• РЕГИСТРАЦИЯ

Эрих Фромм о капитализме

4 2938

«При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали самоцелью. Судьба человека состоит в том, чтобы способствовать росту экономической системы, умножать капитал - и не для целей собственного счастья, а ради самого капитала. Человек - лишь деталь машины и служит целям, внешним по отношению к себе». («Бегство от свободы», 1941 г.)

Фромм говорит о том, что капитализм – это общество, основанное на том, чтобы разбудить алчность, себялюбие, конкуренцию всех против всех. И он тут не первый. Об этом говорил и Гоббс, об этом говорил Адам Смит. Давно говорилось о том, что якобы если разбудить алчность и низменные чувства в каждой конкретной человеческой особи, которая начнёт воевать с другой, то в целом человеческое сообщество вдруг начнёт огромными темпами развиваться. Что единственное, на что мы можем опираться в развитии, – это на низменное в человеке, на его алчность, себялюбие и всё прочее, на его человеческую природу.

Фромм говорит, что опора на такую природу, которая далеко не является природой вообще и которая выдумана в значительной степени для того, чтобы оправдать определённое устройство общества, приводит к отчуждению. Потому что формируется общество, в котором хотят «иметь», «обладать», но не «быть».

Фромм разбирает не то, больше или меньше в этом обществе будут кушать. Фромм смотрит в корень и бьёт в самую больную точку, он говорит: «Потребление – это одна из форм обладания и, возможно, в современных развитых капиталистических обществах наиболее важная. Потреблению присущи противоречивые свойства. С одной стороны, - говорит он, - оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства» (Э.Фромм «Иметь или быть», Чать I, гл. I, «Обладание и потребление»). Человек понимает, что он смертен, что он неустойчив, что он один (а ведь его сделали индивидуалистом!) абсолютно беззащитен перед роком. Он начинает тревожиться и беспокоиться, и тогда ему, в виде наркотика, предлагают потребление. Оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства. Иди в магазин, покупай всё больше, и ты временно успокоишься, ты защитишь своё «Я» скорлупою этих вещей. Ты потрогаешь их, они тебе понравятся, и ты забудешь о том, что ты смертен, что ты одинок, что, по большому счёту, ты несчастен.

Все эти супермаркеты, все эти гипермаркеты, вся эта беспрерывная жизнь в «шопингах» и так далее нужна для того, чтобы заглушить внутреннее экзистенциальное беспокойство, говорит Фромм. А все эти показы по телевидению бандитов, каннибалов и бог знает ещё кого, нужны для того, чтобы разбудить страх и, чтобы потребитель, который начнёт беспокоиться еще больше, побежал снова потреблять. Фильмы ужасов, вся эта культура агрессии нужны для того, чтобы загнать человека в «шопинг». «Современные потребители, - пишет Фромм, - могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю».

Дальше он спрашивает простую вещь: а к чему, говорит он, это приводит? К чему это приводит? «Все эти соображения, по-видимому, говорят о том, что людям присущи две тенденции», пишет Фромм. «Одна из них – тенденция «иметь», «обладать», т.е. бегать по «шопингам» и грызться друг с другом, «в конечном счете, черпает силу в биологическом факторе стремления к самосохранению». И это очень большая сила, говорит Фромм, на которую, конечно, можно опереться. Это вся та звериная толща, которая существует, это все инстинкты, которые спят, но никуда не исчезли. Это всё то, что существует в человеке дочеловеческого, природного. Самосохранение, вот эта грызня, джунгли, «война всех против всех».

«Вторая тенденция – «быть», жертвовать собой», говорит Фромм, «обретает силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодоления одиночества посредством объединения с другими.

Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека. Те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие потенции в том же человеке» (Чать II, гл. V, «Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой»). Но не надо, указывает Фромм, говорить, что этих других потенций нет. Не надо говорить о том, что можно опираться только на те потенции, которые нужны культурам, поощряющим жажду наживы, даже ради развития. Адам Смит, Гоббс, «война всех против всех». Адам Смит: алчные индивидуумы начинают грызться, порождают развитие, общественное благо, благо из алчности.

«В заключение, - пишет Фромм, - можно сказать, что нет ничего удивительного в том, что стремление человека к самоотдаче и самопожертвованию проявляется столь часто и с такой силой, если учесть условия существования человеческого рода». Род человеческий как человеческий род не может существовать без опоры на это. Он погибнет как человеческий род, если он не будет существовать с опорой на это. «Удивительно, - пишет Фромм, - скорее то, что эта потребность может с такой силой подавляться, что проявления эгоизма в капиталистическом обществе становятся правилом, а проявления солидарности – исключением. Вместе с тем, как это ни парадоксально, именно этот феномен вызван потребностью в единении. Общество, принципами которого является стяжательство, прибыль и собственность, порождает социальный характер, ориентированный на обладание, и как только этот доминирующий тип характера утверждается в обществе, никто не захочет быть аутсайдером, а вернее отверженным; чтобы избежать этого риска, каждый старается приспособиться к большинству, хотя единственное, что у него есть общего с этим большинством, – это их взаимный антагонизм».

А дальше Фромм идёт до конца и пишет следующее: «В католической теологии такое состояние существования, в полном разъединении и отчуждении, не преодолеваемом и в любви, (а Фромм подробно объясняет, почему в подобном состоянии подлинной любви быть не может, и она подменяется сексом, и почему нужны все эти сексуальные революции) определяется, как «ад» (Часть II, глава VI, «Грех и прощение»). Фромм ставит знак тождества между адом социальным и метафизическим, и этим состоянием всеобщего разделения, не преодолеваемого и в любви.

Видео и стенограмма выпуска «Суть времени -5».

Источник: http://toporyshnik.livejournal...

    Просто новости – 245

    Владимир Путин, как и обещал, посмотрел ролики блогера Влада Бумага, после чего Ютуб полностью лёг. Я, кстати, тоже глянул и сразу вспомнил, как гонял внуков от телека, чтобы не смотрел...

    Стратегия Трампа

    За последнее время я насмотрелся на отдельных персонажей, которые свято уверены, что «Трамп прыдэ, порядок навэдэ». В смысле, что он сейчас как пройдёт инаугурацию, сразу всем свои пор...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      toporyshnik 9 марта 2016 г. 20:43

      НАДЕЖДА КРУПСКАЯ О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ-РАБОТНИЦЫ

      Прочитал работу Надежды Константиновны Крупской «Женщина-работница» (1899) о положении женщин в России. Это первая работа Крупской, вышедшая под псевдонимом «К. Саблина», т.к. в стране хруста французской булки за описание положения работницы, занятой по 11,5, а то и по 16-18 часов в сутки на фабриках, поле и быту, могли арестовать. Издавалась она нелега...
      8190
      toporyshnik 8 марта 2016 г. 11:00

      КЛАРА ЦЕТКИН О ЖЕНСКОМ ВОПРОСЕ

      Для изучения данной темы есть отличный сборник - Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. «О женском вопросе», 1971 г. - содержащий высказывания классиков марксизма-ленинизма по женскому вопросу, о путях всестороннего раскрепощения женщины в коммунистическом обществе, который практически все исчерпывающе освещает.Этот сборник можно дополнить выдержками из речи ...
      3315
      toporyshnik 30 декабря 2015 г. 15:49

      НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДЫСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

      Сегодня, 30 декабря 2015 года, 93-я годовщина образования первого в мире государства рабочих и крестьян - Союза Советских Социалистических Республик. Если в поиске в интернете набрать ключевые слова по данной теме, то в основном выйдет информация общего характера: дата создания, договор об образовании. Я же хотел бы написать о более конкретных, интересн...
      3414
      toporyshnik 16 ноября 2015 г. 16:12

      98-я годовщина Великого Октября в Уфе

      7 ноября 2015 года уфимская ячейка общественного движения «Суть времени» отметила у памятников большевикам. Мероприятие началось у обелиска большевикам - участникам Октябрьской революции и Гражданской войны в сквере 50 лет Победы, на который мы обратили внимание 2 года назад ввиду его крайне неудовлетворительного состояния, начав публичную деятельность ...
      1394
      toporyshnik 7 ноября 2015 г. 01:37

      Весь мир смотрит на нас

      Максим Горький о том, что такое большевик; о том, что сделал Ленин с историей; о том, чем живет человек.«Что такое большевик? Это рабочий, интеллигент, настоящий революционер, которому показалось, и правильно показалось, что история слишком медленно идёт и что рабочий класс, вообще весь трудовой народ, терпит много, чрезмерно много терпит, что примирени...
      1737
      toporyshnik 6 ноября 2015 г. 00:17

      ЕШЬ АНАНАСЫ...

      Ешь ананасы, рябчиков жуй,День твой последний приходит, буржуй.В. Маяковский, 1917 г. В статье «Только не воспоминания» (1927) Маяковский рассказывает о происхождении этих строк: «К Привалу («Привал комедиантов» - артистический кабачок) стали приваливаться остатки фешенебельного и богатого Петербурга. В такт какой-то разухабистой музычке я сделал двустишие… Это д...
      1259
      toporyshnik 31 октября 2015 г. 16:08

      Карл Густаф Юнг о Муссолини, Гитлере, Германии, Западе и России

      Карл Густаф Юнг (1875-1961)                                                                                              ...
      9081
      toporyshnik 20 октября 2015 г. 00:08

      Эрих Фромм: является ли западный мир христианским?

      В свете событий последних лет в виде поддержки в первую очередь американцами и Западной Европой цветных революций на постсоветском пространстве, в арабском мире, сноса национальных государств, поддержки ИГ, тенденций дегуманизации и дехристианизации, интересно вновь задуматься, обратившись к словам немецкого социолога, психолога и философа Фромма, сравн...
      3351
      toporyshnik 15 октября 2015 г. 10:57

      Максим Горький - ГОРОД МАМОНЫ (Мои впечатления от Америки)

      В продолжение материала "Максим Горький об Америке" Портрет Горького. Художник Исаак Бродский, 1937 г.«Я знал уже тогда, что война за уничтожение рабства называется теперь в Америке "войной за сохранение Единства", но я не знал, что за этим изменением названия кроется глубокий смысл, что страстный идеализм молодой демократии покрылся, подобно бронзовой с...
      4264
      toporyshnik 13 октября 2015 г. 20:52

      Уфимский обелиск большевикам в процессе реставрации

      3 июня 2015 года на имя главы города, Ялалова Ирека Ишмухаметовича, в администрацию Уфы активистами уфимской ячейки общественного движения «Суть времени» были сданы 839 собранных подписей за восстановление обелиска большевикам участникам Октябрьской революции и Гражданской войны в сквере им. 50 лет Победы (за Дворцом Молодежи). В данном ск...
      1598
      toporyshnik 7 октября 2015 г. 21:38

      Максим Горький об Америке

      В Америке. Город Желтого Дьявола"...И кажется, что всё - железо, камни, вода, дерево - полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжелого труда. Всё стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле какой-то тайной силы, враждебной человеку. Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной железом, запачканной жирными пятнами нефти, засоренной щепами, стр...
      9837
      toporyshnik 14 августа 2015 г. 23:03

      О большевиках Башкирии

      В ходе борьбы уфимской ячейки движения «Суть времени» вместе гражданами за восстановление обелиска - участникам Октябрьской революции и Гражданской войны в сквере им. 50 лет Победы (за Дворцом Молодежи) - выходили статьи о наших публичных мероприятиях. Теперь необходимо поподробнее рассказать о людях, чьи имена были начертаны на обелиске. Кто, собственно, были эти люд...
      4567
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика