• РЕГИСТРАЦИЯ

Микроба

46 416
Владимир Парошин. Старая арка. Армянский переулок, музей электрификации Москвы
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.
А. Пушкин
Владимир Парошин. Дом на Большой Ордынке

Подъезд был угловой, старый и затаённо-влажный, каким он всегда и помнился. Мужчина сидел на лавочке, смотрел. Позади было то, что звалось когда-то двором, а нынче, уходя и растворяясь в пустотах между легковесных многоэтажек, сделалось ничьим междомьем для проходящих. В этот подъезд мужчину внесли из родильного дома и в тот подъезд (уже можно было утверждать наверняка) ни при какой погоде он не вернётся никогда.

‹Вот так вот‚ — повторял про себя мужчина, — вот так!..»

Белобрысенькая, утомительно шустрая его дочка лазила здесь же поблизости, среди подкопчённых деревянных строеньиц, предназначенных якобы для детской игры, но в сущности бутафорских и неудобных для неё. У соседней лавки без пригляда стояла коляска с младенцем — наверное, его бабушка или мать отлучились ненадолго по какой-нибудь необходимости. Дочь то и дело подбегала к младенцу и с вопросительной, слегка усмехающейся женской улыбкой, заглядывала внутрь коляски, поднимаясь на цыпочки.

— Ты стё? Ты стё? Стё смотрись! — улыбалась она.

Собравшись с духом, мужчина взял наконец девочку за руку и повёл её в подъезд.

 Владимир Парошин. Двор в Большом Саввинском переулке, 2003 

Лестница была та самая, с широкими пологими ступеньками, и мужчина хлопал ладонью по довоенным мощным перилам, без радости, как чужое, узнавая нечёткие фигуры оленей, выбитых на чугунных их кругах. Аляповатые и грубые, они казались ему раньше красивыми эти рогатые олени, торжественными, немножко таинственными.

— Здесь! — остановился он у дверей на четвертом этаже. — Вот здесь, доча, мы и жили.

— Кто’! Кто зил?

Пальчики девочки шевельнулись в его повлажневшей ладони.

— Бабушка, дедушка, твой папа и тети.

— А давай зайдём к бабуське! — предлагая новую игру, засмеялась тоненько девочка.

Он представил себе коридор, двери к соседям, ванну, туалет и напротив туалета плохо почему-то различимую, подмытую в памяти дверь т у д а, «к бабуське», представил пол — длинные толстые доски с выщербленными окаёмами краски между щелей. Можно было что-то придумать — сказать например, что соседей снизу нет, а мы по обмену, по объявлению и разрешите, если можно, если вас не затруднит, взглянуть. Да врать было отчего-то затруднительно сейчас, не к душе.

— Пойдём, — позвал, потянул он за руку девочку. — Пойдём-ка обратно, доча. Хватит нам с тобой.

Спустились, и первое, что увидел мужчина, оказалась белая торцевая стена дома, заступавшего в бывший ею двор‚ — глухая без окон и дверей панельная стена, за которой по совпадению жила ею другая, оставленная десять лет назад старшая дочь.

— Знаешь, кто тут живет? — кивнул мужчина на стену.

— Да-а! — закричала, заподпрыгивала от радости девочка. — Знаю! Пойдём-пойдём к ней, папа, сяс зе!

Он вернулся в город с полгода назад, а на это дело — соединять дома, свой бывший и новый, где жила Старшая, отваживался в первый раз. Проходя он ощущал до сегодня дома по отдельности — дом справа и дом слева, тот или этот, а нынче, сейчас вот, ухватясь за парашютное кольцо ручки Младшей, он решил всё-таки попробовать — соединить. Человек рождается чистым — вынужденно согласился он с чужими не понятными раньше словами, — и в том дарованная ему небом натура. Но окружающий мир подступает к человеку и зарождает в нём желания — любовь и ненависть, которые не имеют предела. И окружающий мир подступает к человеку, и человек истощает себя в желаниях.

— Вот тут, доча, и тут, — объяснял он зачем-то дочери, — стояли бараки, а тут гаражи, а тут забор,

— Папа, а мы зайдём? — дергала, тащила его за руку девочка к панельному дому, — зайдём к ней?

Но «папа» сказал — нет, они не зайдут. Старшая уехала трудиться в трудовой лагерь, объяснил он, и заходить потому бесполезно,

Старшей, когда он её оставил, было столько же, сколько скоро исполнится Младшей. Для облегченья он придумал тогда себе, что в этом возрасте, возрасте детской гениальности, она как-нибудь догадается про его уезд, не осудит строже, чем он заслужил, и, приезжая, виделся потом с нею раз за разом, и это была одна голимая бесконечная мука, но он всё равно ездил, приезжал, заставляя себя, и, встречая, говорил вязнувшие в зубах, внешние ненужные им обоим слова, чуть не нарочно терзал и загонял себя в угол — да-да. это моя дочь, говорил он себе тогда, её пальчики, и её голос, и её мягкие лучшие на свете светло-русые волосы, и я, думал он, это я, я, я оставил её — я!

Он ждал её обычно где-нибудь в школе — тоже по совпадению в той, где учился когда-то сам, И, дождавшись и увидав, поражался всякий раз неожиданной и избыточной, как казалось ему, хрупко-прозрачной её, его дочери, красоте, её неисполненной, ускользающей всё куда-то близости, а потом, позднее, когда народилась Младшая, он, невольно сравнивая, пугался больше и больше сходству. И смех, и нежная тень в ямочках, когда они, его дочери, улыбались ему, и чуть прячущееся радостное или, напротив, грустно-укоряющее любопытство в слегка продолговатых косульих глазах. Иногда казалось, что это одна такая девочка-дочь, что крутится вперёд-назад одна и та же запутавшаяся киноплёнка, возвращает знакомый, разве чуточку подновлённый, но узнаваемый по ознобу, по холоду в животе мучительный сладкий сон. Сон его жизни. И, (как и надеялся он в глубине души) чем быстрее подрастала-взрослела Младшая, тем легче, посильней становилась ему его память и даже тот её, тот тяжкий и самый неподъемный её миг, когда он стоял, задрав голову в подъезде Старшей и слушал, как бегут, убегают, убывают от него, топоча по ступеням, её сандалики, и, неожиданно нащупав в кармане им самим надписанные конверты — жалкая, так и не осуществившаяся уловка ‹переписки», он крикнул, позвал её с середины пути, выкрикнул на весь подъезд им же когда-то придуманное имя, и она, послушная девочка, вернулась к нему и, не взглянув, с той же добросовестной сосредоточенностью бега, не взглянув, не приостановившись и не переведя дыхания, забрала из его руки конверты и снова, с нуля, повторила ужасный, невозможный, добивающий его до мокренького, пробег.

Александр Кабин. Подъезды. Пролёты.

Дверь наверху бахнула, осела, опустилась на ступени какими-то чёрными хлопьями тишина и в стылом, пустопорожнем подъездном молчании и изведалось им тогда н е ч т о, растворённо-скрытый до поры замысел собственного его существования, а может быть и не только его. Это было, показалось ему, дно жизни, до которого, говоря торжественно, он сподобился донырнуть

— Ну пап, пап! — канючила, волоча его за руку Младшая.— Ну позялуйста, ну зайдём, ну пап!

Он уступил. Так, из экономии сил, чтобы просто не спорить с ней. И они очутились в подъезде, в узеньком и игрушечно-несерьёзном, как и вся эта новая, по ощущенью мужчины, скороспелая, скомканная и не сознающая себя жизнь, и его Старшая, кто б мог подумать, оказалась дома — в лагере труда и отдыха осуществлялась как раз пересмена.

Неохотно, но всё-таки Старшую отпустили с ним и Младшей, разрешили погулять в парке час, и теперь, втроём, они доехали троллейбусом до парка, до карьера, до камней и сосен вокруг него, до лёгкого и чистого ещё песочка, из которого, присев на корточки, Младшая тотчас выстроила им всем Дом.

— Вот, — объяснила она Старшей, завершая работу, — мы будем зесь зить. Ты, папа и я. — грязным пальчиком указала поочередно будущих жильцов — ты, он и я. — Я — строительница Младшая, населяющая дома по собственному усмотрению.

Старшая, когда выбирались наверх, поднималась первой, и он её отец, видел, как чуть плоскостопо, чуть слабосильней, чем ему хотелось бы, подвернулась, соскользнув с камня её нога, и это тоже было, конечно, к н е м у — к нему, но он — он справился и, когда подъём был позади, спустил с рук на траву Младшую и напоследок оглянулся назад, вниз. Он хотел запомнить место, где отныне будет стоять их общий на трёх членов семьи дом. Вода в тени карьера мелко рябила от ветерка, а на солнце была гладко-прозрачной, серовато-голубой, как глаза его красавиц-дочерей, а слоистые коричнево-серые камни, укутанные снизу в нежно-зелёный мох и изогнутые маленькие сосны, — отдалённо походили на средневековую гравюру. Человек рождается чистым.

Они, Старшая и Младшая, шли впереди, взявшись за руки, Младшая подпрыгивала и что-то говорила Старшей, а та, слегка принагнувшись, как и должна Старшая сестра, слушала и улыбалась ей. И ему сделалось легче, проще, он стал им теперь как товарищ, а не псевдоопытный, псевдоуяснивший себе устройство мира отец, — и он благодарил в себе потихоньку за всё это Младшую и не боялся больше любоваться Старшей. Лишь бы он, примечталось ему, не помешал им как-нибудь со своим подступившим к нему миром.

— До сидания, до стреци! — срываясь голоском, кричала в подъезде Младшая Старшей, а он, отец, держал её ладошку в своей руке и впервые за долгие годы разлука со Старшей была ему по плечу.

Они с Младшей ещё разок обошли старый дом, дом, куда его принесли из роддома и с которого они начали сегодня, и, обойдя снаружи, с внешней стороны, стали ждать троллейбус на троллейбусной остановке Что ж, думал про себя мужчина, вроде бы всё получилось неплохо с соединением.

В троллейбусе Младшая быстро отыскала пустое место у окошка, заняла его, но не смотрела туда, а крутилась и корчила всякие рожи. Соседка по сиденью, пожилая, со строгим, педагогическим выражением лица сделана ей замечание,

— Убери язык, — предупредила она знающе вещим голосом, — а то микроба сядет.

Младшая удивленно взглянула, вскинула на неё косульи глаза, но язык не убрала.

— Сядет микроба, — усиливала внушительность строгая женщина, — и ты будешь болеть.

Младшая снова на неё покосилась, но язык высунула ещё дальше. Язык был розовый, свежий и широкий, с небольшим беловатым налетом у корня.

— Мы уберём, — зашла тогда с другой беспроигрышной стороны опытная педагогша‚ — у нас микроба не сядет, а они, — мотнула она головой на двух детишек с передних кресел, — не уберут и заболеют. Они плохие, а мы хорошие. Они не уберут и заболеют, а мы уберём и не заболеем. Мы ведь хорошие!

Но и тут Младшую не удалось провести. Не-ка, — закрутила она из стороны в сторону курчаво-светлой своей башочкой, — нет, она, Младшая, не хорошая! — понял её он, её отец.

«Баба пошла за водичкой, — вспомнился ему давнишний, десятилетней давности рассказ Старшей, — и на неё напали гуси. А она как закричит: „Деда, деда, помоги!“ И деда помог».

Троллейбус остановился. Мужчина вылез, вытащил из потной, перенабитой, но покамест вежливой его тугизны Младшую за подмышки и осторожно поставил на тротуар.

— Ну что, доча, — спросил он у неё, отдуваясь и слегка робея,— правильно мы с тобой сегодня съездили?

И ждал, смотрел на неё, почти почему-то уверенный в положительном ответе. Девочка же, опустив глаза, стукала рантом сандалика по асфальту и не отвечала ему. «Я знаешь как тебя люблю? — вспыхнули в нём тогда забытые, поросшие быльём и, как надеялось ему, навек погребённые в Лете слова Старшей. — Я люблю тебя до небушка!»

Валерий Машенкин. Интерьеры. 1939 г .


писатель Владимир Курносенко



"… Мне представляется важным рассказ «Микроба». Он наиболее житейский, людской и от этого ещё более пронзителен. Мотив возвращения в покинутый когда-то дом высвечен у Курносенко по-новому, без пафоса, но ситуативно. И переплетается с «домой возврата нет» так искусно, как голоса контрапункта оплетают основную тему в добаховском многоголосии. И хоть ужас расколотой семьи сюжетно преодолеваем в крошечном по объёму рассказе, читателю становится легче от причастности к описываемым переживаниям, и он верит в лучшее.."

Максим Замшев, главный редактор «Литературной газеты»

дочери Владимира Курносенко: Аглая и Илона


Веселье не вечно и печальное конечно

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      vesiolyi 12 апреля 04:35

      "На нас шло оранжевое чудище.."

      Ельчанинов Владимир - Встреча в Клушино, 1988 Андрей Шатилов - ПервыйПервая встреча Гагарина после приземления с людьми была описана много раз. О бабушке Анне Тахтаровой с внучкой Ритой, накормившей первого космонавта земли молоком и хлебом, не раз в интервью рассказывал сам Гагарин. Впоследствии писал им письма, старался не забыва...
      179

      Девочка и дельфин..

      Поэтический этюд о дружбе девочки и дельфинаРежиссер: Розалия ЗельмаКомпозитор: Эдуард АртемьевГод: 1979Жанр: мультфильм, короткометражкаИз рецензий КИНОПОИСКА:" .. Мне кажется, что этот мультфильм очень рано разбудил во мне что-то хорошее и взрослое. Наверное, он научил меня чувствовать.А еще благодаря ему я заочно полюбила море. Ко...
      238
      vesiolyi 31 марта 04:41

      Первым делом, первым делом самолёты..

      Летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки перспективен для перевозки пассажировСибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует сертифицировать летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» как гражданский пассажирский самолет, сообщил ТАСС со ссылкой на руководителя о...
      267
      vesiolyi МузЧас
      31 марта 04:02

      78 МузЧас (The Necks)

      из ИНТЕРВЬЮ:Если когда-либо существовала группа, воплощавшая идеал "открытости", то это, несомненно, должны быть The Necks: открытые моменту и эпическим структурам, открытые своим индивидуальным голосам и способам смешивания этих голосов, открытые самым разнообразным музыкальным стилям и самым разнообразным способам их обработки, открытые...
      207
      vesiolyi Почитаем?
      13 марта 21:07

      Соперники.

      титульный лист - Черный король. Альманах "Шахматного Обозрения" за 1902 г. - 29 - - 30 - - 31 - - 32 - - 33 - - 34 - - 35 - - 36 - - 37 - - 38 -Рассказ Н.Ведкова выбран из Альманаха Черный Король "Шахматное Обозрени...
      396

      Идеальный дворец Фердинанда Шеваля

      Каждый день почтальон Фердинанд Шеваль проделывал путь в 25-30 километров, доставляя почту в окрестные деревни. Однажды он споткнулся и упал, и его внимание привлек камень причудливой формы. Шеваль забирает «камень преткновения», и ему приходит в голову идея строительства сказочного дворца для своей маленькой дочки.В течение последующих 3...
      319
      vesiolyi МузЧас
      28 февраля 04:35

      77 МузЧас (Zventa Sventana)

      Алена Романова и Тина КузнецоваВ композициях проекта Zventa Sventana можно услышать не только фольклорные напевы в электронной обработке, но и классические инструменты — от скрипки до контрабаса, а также звуки отходящей от станции электрички. История проекта началась в 2005 году, когда уроженка Казани джазовая певица Тина Кузнецова н...
      233
      vesiolyi 23 февраля 02:03

      Католическая церковь знает божественную тайну России

      На фоне антирусской истерии, казалось бы, объединившей подавляющее большинство представителей политической элиты Запада, Католическая церковь, одна из важнейших духовных и властных институций западного мира, раз за разом заявляет о своей особой позиции и категорически отказывается присоединиться к шельмованию русской истории и культуры.Подобное положени...
      332
      vesiolyi МузЧас
      21 февраля 05:10

      76 МузЧас (Софья Сергеева #Софьюшок)

      Хрустальный, звонкий, словно ручей, вокал екатеринбурженки Софьи Сергеевой не оставит равнодушными тех, кто любит романтические и душевные песни. В репертуаре одаренной необычайно чистым голосом певицы преимущественно советские песни и романсы, но встречаются и авторские работы, пользующиеся не меньшей любовью аудитории.Биография Софьи Ал...
      501
      vesiolyi ИЗО
      17 октября 2023 г. 03:19

      читать наличники..

      «А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали бо...
      512
      vesiolyi 11 апреля 2023 г. 23:49

      Первые одиннадцать Героев Космоса!!!

      Одиннадцать первых космонавтов, СССР, 1967 год. Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова, Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров, Павел Беляев, Алексей Леонов. Кто изображен на этой фотографии? Кто эти люди и почему они так стоят?Перед нами первые одиннадцать наших героев кос...
      1084
      vesiolyi МузЧас
      4 апреля 2023 г. 02:55

      75 МузЧас (Scott Bradlee's Postmodern Jukebox)

      Старые песни на новый лад? Нет. Новые песни - на старый лад! Такое придумал Скотт Брэдли, американский музыкант, создатель проекта Postmodern Jukebox.Postmodern Jukebox - это современные песни, исполненные в "старых" стилях первой половины двадцатого века. Проект возник усилиями Скотта и его друзей в 2011 году. Тогда Брэдли выпустил A Mot...
      465
      vesiolyi МузЧас
      8 марта 2023 г. 03:44

      74 МузЧас (Quadro Nuevo)

      Очень занятный германский акустический джазовый квартет, играющий около-джазовые композиции, основанные на итальянских мелодиях начала 20 века.Quadro Nuevo образовались в 1996. В один серый январский день четыре молодых человека припарковались недалеко от Зальцбурга. Это гитарист Robert Wolf (1996 - 2008), который до этого ездил в ту...
      462
      vesiolyi 25 февраля 2023 г. 22:03

      Тайные знаки Себастьяна Феллера..

      Перспективный француз Себастьян Феллер был разоблачен на шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске в 2010 г., ему пророчили большое будущее. Оказалось, что блестящая игра этого юноши была основана на подсказках компьютера.По-настоящему блестящим во всей этой истории был лишь план, по которому действовали спортсмен и его сообщники — еще один ф...
      2416
      vesiolyi МузЧас
      24 февраля 2023 г. 02:27

      73 МузЧас (Bobby McFerrin)

      На протяжении десятилетий Бобби Макферрин нарушал все правила. 10-кратный обладатель премии "Грэмми" стирает грань между поп-музыкой и изобразительным искусством, разгуливая босиком по лучшим концертным залам мира, исследуя неизведанные вокальные территории, вдохновляя целое новое поколение певцов а-капелла и движение битбокс. “Я все...
      522
      vesiolyi ИЗО
      20 февраля 2023 г. 00:03

      Волшебно тёплый и уютный лоскутный мир Саши Русской

      Если вы однажды попадете в лоскутный мир Саши Русской, то захотите остаться там навсегда. Яркий, удивительный, неповторимый, сказочный, самобытный — все эти эпитеты подходят для описания этого волшебного и уютного мира."Я - Саша Русская, это мой псевдоним. Как я к нему пришла? Он мне приснился)), чему очень рада. Моё настоящее имя Ирина. ...
      1040
      vesiolyi МузЧас
      7 февраля 2023 г. 18:58

      72 МузЧас (Gaby Moreno)

      Мария Габриэла Морено Бонилья, известная под своим сценическим псевдонимом Габи Морено - гватемальская певица, автор песен и гитаристка. Родилась 16 декабря 1981 г. В 2009 году она выпустила свой первый сингл и альбом. Позже в том же году она гастролировала с Pop Singer Трацы Цхапман.С тех пор, как она переехала в Лос-Анджелес и...
      438
      vesiolyi ИЗО
      8 декабря 2022 г. 02:07

      Красочные Вести из Столицы Акварели..

      Красавчик!!!БЕЛЕНЬКАЯ Вера Михайловна - Юноша у стены. 2020.  Напомню, с 2002 г. каждые четыре года в Кургане проходит выставка Акварели. В этом 2022 году - 6 раз.. Событие это знаковое и на этом празднике собирается все больше и больше народа.. картин присылают приличное количество, в этом больше 1500.. Требовательный ...
      505
      vesiolyi 27 ноября 2022 г. 11:57

      Человек-песня..

      На 90-летие замечательного советского певца Юрия БогатиковаВосхищаясь силой его таланта, его неповторимой личностью, всё отчётливее ощущаешь, как не хватает нам этого поистине звёздного человека, его песен. Нет сомнения, что помнят его и далеко за пределами некогда большой страны – в Венесуэле, Венгрии, Германии, Италии, Китае, Корее, Перу, Польше, Фран...
      371
      vesiolyi 17 ноября 2022 г. 22:47

      И, как птица, «Прощанье славянки»…

      На 110-летие великого марша«Снова и снова слушаю этот великий марш, и всякий раз плачу» — такие записи приходилось не раз читать в Интернете. Точно замечено: у русского человека всякий раз при звуках этого марша возникает чувство личной причастности ко всему вокруг и чувство собственного бессмертия, хотя и погибнуть не страшно, если за дело.То был патри...
      2444
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика