О русском национализме

25 1037
Картина В. М. Васнецова Встреча князя Олега с волхвом 1899

О русском национализме

Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим ее как национальное государство, ограждающее и обслуживающее русскую национальную культуру. После длительного революционного перерыва, после мучительного коммунистически интернационального провала — Россия вернется к свободному самоутверждению и самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его к своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического расцвета.

Тридцать лет терпит русский народ унижения, и, кажется, нет им конца и края. Тридцать лет попирают темные и преступные люди его очаги и алтари, запрещают ему молиться, избивают его лучших людей — самых верующих, самых стойких, самых храбрых и национально преданных, — подавляют его свободу, искажают его духовный лик, проматывают его достояние, разоряют его хозяйство, разлагают его государство, отучают его от свободного труда и свободного вдохновения…

Тридцать лет обходятся с ним так, как если бы он был лишен национального достоинства, национального духа и национального инстинкта. Эти годы насилия и стыда не пройдут даром: нельзя народному организму «запретить здоровье», — он прорвется к нему любой ценой; нельзя погасить в народе чувство собственного духовного достоинства, — эти попытки только пробудят его к новому осознанию и новой силе.

То, что переживает сейчас русский народ, — есть строгий и долгий ученический искус, живая школа душевного очищения, смирения и трезвения. Первое пробуждение, может быть, будет страстным, неумеренным и даже ожесточенным; но дальнейшее принесет нам новый русский национализм с его истинной силой и в его истинной мере. Этот национализм мы и должны ныне выговорить и оформить.

В противоположность всякому интернационализму, — как сентиментальному, так и свирепому; — в противовес всякой денационализации, бытовой и политической — мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу.

Мы приветствуем его возрождение. Мы радуемся его духовности и его своеобразию. И мы считаем драгоценным, чтобы русские люди не связывали себя никакими интернационалистическими «симпатиями» или «обязательствами».

Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит — и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить, беречь его, жить в нем и творить из него: оно дано нам было искони, в зачатке, а раскрытие его было задано нам на протяжении всей нашей истории. Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение, отречься от которого мы не имеем ни права, ни желания. Ибо всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий и по-своему славит Господа.

Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует… Он по-своему возносится духом и кается. По-своему организуется.

У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом, у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт.

Так обстоит от природы и от истории. Так обстоит в инстинкте и в духе. Так нам всем дано от Бога. И это хорошо. Это прекрасно.

Различны травы и цветы в поле. Различны деревья и облака. Богат и прекрасен сад Божий; обилен формами, блещет красками и видами, сияет и радует многообразием…

Все хочет петь и славить Бога:
Заря, и ландыш, и ковыль,
И лес, и поле, и дорога,
И ветром зыблемая пыль.

Федор Сологуб

И в этом все вещи, и все люди, и все народы — правы. И каждому народу подобает — и быть, и красоваться, и Бога славить по-своему. И в самом этом многообразии и многогласии уже поет и возносится хвала Творцу; и надо быть духовно слепым и глухим, чтобы не постигать этого.

Вот почему мысль погасить это многообразие хвалений, упразднить это богатство исторического сада Божия, свести все к мертвому подобию и однообразию, к равенству песка, к безразличию после уже просиявшего в мире различия может родиться только в духовно мертвой, больной душе.

Эта плоская и пошлая химера, эта всеразрушительная, противокультурная и безбожная затея есть порождение рассудочной души, злой и завистливой, — все равно, стремится ли эта химера воинственно подмять все народы под один народ (химера германского национал-социализма) или растворить все национальные культуры в бесцветности и безвидности всесмешения (химера советского коммунизма). Во всяком случае, эта уродливая химера, в которой крайний национализм сходится с крайним интернационализмом, — нерусского происхождения, как, впрочем, и весь нигилизм, и нехристианского происхождения, как, впрочем, и весь эгалитаризм.

Христианство принесло миру идею личной, бессмертной души, самостоятельной по своему дару, по своей ответственности и по своему призванию, особливой в своих грехах и подвигах и самодеятельной в созерцании, любви и молитве, — т. е. идею метафизического своеобразия человека. И поэтому идея метафизического своеобразия народа есть лишь верное и последовательное развитие христианского понимания; Христос один во вселенной. Он не для иудеев только и не для эллинов только, а благовестие Его идет и к эллинам и к иудеям; но это означает, что признаны и призваны все народы, каждый на своем месте, со своим языком и со своими дарами (срв. Деян. 2. 1-42, I. Кор, 1-31).

Преподобный Серафим Саровский высказал однажды воззрение, что Бог печется о каждом человеке так, как если бы он был у Него единственным. Это сказано о личном человеке. Что же надлежит думать об индивидуальном народе, — что он Богом осужден, отвергнут и обречен? Каждую лилию Господь одевает в особливые и прекрасные ризы, каждую птицу небесную питает и кормит и волосы, падающие с головы человека, сосчитывает, а своеобразие народной жизни, от Него данное и заданное, творческую хвалу живой нации, к Нему восходящую, — отвергает?!..

Всей своей историей, всей культурой, всем трудом и пением своим каждый народ служит Богу, как умеет; и те народы, которые служат Ему творчески и вдохновенно, становятся великими и духовно ведущими народами в истории.

И вот, национализм есть уверенное и сильное чувство, что мой народ тоже получил дары Духа Святого, что он приял их своим и инстинктивным чувствилищем и творчески претворил их по-своему, что сила его обильна и призвана к дальнейшим творческим свершениям и что поэтому народу моему подобает культурное «самостояние» как «залог величия» (Пушкин) и как независимость государственного бытия.

Поэтому национализм проявляется прежде всего в инстинкте национального самосохранения, и этот инстинкт есть состояние верное и оправданное. Не следует стыдиться его, гасить или глушить его; надо осмысливать его перед лицом Божиим, духовно обосновывать и облагораживать его проявления. Этот инстинкт должен не дремать в душе народа, но бодрствовать. Он живет совсем не «по ту сторону добра и зла», напротив, он подчинен законам добра и духа. Он должен иметь свои проявления в любви, жертвенности, храбрости и мудрости; он должен иметь свои празднества, свои радости, свои печали и свои моления. Из него должно родиться национальное единение, во всей его инстинктивной «пчелиности» и «муравьиности». Он должен гореть в национальной культуре и в творчестве национального гения.

* * *

Что такое есть национализм?

Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.

Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его Благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары, но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то как «народную гордость» и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории, и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство.

Национализм испытывает, исповедует и отстаивает жизнь своего народа как драгоценную духовную самосиянность. Он принимает дары и создания своего народа как свою собственную духовную почву, как отправной пункт своего собственного творчества. И он прав в этом. Ибо творческий акт не изобретается каждым человеком для себя, но выстрадывается и вынашивается целым народом на протяжении веков. Душевный уклад труда и быта и духовный уклад любви и созерцания, молитвы и познания, при всем его личном своеобразии имеет еще и национальную природу, национальную однородность и национальное своеобразие. Согласно общему социально-психологическому закону, подобие единит людей, общение усиливает это подобие и радость быть понятым раскрывает души и углубляет общение. Вот почему национальный творческий акт роднит людей между собой и пробуждает в них желание раскрыться, высказаться, отдать «свое заветное» и найти отклик в других. Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается прежде всего и больше всего к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа; а национализм есть верная, естественная тяга к своему климату и к своей почве.

Не случайно русская сердечность и простота обхождения всегда сжимались и страдали от черствости, чопорности и искусственной натянутости Запада. Не случайно и то, что русская созерцательность и искренность никогда не ценились европейским рассудком и американской деловитостью. С каким трудом европеец улавливает особенности нашего правосознания — его неформальность, его свободу от мертвого законничества, его живую тягу к живой справедливости и в то же время его наивную недисциплинированность в бытовых основах и его тягу к анархии. С каким трудом прислушивается он к нашей музыке — к ее естественно льющейся и не исчерпывающейся мелодии, к ее дерзновенным ритмам, к ни на что не похожим тональностям и гармониям русской народной песни… Как чужда ему наша не рассудочная, созерцательная наука… А русская живопись, — чудеснейшая и значительнейшая, наряду с итальянской, — доселе еще «не открыта» и не признана снобирующим европейцем… Все прекрасное, что было доселе создано русским народом, исходило из его национального духовного акта и представлялось чуждым Западу.

А между тем создать нечто прекрасное, совершенное для всех народов — может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. «Мировой гений» есть всегда и прежде всего — «национальный гений», и всякая попытка создать нечто великое из денационализированной или «интернациональной» души дает в лучшем случае только мнимую, «экранную знаменитость». Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален, и он знает это сам о себе.

И если пророки не принимаются в своем отечестве, то не потому, что они творят из какого-то «сверхнационального» акта, а потому, что они углубляют творческий акт своего народа до того уровня, до той глубины, которая еще не доступна их единоплеменным современникам. Пророк и гений — национальное своего поколения в высшем и лучшем значении этого слова. Пребывая в своеобразии своего народа, они осуществляют национальный акт классической глубины и зрелости и тем показывают своему народу его подлинную силу, его призвание и грядущие пути.

Итак, национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит, — в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия будет национальной Россией.

Иван Александрович Ильин

***

Об авторе

ИЛЬИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1954), русский философ и правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1910–1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов — Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э.Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 1921 был избран председателем Московского психологического общества.

В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: Религиозный смысл философии. Три речи, 1925; О сопротивлении злу силою, 1925; Путь духовного обновления, 1935 и др. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954.

Обширный архив корреспонденции и писем Ильина 26 мая 2006 был передан университетом штата Мичиган библиотеке Московского государственного университета. Эти материалы были вывезены в США учеником Ильина профессором Н.П.Полторацким в 1965 из Цюриха.

*** *** ***

В тему...
Михаил Меньшиков. Письма к русской нации

Нация в мире живет бессознательно, как психологический тип, и сознательно осмысливает реалии этого мира через лучших своих сынов, вырабатывая осознанный тип поведения в той или иной ситуации. Без решающего влияния этих лучших людей на поведение нации она реагирует на предлагаемые миром раздражители реактивно, рефлекторно, бессознательно и бесцельно.

ЗЫ. 20 сентября 1918 года известный русский журналист Михаил Меньшиков был расстрелян без суда и следствия выездной группой ЧК на берегу Валдайского озера напротив знаменитого Иверского монастыря.

ЗЫ. Михаил Меньшиков был русский националист. ЧК - нацисты-оккупанты. 

*** *** ***

Национализм и нацизм. Современные тёрки

Милые бранятся, только тешаться? Ан нет! Можно даже не смотреть генетические паспорта спорящих, чтобы понять кто есть кто. Космополиты безродные вздрагивают при слово "национализм". Оно и понятно... Он же (космополит) чужой, а поди пытается оседлать аборигенов, поиметь их. А националисты этому мешают. Собственно вся суть спора...

Комментарии в тему...

Это и есть Русская цивилизация! Русский народ - это народ-творец. Русское зодчество, русские ремёсла! Русские мастера самые талантливые! Сохраняйте эту красоту!

Нацизм во всей его неприглядной красе! Что же у других народов нет прекрасного? Вы лукавите, моя дорогая, посмотрите на что способны индусы, азиаты, татары и прочие народы. Красота линий, богатство композиций даны каждому народу и каждый народ прекрасен в своём творчестве!!!

Каждый народ - творец. У каждого есть своя культура, традиции предков. Сохраняйте свою культуру, гордитесь ею, приумножайте! Тот народ, который гордится своей культурой - полноценный народ. Другие, которые стесняются своих предков, меняют свои родовые фамилии на фамилии другого народа - есть плесень. Так что, я про национализм. Национализм - есть любовь к своему народу. Нацизм - ненависть к другому. Не путайте зелёное с горячим!

Да, у нас очень красивые ремесла. И это, конечно, неотъемлемая часть нашей культуры. Но то, что «мы самые талантливые» это бред нацика. У каждого народа есть творческие традиции. И совсем необязательно принижать других, чтобы гордиться своими мастерами и ценить их работу.

У вас в синагоге всё время путают зелёное с горячим, наверное потому что всегда хотят оправдать свой паразитизм. Принижения никакого не было, не надо гнать! Те, кто не способен создать ничего путного, прямо зеленеют от ненависти к полноценным народам. Да, человечество не едино, и не надо придумывать в синагоге формулу единения человечества. Путь у всех разный - народы прошли разные отрезки, и ещё - одни народы трудолюбивы, другие - ленивы, лживы, хитры. Одни народы способны себя прокормить, другие выживают за счёт народов-доноров, то есть могут выжить только, если сядут на шею трудолюбивому народу.

Нет здорового и нездорового национализма. Есть национализм и патриотизм. Патриотизм - это когда любишь свою страну, национализм - это когда ненавидишь чужую.

Ну вот НЕ надо мешать всё в одну кучу, НЕ разобравшись в понятиях.

В нынешних условиях глобализации национализм вполне имеет значение, как усилия по сохранению национальной самобытности, а как раз отсутствие здорового национализма, т.е. когда ничто НЕ угрожает этой самобытности и она проявлена в полноте своих возможностей (при этом показывая и МЕРУ своей ограниченности), и создаёт почву для внедрения нацизма. И вот скажем, я русский и патриот Беларуси, но я НЕ могу быть националистом белорусской самобытности, поскольку НЕ являюсь её носителем, я лишь её наблюдатель, можно сказать потребитель или пользователь, и мне вполне понятно что такое здоровый национализм.

То что Вы описали и есть патриотизм, а не какой ни "здоровый" национализм. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. А насчет деления на здоровый/радикальный - это очередные "Окна Овертона". Любой националист со временем становится радикальным.

То что дрейф понятий возможен это понятно, мы это и наблюдаем. У "радикального национализма" есть отдельный термин = нацизм. Но и понятие национализма имеет вполне разумную нишу, без которой НЕ будет полноты понятий. Я же вам уже пояснил, что "патриотизм" НЕ покрывает всех аспектов. Ещё раз. Русский патриот Беларуси, но НЕ является носителем белорусской самобытности. Может быть Белорус НЕ патриот, а может быть патриот, но глобалист, и наконец может быть националист, т.е. тот, устремления которого в развитии или сохранении национальной самобытности.

Про генералов и справедливость.

-Мне крайне не хотелось бы никого огорчать, но назначение на должность, снятие, арест министров и генералов означают совсем не то, что видят в этих событиях рядовые граждане…-И что видя...

Путин опять переиграл Запад. Теперь начнется самое интересное
  • pretty
  • Сегодня 07:32
  • В топе

ПРОСТО  О  СЛОЖНОМЛюбое общение всегда даёт опыт. Любой нормальный человек использует опыт для своих поступков. Это аксиома жизни. Путин встречался с Си более сорока раз, так что определенны...

Обсудить
  • Надо же! Ильин на КОНТЕ? Многих стошнит и покорежит.
  • \\Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим ее как национальное государство\\ НАЦИЯ - сброд проживающий на одной территории по общим выработанным понятиям. Это не генетическая общность, а лишь соседская. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - составная часть сброда (НАЦИИ), дословно "В НАЦИЮ ВХОДЯЩАЯ". Русские - НАРОД !! Всё "национальное" нам не присуще, мы не сброд с памойки, куда нас хочет завести автор в едином с семитами порыве.
  • \\Патриотизм - это когда любишь свою страну, национализм - это когда ненавидишь чужую.\\ ПАТРИОТИЗМ - от ПАТРИО РИОТ, дословно ОТЕЧЕСТВА ЗАЩИТНИК. Национализм - это когда возвышаешь собственный сброд (нацию) над другими такими же "НАЦИЯМИ". В условиях единой генетики национализм не может существовать, ибо нет основы - нации. Сейчас правительство РФ пытается насаждать идеи "нации" вместо НАРОДА, потому всё "федеральное" переименовывается в "национальное". Примеры: НАЦ. ГВАРДИЯ РФ. Национальная программа ..... (нужное вставить) (ранее "федеральная"). И тому подобное, это тактика "мелких шагов" исповедуемая сионистами.
    • ИСМ
    • 2 августа 2023 г. 22:13
    Русский национализм у нас под неофициальным запретом. Даже картину Васнецова признали экстремистской. Ленинский районный суд города Кирова признал картину русского художника Виктора Васнецова "Встреча Олега с кудесником" экстремистской.
  • Сложно комментировать все перлы, всех упомянутых в статье, но вот хотя бы: \\Христианство принесло миру идею личной, бессмертной души, \\ Вообще -то и до христианства в особенности, всё это было известно, хоть та же вера в Вольгхаллу или загробную жизнь греческой мифологии, где есть бог Харон (одно из имён Всевышнего), хранящий души меж воплощений и возвращающий их в мир живых. Христианство же, было насаждённой религией ОККУПАНТОВ ЗЕМЛИ, и именно идея ЕДИНОГО ДЛЯ ВСЕХ БОГА, есть главный постулат. То есть, предложен бог ВРАГА, в качестве общего для всех, для завоевателей и завоёванных , но не побеждённых.