Моя Москва.1975 год. Музей фотографии на Кропоткинской набережной.

49 1038

Хорошо помню, как    узнал о музее истории фотографии. Я ехал в трамвае и, в некоторой тесноте, через плечо, стоявшего передо мной человека, прочитал небольшую заметку. Всего несколько строчек в последней колонке. Там было указано название и место  - Кропоткинская набережная, музей истории фотографии.

    В заметке не указывался номер дома, поэтому мне пришлось пройти большую часть набережной, пока не нашёл это неприметное здание, принадлежавшее НИКФИ. Но как же я был вознаграждён за своё  терпение и настойчивость. В тот момент в музее не было посетителей и его создатель и экскурсовод рассказывал  мне одному и терпеливо отвечал на мои вопросы.

Евсей Бялый. Фото из журнала ЮТ

  И чего здесь только не было! Я увидел дагеротипы 19 века, фотографические аппараты самого разного времени и конструкции, начиная от простой камеры обскуры до сложных аппаратов типа Киев, первые Лейки и Фэды. Много всего, уникальные, экспериментальные экземпляры. Нарцисс, Старт, Ленинград. Фотокор, Москва. Даже Момент. Нет, не клей, фотоаппарат, советский поляроид.

рядом с фотоаппаратами камера-обскура

 Различные приспособления для печати и съёмки. Но наибольшее впечатление произвели фотографии. Фотографии разного времени, разного жанра, разных авторов.Среди них цветные фотографии начала века. 

Прокудин-Горский
Изобретатель цветной фотографии  С.М. Прокудин-Горский.

Эти фотографии поразили своим качеством. А когда я узнал, что сделаны они были 115 лет назад, моему восхищению не было предела. Прокудин-Горский делал снимки через 3  светофильтра разного цвета, сумел настроить (сенсибилизировать) свои фотопластинки, подобрать красители при печати...  Колоссальный труд!

Там же, у Бялого, я увидел оригиналы фотографий начала Советского времени, сделанные величайшими нашими фотографами. А  фотографии знаменитого портретиста Напельбаума дополнялись авторским осветительным прибором. Для постановки света им использовался один, единственный прибор - оцинкованное ведро с сильной электрической лампой на деревянной крестообразной подставке.

Тогда я не знал, что человек, объяснявший мне, непосвящённому, некоторые тонкости искусства фотографии был сам известным фотографом и всю войну он прошёл в  редакции фронтовой газеты "На врага". 


Что он работал в «Фотографии № 1» (Улица Горького почти напротив Кремля) и в кругу его друзей были известные фотографы того времени. Это и Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Владимирович Хлебников, Александр Данилович Гринберг и другие.   

 30 июня 1941 г. был призван на действительную военную службу. Первая фраза фронтового дневника Евсея Бялого – «Совсем не страшно!» «8-го октября получаю направление в редакцию газеты «На врага».  Дни проходят, много новых впечатлений; налеты врага, варварские, рождающие самые отвратительные к нему отношения, ненависть и возмущения. 10-го октября ночь проведена в подвале. Совсем рядом разрываются, падая, бомбы. Рассвет – мы на колесах…   »

Коллекцию, он начал собирать в 1950-х гг.,   она то и станет основой музея истории фотографии. 

Для коллекции Евсею Самуиловичу дарили фотографии как фотографы, так и их наследники.

Умер Евсей Самуилович в 1979 году. 

Его дело продолжила супруга, Лия Борисовна Блюмкина. А в 1993 г. она передала всю коллекцию, Союзу фотохудожников России.

 Вот отсюда, фотограф, Светлана Пожарская, взяла эту большую фотографию для своей книги «Фотомастер». Вскоре кто-то отсканировал снимок из этой книги и выложил в сеть. Так фотография стала знаменитой и удивляет до сих пор.




Графические возможности Конта не бесконечны, это фото даже не удаётся показать полностью, со сколь нибудь удовлетворительным качеством. 

Но посмотрите.

    Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 году. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история.... Один из членов клуба работал в милиции и однажды выехал на расследование квартирной кражи. Грабителей удалось задержать по горячим следам, и благодарная хозяйка подарила следователю-фотолюбителю снимок, который он случайно обнаружил в квартире. Он принес фотографию в клуб на Калининский вагонный завод, где ее наклеили на фанеру толщиной 7 мм и покрыли лаком.

Снимок размером 110х60 см оформлен в паспарту и заключен в раму.  Всё говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу. (Откуда брались сами стеклянные негативы? Возможно, что фотограф и их  изготовил сам.)

К сожалению автор данного снимка остаётся неизвестным.

Тем не менее, данное фото настоящее и его возраст подтверждён. На фото более 1000 человек . Более 1000 жизней, которые имели свои судьбы, и дети, внуки, правнуки которых живут в наше время. Поэтому, возможно вы сможете узнать кого-то из своих родственников. На фото видны все мелкие детали. Во взглядах солдат можно рассмотреть дух того времени. Потрясающий снимок, который не оставляет равнодушным никого. Настоятельно рекомендую просмотреть материал по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?...

                    
Это только небольшой фрагмент, который свидетельствует о необычайном качестве снимка.Сходите по ссылке выше этого фрагмента, не  пожалеете!

...Перед нами русский полк. Все солдаты и офицеры как на ладони. Снимок полка не оставил равнодушными многих фотолюбителей, сравнивших изображение, на котором отлично видно лицо каждого, не побоюсь этого слова, героя, с возможностями своих фотокамер. Фотограф, снявший это – великий профессионал. 1903 год! На снимке уместился в полном составе лейб-гвардии Кексгольмский полк! Негатив – 110х60 см – нормальный размер!

***********

В тот день я впервые увидел удивительные творения начала века. Это были не фотографии,  просто картины.  Впервые услышал такие термины: Бромойль, Аристотипия, Коллодион, Фотохром....

В.Улитин  "Ночь на море"     ("night at sea")                          бромойль
Н, Свищёв-Паола  "Блондинка"     Бромойль с переносом.
В.И.Ленин. 1922    Напельбаум
В.И.Ленин.  Напельбаум
Владимир Ричиотти, В. И. Эрлих (вверху); Иван Приблудный, С. А. Есенин, Г. Б. Шмерельсон, С. А. Полоцкий (внизу). Напельбаум    1924
И.В.Сталин. 1930-е       Напельбаум
Пётр Капица .           Напельбаум.

Особое место в экспозиции занимали фотографии военного времени. Множество работ разных авторов. Среди них Г.А. Зельма, М.Альперт, И.А.Озерский, И.Шагин, Д.Н. Бальтерманц и другие.

Боец Сталинградского фронта пишет письмо домой. Г.А.Зельма


Солдаты празднуют победу в Сталинградской битве. Г.А.Зельма













Советские бойцы ведут огонь из окон разрушенного здания в районе завода «Красный Октябрь» в Сталинграде. Г.А.Зельма




солдат доставляет обед на передовую   Г.А.Зельма





Иван-Шагин.-Женщины-на-производстве-120-мм-минометных-мин-на-советском-оборонном-заводе.-1942-г

Основой мастерства Ивана Шагина стал не только талант, но еще и колоссальная работоспособность. Для съемки он использовал камеру с мехами – тяжелое и габаритное устройство. Сложно представить, какой силой воли и отвагой нужно было обладать, чтобы под обстрелом тащить такой груз на себе, еще и выбирая при этом ракурс для удачного кадра. http://bf-gallery.ru/ivanshagi...

Иван Шагин. Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года М-30 на огневой позиции в районе Берлина. 22.04.1945 г..
Иван-Шагин.-Советские-солдаты-в-бою-Политрук-продолжает-бой.-1944-г












Макс Альперт.

 Один из плеяды военных фотокорреспондентов.

«На передовой» («Артиллерийский расчет»)   М.Альперт


Макс Альперт. «Комбат», 1942. На снимке изображен младший политрук Еременко Алексей Гордеевич.









М.Альперт Советские пехотинцы ведут оборонительный бой в предгорьях Кавказа.jpg










М.Альперт  Советские разведчики преодолевают водную преграду. Краснодарский край..jpg

М.Альперт«По дорогам войны», Великая Отечественная война, Беженцы, 1943.jpg
М.Альперт   Солдаты Белорусского фронта отдыхают после боя во время Великой Отечественной войны. Белоруссия, 1 апреля 1944 г..jpg

М.Альперт   Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. На снимке сводный полк Второго Белорусского фронта на параде.jpg

Израиль Абрамович Озерский в годы Великой Отечественной войны был корреспондентом фотохроники ТАСС. Фотографировал на Северо-Кавказском, Крымском, Северо-Западном, 2-м Украинском фронтах. Снимок «Солдатский труд» вошел в классику советского военного фоторепортажа.

Жертв блокады больше, чем считалось ранее.

Солдатский труд.    И. Озерский   

 По поводу последней фотографии я скопировал в интернете  статью  А.Соловьёва. Можно просмотреть здесь.   https://cont.ws/@valgul55/2404...

Запомнились фотографии Д.Н.Бальтерманца.

Ближний бой, 1942 год.


Керчь. Январь, 1942 г


Штрафной батальон, 1943 г.
Форсирование Одера. Декабрь, 1944 г.


Техника, брошенная фашистами, 1944 г.


Колонна немецких военнопленных проходит по Москве. 17 июля, 1944 г
Рытье противотанковых рвов под Москвой. Октябрь,1941 г.





После войны работы Д. Бальтерманца можно было увидеть, например, в "Огоньке". Сейчас они многое нам могут рассказать о послевоенной жизни нашего государства.


1945. Футбольный матч


1947. Красная площадь. Москва
1948. Выступление академика Тимофея Лысенко на сессии ВАСХНИЛ.


1949. С добрым утром

1950. Авиамоделисты

  
1950. Глобус -Кружок юных географов



Объявление о смерти Иосифа Сталина.jpg


1960. Красная площадь -Выпускной

                           1953. На крыше гостиницы Украина

«Прорубают» проспект Калинина «Прорубают» проспект Калинина


1961. Юрий Гагарин с женой и дочерью

Моя память совсем не идеальна. Времени прошло с той поры 47 лет.     Я не знаю, что сейчас стало с коллекцией Е.Бялого. Многие детали забываются. Но чувство восхищения и радости  от общения с этим  душевным, простым человеком останется навсегда. 

Я всю жизнь буду благодарен судьбе и Е.Бялому за прикосновение к чудесному искусству фотографии.


А ситуация с просьбой Абхазии к грузинам поставить им электричество еще смешнее, чем кажется

Абхазская сторона на днях обратилась к Грузии с просьбой поставить им электроэнергию. А они все вернут, но летом.Учитывая напряженные отношения между грузинами и абхазами ситуация выгля...

Прирождённый политик и нет ему равных
  • pretty
  • Вчера 12:21
  • В топе

Люсинэ  АветянКто о чем, а я всё про журнашлюшек западных...Вчера их квалифицирующие качества и коммуникативные возможности в очередной раз были продемонстрированы всему миру...Особенно бледно и ...

«Россия выплачивает Абхазии компенсацию и закрываем вопрос»: в республике нашли выход из кризиса

В Абхазии нашли решение кризиса с Россией. Надо просто, чтобы наша страна выплатила местным жителям компенсацию за свою имперскую геополитику в регионе, тогда, нас так и быть, простят.Н...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :heart_eyes_cat: :thumbsup:
  • Отлично.
  • В то, описываемое здесь время, профессия фотографа была сродни профессии художника, иными словами, изготовление фотографий, - это был творческий процесс, - искусство, - именно это и было источником фотошедевров. Сейчас искусство оцифровали, убив творчество, - это и позволило ныне появиться на свет страшной Аленушке, ядовито зеленому Фиделю и падающему ничком, в совершенно не естественной позе, Есенину
  • Кстати, Г. Зельма - один из фотокорреспондентов, работавших с К.Симоновым. О взаимоотношениях фото и просто корреспондентов можно узнать из его книги "Мы не увидимся с тобой." Это не главная линия повествования, но и она интересна.