Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Наследники пророка

22 4632

От переводчика.

Как все китайцы для обычного россиянина на одно лицо, так же зачастую все мусульмане считаются однородно эталонными. Небольшой ликбез от немецкой газеты о древнем расколе ислама на суннитов и шиитов и сегодняшнем состоянии этого конфликта.

Фото: Behrouz Mehri/AFP/Getty Images

Мусульмане-шииты разыгрывают в Иране представление, инсценирующее мучения Хуссейна, внука пророка Мухаммеда.

http://www.zeit.de/2016/02/sun...

Мухаммед не назначил своего преемника, и поэтому сунниты и шииты уже столетиями борются друг с другом.

Абдель-Хаким Оурги, 21.01.2016

Вражда между суннитами и шиитами почти так же стара, как и сам ислам. Она разгорелась после смерти пророка из-за проблемы его наследника. Это лишь один пример внутриисламского спора, о котором предвещал сам Мухаммед: "Дети Израиля раскололись на 71 группу, а община Иисуса - на 72. Моя община расколется на 73, из которых в ад попадут все, кроме одной".

Действительно, мусульманская община в ходе истории раскололась на многочисленные крупные и малые конфессии или секты. Иные из них просуществовали недолго, другие существуют и поныне, а с ними и спор о том, какой же путь ведет к святости. Правда, все мусульмане ссылаются на коран как важнейший источник своей веры, и (в различной степени) на деяния и высказывания пророка - сунны. К тому же, многие мусульманские реформаторы сходятся в одном, что сунны представляют собою идеологический конструкт, скомпилированный за два века спустя смерти пророка. Но споры между исламскими группировками все так же ходят по кругу вокруг извечных вопросов: насколько подлинны слова пророка? Как надо трактовать коран? Какова же та, единственно правильная община Мухаммеда?

Давайте переместимся в седьмой век, время основания ислама. 8 июня 632 года, после недолгой болезни, умер Мухаммед. Он не только был пророком Мекки, но еще и государственным деятелем Медины. Проблема в том, что он не оставил наследника по мужской линии, что мог бы продолжить религиозно-политическое дело его жизни. Суннитские исторические источники гласят: пророк не только не назначил преемника, но и не определил принципы для его поисков. Это быстро привело к религиозному расколу и настоящей гражданской войне (фитна). Даже эпоха четырех "праведных халифов", напрямую наследовавших пророку в 632-661 годах, отнюдь не была золотым веком, хотя и объявляется набожными суннитами как образцовое время.

А что говорит коран по поводу "правильного" наследника? Для начала, все мусульмане должны слушаться своего бога, пророка и исламских авторитетов (коран 4:59). Также мусульмане собираются для всестороннего обсуждения практических жизненных вопросов (3:159 и 42:38). Кажется, сначала это получалось: конкурирующие соратники пророка назначили через совет старейшин первого халифа Абу Бакра ас-Сидика. Он считался верным приверженцем Мухаммеда, и через свою дочь Аишу, любимую супругу Мухаммеда, приходился ему тестем. Двухлетнее правление Абу Бакра (632-634) было отмечено кровавым подавлением отпавших арабских племен.

По суннитским преданиям Абу Бакр перед смертью назвал своего преемника, а именно Умара ибн аль-Хаттаба, последующие десять лет (634-644) железной хваткой державшего под контролем конфликтовавших представителей ислама. Через свою дочь Хафзу, выданную за Мухаммеда, он также приходился ему тестем. В конце концов он был убит недовольным мусульманином-рабом. Умирая, он созвал совет из шести самых первых сподвижников, среди которых были Али и Усман ибн Аффан. На последнего и пал выбор как на наследника. Также и его время правления (644-656) было отмечено политическими волнениями, самого его обвиняли в кумовстве, назначении на важнейшие позиции свежесозданной империи представителей своего клана. В итоге Усман был осажден в своем доме недовольными мусульманами и убит.

А что дальше? Преемником стал двоюродный брат и муж дочери пророка, Али ибн Абу Талиб (600-661). Он не играл большой политической роли, но считается религиозным авторитетом. Удалось ли ему утихомирить всё растущие конфликты по поводу границ племен и кланов? Он не откликнулся на призывы к кровавой мести убийцам Усмана, но и его время правления (656-661) было временем бедствий с тремя кровопролитными войнами. Также и Али был убит.

Это и стало причиной раскола на суннитов и шиитов. По мнению шиитов (партия Али) пророк за три месяца до своей смерти назначил своим законным наследником именно двоюродного брата Али. Два места в коране (33:33 и 42:24), по позднейшему толкованию шиитами, доказывают возложение задачи руководства на семью, связанную с пророком узами кровного родства (ахль аль-бейт). То, что Али не стал наследником сразу после пророка, шииты считают результатом интриг суннитов. После смерти Али все надежды обратились на его сыновей Хасана и Хуссейна. Однако, они не получили власти, а в 680 году Хуссейн, младший сын, был жестоко убит в Ираке суннитским правителем, вместе со всеми спутниками мужского пола. Эти убийства породили культ мученичества у шиитов.

С того времени они рассматривают себя как преследуемое меньшинство. Действительно, сегодня лишь около 15% всех мусульман являются шиитами. Самая значимая и численно большая группа среди шиитов - "двунадесятники". Название адресует к двенадцати имамам, религиозным вождям из семьи пророка, начинающимся с Али. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, по их воззрениям, не умер, а еще с малолетства проживает, божьим чудом, в укрытии. С его возвращением шииты связывают надежды на справедливое господство. Тем временем гробницы прочих одиннадцати имамов остаются местами паломничества, а день убийства Али отмечается инсценировкой его мучений.

Что разделяет суннитов и шиитов

Казнь шиитского священника в Саудовской Аравии свидетельствует о напряженных отношениях между суннитами и шиитами. Оба важнейших направления в исламской вере берут свое начало в споре за возглавление религии.

И в том, что сейчас противостоят друг другу шиитские династии и суннитские правители, для мусульман нет ничего нового. Это нормально. Еще с 909 по 1171 годы в Египте существовала шиитская династия Фатимидов, названных по имени Фатимы, дочери пророка и жены Али. Они объявили свой контрхалифат в пику суннитскому халифу в Багдаде. Но свою часть политической власти шииты сохранили лишь благодаря династии Сафавидов в Иране (1501-1722). Поскольку им удалось "перевести" большинство персидского населения от суннизма в шиизм двунадесятников, Иран и сегодня остается шиитским, а с момента "исламской революции" 1979 года еще и рассматривает себя как государство-гарант шиитов во всем мире.

Помимо Ирана значительные общины шиитов существуют в Ираке, Ливане, Бахрейне, некоторых регионах индийского субконтинента, а также на востоке Саудовской Аравии, где 12-15% населения - шииты. Государственной религией королевства и поныне является ислам в его ультраконсервативном ваххабитском толковании. А шиитское меньшинство дискриминируется и находится под всеобщим подозрением в симпатиях к заклятому врагу страны, Ирану.

Как и во времена становления ислама, суннито-шиитский конфликт подогревается стремлением к господству. Но если тогда речь шла о притязаниях на руководство раннеисламской общиной, сегодня на кону доминирование на Ближнем Востоке. В рамках неоднозначного арабского альянса Саудовская Аравия с марта 2015 года ведет ожесточенную войну против шиитов-хути в Йемене. Те, в свою очередь, получают военную поддержку от Ирана, как и ливанская "Хизбалла", шиитское правительство Ирака или диктатор Сирии алавит Башар Асад. Жертвами этих войн было и остается гражданское население обеих конфессий.

А какова ситуация на данный момент? Все может стать еще хуже. 2 января в Саудовской Аравии были казнены 47 человек, среди них шиитский священнослужитель Нимр Бакир ан-Нимр, известный как проповедник ненасилия, обличавший маргинализацию шиитов в королевстве. Его казнь только усугубила древнюю вражду в исламе. И, кажется, бесповоротно.

Христиане могли бы возразить, что даже кровавые конфликты между католиками и протестантами были в итоге улажены. Но подобное сравнение ошибочно: ведь возникновение мусульманских конфессий протекало совершенно иначе. С самого начала речь идет о верховенстве значения седьмого столетия для всей священной истории, и пока обе стороны остаются на своих прежних позициях, спор не может быть окончен.

Ирония конфликта заключается в том, что теологические различия между суннитами и шиитами собственно для практики верования несущественны. Об этом же свидетельствует пока еще мирное сосуществование мусульман в Германии. Родившиеся и социализированные в ней мусульмане определяют себя не как суннитов или шиитов, а просто как мусульман. Они могут показать на своем примере, что любой мусульманин может не подчиняться рабски правилам какой-либо конфессии, тем самым прокладывая дорогу к миру. То же самое важно и для отношений с иноверцами. Если когда-либо сунниты и шииты смогут оказать уважение друг к другу, они будут вправе расчитывать на уважение к себе за пределами собственной религии.

Что необходимо для этого? С теологической точки зрения ислам должен умерить свои притязания на истину, в первую очередь, притязания конфессий на исключительное обладание ею. Без этого условия не может быть никакого внутри- и межрелигиозного диалога. И никакого мира со светскими людьми.


Перевод взят здесь.

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

ВСУ не смогли уничтожить российский «Солнцепек», оставленный на ночь в поле. Им помешал «Волнорез»

Вооруженным силам Украины (ВСУ) не удалось уничтожить тяжелую огнеметную систему «Солнцепек», которую российские военные оставили на ночь в поле. Она была обор...

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Познавательно. Спасибо.
    • Dect
    • 31 января 2016 г. 13:25
    Если Мухаммед таким мудрым был, он не мог не понимать. что не определение принципа наследования и правопреемства неминуемо повлечет за собой раскол и вражду, религиозные войны под красивыми лозунгами с целью грабежа, захвата территорий и пр. практических выгод. Не зря говорят, хочешь наказать на всю оставшуюся жизнь "доставших" тебя наследников - оставь завещание о наследовании в долях, того что по здравому смыслу поделить нельзя.
  • Кто такие шииты рассказано очень подробно, а вот кто такие сунниты?
  • Цитата: "зачастую все мусульмане считаются однородно эталонными" - у мусульман и вправду есть эталонная однородность. Как мы видим, представители разных мусульманских религиозных течений одинаково усердно и с одинаковой убеждённость в правоте уничтожают своих оппонентов, утверждая, что те извращают религию - ваххабиты суннитов, сунниты шиитов, шииты - ваххабитов и так по кругу. Они порой дерутся между собой даже в Европе, будучи беженцами из разных регионов Ближнего Востока.
  • диктатор Башар Асад, ахах, эксперт 90 Лвл