В своей заметке "когда сломали советского человека" я уже писал про весьма специфическое представление о позднесоветском обществе, как о стройных рядах патриотов, обманутых коварным Горбачёвым. Тогда же я обратил внимание на то, что судить о подлинном состоянии общества нужно не столько по личным впечатлениям, к которым в массе своей апеллируют граждане, сколько по процессам, в нём происходящим, например в культурной сфере. И если в прошлый раз выявить некий феномен нам помог кинематограф, то сегодня мы обратимся к эстраде.
Вот две минуты "искромётного юмора" от Игоря Шарова.
Над чем смеются люди в битком набитом зале, чему аплодируют? Преисполненной самоиронии талантливой пародии на мотив песни Газманова? Популярное мнение, вот только у меня другое.
На глазах граждан из зрительного зала гибнет Родина, за которую их деды и прадеды отдавали жизни. Пылают национальные окраины, погребая под своими обломками братство народов, которое в самом ближайшем будущем обернётся братоубийственными войнами. Хороший такой повод для смеха.
Да и смех этот куда больше похож на пляски на костях, на смачный плевок в лицо собственным предкам, на то самое метафизическое падение - размен идеалов на доверху наполненное корыто. Пограничник на цепи, да пришитая сверху звёздочка.
Хочется спросить, как сегодня живётся тем, кто "смешили" и тем, кто смеялся? Ведь это были самые обыкновенные советские граждане, а не пришельцы с Марса. Как сложилась их судьба, многие ли успешно "вписались в рынок"? Как их собственное прошлое вплетается в стройную и популярную теорию об обманутом народе?
И это отнюдь не вопросы покаяния. Осознание масштабов катастрофы, понимание состояния общества, в котором оно оказалось к 80-м годах прошлого века - это ключ к будущему. Ведь подлинные уроки не извлечены до сих пор, и ярким тому примером является произошедшее на Украине. Пусть многие и считают, что благодаря ей Россия получила "прививку" от гос. переворотов.
Но ведь дело даже не в этом, дело в самой системе координат. В письме Сталина, о котором я писал вчера, были такие строчки: "теория "героев" и "толпы" есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики".
Каждый должен понять, что он не часть толпы, покорно идущей на заклание в ожидании героя, а часть народа. Народ не пирует во время чумы, а создаёт героев, не смотрит на то, как гибнет Родина, а сражается за неё. Ото всех зависит всё. Эта, казалось бы, простая истина сплотила спасла нашу страну в 1941 году. Её отсутствие привело к тому, что трудящиеся отказались встать на защиту социалистических завоеваний, и своим бездействием погубили страну.
Выбор за нами.
Оценили 25 человек
68 кармы