подлинные записки Бенвенуто Челлини"

Худ. Armud Kunert. Илл. к "Регентруде"

Яркий и очень красочный образ духа Огня, Огневика /3/, создал в середине XIX века немецкий писатель Теодор Шторм в своей поэтичной сказке "Регентруда". Огневик в ней — антипод главной героини, повелительницы дождей, Регентруды. Она заснула крепким сном, и на землю пришли засуха и жара. Никуда не деться от палящего солнца, которое уничтожило все посевы на полях, высушило реки и губит все живое. Пустынными стали улицы деревень — все, кто мог, попрятались по домам, спасаясь от жары. Зелени почти нет, а обессиленные домашние животные лежат вперемешку с диким зверьем на полях, изнывая от жажды.

Наступило время Огневика, который чувствует себя полновластным хозяином земли и людей.

"В чаду - волна
И пыль – родник!
В лесах блуждает тишина,
В полях танцует Огневик!" /4/

Это маленький человечек с толстой головой и пронзительными черными глазами. На нем огненно-красный сюртук и красная остроконечная шапочка. Человечек без устали бегает на своих маленьких кривых ножках. У него большие красно-коричневые руки с кривыми пальцами, торчащими в стороны, как ножки паука. Выразительный образ огня, не правда ли?

И появляется он перед людьми не один: всякий раз где-то поблизости его неизменная спутница, "толстая саламандра, греет на солнце свое уродливое тело".

Регентруда и Огневик — два вечных антипода, Вода и Огонь. Сосуществовать они не могут: один будет всегда стремиться уничтожить другой. И только помощь людей, матушки Стины, Марен и Андреса, позволяет Дождевой Труде одержать победу над духом Огня.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ДАЛЬШЕ..

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Явления Господа сынам человеческим многократно описываются в Библии именно в виде сошествия огня. Бог явился Моисею в пламени огня из тернового куста; в огне Он сошел на гору Синай, где передал Моисею Скрижали Завета с десятью заповедями. Один из архангелов Господа, Уриил (Уриэль), является символом божественного света и послан Богом просвещать заблудших, неверующих и невежд, и само его имя соответственно означает "Свет Божий» (др.-евр. "свет Божий, или Бог свет есть"). Архангел Уриил традиционно изображается держащим в руке огненный пламень.

2. Саламандры (лат. Salamandra, от перс. سمندر‎ (samandar): sām = огонь, andarūn = внутри) — род животных из отряда хвостатых земноводных, которые отчасти практикуют живорождение и живут на суше.

3. Шторм называет его "Feuerbart" — "Фойербарт", букв. "Огненная борода".

4. Цитируется по моему переводу "Регентруды" Теодора Шторма.

ЧИТАТЬ:

ЛЮДВИГ ТИК. "ЭЛЬФЫ"

О СКАЗКЕ ЛЮДВИГА ТИКА "ЭЛЬФЫ"

ТЕОДОР ШТОРМ. "РЕГЕНТРУДА"

О СКАЗКЕ ТЕОДОРА ШТОРМА. "РЕГЕНТРУДА"


Академические итоги войны России с НАТО

Вряд ли надо кому-то доказывать, что так называемая СВО на Украине, задумывавшаяся как ограниченная по масштабу и срокам операция, по факту вылилась в войну России с НАТО на украинской ...

Просто новости – 261

Эстонская разведка привела неопровержимое доказательство, что ещё в 87-м, при первом визите в Ленинград, Трамп и Путин встретились на Дворцовой площади, где договорились украинизировать...

"Побратимы" крымских ххлов.

"Побратимы" крымских ххлов просят совета.Знакомо, не правда ли? Хитрожопые местные жители сдают дома и комнаты "дикарям", при этом зарегистрироваться установленным порядком стесняются, ...