Хорошо помню, как узнал о музее истории фотографии. Я ехал в трамвае и, в некоторой тесноте, через плечо, стоявшего передо мной человека, прочитал небольшую заметку. Всего несколько строчек в последней колонке. Там было указано название и место - Кропоткинская набережная, музей истории фотографии.
В заметке не указывался номер дома, поэтому мне пришлось пройти большую часть набережной, пока не нашёл это неприметное здание, принадлежавшее НИКФИ. Но как же я был вознаграждён за своё терпение и настойчивость. В тот момент в музее не было посетителей и его создатель и экскурсовод рассказывал мне одному и терпеливо отвечал на мои вопросы.
И чего здесь только не было! Я увидел дагеротипы 19 века, фотографические аппараты самого разного времени и конструкции, начиная от простой камеры обскуры до сложных аппаратов типа Киев, первые Лейки и Фэды. Много всего, уникальные, экспериментальные экземпляры. Нарцисс, Старт, Ленинград. Фотокор, Москва. Даже Момент. Нет, не клей, фотоаппарат, советский поляроид.
Различные приспособления для печати и съёмки. Но наибольшее впечатление произвели фотографии. Фотографии разного времени, разного жанра, разных авторов.Среди них цветные фотографии начала века.
Эти фотографии поразили своим качеством. А когда я узнал, что сделаны они были 115 лет назад, моему восхищению не было предела. Прокудин-Горский делал снимки через 3 светофильтра разного цвета, сумел настроить (сенсибилизировать) свои фотопластинки, подобрать красители при печати... Колоссальный труд!
Там же, у Бялого, я увидел оригиналы фотографий начала Советского времени, сделанные величайшими нашими фотографами. А фотографии знаменитого портретиста Напельбаума дополнялись авторским осветительным прибором. Для постановки света им использовался один, единственный прибор - оцинкованное ведро с сильной электрической лампой на деревянной крестообразной подставке.
Тогда я не знал, что человек, объяснявший мне, непосвящённому, некоторые тонкости искусства фотографии был сам известным фотографом и всю войну он прошёл в редакции фронтовой газеты "На врага".
Что он работал в «Фотографии № 1» (Улица Горького почти напротив Кремля) и в кругу его друзей были известные фотографы того времени. Это и Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Владимирович Хлебников, Александр Данилович Гринберг и другие.
30 июня 1941 г. был призван на действительную военную службу. Первая фраза фронтового дневника Евсея Бялого – «Совсем не страшно!» «8-го октября получаю направление в редакцию газеты «На врага». Дни проходят, много новых впечатлений; налеты врага, варварские, рождающие самые отвратительные к нему отношения, ненависть и возмущения. 10-го октября ночь проведена в подвале. Совсем рядом разрываются, падая, бомбы. Рассвет – мы на колесах… »
Коллекцию, он начал собирать в 1950-х гг., она то и станет основой музея истории фотографии.
Для коллекции Евсею Самуиловичу дарили фотографии как фотографы, так и их наследники.
Умер Евсей Самуилович в 1979 году.
Его дело продолжила супруга, Лия Борисовна Блюмкина. А в 1993 г. она передала всю коллекцию, Союзу фотохудожников России.
Вот отсюда, фотограф, Светлана Пожарская, взяла эту большую фотографию для своей книги «Фотомастер». Вскоре кто-то отсканировал снимок из этой книги и выложил в сеть. Так фотография стала знаменитой и удивляет до сих пор.
Графические возможности Конта не бесконечны, это фото даже не удаётся показать полностью, со сколь нибудь удовлетворительным качеством.
Но посмотрите.
Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 году. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история.... Один из членов клуба работал в милиции и однажды выехал на расследование квартирной кражи. Грабителей удалось задержать по горячим следам, и благодарная хозяйка подарила следователю-фотолюбителю снимок, который он случайно обнаружил в квартире. Он принес фотографию в клуб на Калининский вагонный завод, где ее наклеили на фанеру толщиной 7 мм и покрыли лаком.
Снимок размером 110х60 см оформлен в паспарту и заключен в раму. Всё говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу. (Откуда брались сами стеклянные негативы? Возможно, что фотограф и их изготовил сам.)
К сожалению автор данного снимка остаётся неизвестным.
Тем не менее, данное фото настоящее и его возраст подтверждён. На фото более 1000 человек . Более 1000 жизней, которые имели свои судьбы, и дети, внуки, правнуки которых живут в наше время. Поэтому, возможно вы сможете узнать кого-то из своих родственников. На фото видны все мелкие детали. Во взглядах солдат можно рассмотреть дух того времени. Потрясающий снимок, который не оставляет равнодушным никого. Настоятельно рекомендую просмотреть материал по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?...
...Перед нами русский полк. Все солдаты и офицеры как на ладони. Снимок полка не оставил равнодушными многих фотолюбителей, сравнивших изображение, на котором отлично видно лицо каждого, не побоюсь этого слова, героя, с возможностями своих фотокамер. Фотограф, снявший это – великий профессионал. 1903 год! На снимке уместился в полном составе лейб-гвардии Кексгольмский полк! Негатив – 110х60 см – нормальный размер!
***********
В тот день я впервые увидел удивительные творения начала века. Это были не фотографии, просто картины. Впервые услышал такие термины: Бромойль, Аристотипия, Коллодион, Фотохром....
Особое место в экспозиции занимали фотографии военного времени. Множество работ разных авторов. Среди них Г.А. Зельма, М.Альперт, И.А.Озерский, И.Шагин, Д.Н. Бальтерманц и другие.
Основой мастерства Ивана Шагина стал не только талант, но еще и колоссальная работоспособность. Для съемки он использовал камеру с мехами – тяжелое и габаритное устройство. Сложно представить, какой силой воли и отвагой нужно было обладать, чтобы под обстрелом тащить такой груз на себе, еще и выбирая при этом ракурс для удачного кадра. http://bf-gallery.ru/ivanshagi...
Макс Альперт.
Один из плеяды военных фотокорреспондентов.
Израиль Абрамович Озерский в годы Великой Отечественной войны был корреспондентом фотохроники ТАСС. Фотографировал на Северо-Кавказском, Крымском, Северо-Западном, 2-м Украинском фронтах. Снимок «Солдатский труд» вошел в классику советского военного фоторепортажа.
Жертв блокады больше, чем считалось ранее.
По поводу последней фотографии я скопировал в интернете статью А.Соловьёва. Можно просмотреть здесь. https://cont.ws/@valgul55/2404...
Запомнились фотографии Д.Н.Бальтерманца.
После войны работы Д. Бальтерманца можно было увидеть, например, в "Огоньке". Сейчас они многое нам могут рассказать о послевоенной жизни нашего государства.
1953. На крыше гостиницы Украина
Моя память совсем не идеальна. Времени прошло с той поры 47 лет. Я не знаю, что сейчас стало с коллекцией Е.Бялого. Многие детали забываются. Но чувство восхищения и радости от общения с этим душевным, простым человеком останется навсегда.
Я всю жизнь буду благодарен судьбе и Е.Бялому за прикосновение к чудесному искусству фотографии.
Оценил 41 человек
95 кармы