В 1670–1671-е годы Русь потрясли крупные волнения, которые вошли в историю как крестьянская война под предводительством Степана Разина. Что примечательно, разгоревшиеся события сразу же привлекли внимание за границей. В записках Иоганна Юстуса Марция, сообщается, что
«страхом была охвачена не одна Московия — вся Европа некоторое время жила в ожидании того, какой оборот примут эти события». Это был уникальный случай в истории России последних 4 веков. Никогда так пристально Европа не следила за событиями в России и не уделяла им таково внимания.
В то же время, российская историография редко увязывала тот факт, что эти потрясения следовали за осуждением старообрядчества на Большом соборе 1666–1667 годов. Если сказать проще, то была осуждена русская церковь старого образца и русский народ, остававшийся верным старым традициям, которые олицетворяла эта самая церковь. Я слегка отвлекаюсь в сторону, но всё-таки имеет смысл коротенько затронуть т.н. Никоновскую реформу. Дело в том, что правильно делать акцент НЕ на Никоновской реформе 1654г, а на СУДИЛИЩЕ 1666г, на котором "латиняне, еретики и шарлатаны" (именно так их воспринимало русское общество того времени) вынесли приговор нашим предкам - ВИНОВНЫ. Именно это всколыхнуло страну с севера до юга, причем духовный протест трансформировался в отторжение новой элиты в целом.
Конечно, и по сей день в российской историографии заведено НЕ замечать или хотя бы НЕ драматизировать события Церковного Раскола 17 века. Вместо этого причины восстания принято выводить из общей неустроенности, большого количества беглых, недовольства некоторых слоев укреплением государства и т.д. Якобы вся обстановка середины ХVII века располагала к появлению того, кто способен оседлать тлеющие в низах брожения.
Язычник и христианин
Почему им стал именно Разин? — на это давался вполне определенный ответ. Помимо сильных личностных качеств, он был одержим чувством мести за старшего брата, повешенного в 1665 году князем Ю.М. Долгоруким за самовольный уход из московского полка. Вот, собственно, побудительные причины, породившие, по мнению многих, мятеж. Религиозный раскол, если и занимал в этом комплексе какое-либо место, то только самое незначительное.
Обычно о религиозности Разина говорится крайне скупо. Известно о двух его богомольях, совершенных в Соловецкий монастырь — в 1652 и 1661 годах.
Вместе с тем, разинское православие сильно отличалось от греческих образцов, которые навязывало правительство.
Как и у большинства населения той эпохи, его верования густо пропитаны народными поверьями и обычаями — например, воздавать благодарность реке после водного пути. До нас дошли сведения о присутствии Разина при свадебных обрядах, когда венчавшиеся, приплясывая, обходили несколько раз вокруг дерева, после чего считались обвенчанными. Однако все это нисколько не мешало ему с удовольствием принимать в дар иконы, правда изготовленные только в России.
До поры до времени Разин вел образ жизни, ничем не отличавший его от остальной казацкой массы. Он собрал вокруг себя небольшую удалую толпу, с которой кружил по Волге и по Дону, не брезгуя грабежами. Позже молва приписывала Стеньке чародейские умения, когда тот ведовством останавливал плывущие суда, заговаривал оружие, а от его взгляда люди каменели.
Разин не мог не привлечь внимание властей. И вот уже Царицынский воевода Унковский посылает к нему двух духовных особ, дабы обуздать атамана, «застращать воровское сердце». Однако тот отказался с ними встречаться, исчезнув восвояси. Вскоре объявился на реке Яик, его репутация в этих краях заметно выросла.
Всё просто. Стенька Разин совершил удачный поход на Персию! Казаки приобрели большую добычу. Теперь Стенька располагал серьезными средствами, с которыми прибыл обратно. Более того, Разин склонил персидского царя к "дружбе и сотрудничеству". Ещё раз для понимания. "Небольшая удалая толпа" нагнула Персию . Авторитет Разина поднимается на небывалую высоту. Ещё бы.
Разин направился на Дон, где разинцы начали принимать в свои ряды беглых крестьян. Напоминание о недопустимости подобного было проигнорировано: «кто к нам придет, тот волен».
Закрепощённый, обращённый в рабство народ, Разин обещал сделать вновь свободным. Романовы, после смуты по факту игравшие роль оккупационной администрации, конечно же были против.
Ради Государя Алексея Михайловича
Слухи о том, что вокруг авторитетного предводителя собираются толпы, быстро растекались. Весной 1670 года к нему примыкает крупный отряд Василия Уса, который уже в течение нескольких лет разорял помещичьи дворы у Воронежа и Тулы. Встревоженные власти выдавили его из этих мест на Дон, куда с ним потянулись и многие беглые. С пришельцами обращались по-братски, делили добычу, те называли атамана батюшкой, верили в его ум, силу и удачу. Разин, раздавший практически все собранное в персидском походе, жил в обычной земляной избе. Как свидетельствуют очевидцы, по одежде, по отсутствию роскоши его нельзя было отличить от остальных, если бы не оказываемые ему всеобщие знаки уважения.
В небольшом городке Паншин состоялся казачий круг: его принято считать отправной точкой восстания. На нем Разин призвал идти
«против государевых неприятелей, чтоб из Московского государства вывести изменников бояр и думных людей, а в городах воевод и приказных людей».
Давно замечено, что его обличения НЕ касались Алексея Михайловича, более того, анонсированная борьба подавалась исключительно как поддержка царю, которого предало окружение. В доказательство измены бояр и воевод приводилась кончина трех членов царской семьи: царицы Марии Ильиничны в 1669 году и двух царевичей — Алексея Алексеевича и Симеона Алексеевича — в следующем. Причем первого из них незадолго до смерти официально объявили наследником престола: в отсутствие царя в Москве указы подписывались одновременно двумя именами — самого Алексея и его старшего сына. Из всего этого делался недвусмысленный вывод: царскую семью сознательно «изводят», государь желает дать крестьянам свободу, а изменники этому препятствуют. Поэтому необходимо начать борьбу с ними и тем самым помочь царю. Вот такой идеологией изначально было окрашено восстание.
Простые люди пока ещё были не готовы принять мысль, что монарх не просто заодно с меняющейся элитой, а является прямым выразителем ее интересов.
Когда Разин подошел к Царицыну, его отряды насчитывали около пяти тысяч человек, разделенных на сотни и десятки. Последовало заявление, что они пришли освободить всех от ярма боярского рабства. Как быстро выяснилось, в штурме нет никакой необходимости, поскольку население не собирается оказывать сопротивления восставшим.
Воевода с группой чиновничества и офицеров оказались в абсолютном меньшинстве: их призывы защищаться никого не вдохновляли.
Ворота были открыты, и разинцы беспрепятственно вошли в город, их встречали как освободителей. В Царицыне они провели более месяца, перебили верхушку, ввели казачье устройство, вместо власти воеводы назначили городового атамана.
Один из бежавших вниз по Волге, с характерной фамилией Дубенский, достиг Астрахани и рассказал о случившемся. Астраханская крепость являлась ключевым опорным пунктом юга России, и там не на шутку встревожились известиями. Против Разина поспешили снарядить несколько тысяч человек, которыми командовали иностранные офицеры. Это войско вышло навстречу Разину, препятствуя его продвижению на Астрахань.
Но битвы опять не получилось, так как стрельцы с развернутыми знаменами и барабанным боем перешли на сторону восставших, между ними началось братние. И это несмотря на то, что астраханское начальство буквально накануне обходило весь стрелецкий строй и призывало хранить верность присяге.
Взятие Астрахани
Вести об успехах Разина будоражили Астрахань, где население также проявляло сочувствие к происходившему. Например, за речи в пользу восставших был арестован некий поп Василий. Здесь нужно заметить: многие из низшего духовенства демонстрировали расположенность к разинцам, что наблюдалось уже в Царицыне, где священники встречали их с иконами. Это объясняется тем, что навязанная сверху церковная реформа еще не укоренилась на местах и при ослаблении административного давления неприятие к ней сразу прорывалось. Поэтому попытки астраханского воеводы Прозоровского и местного митрополита увещевать жителей проводить крестные ходы ни к чему не приводили. Начавшийся штурм города подошедшими отрядами Разина, вновь запустил уже знакомый сценарий —
вместо обороны стрельцы по заранее условленному сигналу кинулись избивать чиновничество, детей боярских, иностранных офицеров, остатки которых укрылись в соборе.
После штурма их в количестве семидесяти человек казнили, а воеводу Прозоровского и его родственников повесили за ноги, затем сбросив с одной из башен Кремля.
В Астрахани освободили всех заключенных, провели конфискацию имущества должностных лиц, грабежи и разбои жестко пресекались. Для городского управления создали Приказную палату, где располагалась канцелярия, функционировала таможня. Новую власть представляли войсковой старшина и собрания населения (кругов), что напоминало местное самоуправление. Весьма примечательны сведения о том, что многие руководители повстанцев избегали общения с митрополитом, как, например, Василий Ус. Зафиксированы и внешнеполитические контакты Разина. Так, он склонял персидского шаха к военному союзу, угрожая в противном случае более масштабным набегом. Крымский хан предлагал ему совместно ударить на Москву.
Судя по всему, жизнедеятельность разинцев отличалась обширностью. Однако до нас дошло немного письменной документации, поскольку она активно разыскивалась и уничтожалась царскими властями. Даже известие о, якобы, укрытом архиве Разина стало поводом тщательных поисков, продолжавшихся долгое время.
Неудивительно, что свидетельства о восстании сохранились главным образом в материалах, то есть пересказе победившей стороны. Документов повстанческого лагеря на сегодняшний день выявлено всего семь, они хранятся в переписанном виде в делопроизводстве правительственных учреждений. Это касается и так называемых «прелестных грамот» или призывов подниматься на борьбу, рассылаемых не только на русском, но и на языках народов Поволжья, включая обращения к мусульманам «За нас Богу помолитесь». Такие письма находили во многих уездах и в запечатанном виде свозили в столицу для сожжения. Об их количестве говорит тот факт, что территория между Окой и Волгой от Рязани до Астрахани была охвачена народными волнениями.
Слухи о спасённом царевиче.
В середине лета 1670 года Разин начал триумфальное шествие вверх по Волге. Один за другим капитулировали города. В Саратове при его приближении произошел антиправительственный переворот, а местного воеводу посадили под арест. Жители во главе с игуменом Богородицкого монастыря торжественно встретили восставших хлебом-солью. Вся верхушка города, как и в Астрахани, была уничтожена. Затем пришел черед Самары, где все повторилось снова. Интересно отметить, что надежд на царя Алексея у разинцев заметно поубавилось, они видели — тот вовсе не ищет их защиты, действуя с боярами заодно. Эти изменения отразились в целовании креста уже царевичу Алексею Алексеевичу, что при здравствующем государе выглядело вызывающе. Тем самым идеология борьбы против бояр заметно уточняется — за царевича, за Никона и за Степана Разина.
Причем, именно первые двое как бы узаконивали восстание. Говорили, что разинские отряды сопровождают два судна: на одном, выложенном изнутри красным бархатом, находился «умерший» царевич, а на другом, украшенном черным бархатом, — опальный патриарх.
Разгром Стеньки Разина
В Москве быстро осознали, что ситуация становится угрожающей, а потому объявили всеобщую мобилизацию столичного дворянства и боярства, дабы дать отпор наступающей «голытьбе». На новый год — первого сентября 1670 года — собранное войско с помпой вышло из Москвы. Присутствовавший при этом иностранец описывал роскошь одежд, конского снаряженья этих «спасителей Отечества». Они устремились к Симбирску, который с начала сентября осадил Разин. Здесь развернулись уже по-настоящему острые вооруженные столкновения, воевода боярин Милославский держал оборону города. Отсюда открывался путь в центральные уезды страны, поэтому правительственные войска под командованием князя Барятинского спешили сюда на помощь. Костомаров пишет: « 1-го октября между Барятинским и Разиным произошло первое сражение, а через три дня второе. Стенька был разбит наголову, бросил на произвол судьбы крестьян, чувашей и черемисов, а сам с казаками уплыл вниз по Волге…»
Далее, Разина пленили на Дону и вскоре казнили. Но история сохранила несколько прелюбопытнейших свидетельств, которые ставят под сомнение официальную версию, которая гласит, что неорганизованные банды, состоящие из крестьян-голодранцев с вилами, разбежались и были разгромлены, как только встретились с действительно с серьёзным противником. Более того, нет никаких оснований говорить о разинцах как о несерьёзной и неорганизованной силе, якобы не имевшей никаких шансов на успех против правительственных войск. Не всё так просто с историей разгрома разинцев.
Итак.
«19 сентября окрестные русские крестьяне, татары и мордва совместно с разинским отрядом овладели Саранском. Отряды Харитонова и В. Федорова без боя заняли Пензу. Вся Симбирская черта оказалась в руках разинцев. … В сентябре—октябре появились повстанческие отряды в Тульском, Ефремовском, Новосильском и др. уездах. В это же время отмечены волнения крестьян и в уездах, в которые разинцы не сумели проникнуть (Коломенский, Юрьев-Польский, Ярославский, Каширский, Боровский)». (Степанов И. В., Крестьянская война в России в 1670—1671 гг., т. 1—2 (ч. 1), Л., 1966—1972)
Если под Симбирском имела место победа над Разиным, то князю Барятинскому следовало тут же двинуться вниз по Волге, чтобы освободить от разбойников другие города до самой Астрахани. А что мы наблюдаем? Барятинский на самом деле двигается в обратном направлении на Москву, а ему на помощь спешно двигается Долгорукий, которого только что выбили из-под Пензы. Их действия больше похожи на метания, чем на поведение представителей законной власти. Под ногами просветительских армий фактически горела русская земля. Куда они не явятся – везде волнения.
Посмотрим на направление Разинского бунта после поражения от Барятынского. Следом "разгромленные" разинцы без боя берут Самару и Саранск. Следом, согласно иностранным свидетельствам на милость восставших сдалась Казань. Прям поражение за поражением. Затем направление бунта резко отворачивает от Волги и движется на северо-запад, через Нижегородскую губернию и Алатырь. Но позвольте, это строго по направлению к Москве!
«Вступив в главный притон мятежа - нынешнюю Пензенскую губернию, - Долгорукий получил указ из Москвы соединиться с князем Юрием Барятинским, который шел из Симбирска, где он разбил Стеньку, в Алатырский уезд» (Степанов И. В., Крестьянская война в России в 1670—1671 гг., т. 1—2 (ч. 1), Л., 1966—1972).
А теперь внимание. Алатырский уезд расположен на северо-западе от Симбирска, строго по направлению к Москве!
Это далеко не все свидетельства и аргументы. Вообще, восстание Степана Разина достойно того, чтобы о нём написали что-то не менее мощное, чем "Война и мир" или "Тихий Дон". Остаётся лишь недоумевать, почему в течении нескольких веков, один из которых принято гордо называть "золотым веком русской литературы", никто так и не вдохновился историей, главным героем которой был Стенька Разин. В сознании народа она жила всегда и дожила до наших дней, а для элиты Российской империи эта история скорее всего была абсолютно чужой и даже враждебной. Потому что "бесконечно далеки были они от народа".
До наших дней дошло множество легенд, песен, которыми окружен Стенька Разин. Согласно народному преданию, он не умер, а лишь ждёт своего часа, спрятавшись внутри горы и через сто лет, когда неправды и скорби народные умножатся, Разин вернется! Он действительно вернулся. Первым памятником, воздвигнутым после падения Российской империи был деревянный памятник ни кому иному, а Степану Разину. Он был открыт 1 мая 1919 года, на Красной площади в Москве, на Лобном месте, где, по легенде, он и был казнён через четвертование.
Оценили 40 человек
60 кармы