В молодости Кара Караев был отчаянным мотоциклистом. Яростная гонка отвечала его потребности в риске, в обретении чувства победы над самим собой. Было у него и другое, совершенно противоположное и сохранившееся на всю жизнь, "тихое" хобби - фотографирование. Объектив его аппарата с большой точностью и одновременно выражая личное отношение владельца наводился на мир вокруг - выхватывал движение прохожего из многолюдного городского потока, фиксировал оживленный или задумчивый взгляд, заставлял "заговорить" о дне текущем силуэты нефтяных вышек, поднявшихся из глубин Каспия, и о прошедшем - сухие ветви старого апшеронского тутовника или величавые сооружения Древнего Египта...
Достаточно вслушаться в произведения, созданные замечательным азербайджанским композитором, и становится ясно: караевские хобби - лишь отражение того, что так свойственно его музыке. Творческое лицо Караева характеризует сочетание яркой темпераментности с точным художническим расчетом; разнообразия красок, богатства эмоциональной палитры - с психологической глубиной; интерес к актуальным темам современности жил в нем наряду с интересом к историческому прошлому. Он писал музыку о любви и борьбе, о природе и душе человека, умел передать в звуках мир фантастики, мечты, радость жизни и холод смерти...
Мастерски владеющий законами музыкальной композиции, художник ярко самобытного стиля, Караев на протяжении всего творческого пути стремился к постоянному обновлению языка и формы своих произведений. "Быть с веком наравне" - такова была главная художническая заповедь Караева. И так же, как в молодые годы он преодолевал себя в стремительной езде на мотоцикле, так всегда он преодолевал инерцию творческой мысли. "Чтоб не стоять на месте", - сказал он в связи со своим пятидесятилетием, когда за плечами уже давно была международная известность, - "надо было "изменять" самому себе".
Караев - один из самых ярких представителей школы Д. Шостаковича. Он окончил в 1946 г. Московскую консерваторию по классу композиции этого гениального художника. Но еще до того, как стать студентом, молодой музыкант глубоко постиг музыкальное творчество азербайджанского народа. В тайны родного фольклора, ашугского и мугамного искусства Караева ввел в Бакинской консерватории ее создатель и первый профессиональный композитор Азербайджана У. Гаджибеков.
Музыка советского мастера звучит во многих странах мира. Художественно-эстетические принципы Караева - композитора и педагога (многие годы он был профессором Азербайджанской государственной консерватории) сыграли огромную роль в формировании современной композиторской школы Азербайджана, насчитывающей несколько поколений и богатой творческими индивидуальностями. Его творчество, органично переплавившее традиции национальной культуры и достижения мирового искусства в новое, своеобразное качество, расширило выразительные границы азербайджанской музыки.
Рассматриваемый материал в МузЧасе это - Фильм-балет 1982 года - "Семь красавиц", по мотивам одной из поэм поэта и философа ХII века Низами Гянджеви.
Либретто и хореография: Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова.
Симфонический оркестр кинематографии СССР, дирижер: Рауф Абдуллаев
Артисты балета театра оперы и балета Азербайджанской ССР им. Ахундова
«Музыка „Семи красавиц" — подлинно симфоническая музыка, обладающая масштабностью, широким дыханием. Почти весь балет воспринимается как цельное, непрерывно развивающееся и нарастающее музыкальное действие» (Д. Шостакович).
Итак слушаем..
Кара Караев - Семь красавиц
Либретто балета "Семь красавиц"
Кара Караев — Биография / История
СЛУШАТЬ ОНЛАЙН МУЗЫКУ Кара Караева МП3 +
Оценили 11 человек
30 кармы