Ласковым весенним днём 14 мая родственники, приехавшие проведать могилы предков на одно из крупнейших кладбищ города Москвы, стали свидетелями того, как две толпы молодых людей «подозрительной» национальности вступили в рукопашную схватку с применением огнестрельного оружия на тихих аллеях приюта скорби. Некоторые из зрителей стали и невольными участниками событий.
В результате то, что начиналось как унылая драка приезжих на Хованском кладбище, войдёт в историю под именем «Хованского побоища». Звучит, как сводка с места боёв: трое убитых, несколько десятков ранены, есть пострадавшие среди мирного населения…
В принципе, для человека, пережившего 90-е, в этом нет ничего особенного. Помнится, осенью 96-го на таком же московском кладбище, только Котляковском, взорвали могилу вместе с пришедшими к ней друзьями и родственниками. И какое-то время граждане вынуждены были лицезреть останки несчастных, развешенные по кустам и деревьям. Так что бывали времена и похуже, но, знаете,.. как-то отвыкли, что ли. И привыкать ну совсем не хочется. А тут, прям повеяло…
И вспомнилось, как осенью прошлого года по Подмосковью неделю разыскивали уважаемого человека, крупного бизнесмена, расстрелявшего людей прямо в здании администрации подмосковного района.
Всплыл в памяти и расстрел бывшим депутатом сельского совета автомобиля главы одного из районов в Башкирии, который, отвечая на вопросы журналиста, сказал: «Накипело! Достали они меня, больше не выдержал…»
Или случаи самосуда, который ширится и шагает по стране, и о котором профессиональные юристы уже давно говорят так: «Люди суда не хотят, решают вопрос самостоятельно. И в этом сомнительном героизме получают поддержку от чиновников…»
Согласитесь, нет-нет, да и промелькнёт мысль: а что если государство уже умерло и его бренные останки покоятся на Хованском кладбище?
Я не пытаюсь дать оценку конкретным делам (оценку, как известно, даёт суд) и не пытаюсь решать, кто прав, а кто виноват, поскольку не имею никакой иной информации, кроме той, что дают СМИ. Я просто констатирую факт, что в стране складывается ситуация, когда активные и решительные люди, а такие люди, как правило, лишены сантиментов, так вот такие люди, столкнувшись с серьёзными экономическими проблемами, начинают их решать, прибегая к частному произволу и насилию. А государство с одной стороны не может или не хочет это предотвращать, с другой – не предлагает легальных механизмов решения этих проблем.
И причина, как мне кажется, такова.
Современное демократическое государство имеет три основные функции: создание гарантированных правил игры, социальная помощь и безопасность. То есть по современным канонам государство – это функция, главный сервис на рынке услуг. Именно поэтому современное государство лишено идеологии и не должно заниматься бизнесом – функция не может поучать и не имеет права зарабатывать.
Но так было не всегда.
Ещё совсем недавно, по историческим меркам, главной заботой государства было собирание денег с населения и объяснение этому населению, отчего оно такое плохое и что ему надо сделать, чтобы стать лучше.
Да-да, я говорю о классическом сословном государстве, где правящий класс от рождения и по-закону имел неограниченные права, в отличие от всяких там… Конечно, в таком случае государство – это никакая не функция, государство – это вполне конкретные люди, и защита интересов правящего класса становится главной и единственной законной целью такого государства. У него просто нет ни оснований, ни ресурсов заниматься чем-нибудь, кроме этого.
Так вот, в связи с развернувшейся в последнее время борьбой за традиционные ценности, некоторые уже начали подозревать, что для нашей элиты (кто хочет, может смело брать в кавычки) традиционными ценностями являются не семья, работа и любовь к Родине, а право власти перераспределять доходы в свою пользу, одновременно понукая и воспитывая нас, недостойных.
Ответом на весь этот средневековый бред является дикая самоорганизация людей, которые, никого не спрашивая, начинают творить свой личный произвол. А противопоставить этому хотят не расширение и совершенствование рынка государственных услуг и не равенство всех перед законом, а тотальную идеологию. Мол, если ты патриот – терпи!
Но терпеть не будут: во-первых, не для чего, а во-вторых, хорошо терпится, когда вместе.
То же, что постоянно предлагают наши депутаты в качестве мер улучшения ситуации, как то: лишение неработающих медицинской помощи, борьба с тунеядством, усложнение разводов, проверка здоровья вступающих в брак, и прочая, и прочая, и прочая, вызывает только смех и обоснованные подозрения в профнепригодности.
А главное, всевозрастающие трудности не бьются этими методами, как автомат Калашникова не бьётся конституцией.
Напоследок замечу: революции происходят при вопиющем отсутствии справедливости, но побеждают лишь там, где государства оказываются никому не нужны. Представляете, целое государство, а оно всем без надобности. И каждый раз, перечитывая историю какой-нибудь очередной революции, я не перестаю удивляться, как в очевидной ситуации «жизнь или кошелёк» правящий класс с каким-то маниакальным упорством, снова и снова умудряется выбирать свой собственный кошелёк.
Оценили 2 человека
2 кармы