УРОК №7-8 Плохие рифмы

11 9146

(Начало здесь:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...)

Для того чтобы урок не показался столь занудным и утомительным, а учитель вредным сухарём, я решил скрасить занятия отвратными стишками с плохой рифмой и весёлыми карикатурами.

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов и не рассмеяться всласть.  

На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. 

Условно можно разделить плохие рифмы на несколько категорий:

Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка "…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…". "Везде - уже", "тебя - меня" - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия.
Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не "селёдка - таракан"), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной "везде - уже" и "тебя - меня", можно отметить ещё "балконе - голубое", "дорога - книга" и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

Однокоренные рифмы. 

КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным.
Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой "рифмы" можно назвать Кинчевское "столетий - тысячелетий".
Также часто бывает "ботинки - полуботинки", а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне "площадь - жилплощадь" (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. 

Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, "пришёл" - "подошёл" или "зарубил - порубил". Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. 

Вторая рассмотрена ниже.

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат. (А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше "ботинки - полуботинки", а также "люби - возлюби", "нас - вас".

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (или редиф). Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть. (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы – недостаточные рифмы, 

в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда! (слова народные)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик.
Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать": летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; 

рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; 

рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... 

Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Однородные рифмы 

- разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде "передал - забодал" или "проскочил - обличил". 

Или инфинитивы: "хотеть - свистеть". Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. 

Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, "смешной - смурной"). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы 

- рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы. Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь – любовь – кровь (канонический пример). Ночь – дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Радость - младость. Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

УРОК №8    Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы).

Хороших рифм гораздо меньше, чем плохих, но, поверьте, их хватит не только на ваш век, но и на век ваших прапра…правнуков. Русский язык не только невероятно богат, но он имеет замечательную способность к поглощению большого количества новых слов, не теряя при это старых. То есть в языке, например, сожительствуют "голкипер" и "вратарь", не вытесняя друг друга. Это хорошо: лет через 500 будет забыто, что когда-то слова "бутерброд" или "портмоне" были иностранными.

Но вернусь к рифмам.

Отмечу, что рифмовка одинаковых частей речи в одной и той же форме называется параллельной и не является шедевром рифмы.

Глаголы.

Глагол - существительное. Это классическая идеальная рифма, к которой всегда следует стремиться.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли. (М. Цветаева).

Вообще, Цветаева - гениальная поэтесса. У Цветаевой рифмы - потрясающие, настолько верные и удивительные по силе - читайте и учитесь!

Но это четверостишие приведено здесь для наглядной демонстрации прекрасной рифмы "бездну - исчезну" (вторая рифма - тоже идеальна, наречие - существительное). Тут глагол в первой форме абсолютно созвучен существительному. Именно к такому звучанию необходимо стремиться. 

Ещё несколько примеров, потому что на словах не объяснишь, нужно читать:

Я не ищу гармонии в природе,
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал. (Н. Заболоцкий)

***

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни. (И. Бунин)

И так далее. Можно приводить тысячи примеров.

Глагол - прилагательное. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание. Но оно гораздо менее распространено по причине своей сложности. Я бы даже сказал, что оно очень редко. С некоторым трудом я нашёл такую рифму у Цветаевой:

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Дело в том, что глаголы с прилагательными обыкновенно не созвучны, такие рифмы не закономерны в поэзии, а случайны. Хотя отмечу, что использование этих самых случайных, авторских рифм - высшее искусство.

Тут есть и "подводные камни". 

Рифмуя причастие с прилагательным, можно случайно наткнуться на слабую рифму, подобную рифме "прилагательное - прилагательное в одной и той же форме". С другой стороны, рифма "затаённый" - "зелёный" - очень даже неплоха, поскольку слова разнотипные.

Глагол - местоимение. 

Это "стильная" рифма, довольно редкая, но красивая. При этом я не имею в виду рифмы типа "куя - буду я" - это уже другой тип, когда рифмуется одно слово с двумя и более (составная, будет рассмотрено ниже). Канонический пример рифмы "глагол - местоимение":

Бобо мертва, но шапки не долой.
Чем объяснить, что утешаться нечем.
Мы не проколем бабочку иглой
Адмиралтейства - только изувечим. (И. Бродский)

Это абсолютно безупречная и потрясающая по оригинальности и красоте рифма - как, впрочем, почти все у Бродского. Наряду с Цветаевой очень рекомендую почитать.

Глагол - предлог. 

Это тоже характерный "бродскизм", потому что весьма не просто "поймать" предлог, полностью и красиво созвучный с любой другой частью речи. Пример оттуда же:

Квадраты окон, сколько ни смотри
По сторонам. И в качестве ответа
На "Что стряслось" пустую изнутри
Открой жестянку: "Видимо, вот это". (И. Бродский)

Глагол - наречие. 

Из того же стихотворения ("Похороны Бобо") привожу ещё одну строфу:

Ты всем была. Но, потому что ты
Теперь мертва, Бобо моя, ты стала
Ничем - точнее, сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский)

Никаких "подводных камней" в последних трёх случаях нет: практически все рифмы, построенные по такому принципу, очень хороши.

Глагол - числительное. 

Редкость подобных рифм обусловлена ограниченной возможности применения числительных. В поэзии числительные встречаются, наверное, реже всех других частей речи; тем изысканнее может быть их употребление. Рифмуются с глаголами они очень легко: "три - посмотри", "шесть - поесть" и так далее. Отмечу, что рифма "пять - распять" не является хорошей по причине "заезженности".

Глагол - союз, частица, междометие.

Конечно, полноценные рифмы с союзами и частицами очень сложны, потому что эти части речи немногосложны. Доступных для рифмовки союзов и частиц крайне мало. Честно говоря, я не нашёл в классике полноценных примеров (не считая составных рифм - но это отдельный разговор, о них позже) таких рифм. Но всё равно следует попытаться.

С междометиями можно зарифмовать при должном желании и умении - всё, что душе угодно. У меня есть один знакомый поэт, который удивительным образом умудрился зарифмовать животные звуки (в частности, вздохи при совокуплении) с нормальными словами и так построил всё стихотворение. Пошло, но очень эффектно. Но глагол относится к тем частям речи, которые с междометиями рифмоваться не любят.

Когда тишину и покой
Звонком телефонным рвало,
Я к трубке стекался рекой,
Пытаясь ответить "алло!"…

Правда, "алло" - это междометие искусственное. Более естественно что-нибудь вроде "ах!", "эх!", "ого!", "апчхи!". К примеру:

Капитан замолчал, - всё понятно без слов, -
К перископа серебряной линзе припав,
Он предчувствовал: скоро начнётся "пиф-паф":
Мы возникнем в газетах за это число…

Существительные.

Существительное - прилагательное. Рифма простая и красивая, но есть некоторые оговорки. Не рекомендуется (хотя и не возбраняется) рифмовать с прилагательными те существительные, которые произошли собственно от прилагательных. Например "учёнp style=Пытаясь ответить ый" - &q(канонический пример)br /uot;крещёный" - рифма так себе. Хотя вполне допустима.

Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам. (Н. Гумилёв)

Рифмы такого типа встречаются сплошь и рядом, но не становятся избитыми ввиду их необыкновенной разнообразности.

Существительное - местоимение. 

Тоже довольно простая и естественная рифма. Соб margin-left:2.0cm; text-align:justify(М. Ломоносов)Табор text-align:justify ственно, существительное - наиболее "разноплановая" часть речи, то есть существуют тысячи существительных, рознящихся между собой по фор/p/pp style=margin-left:2.0cm; margin-right:108.0pt; text-align:justify/u (И. Уткин)/uме и звучанию, из них можно выбрать рифму практически к любому слову русского или даже иностранного языка.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно. (И. Бунин)

Существительное - наречие. 

В общем, такая рифма не сильно отличается от рифм типа "существительное - прилагательное". Встречается она реже, но технической сложности не представляет.

О чём шумят друзья мои, поэты,
В неугомонном доме допоздна?
Я слышу спор. И вижу силуэты
На смутном фоне позднего окна. (Н. Рубцов)

Существительное - числительное. 

Как и другие рифмы с существительными, получается такая рифма легко и не менее легко подгоняется под смысловую нагрузку любого стихотворения.

Птиц не видать, но они слышны.
Снайпер, томясь от духовной жажды,
То ли приказ, то ль письмо жены,
Сидя на ветке, читает дважды… (И. Бродский)

Я намеренно привёл здесь пример не с первой формой числительного, чтобы показать, что с существительным рифмуется всё.

Существительное - предлог. 

Просто приведу пример:

Голубой саксонский лес.
Грёз базальтовых родня,
Мир без будущего, без -
Проще - завтрашнего дня. (И. Бродский)

Существительное - союз, частица, междометие. С частицей очень хорошая рифма нашлась у Бродского:

Нас других не будет! Ни
Здесь, ни там, где все равны.
Оттого-то наши дни
В этом месте сочтены.

Очень эффектно, впрочем, как всё у Бродского.

А вот междометие зарифмовать вообще проще простого - вплоть до уровня "труха - ха-ха-ха", "оп! - галоп" и так далее.

Итак, мы выяснили, что существительные - наиболее удобная для рифмовки часть речи. Но дело в том, что легко рифмовать то, что легко рифмуется (вот такая тавтология). 

А попробуйте красиво зарифмовать то, что категорически сопротивляется вашим попыткам! Перейдём далее.

Прилагательные.

Рифмы прилагательных с существительными и глаголами мы уже разобрали. Поэтому рассмотрим оставшиеся виды.

Прилагательное - наречие. 

Крайне сложная рифма, потому что прилагательные и наречия - довольно-таки схожие части речи, и рифмовка их часто приводит к нарушению слога или получению однотипных рифм вроде "беспечный - навечно", "лежалый - устало". Это не самая плохая рифма, но всё же довольно простая и не представляющая собой ничего из ряда вон выходящего. Я даже в сильной поэзии не нашёл не одной действительно выдающейся подобной рифмы. Поэтому использовать такую рифму рекомендую в неударных строках, когда на неё нет голосового упора при декламации. В качестве примера приведу Цветаеву:

Не возьмёшь мою душу живу,
Не дающуюся, как пух.
Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, -
Безошибочен певчий слух!

Хотя у той же Цветаевой есть гораздо более сильный вариант:

Высоко горю - и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!

***

Прилагательное - местоимение. 

Ввиду довольно заметного разнообразия местоимений данная рифма не представляет собой почти никаких затруднений, хотя встречается редко.

Милый друг, ушедший дальше, чем за море!
- Вот вам розы, - протянитесь на них! -
Милый друг, унесший самое-самое
Дорогое из сокровищ земных! (М.Цветаева)

***

Прилагательное - числительное. 

Вот в этой рифме встречаются подводные камни. Числительные в одной из форм являются частями речи, подобными прилагательным, и рифмы получаются простые, примитивные (пустой - шестой, к примеру). Зато если не использовать таких "описательных" форм числительных, то можно получить довольно интересные рифмы. В литературе я, честно говоря, опять же, не встретил подобных, но причиной этому является, как уже говорилось выше, редкое использование числительных вообще.

Он молчалив и нелюдим,
Всегда один, везде один…

То есть, с краткой формой прилагательного числительные рифмуются довольно неплохо.

Прилагательное - предлог, частица, союз.

Как и большинство рифм с этими частями речи, такие рифмы очень непросты и являют собой высший поэтический пилотаж. Я перелопатил несколько десятков сборников (сознаюсь - поверхностно), но примеров подобных добротных рифм просто не обнаружил. Так что, если у вас получится, пишите мне, включу в данный трактат.

Хотя, вот пример рифмы союз - прилагательное:

Появляется дама, одетая или
Неодетая, важность не в этом совсем;
Говорит с удивлённой улыбкою: "Милый!
Я не знала, а ты ведь такой же, как все…"

Прилагательное - междометие.

Как я уже писал, под междометие можно подогнать любой почти звук, соответственно, и рифму получить практически любую. То есть "плюгав - гав-гав" или "плохих - апчхи" для юмористических, к примеру, вещей звучат очень даже неплохо.

Другие части речи.

Мы рассмотрели подробно глаголы, существительные и прилагательные, как основные части речи. Наречия и числительные тоже не относятся к вспомогательным, но рассматривать их столь подробно не будем. 

Главное, что требовалось понять из вышеизложенного, - это общая методика рифмования. 

Остановимся отдельно на рифмовании одинаковых частей речи между собой таким образом, чтобы не получилось бедных однородных рифм.

Одинаковые части речи.

Глагол - глагол. Получить хорошую рифму глагола с глаголом не так и просто. Большая часть глаголов упорно желает рифмоваться со своими собратьями по цеху только если те стоят в той же форме, что и они. Не знаете - не рифмуйте. В общем, просто старайтесь избегать таких рфим, подобно как старайтесь избегать рифм наречий с наречиями - тут такая же ситуация.

Существительное - существительное. Наиболее простой вариант рифм одинаковых частей речи, ввиду бесчисленного многообразия существительных.

Пощади, не довольно ли жалящей боли,
Тёмной пытки отчаянья, пытки стыда!
Я оставил соблазн роковых своеволий,
Усмирённый, покорный, я твой навсегда. (Н. Гумилёв)

Боли - женский род, единственное число, родительный падеж. Своеволий - падеж тот же, но род средний, число - множественное. Очень даже хорошая рифма. В общем, ищите рифмы между существительными в разных формах, вот и всё.

Прилагательное - прилагательное. Прилагательные, стоящие в разных формах, зарифмовать практически невозможно. По меньшей мере, невероятно трудно. Поэтому надо стремиться получить глубокую, максимально правильную, богатую рифму в сочетании прилагательных в одной форме. То есть, чтобы рифмовалось не только окончание вроде "золотой - тугой" (это бедная рифма).

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
Был купцом он - деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
Он делам сюда приплыл, а не за этим. (И Бродский)

Тут, кстати, ещё и классная рифма прилагательного с местоимением во 2-4 строках.

Не буду рассматривать остальные комбинации: принцип тот же. Вообще, части речи, отличающиеся разноплановоатью форм (существительные, междометия, местоимения) рифмуются гораздо проще, чем однообразные.

В любом случае рифма "нарицательная часть речи - нарицательная часть речи" - это довольно скучно. Потому мы и стремимся к замечательным составным рифмам и всяческим рифмовым "спецэффектам".

продолжение следует:


Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap: +++++++++++++++++++++++ :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :exclamation:
  • Кэп, небольшое замечание, ежели позволите: бывало встанешь ночью тёмной попить водички например а тут как выскочат котлеты и заставляют их сожрать (с) Старик Похабыч Сие - пример так называемого "пирожка" - одного из видов интернет поэзии. А что такое "пирожок" aka перашок - "Это четверостишие, не обязательно смешное, написанное четырёхстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм, но воистину со смыслом!" (цитата взята в одной из "пирожковых" групп Вконтакте) :blush: