Эволюция форм государства в рамках цивилизации

3 798

Вообразите ситуацию, напоминающую трафаретные рисунки из учебника истории. Два раба меняются благами, а над ними стоит надсмотрщик, и смотрит, чтобы они не подрались.

Один раб принёс кулёк зерна, другой – четыре подковы. Тот, кто с зерном, считает, что нужно забрать все четыре подковы. Но тот, кто с подковами – считает, что хватит и двух.

Если бы надсмотрщика не было, то их внутренний конфликт перешёл бы во внешний. Они бы подрались, и победитель забрал всё: и зерно, и подковы. Но надсмотрщик не даёт им драться. Оба знают, что зачинщика драки накажут.

И потому не дерутся. Торгуются на словах. В итоге приходят к какому-то соглашению. Устанавливают обменный курс зерна и подков. Или же расходятся несолоно хлебавши. Каждый остаётся при своём.

К чему мы нарисовали в вашем воображении эту картинку? Чтобы объяснить наглядно: торговля без насилия не является свободной торговлей. Если насилие, как аргумент при обмене, не применяется – обе стороны несвободны, им обеим приходится поступиться первоначальными своими желаниями. Обе стороны не могут получить всего, чего они хотят.

А чего они хотят?

Тоже мне, бином Ньютона! Да кто ж не знает?!

Обе стороны хотят получить максимум. Отдать минимум, или вообще ничего не отдавать. А забрать себе всё.

Представьте, что надсмотрщика отменили, и рабы стали свободными. Кто из них затеет драку? Тот, кто с зерном, или тот, кто с подковами? Это неверная постановка вопроса. Не важно, что именно пришёл обменивать свободный человек – а важно, как он оценивает свою силу. Если он уверенно ощущает себя сильнее (иногда это самообман, но…) – тогда он не отдаёт подков (зерна), а бьёт в челюсть.

Сломив волю оппонента, он может подумать: оставив его совсем без ничего, я потеряю источник зерна (подков). И довольно часто (хоть и не всегда) победитель устанавливает собственный обменный курс. Он говорит: поскольку я не хочу, чтобы ты сдох, я одну подкову (или четверть кулька зерна) тебе дам. Но это не твоё право, а моя милость. Я – твоё счастье – добр, и готов чуть-чуть сыграть в твою пользу. Пока у меня настроение хорошее. А будет плохое – не взыщи…

+++

Ложь либералов в том, что «свободной торговлей» и «свободными ценами» они называют вовсе не то, что является свободной торговлей и свободными ценами. Настоящая свобода торговли возникает там, где кончаются шантаж и террор обеих сторон обмена. Там, где им приходится (оглядываясь на надсмотрщика) в режиме несвободы договариваться БЕЗ НАСИЛИЯ и его паллиативов.

Тогда торговля будет свободной (действительно, а не мнимо договорной), а оба участника сделки – несвободными. Как только один из них станет свободным – торговля станет несвободной. Она станет принудительной – именно и только потому, что лицо, её ведущее, свободно.

Это объясняет очень многое, в том числе и кризис социализма в СССР. Дело в том, что ОБЕ стороны очень недовольны получкой, о которой взаимно договорились, не прибегая к шантажу и террору. КАЖДАЯ сторона убеждена, что – случись свобода – она другую сторону в бараний рог скрутит и будет «панувати».

Если люди неумны, а политики-подхалимы льстиво уверяют их в их безусловной силе, незаурядных личных достоинствах («мол, ты бы в Нью-Йорке ходила бы в норке, носила б парчу») – то люди склонны верить в собственную обделённость и начинают ненавидеть обмен без насилия. Причём с обеих сторон (потому что обеим сторонам дуют в уши, что они бы – случись свобода цен – ух!).

И одна сторона действительно «ух!», но какая и насколько – неизвестно, потому что речь идёт о времени ДО драки. Человек очень склонен верить, что он – вот лично он! – необычайно умён и одарён, а потому – именно он обделён «проклятой уравниловкой».

Ведь если ты получаешь меньше, чем заслужил, то другой получает больше, чем заслужил! Так надо «восстановить справедливость» - отнять у него нафиг то, чего он не заслуживает! И «вернуть на базу» - мне, любимому!

+++

Вышеописанное очень простыми образами и очень выпукло объясняет, почему цивилизация ВСЕГДА (начиная с фараонов) боролась против «свободного рынка», против «свободных цен» и либеральной «свободы личности».

Нельзя сказать, что их никогда не было! Первобытное общество являет нам наиболее свободный рынок обмена всем, что есть (включая жизнь и смерть), лишённых всяких и любых «административных барьеров» и не предполагающий даже теоретически никакого ущемления свободы личности, что бы она – в силу свободы своей – ни сделала.

Выход из первобытности к государству – уже означал попытку насильственно, административно умерить аппетиты обеих сторон обмена. Запретить им кулаками решать, кто чего стоит (а свободной личности такого не запретишь).

Попытавшись регламентировать взаимную пользу – государство (а до него религиозный культ) столкнулись с недовольством личности. Личность поняла, что её лишают свободы. Она возмутилась. Она потребовала вернуть отнятое. Что и вызывает регулярно адские периоды смут в том или ином государстве с удручающей последовательностью.

Государство следит, чтобы ты не мог просто прийти и отнять, что тебе нужно – даже если у тебя для этого достаточно сил. Государство делает это плохо – потому что его аппарат состоит тоже из личностей, которые тоже (как и всякая личность) хотят свободы.

Именно поэтому религиозный идеал Справедливости оказался недоступен земным государствам (следствие первородной греховности человека). Теоретически большинство людей понимает, что апостолы в общине жили «правильно», а мы – нет. Но на практике каждый «щемит» себе не по праву, а по возможности.

Стремясь укрепить себя, государство, как институт вводит особые привилегированные группы, которым даёт очень много благ (относительно среднего человека) – пытаясь тем самым купить их лояльность режиму, сделать их, через привилегии, заинтересованными лично – в преодолении свободы каждой личности. Это горько, противно, мерзко выглядит – но исторически лишь те государства смогли устоять, в которых это работало.

- Чтобы ты перестал разбойничать! – клянчит государство (как идея) – Я даю тебе очень много по закону! Только не разбойничай сам, и другим не давай!

Жалко ли это выглядит?

Да.

Есть ли против этого противоядие? Ищут, но пока (как показывает крах СССР) – не нашли.

+++

Установив какие-то рамки, сколь угодно несправедливые – государство (община, общество) требует не выходить за их грань. Приведу пример: основная масса рабов в Риме (да и в Афинах) – это военнопленные. Когда война – можно схватить гражданина чужого полиса и превратить в раба просто по праву силы, по захватному праву. Вы – оба свободны и оба равны (как и мечтают либералы). Он может сделать с тобой на войне то же самое, что и ты с ним. Ты можешь его убить – но и он тебя. Ты его можешь ограбить, поработить – но и он тоже может это с тобой сделать. Если окажется сильнее. И – насколько я знаю античность – мало кто из ощутивших свою силу, отказывался от её даров…

Но внутри Рима или Афин – нельзя просто так схватить за волосы случайного прохожего и поработить, на чистом праве силы. Это уже пресекается даже в самых примитивных государствах. Есть места, где ты можешь захватывать рабов – а есть, где запрещено. Спасаясь от преследователей, обычно укрывались в храмах, а в храмах насилие запрещено: оскорбление божества! Если ты это божество не признаёшь, то никаких проблем, а вот если признаёшь – то побоишься оскорбить.

Таким образом – отношения выстраивались ПОД НАДСМОТРЩИКОМ – так, чтобы обе, вступающие в отношения личности были лишены свободы, или хотя бы её полноты.

Ещё один пример: в допетровской(!) России царские конные патрули на рынках следили за ценами на хлеб. Не из соображений каких-то высших идеалов (время суровое), а из очень простых и практичных соображений: хлеб – продукт стратегический, его недоступность – первый повод к недовольству, бунту. Потому царь – вовсе не от доброты, а просто «не будь дурак» - патрулями отслеживал, чтобы хлеб не дешевел и не дорожал слишком сильно. Потому что конъюнктура рынка переменчива – и соблазн то у продавца, то у покупателя «надавить и выдавить» особые себе преимущества всегда присутствует.

+++

Именно так возник парадокс нашего времени: либералы увели общество в ад, но на первых порах – по почти всеобщему согласию…

Почему в ад? Могут ли тут быть разные мнения?

Нет, в данном случае – разных мнений быть не может.

Радость победителя будет недолгой в 99% случаев. Потому что, выстроив себе рай за счёт чужого ада («рай для богатых построен из ада для бедных» – писал В. Гюго) – победитель вскоре столкнётся с другим строителем личного рая, частного обладателя рая – и сам превратится в строительный материал чужого завидного успеха.

Но если это так очевидно – почему тогда столь бодро «зашли» в массы либеральные идейки?

Потому что у человека, подавленного законами и правилами, личный ад то ли будет, то ли нет, а личная несвобода уже есть. И он её вполне ощущает. Не попробовав «на вкус настоящей борьбы» - он воображает себя наполеончиком (как минимум), а особенно – если либеральная сволочь из каждого утюга подогревает в нём это настроение. «Обмануть его нетрудно – он сам обманываться рад».

Если бы люди были достаточно разумны, то они бы понимали, что захватное право взаимного всеобщего насилия ни к чему хорошему не приведёт никого. Никого, включая и победителей, которым придётся каждую ночь спасть с револьвером под подушкой, вздрагивать от каждого шороха и панически бояться собственной преторианской гвардии.

Про побеждённых, лишаемых порой даже самого простого и необходимого житейского припаса – уже молчу!

Но, поскольку люди в основной массе недостаточно разумны, то локальные выгоды перевешивают в их сумбурной, мутной голове идеи обобщения практики. Проще говоря – каждый надеется проскочить так, чтобы другие не заметили. Как пел Высоцкий, сперва воздав должное[1] «колее принудиловки»:

Колея это только моя

Выбирайтесь своей колеей!

Яркий пример этого ЛИЧНОГО – выражает Запад в международных (и потому более заметных, у всех на слуху) «двойных стандартах». Сильный действует, как хочет, не сдерживаясь законами и принципами, а потому Косово у Югославии отжать можно, а Крым у Украины – нет. Одни геноциды – преступление, а другие (если Запад в них рассчитывает на выгоду) – славные дела. США могут развязывать войны, где и когда хотят, но это не означает (по их мнению) права всех и каждого развязывать войны по собственному усмотрению.

И т.п.

Знаете, чем буржуазное право отличается от Скрижалей Завета?

В скрижалях правила неизменны, и отклоняющееся от них поведение осуждается.

В буржуазном праве не закон рождает практику, а практика – закон. Задним числом. После карателей приходят проституированные правоведы, и натягивают сову на глобус с удручающим усердием. Не то сделано, что законно, а то законно, что сделано.

США вполне могут сказать словами Высоцкого: мол, моя свобода, моя колея – только мои, а вы ими пользоваться не смейте, не для вас проложены!

Однако сколько бы ни пыжились буржуазные правоведы, от очевидного факта не уйдёшь: никакой народ не выбирал богатых. Они сами себя назначили таковыми, и задним числом записали это в закон. Не дела под закон правили, а закон всякий раз и задним числом – под свои дела.

+++

Кратко говоря – цивилизация есть система, позволяющая слабому каким-то образом договариваться с сильным, а не только быть им сожранным совсем. Условия, на которых договариваются – порой очень и очень несправедливые. Рабовладелец мог легально убить раба, феодалу это формально не полагалось (хотя сплошь и рядом было), капиталисту не полагается физически истязать рабов (хотя тоже, на практике много где), и т.п.

Цивилизация движется путём ограничения свободы личности, которая в первобытности составляла 100%. А как только в самом архаичном полисе запретили людоедство – уже частично сократилась. И продолжала сокращаться по мере социального прогресса, делая человека всё больше и больше служащим Коллективного Разума, а не его соперником по части произвола.

А в периоды регресса – свобода личности отбирала своё у цивилизации, ставила частное выше общественное, индивидуализм выше коллективизма, и это не то, чтобы невозможно (часто и много где) – но это очевидный откат в дикость, к первобытному захватному праву 100% содержания.

Главная проблема социального прогресса, столь явно всплывшая в 80-х годах прошлого века – бунтующая личность. Особи служение общему делу не только неприятно, но и кажется оскорбительным, унизительным. Ехать «на картошку», будучи научным сотрудником?! Да вы смеётесь, для этого же рабы есть! Ну, неужели я, такой выдающийся, чистый и светлый, буду наравне с быдлом картошку копать?!

Умные правители всегда учитывали бунт личности, и всегда создавали какой-то люфт привилегий, чтобы удержать систему от разноса в целом. Там же, где справедливость пытались продавить до упора – случалось что-то вроде «перестройки» и всех ужасов её.

Гармония между цивилизацией и личностью может быть достигнута только гармонизацией прав и обязанностей. Личность требует себе прав – но если этим ограничиться, если никаких обязанностей в ответ не возложить – то будет то, что случилось с СССР.

Коллективный Разум должен рационально рассчитать, насколько он готов дать относительную свободу личности человека – и сколько чего потребует за это взамен. Хотя личность – само собой – попытается (как много где) «запретить запрещать» и разрешить себе всё. И вот тут – или её аппетиты, приходящие во время приватизации, укротят – или цивилизация погибнет, обернувшись каменным веком.

Третьего не дано.

Будем реалистами.

Николай Выхин, команда ЭиМ

-----------------------------------

[1] "Но почему неймётся мне — нахальный я,
— Условья, в общем, в колее нормальные:
Никто не стукнет, не притрёт — не жалуйся!
Желаешь двигаться вперёд — пожалуйста!
Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее.
И я живо себя убедил:
Не один я в неё угодил.
Так держать — колесо в колесе!
— И доеду туда, куда все…"
Активизация вымирания

Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских, а также разрушение эконом...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

Похоже, Суровикин возвращается. Какой пост он может занять

После ареста Тимура Иванова, ожидаемо все заговорили о громких отставках и возможных назначениях в оборонном ведомстве. Но пожалуй самым главным событием, наперебой обсуждаемое экспертами, являетс...

Обсудить
  • Что-то тут не то... Установка Общей Тарифной сетки - ценообразование на продукцию и следовательно на труд - происходит по куда как более широкому, гм... составу участников, консенсусу, нежели пара договаривающихся производителей-трудяг и надсмотрщика, чье мнение - решающее. Его - надсмотрщика - мнение вообще не может быть сильно-значимым. Он что - знает цену на металл, или на качество зерна, или на перспективы весенней бескормицы?.. Он знает только спущенные "властью" требований по отношению к гос-фискальным требованиям, и потому - непроходимо глуп в свойствах производительного труда. А туда же - щеки надувает... В общем, с выводом статьи согласен, а с рассуждениями - не совсем. Оказывается, и так бывает.
  • Ту в выводах и ошмёток логического закона(третьего у него не дано), и призыв быть реалистами(не материалистами или идеалистами, а какой-то третье агрегатное состояние "реалити"). Вам бы бороду отпустить батенька - чем чёрт не шутит, может ума прибавиться.
  • Оглядка на общественную стабильность появилась задолго до надсмотрщиков. В сельской общине и между таковыми никакие надсмотрщики были не нужны, но община реагировала даже более сурово. Третья сторона появляется тогда, когда появляется рынок "неограниченного круга лиц" и, соотвественно, возможность "поторговать" так, что обратки не будет - ни прямой, ни косвенной. Поэтому хотите рынок неограниченного круга лиц - вводите третью сторону, гаранта. Не хотите - постройте сетевую экономику, где все знают своих контрагентов. Только не задавайте вопроса, почему мобильность сетевой экономики будет ниже - он риторический. Непонятно, в чём Вы видите проблему-то? В том, что надсмотрщик ущемляет Вашу свободу личности? Если так, то это некорректная претензия: там, где Вы начинаете торговать (взаимодействовать с другими) Ваша личная свобода неминуемо встречает ограничения.