Для изучения данной темы есть отличный сборник - Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. «О женском вопросе», 1971 г. - содержащий высказывания классиков марксизма-ленинизма по женскому вопросу, о путях всестороннего раскрепощения женщины в коммунистическом обществе, который практически все исчерпывающе освещает.
Этот сборник можно дополнить выдержками из речи Клары Цеткин «Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!», произнесенной на съезде социал-демократической партии Германии в Готе 16 октября 1896 г. Эта речь посвящена вопросам женского рабочего движения, которое Клара Цеткин впоследствии считала делом всей своей жизни.
В речи К. Цеткин разъясняет в чем состоит женский вопрос, положение женщины в обществе на тот момент, вопросы агитации, положение женщины как супруги и матери.
Позиция коммунистов состояла в осуществлении задач социального равноправия мужчины и женщины (женское избирательное право, равное право для женщин на труд и на образование, равная плата за равный труд и т. д. ), в избавлении женщины от двойного гнета, существующего в капиталистическом обществе: от эксплуатации пролетариата буржуазией и от т.н. домашнего, кухонного рабства. Это было уже хорошо расписано в статье «Ленин, Цеткин и женское движение».
К. Цеткин говорит: «…машины, современный способ производства, постепенно стали подрывать основы собственного производства в домашнем хозяйстве, и уже не тысячи, а миллионы женщин были поставлены перед проблемой: где мы должны зарабатывать на жизнь, что придаст нашей жизни серьезное содержание, какое занятие принесет нам также и моральное удовлетворение? Миллионы женщин были вынуждены теперь искать заработок и занятие вне семьи, в обществе. Тогда они осознали, что социальное бесправие лишает их возможности защищать свои интересы, и вот здесь-то и возник современный женский вопрос.» (стр. 15)
«Для пролетарок женский вопрос был создан эксплуататорскими потребностями капитала, который постоянно ищет самую дешевую рабочую силу... Тем самым пролетарскую женщину тоже втянули в механизм экономической жизни нашего времени, погнали ее в мастерскую, к машине. Она пришла в экономику для того, чтобы хоть немного помочь мужу в заработках, а капиталистический способ производства превратил ее в конкурентку — штрейкбрехера; она хотела обеспечить благосостояние своей семье, а в результате пролетарские семьи стали еще больше нуждаться. Жена пролетария стала самостоятельно зарабатывать, потому что хотела сделать жизнь своих детей более светлой и радостной, а в результате она в большинстве случаев совершенно отрывалась от своих детей.
Как рабочая сила она полностью сравнялась с мужчиной: машина сделала ненужной физическую силу, и повсюду женский труд стало возможно использовать с теми же самыми результатами для производства, что и труд мужчин. А поскольку женщина была дешевой и, главное, послушной рабочей силой, лишь в очень редких случаях решавшейся лезть на рожон, протестуя против капиталистической эксплуатации, то капиталисты постарались расширить возможности использования женского труда в промышленности до предела. Вследствие этого женщина-пролетарка добилась экономической самостоятельности, однако она купила ее, поистине, дорогой ценой и практически в настоящее время ничего от этого не выиграла.» (стр. 19, 20)
«Женщина-пролетарка получила экономическую самостоятельность, но она не имеет возможности проявить свою индивидуальность в полной мере — ни как человек, ни как женщина, супруга. Для выполнения своего долга супруги и матери ей остаются лишь те крохи, которые падают со стола капиталистического производства.» (стр. 19, 20)
При этом «эксплуатируемая, как и мужчина, женщина-работница призвана вести борьбу не против мужчин, а против порабощающей силы капитала, силы, одинаково враждебной рабочему и работнице. Поэтому «конечная цель борьбы женщины-пролетарки не свободная конкуренция с мужчиной, а завоевание политической власти пролетариатом»,— говорит Клара Цеткин. Не против мужчин своего класса, а вместе с ними трудящиеся женщины борются за свое полное и всестороннее освобождение. В этой борьбе одинаково заинтересованы и женщины и мужчины-пролетарии, ибо завоевание свободы и демократии, завоевание социализма невозможно без участия женщин.» (из предисловия-комментария А. Иткиной к речи К. Цеткин)
«Пролетарке не нужно бороться против мужчин своего класса, чтобы добиться устранения преград, мешающих ей участвовать в свободной конкуренции. Стремление капитала к усилению эксплуатации и развитие современного способа производства полностью освободили ее от необходимости вести эту борьбу. Наоборот, задача состоит в том, чтобы возвести новые преграды — преграды против эксплуатации пролетарской женщины. Нужно вернуть и обеспечить ей ее права как супруги и матери. Конечная цель борьбы женщины-пролетарки — не свободная конкуренция с мужчиной, а завоевание политической власти пролетариатом.» (стр. 20, 21)
Далее разбирается вопрос об агитации: «Какие же практические выводы должны мы сделать теперь относительно нашей агитации среди женщин? В задачи партийного съезда не может входить разработка детальных практических предложений. Он должен дать только общие указания относительно направления пролетарского женского движения.
И здесь руководящей идеей должно быть следующее: нам нужно вести не специфическую женскую агитацию, а социалистическую агитацию среди женщин. Не мелочные интересы женского населения в данный момент должны мы выдвигать на первый план; наша задача
должна заключаться в том, чтобы включить современную женщину-пролетарку в ряды участников классовой борьбы. («Совершенно правильно!») У нас нет никаких специфических задач для агитации среди женщин. Реформы, отвечающие интересам женщин, осуществимые в условиях существующего строя, уже включены в число требований, содержащихся в программе-минимум нашей партии.
Агитация среди женщин должна быть связана со всеми вопросами, имеющими важное значение для общего движения пролетариата. Ведь главная задача заключается в том, чтобы пробудить в женщине классовое сознание и втянуть ее в классовую борьбу.» (стр. 22, 23)
Подчеркивается и важность роли женщины как супруги и матери: «…невозможно допустить, чтобы социалистическая агитация среди женщин имела своей задачей отвлечь женщину-пролетарку от ее обязанностей матери и супруги. Наоборот, она должна, побуждать женщину выполнять эти обязанности лучше, чем прежде,—в интересах освобождения пролетариата. Чем лучше отношения в семье, чем деятельнее женщина у себя дома, тем энергичнее она в борьбе. Чем больше, внимания она может уделить своим детям как их воспитательница, формирующая их характеры, тем лучше она может их просвещать, добиваться того, чтобы они с таким же энтузиазмом и самопожертвованием продолжали в общем строю борьбу за освобождение пролетариата, как это делаем мы. И тогда пролетарий, произнося: «Моя жена!» - мысленно будет добавлять: «Мой товарищ, разделяющий со мной мои идеалы, соратница в моей борьбе, воспитательница моих детей, готовящая их к будущим боям!» Многие матери, многие жены, прививающие своему мужу и детям классовое сознание, делают такое же большое дело, как и товарищи-женщины, которых мы видим на наших собраниях.» (стр. 25, 26)
«…если верно, что пролетариат может добиться своего освобождения лишь в том случае, если он будет бороться в едином строю, не делая различий между национальностями и профессиями, то верно также и то, что он добьется освобождения только тогда, когда он сохранит единство своих рядов, не делая различий между полами...
Когда семья перестанет существовать как хозяйственная единица и ее место займет семья как моральный союз, женщина сможет развивать свою индивидуальность как равноправная соратница мужчины, занятая той же работой, имеющая те же цели, идущая вместе с ним вперед, и одновременно она сможет наилучшим образом выполнять свои задачи как супруга и мать.» (стр. 26)
Аналогичное разъяснение по женскому вопросу можно прочесть и в работе Н.К. Крупской «Женщина-работница» (1899).
Окончание: http://toporyshnik.livejournal...
Оценили 8 человек
15 кармы