".. Известно, что Кропивницкий в 1914 году учился в Строгановке (где его учителями были Валентин Серов и Константин Коровин, позднее учился в московском университете Шанявского на факультете истории), и хотя считал себя музыкантом, писал также стихи и картины. В послевоенные годы вокруг Евгения Кропивницкого формируется круг поэтов и художников. «Лианозовская группа», получившая свое название по месту проживания ее участников, оказала влияние на формирование неофициального художественного сообщества и на развитие художественного метода московского концептуального круга, что неоднократно отмечали сами его участники.
Есть два образа в русской литературе, которые, на мой взгляд, могли бы проиллюстрировать разделение на демократическую традицию неофициальной и слободской самоорганизующейся культуры с одной стороны и культуры имперской – с другой: «Шинель» Гоголя и «Вишневый сад» Чехова. Расхожее утверждение, что «все мы вышли из шинели Гоголя», подразумевает, что логику и пространство нашей жизни организует бюрократическая система Российской империи. И тут сложно удержаться, чтобы не отметить тот факт, что государство, подменяющее горожан, – особенность развития российских территорий со времен царя Гороха, не исключающая советского периода и не преодоленная до наших дней. И даже демократические новшества, которые вводятся сегодня в Москве (к примеру, дорожки для велосипедистов), являются декоративной ширмой бюрократическо-имперской логики управления. Но есть культурный символ, который мы можем противопоставить гоголевской шинели – Вишневый сад Чехова. К этой культурной традиции Евгений Кропивницкий имеет прямое отношение.
Живопись и поэзия для Кропивницкого – два различных жанра, каждый из которых обладает своей спецификой формообразования. В поэзии возможна критическая позиция (концепт «конкретной поэзии») – фиксируя ритмы народной речи и своеобычность языка жителей городских окраин, Кропивницкий выступает в какой-то степени документалистом народной жизни.
Советская повседневность накладывает свой отпечаток на формы поэтического мировосприятия. От музыки пришлось отказаться вместе с роялем, поскольку теснота жилищных условий не позволяла Кропивницкому иметь дома рояль. Он пытался писать картины, и первое время, как вспоминает его сын Лев, у них дома были большие картины в футуристическом ключе, в стилистике кубофутуризма. Но и от них пришлось отказаться: в маленьких квартирах нельзя писать большие картины. Так жилищный вопрос определяет творческие интенции Евгения Кропивницкого, который реализуется в поэзии, но продолжает рисовать небольшие по размеру картины и графические рисуночки в альбомах и «тетрадочках», каляки, как он их называет.
Достаточно распространенный сюжет в изобразительном творчестве Евгения Кропивницкого – женские образы на фоне городских пейзажей. Сейчас Кропивницкий в большей степени известен именно как живописец женских образов. Их абстрактность и примитивистская манера исполнения неизбежно отсылают к Матиссу и Модильяни, любимому художнику Кропивницкого. Женские образы Кропивницкого – утонченные и упрощенные почти до иконных, с преобладанием линии на плоскости. Но в отличие от Модильяни, портреты которого всегда сконцентрированы на изображаемой фигуре, женщины на рисунках Кропивницкого нередко вплетаются в орнаментальную линию городского пейзажа, в линию улицы, становясь частью архитектурных фантазий.
На дворе тепло и тихо,
Небосвод грозово-хмур.
Петухи дерутся лихо,
Вероятно из-за кур.
На шоссе выходят гуси,
Важно шествуют — их пять.
В порыжелом автобусе
Едут граждане гулять.
Там река и там купанье:
Голых тел там без числа.
Хохот, визги, восклицанья,
Взмахи пьяного весла.
Твое тело плотью пахло,
Я дышал тобой всю ночь.
Жаром женских излучений
Исцелил свою я плоть.
Мне на утро легче стало,
Хворь моя как бы прошла.
Я вздохнул уже живее
И домой к себе ушел.
И пока я шел, встречались
Люди. Видел я дома
И сады, и тротуары,
И туманный серый пруд.
1974
ЗАМАРАЕВ
Приходил художник Замараев.
Не одобрил живопись мою...
И стою один я у сараев
И стихи печальные пою.
Поглядел художник Замараев
И нашел, что все совсем не так.
Объяснял мне долго Замараев,
Что писать мне следует и как.
Я стою печально у сараев
И стихи печальные пою...
Караул! — художник Замараев
Не одобрил живопись мою.
10 августа 1973
Вещи прячутся. Бывает —
Ищешь, ищешь — не найдешь.
Все вокруг переберешь —
Нету вещи — как растает.
Но проходит день, другой —
Смотришь — вещь лежит на месте.
А ведь ты глядел раз двести
В этом месте, дорогой!
1939
В ИЗОСТУДИИ
Вот следы былой культуры:
Бюсты, торсы разные.
Это — фавны праздные,
Это, кажется, амуры.
Это, может быть, лемуры —
(Очень безобразные!)
Это — (дело ясное!) —
Троглодит... (Какой он хмурый!)
И срисовывают эти
Бюсты, торсы разные,
Лики несуразные —
Дети школ. Простые дети.
Пыжутся, стараются,
Сходства добиваются.
1954
Кекс противный, кекс невкусный
В магазине я купил.
Испекают же такое
Да еще и продают!
Наплевать! Займусь стихами.
Полюбился мне хорей.
Он давно мне полюбился —
Первый стих мой был хорей.
Все поэты им писали
Пятистопный же хорей
Написал я, сочиняя
Первые свои стихи.
Но люблю четырехстопный
Так же очень я хорей —
Он звучит оптимистично
И прозрачно и легко.
1977
Молчи, чтоб не нажить беды,
Таись и бережно скрывайся;
Не рыпайся туды-сюды,
Не ерепенься и не лайся.
Верши по малости труды
И помаленьку майся, майся.
Уж раз родился – стало, майся:
Какой еще искать беды? –
Известно, жизнь – труды, труды –
Трудись, но бережно скрывайся,
Не поддавайся, но не лайся, –
Гляди туды, смотри сюды.
Хотя глядишь туды-сюды,
Да проку что? – сказали: майся.
Все ерунда, так вот, не лайся!
Прожить бы только без беды,
А чуть беда – скорей скрывайся.
Но памятуй: нужны труды.
Труды они и есть труды:
Пошел туды, пришел сюды,
Вот – от работы не скрывайся.
Кормиться хочешь – стало, майся,
Поменьше было бы беды,
Потише было бы, – не лайся.
Есть лают зло, а ты не лайся,
И знай себе свои труды:
Труды туды, труды сюды;
Прожить возможно ль без беды?
А посему трудись и майся,
И помаленечку скрывайся.
Все сгинет – ну и ты скрывайся,
И на судьбу свою не лайся:
Ты маялся? – так вот, не майся,
Заканчивай свои труды,
В могилу меть – туды, туды,
Туды, где больше нет беды.
1948
Длинные стихи
Читать трудно
И нудно.
Пишите короткие стихи —
В них меньше вздора
И прочесть их можно скоро.
1964
«Некоторые думают, что стихи, сказки и прочее, что я пишу, – это вещи, некоторые думают, что рисунки, гравюры, картины, что я рисую, – это вещи. Нет, это не вещи, это творчество. Но есть ли у меня вещи? Да, есть. Вот, например, мою кровать, два санаторных белых шкафчика и табуреточку Оленька получила, работая в санатории. Ни Олечки, ни санатория нет, а вещи остались. Почти все вещи, имеющиеся у меня, – или кем-то подаренные, или от чего-то остались. Но, а так хорошо, что их мало».
Биография и картины Евгения Кропивницкого
Оксана Саркисян - "К топографии неофициального искусства. Окраина Евгения Кропивницкого"
Евгений Кропивницкий - "Земной уют" (стихи)
Оценили 27 человек
69 кармы