• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Сага о потребителях информации. Часть I

5 2309

Наверняка вы будете шокированы известием о том, что в большинстве своём нет абсолютно никакой разницы между познавательным и развлекательным контентом.

Нет разницы между теми, кто прётся от деградационного юморно́го видео и теми, кто «делает мир лучше», критикуя и разоблачая первых. И «Научи хорошему» с «Познавательным ТВ», и моргенштерны с элджеями делают одну и ту же работу. И во многом причина в том, что сами потребители их контента решительно ничем друг от друга не отличаются. Обе категории потребителей страдают одной и той же проблемой, только проживают её в разной форме, но с одинаковым содержанием.

Вы готовы насладиться этим разоблачением века? Да-да, и этот текстовый сериал также носит исключительно развлекательный характер, у меня нет иллюзий относительно того, что он кого-либо чему-либо научит. Большинство просто съедят текст, усладятся осознанием своей причастности к высоким и содержательным сферам бытия, а затем пойдут листать дальше, насыщая ментальное чрево другими интеллектуальными иллюзиями о самом себе и этом мире.

Данный текстовый сериал не преследует своей целью кого-то обидеть или оскорбить. Я просто решил выразить своё искренне мнение о так называемых «потребителях информации», которые составляют основную целевую аудиторию для авторов познавательного контента. Делается это для того, чтобы... хотел по привычке написать: «Чтобы помочь людям увидеть свою проблему, осознать её и задуматься», но нет, больше я таких целей не ставлю. Почти никому из потребителей не нужна помощь в развитии и у них нет целей как-то расти и развиваться. Я написал это чтобы поржать над ними и вместе с ними.

Начнём!

Сегодня слово «потребитель» часто используется в негативном свете, чтобы подчеркнуть склонность человека к паразитарному образу жизни. Думаю, читатель не нуждается в каких-то специальных пояснениях относительно порочности потребительской логики и потребительского отношения к жизни в целом. Поэтому перейду сразу к делу. Слово «потребитель» может также использоваться для выражения отношения человека к полезной и познавательной информации интеллектуального характера, которая призвана менять людей и мир вокруг них. Именно об этом и пойдёт речь.

Я довольно давно занимаюсь мировоззренческими вопросами и много времени уделяю поиску способов объяснения ответов на жизненные вопросы разных людей, с которыми общаюсь. В нашем обществе такую работу принято называть словом «просветительская», однако я теперь не люблю громких и пафосных слов в свой адрес, в том числе и потому, что их зачастую наделяют самым разным смыслом. Называйте это просто «разговоры о жизни» или «обмен опытом».

Так вот, я заметил одну особенность: большинство (но не все) из моих собеседников общаются со мной не потому, что они действительно стремятся изменить себя в лучшую сторону, а потому, что им нравится потреблять информацию, которую я оглашаю. Они выхватывают то, что укладывается в их представления, получают удовольствие от того, что отражение неких умных мыслей они отыскали в себе (это же приятно, причислять себя к умным) — и проходили дальше, когда насыщались подобными мыслями, уходили в поисках другого источника ещё не испробованной на вкус информации, чего-нибудь «новенького».

Это напоминает чтение популярной развлекательной литературы, просмотр развлекательных каналов и прочего интересного для большинства людей контента, не предполагающего его использования в дальнейшей жизни, а лишь помогающего просто приятно провести время. Мотивы, которые движут такими моими собеседниками, и мотивы, которые движут любителями развлекательных сериалов по СТС, абсолютно одинаковы.

И, к сожалению, это не шутка. Хотя… почему к сожалению? Много лет назад, когда я открыл для себя эту проблему, я и правда сожалел о таком положении дел, а сейчас понял, что так и должно быть. Это даже хорошо, что всё устроено именно таким образом. В конце этого цикла я изложу своё мнение и на этот счёт. А сейчас — о сути проблемы как её вижу лично я, с позиции именно своего «просветительского» творчества.

Итак, читатель не ослышался: большинством людей, которые любят хорошие полезные группы вроде «Научи хорошему 2.0», «Возрождение нравственности», «Общее дело» (тысячи их) и большинством из тех, кого критикуют в этих группах движут одни и те же потребительские мотивы — и те, и другие просто потребляют информацию, потому что им это нравится. Одним нравится курить, бухать и ржать, а другим — чувствовать себя не такими как первые. Первые упарываются деградационным контентом, а вторые — критикой первых, что также является аналогичной формой деградации и способом приятной прокрастинации. Первые ощущают единство своей тусовки и проживают действительно важные для них эмоции, отвлекающие от неприятной бытовой / учебной / взрослой сферы, а вторые точно также находят ощущение причастности к чему-то более важному, высокому, более значимому, чем их серая, унылая и никчёмная «взрослая» и «осознанная» жизнь. Им нравится думать, что они «меняют» что-то в этом мире одним только чтением познавательных ресурсов, одним только формальным статусом причастности к этим коллективам таких же потребителей, не делая при этом и малую часть того, что им следовало бы делать.

Я выразил своё мнение, и читатель может со мной не соглашаться, если ему так хочется, но за меня красноречиво говорит реальная практика. За полтора десятилетия я принял участие или наблюдал за десятками сообществ, которые так или иначе выступали за совершенствование мира.

Каждый коллектив действовал в своей нише: от научной до эзотерической, я не буду перечислять всё, в чём участвовал на своём пути. Скажу только один вывод: ни один из них не смог решить ни одной практически-полезной задачи, от которой был бы реальный смысл. Причины этих неудач заложены в самих концепциях, на которые опирались такие сообщества и в самой парадигме нашей цивилизации, и я буду раскрывать их смысл в другой серии статей под названием «Клубы неудачников», она появится здесь позже. Сейчас мне важно другое: периферия этих сообществ, то есть поклонники, наблюдатели, сочувствующие и воздыхающие по поводу деятельности любимого «клуба».

Если дочитаете серию этих статей до конца, то, думаю, вам будут ясны предпосылки моих неутешительных заключений: почти вся эта периферия — тусовка деградирующих обывателей, ничем абсолютно не отличающаяся от тех, кого они осуждают, критикуют и обсуждают в своих любимых пабликах, на кухне, на скамейках у подъезда и в «чатах единомышленников». Они не отличаются от тех, о ком иногда пишут статьи и которых пытаются воспитывать «своим примером». Ничего не получается, потому что и не должно получаться! Нет такой задачи, цели, нет даже желания действительно что-то изменить.

Начнём мы, пожалуй, с классификации потребительского сообщества. За полтора десятилетия я пропустил через свою жизнь тысячи потребителей познавательного контента и увидел, что логика их поведения практически одинакова, а некоторые характерные отличия позволяют разбить всех потребителей на небольшое число групп, представленных ниже.

Поскольку многие читатели часто обижаются на авторов подобных текстов, считая, что таким способом писатель самоутверждается на фоне остальных и считает себя выше других, сразу признаюсь, что у меня тоже имеются описанные недостатки из каждой группы. Так что не нужно писать в комментариях упрёки типа: «Автор забыл отнести себя к такой-то группе». Не забыл, потому что многие вещи здесь списаны как раз с меня, но в разные годы. Я прошёл почти через все эти группы (кроме одной), многие по нескольку раз и вероятнее всего, что путешествие это ещё даже не закончилось. Ну, поехали :)

Обыватель

Это самый распространённый вид потребителя информации — человек, обладающий обыденным сознанием. Такие люди не дают о себе никакой обратной связи кроме быть может анонимных «лайков» и «дизлайков», а также в минуты особого экстаза от съеденного текста могут написать в комментариях «Спасибо!» или что-то вроде того. Эти люди не делают ничего из того, что им следовало бы после поглощения контента. Их главная цель — получать удовольствие от чтения приятного для них материала и ощущения своей исключительности и причастности к чему-то полезному. Обывателям важно знать, что мир меняет кто-то другой, что самим можно расслабиться и наблюдать за борьбой светлых и тёмных сил. «О! МВД покрывает деятельность какого-нибудь деградирующего и матерящегося на сцене рэпера!» — Годнота! «На ТНТ в сериал для детей вставили порнуху», — вот это да! Очень интересно чем же завершится обращение группы «Научи Хорошему» в администрацию президента! — Подписываюсь, чтобы наблюдать.

В некоторых ситуациях обыватель может поделиться ссылкой, правда в большинстве случаев вреда от этого гораздо больше, чем пользы, потому что как только происходит нестандартное из ряда вон выходящее событие, они тут же тиражируют его на всю страну своими репостами и подогревают тему массовым обсуждением / осуждением каких-нибудь негодяев, которые на самом деле только этого и ждут. Популярность и последующая из неё выгода разных беспредельщиков основана именно на этом свойстве обывателя: желании смаковать некую ситуацию с себе подобными, осуждать кого-нибудь или оказаться хотя бы косвенно причастным к известности людей путём распространения информации о них. В их кругу считается, что если дал интересную ссылку, то сам становишься интересным… на какое-то время.

Основная позиция обывателя такова: «моя хата с краю, ничего не знаю», «я человек маленький, от меня ничего не зависит» и «политика — грязное дело». Данный набор защитных тезисов позволяет им комфортно потреблять годный контент и оставаться никому и ничего не должными. Эти же тезисы позволяют откреститься от любых предложений заняться чем-то серьёзным, но они сопровождаются дополнением о нехватке времени, об усталости, о недостатке финансов и т. д. Однако, когда речь заходит о собственных удовольствиях, все это у обывателя тут же появляется.

Неудачник

Когда обыватель вырастает из пассивного диванного потребителя, он хочет и сам сделать что-то, на что будут пялиться другие обыватели и за что будут ставить ему «лайки». В результате некоторых усилий, выполненных по принципу «и так сойдёт», на свет рождается уже сразу мёртвый проект. Неудачник уверен, что его потуги должны обязательно оценить такие же как он, уже полностью прозревшие люди, обладающие (в отличие от обывателей) целостным представлением о мире, основанном на огромном количестве потреблённого контента, распространяемого обывателями в силу его развлекательного характера.

Имея ум, заточенный на развлекательное содержание, неудачник создает этакого клоуна-франкенштейна, единственно-правильную концепцию, призванную исправить таких, каким был он и наставить их на путь истинный. Трое его читателей будут поддерживать клоунаду одобрительными высказываниями типа «Давай, давай, ты в отличие от других хотя бы пытаешься, а эти только пялятся в ящик…», а сам неудачник будет шататься из одной популярной группы в другую, из одного форума в другой, рекламируя свои старания.

Разумеется, будучи везде посланным по известному адресу, неудачник только усилит натиск на быдло, заполонившее интернет и не умеющее ничего кроме как ржать и смотреть порнуху. Поток критики и осуждения в его статьях усилится, а уровень показной праведности перейдёт мыслимые диапазоны.

Из к/ф «Брюс Всемогущий», 2003

Возможно, у него появится очередная классификация людей по степени близости к тому окончательному пониманию природы вещей, которой достиг сам неудачник. Затем после сочинения какой-нибудь удивительной истории своего прозрения и тайного посвящения в голубые монахи ордена секретного хренсгорыкинского монастыря, клоун-франкенштейн всё же сможет проскочить в широкий эфир и повеселить публику, а подчас даже и собрать некоторое количество одобрительных оценок, типа: «Надо же, вот человек молодец, не то что быдло всякое… А вы знаете, что вышла очередная шарада от The Economist? Нам нужно первыми показать всем, что мы в теме и разгадали скрытый смысл послания. Там есть надпись 15.03 в сером квадратике, так вот, знающие люди из инсайдеров подсказали мне, что это дата! Однозначно что-то будет, нужно всех предупредить, а то ведь они ещё не в курсе и могут не догадаться. Напишите об этом у себя в блоге, да не забудьте указать и моё авторство!».

Увидев этот комментарий, наш неудачник понимает, что отыскал единомышленника и предлагает ему вступить в своё ещё непопулярное движение с целью нести истину вместе. В качестве подтверждения искренности своего предложения он разгадывает ещё один, как ему кажется, тайный ребус, и делится этим знанием со своим новым другом. И вот, теперь у нас уже два неудачника, которые через некоторое время всё равно что-нибудь не поделят, произойдёт раскол «священного ордена», в результате чего появятся его истинные приверженцы и деградировавшие еретики-отступники.

Впрочем, значительная часть неудачников не достигают такого уровня известности и наглости, а потому не продвигаются дальше собственного блога или малочисленной группы, состоящей из оффлайн-друзей и бывших (а чаще даже нынешних) одноклассников. Скудные записи или иные публикации лайкаются только из вежливости. А потом всё просто затихает. Неудачник понимает, что от него действительно ничего не зависит, что выполненная его собственными руками плюшевая свинья-игрушка никому неинтересна даже если её украсить бисером (это же слишком сложный для плебса скрытый смысл, как думает неудачник), что свежая для него фото-шутка потеряла актуальность много лет назад, а потому нафиг всё это. Ресурс закрывается, а неудачник превращается снова в обывателя.

Посмертное «Мир несправедлив, я приложил все усилия, но бла-бла-бла, а потому блог закрывается, так как человечество не достойно моих знаний» навечно остаётся невидимым укором в преданных крестообразных глазах дохлой аватарки вконтактике. Но может быть хоть кто-то увидит это «самоубийство» и выразит сочувствие? Может быть кто-нибудь пожалеет? Нет, почта молчит, телефон ты выключил чтобы не мешали страдать. Всем пофиг, поверь, лучше включи телефон и позвони своей бывшей, в этом бесполезном акте больше смысла, чем во всей твоей деятельности.

Впрочем, бывает и другой финал: вместо умерщвления и без того дохлого франкенштейна проект переходит в фазу медленного страдания. Он страдает из года в год о неразумности обывателей и ждёт, когда кто-нибудь это оценит и присоединится к этим страданиям.

Продолжение следует.

Статьи в русле социальной философии

    Не успели финнов принять в НАТО, как они поняли что во что-то не то вступили

    Только недавно Финляндию приняли в НАТО, но уже рядовые граждане горько пожалели. А ведь в начале этого года их страну объявили самой счастливой страной мира. Эксперты ООН официально пре...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Социальное Лесничество 18 октября 2021 г. 21:21

      Сага о потребителях информации. Часть II

      Продолжаем классификацию потребителей познавательного контента, начатую в прошлой статье. ПаникёрПаникёры, или «всёпропальщики» — это нечто среднее между обывателями и неудачниками, но ближе к обывателям: в отличие от обывателей они совершают активные действия, но в отличие от неудачников, которые пытаются сделать мир лучше, паникёры только лишь обнажают...
      719
      Социальное Лесничество 5 октября 2021 г. 19:36

      Когда атеист просит определить Бога

      В дискуссии с атеистами я как-то нарвался на закономерный для них вопрос: «Ну дай тогда определение Бога, чтобы мы понимали, что говорим об одном и том же».Такая просьба — классический материалистический бред в духе научного поверхностного мышления. Дело в том, что многие люди, считающие себя приверженцами науки, и тем более атеисты обладают очень слабыми знаниями ист...
      691
      Социальное Лесничество 27 сентября 2021 г. 22:05

      О сложности понимания

      Слова «понять» или «понял(а)» нужно использовать очень аккуратно, так как применительно к разным категориям окружающих явлений оно означает совершенно разные вещи. Перечислю три разных категории. Допускаю, что в действительности их больше, особенно если учесть, что саму классификацию можно выполнить иначе.Есть вещи, которые может понять, в принципе, каждый нормальный ...
      629
      Социальное Лесничество 20 сентября 2021 г. 21:40

      «Зашибись вообще теперь!..»

      Подобный возглас негодования, коим озаглавлена статья, мне приходится слышать очень часто, причём характерными особенностями человека, произносящего эту или похожую фразу, являются разгильдяйство и безответственность: иногда только в момент её произнесения, но зачастую вообще по жизни. Как обычно, я должен здесь произнести спасительную фразу о том, что есть исключения...
      1206
      Социальное Лесничество 13 сентября 2021 г. 21:35

      О «волшебной кнопке»

      Нажми на кнопку — получишь результат,И твоя мечта осуществится.Нажми на кнопку, но что же ты не рад? –Тебе больше не к чему стремиться.(Из песни «Нажми на кнопку» группы «Технология»)Поиск «волшебной кнопки» — одно из любимых занятий современной молодёжи. Под волшебной кнопкой я понимаю некое решение какой-либо проблемы, которое не требует никаких внутренних усилий по...
      1211
      Социальное Лесничество 7 сентября 2021 г. 19:38

      О самоблокировках при самоубеждении

      Здесь я хотел бы очень кратко поделиться важным наблюдением, которое позже ляжет в основу более серьёзного исследования. Таким образом, эта заметка нужна скорее для задела на будущее. Речь пойдёт о самоблокировках мышления через самоубеждённость в обладании определённым свойством или качеством психики. Приведу сначала 3 наиболее ярких для меня лично прим...
      1610
      Социальное Лесничество 29 августа 2021 г. 16:27

      В чём причина?

      Допустим, человек заболел. В чём причина болезни? «Знамо дело, — скажет врач, глядя на результаты анализов, — причиной является инфекция». Но так ли это? «Я же говорила, — скажет мама, — надо было шарф надеть»… Значит причина, по которой инфекция смогла пробить иммунитет, заключается в его ослаблении из-за чрезмерного охлаждения организма? Но так ли это? Вот Васька-од...
      2873
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика