• РЕГИСТРАЦИЯ

НАДЕЖДА КРУПСКАЯ О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ-РАБОТНИЦЫ

5 8186

Прочитал работу Надежды Константиновны Крупской «Женщина-работница» (1899) о положении женщин в России. Это первая работа Крупской, вышедшая под псевдонимом «К. Саблина», т.к. в стране хруста французской булки за описание положения работницы, занятой по 11,5, а то и по 16-18 часов в сутки на фабриках, поле и быту, могли арестовать. Издавалась она нелегально.

Брошюра писалась в Сибири, в селе Шушенском Минусинского уезда Енисейской губернии, где Крупская жила в ссылке вместе с Владимиром Ильичом Лениным. Ленин брошюру взял с собой за границу, пока Крупская находилась еще в ссылке в Уфе, показав ее революционерке Вере Ивановне Засулич, которая оценила работу: «В книжке есть неточности, но она обеими лапами написана» и посоветовала ее издать. «Искра» издала брошюру, потом ее еще перепечатали тогда же в России.

Вообще, не впервые приходится сталкиваться с темой положения человека в предреволюционные годы, но здесь Надежда Константиновна передает подробные, очень конкретные детали положения женщины на заводах и фабриках, женщины-крестьянки и в быту таким образом, что остался даже под некоторым впечатлением.

ЖЕНЩИНА КАК ЧЛЕН РАБОЧЕГО КЛАССА

«Возьмем крестьянку. Она справляет всю тяжелую полевую работу, в страду не знает ни дня, ни ночи, во многих местах женщина и пашет, и косит наравне с мужчиной; кроме того, на ней лежит уход за птицей и скотиной, домашнее хозяйство, изготовление одежды, возня с ребятами,— да и не перечесть всех дел, которые лежат на женщине-крестьянке. Особенно тяжело приходится женщине из бедной семьи:к тяжелой работе для нее присоединяется еще беспросветная нужда, заботы, унижения, горе. А между тем за последние годы разорение деревни идет быстрыми шагами: богатеют только немногие дворы, а остальные всё больше и больше беднеют; которые прежде средне жили, и те обеднели. Мельчает народ, слабеет, рано старится, что ни год, то больше становится дворов безлошадных и однолошадных. Теперь в России на десять миллионов дворов насчитывается около трех миллионов безлошадных да столько же однолошадных. А какое уж хозяйство без лошади или хотя бы с одним конягой! Разве одним конем можно как следует обработать землю?» (Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т.1, стр. 74, 75)

«За последние сто лет русский народ перенес 51 голод, т. е. один неурожай приходится у нас менее чем на два года. Голод становится явлением обычным.» (стр. 75). Впервые голод после гражданской и начала 30-х гг. прекратился в советское время.

«Дети начинают работать с 5-8 лет», «Работа продолжается 16-19 час.» (стр. 76)

На рогожных промыслах «работа продолжается по 18 час. в сутки, в работе принимает участие вся семья, дети с пяти лет уже щиплют мочалу, а с восьми лет работают наравне со взрослыми.» (стр. 77)

«В тех же отраслях производства, где женский труд является лишь случайностью, заработная плата женщин так низка, что просуществовать на нее невозможно, заработок женщины может служить лишь подспорьем в хозяйстве, и если женщине приходится жить самостоятельно, то нужда заставляет ее продавать не только свою рабочую силу, но и самое себя: проституция служит ей дополнительным заработком. Поступая на фабрику, женщина работает столько же, сколько и мужчина (по закону 2 июня — 11,5 час). Закон не ограничивает особо продолжительности рабочего дня женщин. В нашем фабричном законодательстве существует лишь одно постановление относительно женского труда: запрещена ночная работа в текстильной промышленности. Но если женщины работают в одном помещении с главами семейств -— отцами, мужьями, то ночная работа им разрешается. Работать приходится зачастую в душном, пыльном, чересчур жарком или сыром помещении, работать утомительную, однообразную работу.

Чрезмерная нездоровая работа пагубно отзывается на здоровье женщины; не меньше подрывают ее здоровье и плохое питание, и плохое жилище. Грубая,тяжелая пища, которая легко переносится при физическом труде на открытом воздухе, вредно действует на ослабевший организм фабричного рабочего. А женщины, вообщем, питаются еще хуже; чем мужчины. Они устраивают или свои отдельные женские артели, где харчи хуже, а если входят в мужские артели, то платят меньше, но зато отказываются от мяса. Заработок женщины ниже мужского, и она поневоле должна урезывать себя в пище. Жилища в фабричных местностях и плохи, и грязны, и непомерно дороги. Народа на ночь набивается столько,

что часто и сами хозяева квартир не знают, сколько человек у них ночует. Смрад захватывает дыхание.» (стр. 78, 79)

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ-РАБОТНИЦЫ В СЕМЬЕ

«Девушка-крестьянка с самых ранних лет работает в семье родителей, как батрачка. Она считается полной собственностью родителей, они могут заставлять ее работать с утра до ночи, могут отдать жить в люди, беря на хозяйство все заработанные ею деньги. Насколько распространен взгляд на девушку-крестьянку как на собственность отца, показывает, например, такой факт: было несколько случаев, что сельское общество запрещало девушке выходить замуж, пока отец не заплатит числившиеся за ним недоимки. Тут уж личность девушки ставится совсем ни во что, она просто приравнивается к имуществу, на которое наложен арест за долги. Замуж девушку выдают часто за человека, которого она совершенно не знает. Сохранившийся повсеместно обычай причитанья невесты на девичнике указывает на то, как мало ожидает она радости впереди. При выборе невесты главное внимание обращают на то, чтобы она была здорова да работница была хорошая — сильная, проворная, выносливая. Из семьи отца девушка переходит в семью мужа. Тут она по-прежнему работает без устали, по прежнему находится в зависимом положении. Бывает, конечно, так, что муж и жена сживутся и полюбят друг друга, но и тогда жена не застрахована от «мужней науки». Редкая женщина-крестьянка не испытала на себе мужниных побоев; даже сами женщины привыкают смотреть на мужнины побои как на нечто обычное, если муж не очень уж зверствует. Но и в последнем случае жена не может уйти от мужа. Он имеет право не дать ей паспорта и отовсюду вытребовать ее по этапу.» (стр 85, 86)

«Но главная ярость рабочих была направлена на дома терпимости; в одну ночь было разрушено 11 домов терпимости. Почему же рабочие кинулись разрушать дома терпимости? Какую связь имело это раз рушение с забастовкой и рабочими волнениями? Причем тут дома терпимости? Дело в том, что, когда рабочие заявляли о невозможности для их жен и дочерей существовать на тот заработок, который они получают, начальство цинично отвечало, что они могут найти дополнительный заработок в домах терпимости. Таким образом, проституция открыто указывалась как единственный путь, которым женщина, вынужденная жить своим трудом, может пополнить свой ничтожный заработок! Кто после этого станет винить продающую себя из нужды женщину за то, что она предпочитает этот единственный вполне доступный ей заработок полуголодному нищенскому существованию, а иногда — голодной смерти. Ведь заработок этот куда как не сладок. А надо послушать только, как презрительно говорят сытые буржуа и их жены о развращенности фабричных женщин и девушек, с какой лицемерной гадливостью произносят эти дамы, никогда не видавшие нужды, слово «проститутка». Буржуазные профессора не стыдятся печатно заявлять, что проститутки — не рабыни, что они сами добровольно выбрали эту дорогу! Это то же отвратительное лицемерие, которое утверждает, что ничто не мешает рабочему уйти с фабрики, на которой нельзя продохнуть от пыли, ядовитых испарений, жары и т. п. Он «добровольно» остается работать на ней, «добровольно» работает по 16—18 часов.» (стр 88, 89)

ЖЕНЩИНА И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

«Семейная жизнь связана для женщины-работницы с неустанной заботой о детях. О воспитании обыкновенно нет и речи, речь идет лишь о том, как бы прокормить детей.

С детьми сразу крестьянке прибавляется забот. Не ведь работать, не ведь с детьми возиться. Работа не ждет, и крестьянка уходит на работу, оставляя детей под присмотром какой-нибудь немощной старухи или тех ребятишек, что постарше. Всякий, кто живал в деревне, знает, что это за присмотр. Грудного ребенка пичкают прокислым рожком (мать кормит ребенка случайно, когда удосужится), всякой зеленью, жеваным черным хлебом, трясут в люльке, пока ребенок не теряет сознания, держат в душной избе закутанным в тулуп, а вечером чуть не нагишом тащат за ворота. Постоянно слышишь, что какая-нибудь 6—8-летняя нянька то уронила и зашибла ребенка, то «сожгла» его, то еще сотворила с ним что-нибудь такое, что может прийти в голову только шестилетнему ребенку... Но даже если и сама мать возится с ребенком, дело немногим лучше. Она не имеет никакого понятия о том, как устроен человеческий организм, как развивается ребенок, что нужно для того, чтобы ребенок рос сильным, крепким, здоровым. При уходе за ребенком крестьянка руководится больше обычаем да предрассудками.

Да если бы она и знала, как надо ухаживать за ребенком, она при всем желании не могла бы делать того, что надо. Ребенку нужна чистота, теплота, легкий воздух, а в избе живет десять человек, изба не топлена, в избе тулупы, телята и проч. Поневоле махнешь рукой. Заболеет ребенок, и мать совсем не знает, чем помочь ему, лечить большей частью негде. Хуже всего, если болезнь заразная: оспа, скарлатина и проч.; больного ребенка надо бы отделить от здоровых, а как это сделать в деревне, когда вся семья живет в одной избе? И дети заражаются друг от друга и умирают без всякой помощи. Ничего нет мудреного, что в деревне половина детей умирает до пятилетнего возраста. Выживают только самые крепкие.» (стр. 91)

«Посмотрим теперь, как обстоит дело с школьным обучением крестьянских детей. Очень часто в деревне нет никакой школы, и грамоте можно выучиться только случайно. Но даже и тогда, когда в деревне есть школа, родители часто не могут посылать в нее своих детей. Дети нужны дома, им нужно нянчить младших братьев и сестер, пасти овец, помогать дома делать всякую работу,нет другой раз одежи, в которой могли бы ходить в школу, в особенности, если школа где-нибудь в соседнем селе. Те дети, которые ходят в школу, выучиваются там лишь кое-как читать, писать да считать, и то плохо. Школы у нас в России очень плохие, учителям запрещают учить детей чему-либо, кроме грамоты. Правительству выгодно держать народ в невежестве, и потому в школах запрещают рассказывать детям и давать им читать книжки о том, как другие народы завоевали себе свободу, какие у них законы и порядки; запрещают объяснять, почему у одних народов одни порядки, у других другие, почему одни люди бедны, другие богаты. Одним словом, в школах запрещают говорить правду, а учителя должны только учить детей почитать бога да царя. Чтобы какой-нибудь учитель не обмолвился словом правды, за этим строго смотрит начальство, да и в учителя-то стараются выбрать таких людей, которые сами ни о чем понятия не имеют.

И выходит ребенок из школы таким же малознающим, каким и поступил в нее. Сама мать обыкновенно научить своих детей ничему не может, так как и сама ничего не знает. Вот как говорит про темноту русской крестьянской женщины Лев Толстой в своей драме «Власть тьмы» устами отставного солдата: «И что вы, бабы, знаете? Все равно, как щенята слепые в навоз носом тыкаетесь. Мужик хоть в солдатах побывает, на чугунке, в городе ходит, а вы что знаете, что видали? Кроме своих бабьих пакостей, ничего не знаете». (стр. 91, 92)

«В нашем фабричном законодательстве нет никаких ограничений, никаких облегчений работы беременных женщин. Лишь в правилах о хранении и расходовании штрафного при фабриках капитала сказано, что из штрафного капитала «можно», между прочим, выдавать пособия работницам, находящимся в последнем периоде беременности и прекратившим работу за две недели до родов. Таким образом, никакой обязательной выдачи пособия не установлено, говорится только, что такое пособие выдавать «можно», т.е. эта задача вполне предоставляется на усмотрение фабрикантов. На деле эти пособия почти нигде и не выдаются. Не получая пособия, боясь потерять работу, женщина работает на фабрике чуть не до последнего дня и приходит на работу, еще не оправившись от родов. Потому-то так часто и бывают у фабричных женщин выкидыши, преждевременные роды и всякого рода женские болезни.» (стр. 93)

«С детьми фабричной работнице приходится очень трудно. Придя усталая с фабрики, она должна приниматься за стирку, шитье, уборку, должна кормить, обмывать детей. Иногда ей приходится целые ночи напролет нянчиться с больным ребенком. Обыкновенно мать рада-радехонька, если какая-нибудь соседка надоумит ее попоить ребенка маком, ребенок спит спокойно, а мать и рада. Она и понятия не имеет о том, что таким питьем она отравляет своего ребенка (в маке много опиума, а опиум — страшный яд), что от такого питья ребенок может сделаться в будущем полным идиотом. Днем, уходя на работу, фабричная работница оставляет детей на попечение какой-нибудь соседке-старухе, а когда они подрастут несколько, то и без всякого призора. Дети почти что растут на улице...В общем фабричная работница видит много горя с детьми, много забот, но бывает она с ними редко, и дети вырастают наполовину чужими для нее.» (стр. 94)

«В газетах не раз сообщалось, что в том или другом большом промышленном городе обнаружена «фабрика ангелов». Какая-нибудь женщина промышляет тем, что берет на воспитание за известную плату грудных детей и голодом, опиумом и тому подобными средствами старается как можно скорее отправить их на тот свет, понаделать из них «ангелов». Начинается дело, и делательница «ангелов» отправляется на каторгу, а где-нибудь в новом месте возникает новая «фабрика ангелов», порождаемая теми же самыми условиями: невозможностью для фабричной работницы прокормить своего ребенка.» (стр. 94, 95)

«Политическая борьба — вот тот путь, которым рабочие могут добиться существенного улучшения своего положения. В борьбе за отстаивание лучших условий труда, за политическую свободу, за лучшее будущее рука об руку с мужчиной-рабочим пойдет и женщина-работница.» (стр. 102)

Вот это все надо знать и осознавать, сравнивая с советским и нынешним временем, каких социальных достижений добились большевики, и возвращения чего способствует антисоветская пропаганда, вбиваемая в головы.

Источник: http://toporyshnik.livejournal...


    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      toporyshnik 8 марта 2016 г. 11:00

      КЛАРА ЦЕТКИН О ЖЕНСКОМ ВОПРОСЕ

      Для изучения данной темы есть отличный сборник - Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. «О женском вопросе», 1971 г. - содержащий высказывания классиков марксизма-ленинизма по женскому вопросу, о путях всестороннего раскрепощения женщины в коммунистическом обществе, который практически все исчерпывающе освещает.Этот сборник можно дополнить выдержками из речи ...
      3311
      toporyshnik 30 декабря 2015 г. 15:49

      НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДЫСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

      Сегодня, 30 декабря 2015 года, 93-я годовщина образования первого в мире государства рабочих и крестьян - Союза Советских Социалистических Республик. Если в поиске в интернете набрать ключевые слова по данной теме, то в основном выйдет информация общего характера: дата создания, договор об образовании. Я же хотел бы написать о более конкретных, интересн...
      3410
      toporyshnik 16 ноября 2015 г. 16:12

      98-я годовщина Великого Октября в Уфе

      7 ноября 2015 года уфимская ячейка общественного движения «Суть времени» отметила у памятников большевикам. Мероприятие началось у обелиска большевикам - участникам Октябрьской революции и Гражданской войны в сквере 50 лет Победы, на который мы обратили внимание 2 года назад ввиду его крайне неудовлетворительного состояния, начав публичную деятельность ...
      1392
      toporyshnik 7 ноября 2015 г. 01:37

      Весь мир смотрит на нас

      Максим Горький о том, что такое большевик; о том, что сделал Ленин с историей; о том, чем живет человек.«Что такое большевик? Это рабочий, интеллигент, настоящий революционер, которому показалось, и правильно показалось, что история слишком медленно идёт и что рабочий класс, вообще весь трудовой народ, терпит много, чрезмерно много терпит, что примирени...
      1734
      toporyshnik 6 ноября 2015 г. 00:17

      ЕШЬ АНАНАСЫ...

      Ешь ананасы, рябчиков жуй,День твой последний приходит, буржуй.В. Маяковский, 1917 г. В статье «Только не воспоминания» (1927) Маяковский рассказывает о происхождении этих строк: «К Привалу («Привал комедиантов» - артистический кабачок) стали приваливаться остатки фешенебельного и богатого Петербурга. В такт какой-то разухабистой музычке я сделал двустишие… Это д...
      1256
      toporyshnik 31 октября 2015 г. 16:08

      Карл Густаф Юнг о Муссолини, Гитлере, Германии, Западе и России

      Карл Густаф Юнг (1875-1961)                                                                                              ...
      9079
      toporyshnik 20 октября 2015 г. 00:08

      Эрих Фромм: является ли западный мир христианским?

      В свете событий последних лет в виде поддержки в первую очередь американцами и Западной Европой цветных революций на постсоветском пространстве, в арабском мире, сноса национальных государств, поддержки ИГ, тенденций дегуманизации и дехристианизации, интересно вновь задуматься, обратившись к словам немецкого социолога, психолога и философа Фромма, сравн...
      3349
      toporyshnik 17 октября 2015 г. 16:10

      Эрих Фромм о капитализме

      «При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали самоцелью. Судьба человека состоит в том, чтобы способствовать росту экономической системы, умножать капитал - и не для целей собственного счастья, а ради самого капитала. Человек - лишь деталь машины и служит целям, внешним по отношению к себе». («Бегство от свободы», 1941 г...
      2935
      toporyshnik 15 октября 2015 г. 10:57

      Максим Горький - ГОРОД МАМОНЫ (Мои впечатления от Америки)

      В продолжение материала "Максим Горький об Америке" Портрет Горького. Художник Исаак Бродский, 1937 г.«Я знал уже тогда, что война за уничтожение рабства называется теперь в Америке "войной за сохранение Единства", но я не знал, что за этим изменением названия кроется глубокий смысл, что страстный идеализм молодой демократии покрылся, подобно бронзовой с...
      4260
      toporyshnik 13 октября 2015 г. 20:52

      Уфимский обелиск большевикам в процессе реставрации

      3 июня 2015 года на имя главы города, Ялалова Ирека Ишмухаметовича, в администрацию Уфы активистами уфимской ячейки общественного движения «Суть времени» были сданы 839 собранных подписей за восстановление обелиска большевикам участникам Октябрьской революции и Гражданской войны в сквере им. 50 лет Победы (за Дворцом Молодежи). В данном ск...
      1595
      toporyshnik 7 октября 2015 г. 21:38

      Максим Горький об Америке

      В Америке. Город Желтого Дьявола"...И кажется, что всё - железо, камни, вода, дерево - полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжелого труда. Всё стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле какой-то тайной силы, враждебной человеку. Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной железом, запачканной жирными пятнами нефти, засоренной щепами, стр...
      9833
      toporyshnik 14 августа 2015 г. 23:03

      О большевиках Башкирии

      В ходе борьбы уфимской ячейки движения «Суть времени» вместе гражданами за восстановление обелиска - участникам Октябрьской революции и Гражданской войны в сквере им. 50 лет Победы (за Дворцом Молодежи) - выходили статьи о наших публичных мероприятиях. Теперь необходимо поподробнее рассказать о людях, чьи имена были начертаны на обелиске. Кто, собственно, были эти люд...
      4565
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика