Неисповедимы пути -Покровский храм (глава-4) - "Церковный староста"

1 650

начало здесь:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

Церковный староста — помощник настоятеля храма по хозяйственным вопросам, человек из мирян, ведающий хозяйством церковной общины. Впервые должность упоминается в указах Петра I. Первая обязанность церковного старосты состояла в приобретении свечей и хранении церковной кассы, затем старосты стали ведать ремонтом храма...
- В советские времена в каждом учреждении такого человека называли "завхоз" или зам. директора по хозяйственной части.
- Современные завхозы при церквях, называют себя "ктитор", видимо не до конца понимая значение нового словечка.
Ведь "ктитор" — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Устаревшее Русское — "здатель".

В России до ХVIII в. духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма.
Не знаю, как в других церквях и монастырях РПЦ, но в XXI веке в конкретном храме Покрова Пресвятой Богородицы не существовало ни приходского совета, ни самого прихода. Всеми пожертвованиями и финансами занимался настоятель сего храма, он же вёл службу, он же и распоряжался хозяйственными работами.

Судя по увиденному можно было сделать лишь один вывод - хозяйство было в полном запустении.

...В храме повсюду валялись лопаты, вёдра. Кучами, без всяких прокладок и лёжек, свалены шести и восьми метровые необрезные доски, которые от неправильного хранения начинали синеть и превращаться в "пропеллер". 

В огромной трапезной храма, большая часть полов была разобрана, а на одном из двух престолов, (Варвары и Никиты) возвышалась громадная куча из мусора и гнилушек. Мне показалось, что я попал на городскую свалку. Инструменты, гвозди, бочки, мебель, тряпки и многое, многое другое всё валялось по храму под толстым слоем пыли, как после бомбёжки.
Люди приносили в виде пожертвования на храм - ковры, одежду посуду, мебель,  а поповы помощники всё сваливали в кучи и разбрасывали по храму.

Но больше всего меня поразило то, что по всем углам стояли коробки и пакеты с человеческими костями и черепами, которые были найдены на территории храма при выполнении земельных работ. Похоже людей, которые работали здесь до меня не очень-то интересовала христианская мораль и философия, они видимо искали здесь нечто другое. У всех на слуху было одно - найти зарытый клад, или хотя бы одну золотую монету. 

Видимо по этой самой причине и курочились вековые полы. А вдруг в коем-то веке, какой-нибудь подвыпивший купчишка золотую чеканку обронил и она в щелочку между досок и провалилась. Откуда расползались такие слухи, было не трудно догадаться.  

Храм осквернялся на протяжении многих лет и в последние годы был облюбован сатанистами.  В полу, набранном в шпунт, из равных по ширине, в шесть сантиметров толщиной досок, сколоченных кованными четырёхгранными гвоздями, повсюду виднелись прожженные дыры от кострищ, которые жгли "сатанисты" собиравшиеся здесь на свои шабаши. Все стены, насколько можно было достать рукой были осквернены сатанинскими символами и нецензурной бранью. Лишь лики четырёх евангелистов сохранились на парусах сводов, до них было просто не добраться, слишком высоко.

Так же оставалась почти нетронутой огромная настенная роспись с изображением Козьмы и Тихона Задонского, который не раз бывал в этом храме. Размер фрески, примерно 5х3 метра:

Забегая немного вперёд скажу, я пригласил художников, которые сказали что эту фреску можно спасти. Существует несколько разных способов:
1. Сохранить прямо на месте, на стене. С использованием современных эпоксидных клеевых красок и лаков.
2. Фреска при помощи специальных скребков снимается со стены на холст и собирается фрагментарно в горизонтальном положении. 

- Первый способ наиболее простой, мы поставим леса и сделаем всё в лучшем виде. За реставрацию, такой уникальной картины мы даже денег не возьмём. Если поможете с нужными красками и материалами, то будем рады, если нет, то мы постараемся обойтись своими силами, - сказали художники.  

- Да что вы такое говорите? Ну вы прямо, как дети! Здесь нужны специалисты высшей категории. Специальные технологии. Здесь целая наука. А вы привели неизвестно кого с улицы и морочите мне голову, - заявил поп разгневавшись, будто бы у него хотят отнять часть бизнеса или невесту, - и потом, я вас сюда взял порядок наводить, а не реставрацией настенной живописи заниматься. 

- Вообще-то эта картина нарисована такими же художниками, как и мы. Мы к вашему сведению, хоть и самоучки с улицы, как вы выражаетесь, но всё же имеем высшее художественное образование, - ответил художник.

- Сергей Александрович, ты нас сюда зачем пригласил? Выслушивать лекции попа о высоких технологиях в живопись, или фреску спасать? Если первое, то мы в этом не нуждаемся. Если второе, то мы можем спасти и сделать её, как новенькую. Но лишь в том случае, если нас не будут здесь оскорблять и мешать работать, - добавил художник.

- Да, как вы смеете. Если вы не в курсе, то я настоятель этого храма, архимандрит..., - возмутился поп, но художник не дал ему договорить.

- А мне хоть папа Римский! Я в ваши церковные дела и в чтение Божественной литургии не вмешиваюсь. Вам бы батюшка помолиться за нас грешных, а уж в живописи мы как-нибудь сами разберёмся. Пошли мужики, нам здесь делать нечего.

Задержавшись у выхода, художник не оборачиваясь добавил через плечо.

- Александрыч, как только настоятеля поменяют, приходи. Мы спасём эту роспись.      

На заднем плане, настенная роспись Козьма на коленях перед Тихоном Задонским.

 "ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ" - 

Прав был мудрый Русский народ, когда придумал эту поговорку.

– В первую очередь, нам нужно заделать дыры в полу, чтобы можно было спокойно проходить из трапезной в летний храм, – скороговоркой сказал поп, – а затем, разделить перегородкой из досок эти два помещения. Ну и постараться навести хотя бы какой-то элементарный порядок, – добавил он, благословил меня на работу и умчался по своим, только ему ведомым делам.

В тот же день, я привёз свой самодельный деревообрабатывающий станок состоящий из циркулярной пилы и рубанка и занялся укладкой досок. Часть никчёмного горбыля я пилил надрова, для печи в вагончики, где проходили обеды и варили чай. Остальные доски сортировал по длине, пригодности к использованию и укладывал штабелями на прокладки.

За день в храм приходило по 3-4 человека, потрудиться во славу Божию. Люди приезжали отовсюду, с Воронежа, с Липецка, с Москвы. Кто-то работал до обеда и уходил на свою основную работу, кто-то приезжал на целый день, со своим сухим пайком. Они отказывались от нашего обеда, по своей скромности. 

А в обед, на наваристый борщ и постные котлетки, со свеже испечённым хлебушком и выпечкой к чаю, как и прежде, набивался полный вагончик местных бездельников - едоков. Все эти полезные вкусности готовила мама попа, которая жила по соседству от храма. 

Первым, как всегда прибегал Жорж, со своими, ежедневно новыми идеями, затем барыга с рынка, следом подтягивались непонятные архитекторы с городской администрации и прочие приспособленцы, дурившие попу голову своей значимостью. 

Поп вставал во главу стола, читал обеденные молитвы, все садились и начинали сосредоточенно чавкать. Трапеза обычно длилась часа два - три. Едоки вытирали платочками пот со лба, разбирали последние городские сплетни, мировые проблемы и редкий раз вспоминали о храме. Поп, сославшись на свои дела обычно уходил раньше.

Заканчивалось застолье тем, что на столе не оставалось ничего съедобного, что не вмещалось в ненасытное брюхо, то прятали по карманам и как тараканы "прусаки" расползались по своим норам, что бы завтра снова собраться за этим столом.

Буквально с первого дня я категорически отказался убирать со стола, за этими "добропорядочными" гражданами города (так их называл поп), которые в храм приходили только пожрать. Ни то что на хозяйственные работы, они даже на воскресные и праздничные службы не приходили. Только набить брюхо, а если повезёт, то и прихватить с собой. 

Я не в суд и не в осуждение, а в назидание и поучение, что бы молодые знали, что так поступать неприлично.

начало здесь:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

продолжение следует:   https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...



Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить