Капитализм: разговор по душам с... бездушными

3 193

Я целиком согласен с известным утверждением Ф. Энгельса: «Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными». Это связано не со слепой верой авторитету, а личным опытом: многих из «кооператоров» первой волны я знал лично, и неплохо знал. И ПОНАЧАЛУ эти сильные и смелые люди (по определению Энгельса, «овеянные характерным для того времени духом смелых искателей приключений») вовсе не думали, что заведут человечество в современное Инферно.

Мутация духа у этих людей происходила у меня на глазах (да и у вас, читатель, мы же одного поколения!). Я, как и вы, прекрасно помню, что сперва «смелые искатели приключений», были полны громадьём планов социального развития, гуманистического уклона, они полагали себя покровителями искусств и двигателями наук, мечтали писать книги, снимать фильмы, создавать шедевры в каждой области человеческой культуры. Они были необычайно симпатичны в своей, подчёркнутой Энгельсом, широте личности, по-человечески масштабны, и особенно подчёркивал это ИЗНАЧАЛЬНО НЕВЕРНЫЙ тон советской пропаганды, которая выставляла жизнь и «вещи, во тьме приходящие», и «срящ, и беса полуденного» в неверном, неадекватном виде.

Было ли это во дни юности моей (пришедшейся на 70-80-е годы ХХ века) следствием вредительства или наивности, не знаю (скорее, и того и другого в смеси) но советское мировоззрение строилось вдалеке от исторической и биологической правды.

Упор делался на то, что советские реалии прекрасны, удобны, превосходны, тогда как правда жизни в ином: ВООБЩЕ НЕВАЖНО, прекрасны они или корявы, удобны или неудобны, превосходят кого-то, не знай кого, или отстают!

Советские реалии предоставляли человеку не «разлюли-малину» (о которой изначально не шло речи), а необходимый минимум возможности выживания в рамках неутрачиваемой человечности. Теоретически это могло бы когда-нибудь развиться во что-то более изобильное и потребительски-обширное, но не скоро, да такое не больно-то и нужно, если задуматься.

+++

Я хочу (возражая, в том числе и некоторым автором нашей газеты, ЭиМ) подчеркнуть, что советский строй, который вовсе не был адом на земле, обрушили вовсе не «псы ада», а описанные Энгельсом «смелые духом искатели приключений». То есть картина вырисовывается совсем не такой, как у некоторых наших авторов, что, мол, вот было святилище добра, а туда ворвались служители зла, и завертелось…

Завертелось, но по-другому.

Внутри, будем честны, довольно необустроенного Совдепа не было много чего, но главное, чего там не было – так это понимания, какой именно РЕАЛЬНОЙ ценностью Совдеп обладает. Сам о себе Совдеп складывал какие-то совсем уж оторванные от земли легенды, напоминающие истории курильщиков опиума.

А чем на самом деле обладал – не понимал.

Потому не мог объяснить тем, кто его ломали (а они и сами, в силу советского воспитания, этого не знали), что они ломают, не больше, не меньше, как хребет цивилизации. Как таковой. Со всеми её ветвями и отраслями…

+++

Чтобы не уходить в теоретические дебри – объясню, что случилось с романтиками кооперации по ходу «реформ». А через их мутацию и всё остальное станет понятным.

Вначале эти сильные и смелые люди – открыли для себя, что не им одним хочется обладать большими деньгами. Это было комично, тем более, что в остальном люди-то были неглупые! А тут они «вдруг» обнаруживали, что все окружающие хотят занять их кресло, причём очень настойчиво. И чем дольше они «двигают культуру» на спонсорских проектах, тем больше шансов в других людей угондошить их…

Обескураживающее «открытие»! До смешного долго не приходившее многим «романтикам рынка» в голову. Ну, в самом деле: вот ты хочешь жить красиво, богато, широко (что, отметим, естественно в природе человека) – а другой нет?! Другой будет твоим успехам только радоваться, и рюмки тебе подносить с лакейским поклоном?

Так появилась, в ряду других задач производственного, общественного, культурного спектра задача в виде: «надо сделать так, чтобы тебя не угондошили».

А далее – вы же помните, как всё было? Напомню, если память коротка. Задача эта – «чтобы не угондошили» из рядовой стала главной. Те, кто не сделал её главной – были устранены методом естественного отбора в рамках борьбы за существование и жизненное пространство. Все «спонсорства» и «великие открытия», весь романтизм – «вот стану богатым и всё смогу себе позволить» - свелись к ежедневному бою. И даже спать пришлось с пистолетом под подушкой. Те, кто халтурил – выбывали. Жизнь год за годом отбирала самых отмороженных: тех, для кого задача «чтобы меня не угондошили» является ВООБЩЕ ЕДИНСТВЕННОЙ. В итоговой кровавой свалке всё остальное стало «ващще неважным». Начиналась задача как оборонительная («чтобы меня не…»), но всем известно: лучшая оборона – нападение. Превентивный удар. Транклюкировать их, пока они тебя не успели транклюкировать…

+++

Главное сокровище Совдепа (во всём остальном довольно серого и недоделанного) заключалось в «автономизации средств существования». Люди везде люди, и советские были ничуть не меньше сволочи, чем западные: но так получилось, что их в этом не стимулировали!

Вот живёт какой-то человечек, занимается в институте расшифровкой шумерской клинописи, и получает за это сто рублей. Работа его для цивилизации очень важна (не будем здесь подробно расшифровывать, чем и почему), для вас же он бесполезен. Уничтожить его вы можете, но его сто рублей не перейдут к вам! То есть материального стимула его уничтожать у вас нет. Бывали ли исключения? Да, и они страшно себя проявляли. Нам известны случаи, когда в попытках увеличить жилплощадь на соседа писали лживые доносы (один из таких случаев описывает даже М. Булгаков в «Мастере и Маргарите).

Но – исключения (доказывающие общечеловеческий сволочизм и мразотность) лишь подтверждают правило. Уничтожив человечка, занятого шумерскими письменами, вы не присовокупите его зарплату к своей, не положите к себе в карман! А потому мотив уничтожать беднягу, если и не угасает полностью, то весьма и весьма тускнеет, не так ли?! Нет материального стимула его угробить (исключения, повторюсь, бывали – и страшно демонстрировали общность природы человеческой, её первородной греховности).

А что же у нас происходит с капитализмом, рыночной экономикой, и всем этим набором авантюризма? Вы ещё не догадались? Не поняли? Не увидели?

Средства, на которые жил уничтоженный человек – прямо, грубо, буквально и непосредственно присовокупляются к деньгам его погубителя! Причём не в качестве исключения, как бывало иногда в советских реалиях, а в качестве закона, основного правила. Побеждённые – трофический лимит победителя. Сделал бездомными три семьи – имеешь в частной собственности три квартиры. Сделал десять – имеешь десять. Верхней планки нет!

Такая политика (а для капитализма это именно политика, тогда как у советской власти имелось только как временные и исключительные перегибы) – очень быстро раскрывает человека во всей скверности его нутра и подноготной.

Автономности средств к существованию, главного достояния советского образа жизни (кстати, делавшего людей открытыми, отзывчивыми и общительными) более нет! Или человечек изучает свои шумерские крючки – но тогда ты лишаешься 100 рублей из своего кармана. Или ты их кладёшь на карман – но шумерских крючков больше никто не изучает.

Что будет, если недоплатить рабочим по тысяче? У тебя будут дополнительно 100 тыс. А если по две? Тогда 200. Но задирать сильного – себе дороже, поэтому наваливаются с «естественным отбором» на самых слабых, беспомощных. И эта чудовищная расправа над «малыми сими» - добавляет общей мразотности жизни дополнительной блевотности.

До тех пор, пока зарплата уничтоженного тобой ботаника не переходила к тебе – у тебя не было материальных стимулов его «мочить»: разве что из подлости, но бескорыстной: его раздавит колесом – а тебе в кармане не прибавится. Но как только зарплата конченного ботаника прямиком идёт к тебе в кошелёк – появляется ужасная, людоедская мотивация убивать людей, которая и делает капитализм таким невыносимо омерзительным. Это в прямом и буквальном смысле слова то, с чего рождался британский капитализм – ОПЛАТА СКАЛЬПОВ. Приносишь скальпы – тебе за них платят. Поштучно. За один много не дадут, но за 10 уже можно в Ниццу прокатиться! А за 100 – может и на виллу на Ривьере хватить… А если за 1000?!

С другой стороны, человек не может замкнуться в своём любимом деле и заниматься им, «за установленное законом вознаграждение» ( © М. Булгаков). Никого не обижая, и рассчитывая, что и его никто не обидит. Ибо нет больше автономных клеточек, в которых ты мог чувствовать себя в безопасности! Человек стал в новом обществе добычей, и за ним охотятся. И не требуется никакой вины, чтобы попасть под это колесо, тебя обижают не обиженные тобой, а имени твоего не знающие, в первый раз тебя видящие шкуродёры!

- Хочешь денег – говорит капитализм – найди тех, у кого их выдрать с мясом!

Верхней планки обогащения нет – но нет и нижней планки падения в нищету. Недобрать обирая слабого – упущенная прибыль. Средства к существованию не автономны, не закреплены за местом, профессией и трудом, как это было в СССР. Они – «переходящие», как в СССР знамёна. Они сегодня у тебя – а завтра нажмут, и уже за стенкой. А бывает и наоборот, ох, как бывает! Сжил соседа со свету – и получаешь за двоих, и два дома имеешь, и…

+++

Главная претензия к капитализму именно это – а вовсе не «зависть голытьбы к успешным», как это пытаются выдать капиталисты. Мол, бедные просто завидуют богатым, что сами так не смогли…

Два боксёра: один врезал, другой упал. Победителю – золотой кубок. Побеждённый завидует: «на его месте должен был быть я!». По-человечески очень понятно, часто так и бывает, но неужели вам не приходит в голову, что кому-то может не нравиться САМ ПО СЕБЕ МОРДОБОЙ, а не просто итоги очередного раунда? Да, проигравшие в мордобое завидуют победителям, но для нас не это главное!

Мы про то, что вся жизнь превратилась в один сплошной мордобой. Выражение «жизнь-борьба», для капитализма вполне справедливое, однако же сводит всю жизнь к одной борьбе. Некогда трудится, сочинять, творить, мечтать, философствовать. Некогда задумываться над чем-то отвлечённым, некогда парить в эмпиреях! Всё сводится к бесконечной драке, и для тех, кто хотел бы заниматься клинописью, а не дракой, в этом мире попросту нет места.

Дмитрий Николаев, команда ЭиМ 
Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • "А чем на самом деле обладал – не понимал." Эт точно! А я даже и не думал об этом в таком контексте...
  • Очередная ахинея от эим. Причем настолько бессмысленная и плоская, что, пожалуй, превосходит предыдущие по своей плоскости и бессмысленности. Рекорд поставлен, ждем дальнейших достижений