• РЕГИСТРАЦИЯ
ЛёрЫчЪ-РУС (Валерий ЮрЬевич)
16 сентября 2018 г. 16:06 15604 234 275.49

Кто такие вепсы? (В.В.Путин тоже Вепс...)

Так получилось, что родился я в деревне Володино, Вологодской области, Бабаевского района. В 40 км. от нас есть посёлок Пяжелка...Глухие медвежьи места, где живут Вепсы. Все мои Бабушки - Дедушки , Дядьки и Тётки как раз родились на территории, где обитали Вепсы.

Поэтому, я считаю, что я есть Вепс. Поэтому и защищаю здесь Вепсов, которых как и всех нас, настоящих Русских язычников, некоторые КонтоДятлы называют долбославами, псевдородноверами, неоязычнитками и всякими другими нехорошими словами...всё строго по госдеповской методичке...


Ниже  кратко про Вепсов... Хотя писать о них можно бесконечно...


Вепсы — это небольшая финно-угорская народность, до 1917 года в официальных документах Российской империи именовавшаяся чудью.



Чудь  -  Вепсы


Язык - смесь карельского, финского и русского....

Зима,Стужа..

Рыбалка мерёжами...

Баня по-чёрному...

Блины да Каккары...


Скорее всего, дело здесь в русских летописцах, которые ввели этот термин в деловой оборот во избежание путаницы, т. к. у славян слово «весь» обозначало «село» (например, белорусские эквиваленты: деревня — вёска, сельский — сельскi, вясковы). Поэтому «вепсы» — современный этноним, получивший широкое распространение уже в наши дни. 

Хотя, если верить историкам, одно из первых упоминаний о вепсах, или точнее, — о племени вас, принадлежит перу остготского историка Иордана. А это, между прочим, — VI век нашей эры. Четырьмя столетиями позже, в X веке, этноним вису использует в своих трудах арабский историк Ибн Фадлан. А с XI века название «весь» появляется и в русских летописях. Хотя встречается оно довольно редко. 

Как уже упоминалось, значительно чаще в таких русских источниках, как писцовые книги или жития святых используется иное наименование древних вепсов, позже ставшее официальным, — чудь. 

Сейчас трудно сказать что-то конкретное по поводу происхождения и исторической родины этого народа, но очень похоже на то, что вепсы обособились от иных прибалтийско-финских народов во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры. В то время они занимали часть территории юго-восточной Прибалтики, о чем косвенно свидетельствует современное название Чудского озера, имеющего один корень с прежним, официальным наименованием вепсов.

Именно оттуда, с юго-востока Прибалтики, вепсы начали постепенно перемещаться севернее и северо-восточнее, о чем говорят раскопки курганных могильников X—XIII вв.еков в юго-восточном Приладожье, которые, как выяснилось, являются именно древневепсскими захоронениями. 

Уже из Приладожья вепсы двинулись севернее и восточнее. Их переселение шло, по всей видимости, несколькими этапами-волнами. И у каждой такой «волны» была своя судьба. 

Так вепсы, проникшие в XII—XIII вв.еках в районы, расположенные севернее реки Свирь, были полностью ассимилированы проживавшими там карелами и дали начало двум самостоятельным ветвям карельского этноса — карелам-ливвикам и карелам-людикам. Самые восточные из вепсских переселенцев, полностью растворившись среди коренных народностей тех мест, всё-таки оставили свой заметный след в формировании западных коми. 


Вепсы, которые сохранили свою национальную самостоятельность, к последней трети XV века расселились вокруг Онежского озера (в Обонежье) и в Заволочье — области в бассейне рек Северной Двины и Онеги (за волоками, связывающими в единую транспортную артерию Онежское, Белое озера и реку Шексна).

 Правда, одно время считалось, что вепсы как народность исчезли, что они полностью растворились в живших с ними по соседству карелах, коми, славянах. Только выдающемуся языковеду, историку и этнографу, русскому академику финского происхождения Андрею Михайловичу (Андерсу Йохану) Шёгрену удалось установить, что это далеко не так. 

В ходе продолжавшейся с 1824 по 1829 год экспедиции, организованной в целях изучения языков Русского Севера, родственных финскому, а также истории и традиций людей, разговаривающих на этих языках, он убедительно доказал всем пессимистам, что нет — живы ещё вепсы! 

Так же, как и жив их язык — самостоятельный, оригинальный и отнюдь не являющийся диалектом финского. Впервые численность вепсов определена по материалам переписи (ревизии) 1835 года академиком Петром Ивановичем Кёппеном. По его данным, на тот момент времени их проживало: в Олонецкой губернии — 8 550, в Новгородской — 7 067 человек. 

А всего на территории европейской части России — 15 615 вепсов. К сожалению, за прошедшее время (а это почти 18 десятилетий!) вепсов у нас в стране не стало больше. По последней переписи 2010 года их численность составляет 5 936 человек. 

Большая часть из них, так называемые северные (или прионежские) вепсы, проживает на юге Карелии (юго-западное побережье Онежского озера). В 1994 году здесь даже была образована Вепсская национальная волость с центром в селе Шелтозеро, включавшая в себя 14 населенных пунктов.

Однако с 1 января 2006 года, после вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» эта административно-территориальная единица упразднена и сейчас на территории Прионежского района Карелии три вепсских сельских поселения — Шокшинское, Шелтозерское и Рыборецкое. 


Всего, по данным переписи, в Карелии живет 3423 вепса. Но больше половины из них — в столице республики, Петрозаводске, где их численность составляет менее 1% от всего населения города. Соответственно, уже сейчас можно сказать, что при таких условиях северные вепсы обречены на неизбежную ассимиляцию, которая может произойти уже в самом ближайшем будущем. 

Вторая группа, средние (оятские) вепсы — проживает на северо-востоке Ленинградской и северо-западе Вологодской областей. Это район истоков реки Паша, верхнее и среднее течение реки Оять. Третья группа — южные вепсы, территориально отнесена к востоку Ленинградской и северо-западу Вологодской областей (южные склоны Вепсовской возвышенности). 

Самая большая по площади территория, на которой живут вепсы, расположена на стыке трех административных районов Ленинградской области — Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Но по численности… Это 1672 человека. Ещё 76 вепсов проживает на территории Лодейнопольского района. Остальные 271 человек — в других районах Ленинградской области. 


Все вепсы Вологодской области (412 человек) живут на территории единственного района — Бабаевского, в котором находится одно национальное сельское поселение — Куйское (деревни Кийно, Никонова Гора).

В общем, всё достаточно грустно. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что специальным распоряжением Правительства России в апреле 2006 года вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а уже в 2009 году вепсский язык отнесен ЮНЕСКО к категории исчезающих

На этом, в целом, довольно грустном фоне, яркими, дарящими какую-то надежду звездочками горят усилия энтузиастов, благодаря которым сохраняются не только материальное наследие, традиции народа, но и память о такой непростой его истории. 

Одной из таких звездочек является Вепсский этнографический музей в селе Шелтозеро. 

Вепский историко-этнографический музей в селе Шёлтозеро.



Так что — не будем о грустном. Надежда всегда умирает последней. Но если она не умерла… 

Значит, живы ещё вепсы! Как живы их язык, обычаи, традиции.



Очень характерная личность и обстановка...  Именно так  мы и жили...




Автор: Константин Кучер

Источник

© Shkolazhizni.ru


Ещё о Вепсах:

Знаменитые вепсы

Всем известный святой Александр Свирский после пострига прожил семь лет в пещере на уединённом острове, теперь там находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. После по благословению игумена ушел на Святое озеро неподалеку от реки Свирь, где 25 лет жил в уединении и так постепенно начала образовываться Свирская обитель. В наши дни на святое место приезжают люди из всех городов, чтобы помолиться и приложиться к святым мощам преподобного Александра Свирского.

Вся извест... фото, традиции, обычаи, внешность, национальный костюм, интересные факты 

Традиционно вепсы занимались пашенным земледелием, а вот животноводству и охоте отводилась подсобная роль. Огромное значение для внутрисемейного потребления играли рыбная ловля и собирательство. Развитие отходничества и бурлачества на реках началось во второй половине 18 столетия. Гончарный промысел развивался на реке Ояти. Во времена Советского Союза северные вепсы начали заниматься промышленной разработкой декоративного камня, в животноводстве появилось мясо-молочное направление. 

Вепсы




 Вепсские деревни мало чем отличаются от русских. Собаки лают на чужаков, отстраненно бродят коровы на выпасе. Знакомые вывески сельпо, а если отъехать от административного центра, дома в деревнях все чаще заброшенные и сгоревшие. Разве что печь вепсы ставят в центре избы, и то не во всех домах, и селятся исстари вдоль воды.

Как живут малые народы Ленобласти


Знакомые вывески сельпо, а если отъехать от административного центра, дома в деревнях все чаще заброшенные и сгоревшие. Разве что печь вепсы ставят в центре избы, и то не во всех домах, и селятся исстари вдоль воды.




Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством

Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством, которое вепсы приняли в XI веке. Предки вепсов верили в «хозяина леса», «лесного человека» ростом выше деревьев, у которого есть жена и дети.

Запрещали ругаться, когда плывешь по глади озера или реки, чтобы не злить водяного. После заката не полоскали белье, «а то водяной выйдет из воды и будет кричать, чтобы его ужин не тревожили».

В лесу, чтобы не рассердить медведя, нельзя ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья. Бытовали так называемые запреты: чтобы не уменьшились удои — не мыть дна горшка снаружи, вечером не продавать молока соседям.



В деревне Озера, на возвышенности, которую зовут Васильева гора, стоит часовня. Ее установили там недавно, обнаружив камень, на котором природа оставила отметину в виде буквы «Т». Решили, что таким образом зашифровано название Тихвинской иконы Богоматери, покровительницы деревни...



В Центре вепсской культуры можно подержать в руках каждый экспонат: прялки, домашнюю утварь, берестяные коробы (в которых, между прочим, дольше хранится молоко и три дня не портится рыба), старинную выцветшую икону, рыболовные снасти





--------------------------

Забытые истории https://sergeytsvetkov.livejou...

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось.

История — это то, что нам рассказали


Яак Прозес: Путин, по-видимому, вепс

https://inosmi.ru/world/200801...

Танкист-СтроителЬ-ПравдоРубЪ

АВТОР РЕКОМЕНДУЕТ
Субъект воли 6 марта 11:31

Я сам строю дом. Я сам строю свою жизнь (философский аспект)

Для начала полезно знать зачем?Кроме того необходимо уметь.И конечно требуются время и деньги.Совместить все это, в принципе, невозможно!Тем не менее, строить следует! И надо спешить, ведь еще нужно посадить дерево и воспитать сына.Начнем с конца.Как гласит мудрость деловых людей: «Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет». И конечно, есть обратное з...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    МКС 14 марта 15:49

    ИГРА ПРОФЕССИОНАЛОВ. Что такое сознание? Фильм 3

    Научно-дискуссионный проект «ИГРА ПРОФЕССИОНАЛОВ». «Что такое сознание? Фильм 3» — продолжение дискуссии на самые острые, нерешённые вопросы современной психологии и психиатрии. Смотрите в Третьей Игре:Возможно ли воздействие на сознание человека?Какова причина необъяснимых аварий?Кто манипулирует человеком и стремится поработить всё человечество?Как ...
    -->
    755
    МКС 11 марта 13:00

    ИГРА ПРОФЕССИОНАЛОВ. Что такое сознание? Фильм 2

    Научно-дискуссионный проект «ИГРА ПРОФЕССИОНАЛОВ» — новый цикл передач на канале АЛЛАТРА ТВ.Дискуссия в формате профессиональной игры даёт возможность специалистам свободно выражать своё личное и профессиональное мнение без ущерба для собственной репутации. Выдвигать любые гипотезы и рассматривать их через призму научного и практического опыта.«Что та...
    -->
    962

    Прощёное воскресенье

    Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с ...
    -->
    1128
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика