Как приклеенный скотчем банан стал стоить 1 миллион долларов

1 161

* Жёлтый банан, прикреплённый к белой стене серебристой клейкой лентой, — это работа итальянского художника Маурицио Каттелана под названием «Комедиант» (Comedian).

* Впервые он был представлен в 2019 году в виде набора из трёх фруктов на выставке Art Basel в Майами-Бич, где стал предметом многочисленных обсуждений.

НЬЮ-ЙОРК: зайдите в любой супермаркет, и вы, как правило, сможете купить банан менее чем за 1 доллар. Но банан, приклеенный скотчем к стене? Он может быть продан более чем за 1 миллион долларов на предстоящем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.

Жёлтый банан, прикреплённый к белой стене серебристым скотчем, — это работа итальянского художника Маурицио Каттелана под названием «Комик». Впервые он был представлен в 2019 году на выставке Art Basel в Майами-Бич в виде трёх фруктов, где стал предметом многочисленных обсуждений.

Была ли это шутка? Комментарий о состоянии мира искусства? Другой художник снял банан со стены и съел его. После чего был принесён запасной банан. Толпы желающих сделать селфи стали настолько плотными, что «Комедианта» убрали с выставки, но, по данным галереи Перротин (Perrotin gallery), три экземпляра этой работы были проданы за сумму от 120 000 до 150 000 долларов.

Художник-перформанист Дэвид Датуна показывает остатки работы художника Маурицио Каттелана «Комедиант» в Art Basel в Майами-Бич, Флорида, в субботу, 7 декабря 2019 года.

Сейчас концептуальное произведение искусства оценивается в сумму от 1 до 1,5 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s 20 ноября. Глава отдела современного искусства Sotheby’s Дэвид Гальперин называет его глубоким и провокационным.

«На самом деле Каттелан поворачивает зеркало к миру современного искусства и задаёт вопросы, побуждая задуматься о том, как мы оцениваем произведения искусства, что мы определяем как произведение искусства», — сказал Гальперин.

Покупатели не приобретут те же фрукты, которые были выставлены в Майами. Этих бананов давно нет. В Sotheby’s говорят, что фрукты всегда должны были регулярно заменяться вместе с лентой.

«Покупая «Комедианта» Каттелана, вы приобретаете не сам банан, а сертификат подлинности, который даёт владельцу разрешение и полномочия воспроизводить этот банан и изоленту на своей стене как оригинальное произведение искусства Маурицио Каттелана», — сказал Гальперин.

Само название работы говорит о том, что сам Каттелан, скорее всего, не хотел, чтобы её воспринимали всерьёз. Но Хлоя Купер Джонс, доцент Школы искусств Колумбийского университета, сказала, что имеет смысл задуматься о контексте.

Каттелан представил свою работу на художественной выставке, которую посетили состоятельные коллекционеры, и «Комедиант» наверняка привлёк много внимания в социальных сетях. По её словам, это может означать, что работа была своего рода вызовом коллекционерам, приглашением инвестировать во что-то абсурдное.

По словам Купер Джонс, если «Комедиант» — это просто инструмент для понимания изолированного, капиталистического мира коллекционеров произведений искусства, то «это не такая уж интересная идея».

Но она считает, что это может выходить за рамки высмеивания богатых людей.

По её словам, Каттелана часто называют «художником-обманщиком». «Но его работы часто находятся на стыке юмора и чего-то глубоко мрачного. Он довольно часто ищет способы спровоцировать нас, но не просто ради провокации, а чтобы заставить нас взглянуть на самые мрачные стороны истории и самих себя».

И у банана есть тёмная сторона — фрукт, история которого связана с империализмом, эксплуатацией труда и корпоративной властью.

«Трудно найти более простой и понятный символ мировой торговли и всей её эксплуатации, чем банан», — сказала Купер Джонс. Если «Комедиант» заставляет людей задуматься об их моральной причастности к производству предметов, которые они воспринимают как должное, то это «по крайней мере, более полезный инструмент или, по крайней мере, дополнительное место, куда можно обратиться с вопросами, которые может задать эта работа», — сказала она.

«Для меня „Комедиант“' был не шуткой; это был искренний комментарий и размышление о том, что мы ценим. На художественных ярмарках царят скорость и бизнес, поэтому я видел это так: если бы мне пришлось быть на ярмарке, я мог бы продать банан, как другие продают свои картины. Я мог бы играть в рамках системы, но по своим правилам».

— Маурицио Каттелан, цитата приведена в Gareth Harris: «Маурицио Каттелан: „Жизнь часто трагична и комедийна одновременно“», The Art Newspaper, 30 ноября 2021 г. (онлайн).

«Комедиант» выходит на рынок примерно в то же время, когда Sotheby’s выставляет на аукцион одну из знаменитых картин из серии «Кувшинки» французского импрессиониста Клода Моне, ожидаемая стоимость которой составляет около 60 миллионов долларов.

Когда Гальперина попросили сравнить «Банан» Каттелана с классикой, такой как «Кувшинки» Моне, он ответил, что импрессионизм не считался искусством, когда зародилось это направление.

«Ни одно важное, глубокое, значимое произведение искусства за последние 100 или 200 лет, как и наша история в целом, не вызывало такого дискомфорта при первом знакомстве с ним», — сказал Гальперин.

«Самые влиятельные и радикальные произведения искусства прошлого века были способны коренным образом изменить представление о природе искусства как такового. В этом смысле «Комедиант» — это дерзкая работа чистого гения. Сочетая глубокую критическую мысль и подрывной юмор, она является определяющей работой для художника и для нашего поколения. Одним блестящим жестом Каттелан потряс основы мира искусства и поставил его в центр массовой культуры. Если в основе «Комедианта» лежит сомнение в самой идее ценности искусства, то выставление работы на аукцион в ноябре этого года станет окончательной реализацией его основной концептуальной идеи — публика наконец-то сможет высказать своё мнение о её истинной ценности. Какой бы ни была ваша точка зрения, вы не захотите пропустить это событие сезона».

— Дэвид Гальперин, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Северной и Южной Америке

 

Первоисточник: www.arabnews.com

Ещё большая хвалебная статья о «Банане» в Sotheby’s: www.sothebys.com

Источник перевода: https://newsstreet.ru/blog/art...

Больше интересных статей, которые я не успеваю переводить, но которые можно почитать через онлайн-переводчики, можно найти здесь: t.me/murrrzio

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Гуляй, рванина: как одесские чиновники сбегают оторваться за границу

Богдан и говорит: «Пойдешь со мной в субботу в Ибицу?». Арина, конечно, для приличия поломается, такая: «Ой, даже не знаю, сегодня еще только четверг. Да и с утра в субботу будем делать...

Обсудить
  • .. ЖИДЫ В ОТКРЫТУЮ ГЛУМЯТСЯ НАД ГОЯМИ .. .. .. ещё мне нравилось у них всегда - СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ .. .. а также - пролетарский .. - ещё раз - ПГОЛЕТАГСКИЙ .. ИНТНГНАЦИОНАЛИЗМ .. .. - если гои проходили этот тест на слабоумие .. - жиды с радостью принимали их в ряды своего ПУШЕЧНОГО МЯСА .