• РЕГИСТРАЦИЯ

Сигизмунд Кржижановский

24 1900
Сигизмунд Кржижановский, проводящий лето в Италии в 1912 г.Снимок из собрания Российского государственного архива литературы и искусства, найден в Интернете.


небольшое вступление от себя.. хочется рассказать немного о потрясающем писателе Сигизмунде Кржижановском, личное знакомство с творчеством которого произошло 30 лет назад, в это время в нашей стране был издан впервые небольшой сборник с его прозой - "ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ" - издательством "Московский рабочий" - 1989 г. Книга вышла благодаря активному участию Вадима Перельмутера, его комментарии к этому изданию и вообще творческому наследию писателя будут следовать далее.. работа им проделанная архиважная.. оценку которой еще предстоит сделать не одному поколению читателей.. мне трудно выбрать и выделить конкретный рассказ или конкретное произведение у Сигизмунда Кржижановского.. мне кажется они все "отшлифованы" и каждое любопытно по своему.. можете в этом убедиться.. попробуйте..


«ТРАКТАТ О ТОМ, КАК НЕВЫГОДНО БЫТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ»

Такого трактата Сигизмунд Кржижановский не написал. Лишь заголовок занес в записную книжку. Но вся его жизнь – исчерпывающе полный материал для такого трактата. Его биография – это история сознания, которое так и не согласилось с настойчивыми попытками бытия завести его в определенное, заданное, общее русло.

Сигизмунд Кржижановский - автор М. Наппельбаум

Имя Кржижановского нынешней широкой публике ничего не говорит. Да что там публика – и профессионалы при упоминании его недоуменно пожимают плечами. Разве что литературовед припомнит изданную ничтожным тиражом в 1931 году книжицу "Поэтика заглавий" (кстати, по сию пору единственная попытка историко-теоретически осмыслить любопытнейшую эту тему). Театровед – из эрудированных,– быть может, опознает в нем автора оригинальных, парадоксальностью запомнившихся остропроблемных исследований драматургии Шекспира и Шоу. Да историк театра назовет, пожалуй, нашумевший в начале двадцатых годов спектакль таировского Камерного театра "Человек, который был Четвергом" – пьесу "по схеме Честертона" сочинил Кржижановский. Вот и все. Капля в море...

Он трудный писатель, его проза доступна лишь хорошо подготовленному и эрудированному читателю. Но тот «пиар», который ему создали современные журналисты, критики и учёные пробуждает дополнительный интерес к творчеству Сигизмунда Кржижановского, даже если он вызван элементарным любопытством – гений, явившийся из небытия спустя почти пятьдесят лет после смерти.

Между тем даже помещенная в этой книге фотография свидетельствует, что в двадцатых – тридцатых годах Кржижановский пользовался прочной известностью: знаменитый мастер фотопортрета М. Наппельбаум выбирал в качестве моделей исключительно писателей состоявшихся, причем определялось это не количеством книг, но мнением понимающих современников.

По воспоминаниям А. Арго (и не его одного), в те годы "в литературных и окололитературных кругах много говорили о Сигизмунде Доминиковиче Кржижановском, поэте, прозаике, драматурге, критике, эссеисте и текстологе, человеке великой образованности, замечательном лекторе...".

Где бы он ни выступал с чтением – в Камерном театре, в доме Станиславского, на Никитинских субботниках, на вечерах, проводимых в квартире Брюсова вдовою поэта Иоанной Матвеевной, у Георгия Шенгели или в одном из домашних "литературных салонов",– публики собиралось с избытком.

Но проза Кржижановского, изустно популярная, не могла найти дорогу в печать. Он не отчаивался: "Бетховен, которого играют фальшиво,– все-таки Бетховен. Даже больше: тот Бетховен, которого совсем не играют,– тоже Бетховен". Хотя чем дальше, тем чаще посещали его печальные предчувствия, вроде записанного одною фразой неосуществленного сюжета: "Сон: как хоронят мои рукописи в мусорном ящике".

Нескольких опубликованных прижизненно рассказов оказалось явно мало, чтобы донести до нас эхо популярности Крижановского среди современников. Все-таки изобретение Гутенберга нанесло сокрушительный удар "устной традиции" в прозе...

В 1912/13 годах он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии. Видимо, на это время приходятся наиболее серьезные его занятия философией. ("Как и многие незаурядные умы,– говорит он мимоходом об одном из своих героев,– переболел в эти годы черной философической оспой шопенгауэризма".) Прямых указаний нет, однако в написанной несколько лет спустя – на рубеже десятых и двадцатых годов – книге философских новелл "Сказки для вундеркиндов" (и, разумеется, в более поздних вещах) обнаруживается глубоко осмысленное и свободное – художественное – использование основных идей и понятий, антропософии и неокантианства, впервые по-серьезному заинтересовавшего европейцев буддизма, теорий утопического социализма, Ницше и Авенариуса. Словом, всего того, чем сосредоточенно занимались тогда в Сорбонне и Гейдельберге, в Дорнахе и Милане...

Характерно, что и в его письмах, и в письмах к нему нет сообщений и вопросов ни о погоде, ни о здоровье,– всё по существу, всё о деле. Единственное и вполне понятное исключение – переписка с женой, но и тут, как правило, "лирические мотивы" места занимают немного. И еще одно бросается в глаза при чтении его довольно обширной переписки: среди его знакомых, друзей, самых близких людей – никого, кто был бы с Кржижановским на "ты"...

Кстати об образованности Кржижановского. Она поражала всех знавших его - людей тоже, мягко говоря, не малограмотных. А ведь за время московской жизни у него никогда не было библиотеки - лишь несколько десятков книг, легко умещавшихся на двух настенных полках. Да и с книгою в руках его, судя по воспоминаниям, редко кто видел. Тем не менее он был прекрасно осведомлен и в современной литературе (не только русской), и в новейших научных идеях и теориях, будь то физика, философия, минералогия, биология или филология. Дело, думается, не только в феноменальной памяти (Бовшек упоминает, что на лекциях Кржижановский никогда не пользовался ни книгами, ни записями, а при надобности цитировал по памяти целые страницы сложнейших текстов), но - и более - в том, что, готовясь к серьезным занятиям литературой, он сознательно и систематически разрушал языковые барьеры - изучил основные европейские языки - и "наработал" колоссальный интеллектуальный капитал, которого совершенно хватало, чтобы без видимых усилий и почти мгновенно усваивать новые знания в беседах с Вернадским, Северцовым, Ферсманом, Ольденбургом, Филатовым или из стремительно, без пауз, прочитанных книг, которые после держать в доме уже не было нужды. Эти новые знания естественно и сразу включались в круговорот живых знаний прежних, сращивались с ними мышлением. Чтобы сделать себя таким к тридцати годам, он потратил массу сил и времени, почти ни на что не отвлекаясь, потому и в автобиографии его этим десятилетиям отведено лишь несколько строк. Зато высвободил на будущее максимум времени, чтобы писать.

Талантливым быть невыгодно. Особенно в годы, густонаселенные любителями закапывать чужой талант в землю – и лучше, если вместе с его обладателем. В стране слепых одноглазый – король. Или, как сказал Кржижановский: "В безвоздушном пространстве все падает с одинаковой скоростью". Никому не обидно.

Талантливые всегда в меньшинстве. Впрочем, это как посмотреть. Вот ракурс взгляда Кржижановского: "Как писатель – с кем я, с большинством или с меньшинством? Если считать по числу голов, то я в меньшинстве, но если брать по числу мыслей, то разве я не в большинстве?"

И еще: "Когда над культурой кружат вражеские разведчики, огни в головах должны быть потушены". Таланту же внутренний свет присущ по определению.

Иногда думается, что именно полное отсутствие способности к социальной мимикрии, не срабатывающий в экстремальных ситуациях инстинкт самосохранения, его "гулливерство" сыграло весомую роль в том, что он выжил, в то время как многие из окружавших его погибли, несмотря на осознанные усилия и готовность приспособиться к обстоятельствам. Известно: нередко лучший способ спрятать вещь – положить ее на самом виду...

"Подходит ночь. Разит вином от сборищ.
Желтеют окна. Слеп людской поток.
У слов, летящих к людям,– та же горечь
И нежность, оклеветанная так.
Вот час, когда, смешав и перепутав
Стук пульса, дождь и чей-то разговор,
Является в сознанье лилипутов
С неоспоримым правом Гулливер.
Какому-нибудь малышу седому
Несбыточный маршрут свой набросав,
Расположившись в их бреду, как дома,
Еще он дышит солью парусов,
И мчаньем вольных миль, и черной пеной,
Фосфоресцирующей по ночам,
И жаждой жить, растущей постепенно,
Кончающейся, может быть, ничем..,"

Это стихотворение Павла Григорьевича Антокольского называется "Гулливер". Посвящено С. Д. Кржижановскому. Дата – 1934. Оно давно опубликовано, перепечатывалось, входило в "Избранные". 

Но почему, хочу я спросить, все эти люди, хорошо понимавшие, какой писатель жил среди них и ушел в безвестность, сами, без наводящих вопросов, не заговорили о нем во всеуслышанье? В шестидесятых годах, ничем не рискуя, зная, что благодарных слушателей вокруг – как никогда прежде? Не виню – пытаюсь понять. Не запамятовали, нет, существуют документы, по которым это видно. Не та же ли тут причина, по которой никто и никогда не был с Кржижановским на "ты"? Как знать... Воспоминания – род фамильярности с временем и с людьми...

Есть у Кржижановского совсем короткая новелла-притча "Три сестры". Вот она.

"Они работали, как всегда, втроем: Клото, Лахезис, Атропос. Через их тридцать пальцев проходили человеческие судьбы. Клото аккуратно ссучивала нити дней. Лахезис протягивала их - вдоль мерки годов. Атропос ждала с раскрытыми ножницами, лезвия их смыкались - и недожитые концы жизней падали вниз, в корзину из тростника, сорванного у берегов Леты.

Как-то случилось, что одна из сестер сказала:

- Милые парки, давайте, так, ради шутки, поменяемся местами. Ну хоть на одну жизнь.

Сестры согласились. Атропос пересела на место Клото, Клото, тронув локтем Лахезис, смеющуюся шутке, заставила ее чуть подвинуться на опустевшее место Атропос.

И сестры принялись за работу. Атропос отрезала коротким защелком своих ножниц новую жизнь от всех ей предшествующих. Клото, не умевшая тянуть нить, но искусная сучильщица, сделала так, что жизнь у нее получилась короткой, но свитой из множества нитей. А Лахезис, знавшая лишь как протягивать нить, когда дело дошло до смерти, все тянула и тянула свою руку в вечность.

Затем сестры, смеясь, снова расселись по привычным местам и продолжали свою работу парок.

Но есть предание, что в этот день в мир пришел гений"


Кpжижaнoвcкий С. - Cобрание сoчинений в 6 тт. CПб. Симпoзиум. 2001-2013г. Твеpдый, в cупeрoблoжкax, Oбычный фoрмат.

Первоe, наибoлеe полнoe cобраниe cочинeний выдaющeгoся pуcскoго пиcатeля и мыcлителя XX века Сигизмунда Доминиковича Kржижaнoвскoгo (1887–1950). `Прозеванным гениeм` нaзвал Сигизмунда Kржижaновcкoго Георгий Шенгели. `С сегодняшним днем я не в ладах, но меня любит вечность`, - говорил о себе сам писатель. Он не увидел ни одной своей книги, первая книга вышла через тридцать девять лет после его смерти. Литературоведы ставят имя Кржижановского в один ряд с Т.А.Гофманом, Н.В.Гоголем, Э.По, Г.Майринком, называют `русским Борхесом` и `русским Кафкой`, переводят на европейские языки, издают, изучают и, самое главное, увлеченно читают.

Т.1: Сказки для вундеркиндов. Странствующее ``Странно``. Чужая тема. Штемпель: Москва.

Т.2: Клуб убийц букв. Возвращение Мюнхгаузена. Материалы к биографии Горгиса Катафалаки. Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы.

Т.3: Неукушенный локоть. Мал мала меньше.

Т.4: Статьи. Заметки. Размышления о литературе и театре.

Т.5: Театр. Не включенное в авторские проекты книг и незавершенное. Ненаписанное.

Т.6: Невольный переулок. Переписка С.Кржижановского и Анны Бовшек. Воспоминания о С.Кржижановском. Приложения: переводы, документы, письма. Фотографии

Несколько его рассказов экранизированы..

По мотивам рассказа С. Д. Кржижановского "Квадратурин". Реж.: В. Кожин. Кинокомпания "Рассвет". 

По мотивам рассказа С. Д. Кржижановского "Квадратурин". Реж.: В. Кожин. Кинокомпания "Рассвет". 

По мотивам рассказа С. Д. Кржижановского "Сбежавшие пальцы". Реж.: В. Кожин. Кинокомпания "Рассвет". 2016 г.

По мотивам рассказа С. Д. Кржижановского "Сбежавшие пальцы". Реж.: В. Кожин. Кинокомпания "Рассвет". 2016 г.

Источник

Наследие Сигизмунда Кржижановского

Кржижановский Сигизмунд - все книги автора

Купить книги Кржижановского Сигизмунда Собр. соч. в 6 тт.

Купить книги Кржижановского Сигизмунда на Alib.ru


Веселье не вечно и печальное конечно

    Пять минут хорошего настроения. Часть 5

    - А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

    США настаивают на продолжении банкета. Чем их можно по-настоящему напугать

    Пока в России радуются ракетному удару по Днепропетровску и ждут "реакцию Запада", реакция прошла незамеченной – неприятная для нас, но вполне ожидаемая.Маленькая негритяночка, с францу...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      vesiolyi Дорогами побед
      Сегодня 16:54

      С другого берега..

      «Чудо на Востоке. Западные военкоры рассказывают» – в таком ракурсе события 1941-1945 гг. мы еще не видели Банально для кого-то, но факт: Великая Отечественная война, поистине, событие вселенского масштаба, это не только большая История, это Эпос. Грандиозность и ожесточённость боёв, чудовищность потерь, ярость и упорство противоборствующих сторон, немыс...
      81
      vesiolyi 21 ноября 13:03

      Русские котики..

      Автор: Елизавета КоротковаВ России есть неофициальный кошачий остров — Столбный в Тверской области. Там находится монастырь Нило-Столобенская пустынь. И там же на небольшом кусочке земли посреди озера Селигер сосуществуют примерно 150 котов.Точную перепись кошачьего населения никто не проводил, поэтому подсчёт приблизительный. Но ясно одно: котов на ост...
      185
      vesiolyi 8 ноября 02:51

      учёные крысы и ИИ..

      Neiry: российские ученые первыми в мире подключили мозг крысы к ИИ".. Российские ученые первыми в мире подключили мозг крысы к искусственному интеллекту (ИИ), он подсказывает правильные варианты ответа на любые вопросы, рассказали РИА Новости в биотех-лаборатории Neiry."Российская биотех-лаборатория Neiry совместно с учеными из МГУ презентовала пер...
      182
      vesiolyi 23 октября 02:10

      "Чей туфля?."

      рисунок Елены Селиной "Люди боятся выйти из дома": Агрессивные птицы держат в страхе подмосковный ЖК..В Подмосковье вороны камнями разбили 10 машин.В городе Люберцы вороны забросали камнями припаркованный во дворе BMW. А до этого точно так же "расправились" и с другими иномарками жильцов местного ЖК.Битва птиц с населением ЖК на Красноармейской улице,...
      304
      vesiolyi 12 октября 22:54

      А на «Уралвагонзаводе» разберут и изучат «Леопард»..

      Концерн «Уралвагонзавод» в своем телеграм-канале сообщил о том, что на предприятие доставлен подбитый российскими военными в ходе СВО танк «Леопард»."В настоящее время вражеская машина поставлена на домкраты. Специалисты Концерна "Уралвагонзавод" приступили к препарированию узлов, систем и агрегатов "Леопарда". После проведения (патологоанатомическ...
      1027
      vesiolyi 17 мая 03:32

      Герой..

      Представившийся писарем боец ВС России подбил Leopard и Bradley27-летний Иван Жарский, представившийся на выставке трофейной техники стран НАТО на Поклонной горе в Москве как «писарь», на самом деле совершил подвиг, уничтожив танк Leopard и несколько БМП Bradley.На вопрос посетителей выставки о том, за что он получил звание Героя России, надо отметить, ...
      1592
      vesiolyi 12 апреля 04:35

      "На нас шло оранжевое чудище.."

      Ельчанинов Владимир - Встреча в Клушино, 1988 Андрей Шатилов - ПервыйПервая встреча Гагарина после приземления с людьми была описана много раз. О бабушке Анне Тахтаровой с внучкой Ритой, накормившей первого космонавта земли молоком и хлебом, не раз в интервью рассказывал сам Гагарин. Впоследствии писал им письма, старался не забыва...
      302

      Девочка и дельфин..

      Поэтический этюд о дружбе девочки и дельфинаРежиссер: Розалия ЗельмаКомпозитор: Эдуард АртемьевГод: 1979Жанр: мультфильм, короткометражкаИз рецензий КИНОПОИСКА:" .. Мне кажется, что этот мультфильм очень рано разбудил во мне что-то хорошее и взрослое. Наверное, он научил меня чувствовать.А еще благодаря ему я заочно полюбила море. Ко...
      403
      vesiolyi 31 марта 04:41

      Первым делом, первым делом самолёты..

      Летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки перспективен для перевозки пассажировСибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует сертифицировать летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» как гражданский пассажирский самолет, сообщил ТАСС со ссылкой на руководителя о...
      411
      vesiolyi МузЧас
      31 марта 04:02

      78 МузЧас (The Necks)

      из ИНТЕРВЬЮ:Если когда-либо существовала группа, воплощавшая идеал "открытости", то это, несомненно, должны быть The Necks: открытые моменту и эпическим структурам, открытые своим индивидуальным голосам и способам смешивания этих голосов, открытые самым разнообразным музыкальным стилям и самым разнообразным способам их обработки, открытые...
      355
      vesiolyi Почитаем?
      13 марта 21:07

      Соперники.

      титульный лист - Черный король. Альманах "Шахматного Обозрения" за 1902 г. - 29 - - 30 - - 31 - - 32 - - 33 - - 34 - - 35 - - 36 - - 37 - - 38 -Рассказ Н.Ведкова выбран из Альманаха Черный Король "Шахматное Обозрени...
      613

      Идеальный дворец Фердинанда Шеваля

      Каждый день почтальон Фердинанд Шеваль проделывал путь в 25-30 километров, доставляя почту в окрестные деревни. Однажды он споткнулся и упал, и его внимание привлек камень причудливой формы. Шеваль забирает «камень преткновения», и ему приходит в голову идея строительства сказочного дворца для своей маленькой дочки.В течение последующих 3...
      476
      vesiolyi МузЧас
      28 февраля 04:35

      77 МузЧас (Zventa Sventana)

      Алена Романова и Тина КузнецоваВ композициях проекта Zventa Sventana можно услышать не только фольклорные напевы в электронной обработке, но и классические инструменты — от скрипки до контрабаса, а также звуки отходящей от станции электрички. История проекта началась в 2005 году, когда уроженка Казани джазовая певица Тина Кузнецова н...
      358
      vesiolyi 23 февраля 02:03

      Католическая церковь знает божественную тайну России

      На фоне антирусской истерии, казалось бы, объединившей подавляющее большинство представителей политической элиты Запада, Католическая церковь, одна из важнейших духовных и властных институций западного мира, раз за разом заявляет о своей особой позиции и категорически отказывается присоединиться к шельмованию русской истории и культуры.Подобное положени...
      464
      vesiolyi МузЧас
      21 февраля 05:10

      76 МузЧас (Софья Сергеева #Софьюшок)

      Хрустальный, звонкий, словно ручей, вокал екатеринбурженки Софьи Сергеевой не оставит равнодушными тех, кто любит романтические и душевные песни. В репертуаре одаренной необычайно чистым голосом певицы преимущественно советские песни и романсы, но встречаются и авторские работы, пользующиеся не меньшей любовью аудитории.Биография Софьи Ал...
      1084
      vesiolyi ИЗО
      17 октября 2023 г. 03:19

      читать наличники..

      «А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали бо...
      714
      vesiolyi 11 апреля 2023 г. 23:49

      Первые одиннадцать Героев Космоса!!!

      Одиннадцать первых космонавтов, СССР, 1967 год. Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова, Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров, Павел Беляев, Алексей Леонов. Кто изображен на этой фотографии? Кто эти люди и почему они так стоят?Перед нами первые одиннадцать наших героев кос...
      1228
      vesiolyi МузЧас
      4 апреля 2023 г. 02:55

      75 МузЧас (Scott Bradlee's Postmodern Jukebox)

      Старые песни на новый лад? Нет. Новые песни - на старый лад! Такое придумал Скотт Брэдли, американский музыкант, создатель проекта Postmodern Jukebox.Postmodern Jukebox - это современные песни, исполненные в "старых" стилях первой половины двадцатого века. Проект возник усилиями Скотта и его друзей в 2011 году. Тогда Брэдли выпустил A Mot...
      646
      vesiolyi МузЧас
      8 марта 2023 г. 03:44

      74 МузЧас (Quadro Nuevo)

      Очень занятный германский акустический джазовый квартет, играющий около-джазовые композиции, основанные на итальянских мелодиях начала 20 века.Quadro Nuevo образовались в 1996. В один серый январский день четыре молодых человека припарковались недалеко от Зальцбурга. Это гитарист Robert Wolf (1996 - 2008), который до этого ездил в ту...
      615
      vesiolyi 6 марта 2023 г. 23:23

      Микроба

      Владимир Парошин. Старая арка. Армянский переулок, музей электрификации МосквыИ дней моих поток, так долго мутный,Теперь утих дремотою минутнойИ отразил небесную лазурь.А. Пушкин Владимир Парошин. Дом на Большой Ордынке Подъезд был угловой, старый и затаённо-влажный, каким он всегда и помнился. Мужчина сидел на лавочке, смотрел. Поз...
      544
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика