Но можно ли надеяться, что «дураки» поумнели?
Фото: AP/TASS.
Неадекватными назвал попытки полностью отменить русскую культуру в Литве министр культуры в новом правительстве этой балтийской республики Шарунас Бирутис. По его мнению, политикам «не следует так поступать».
«В Литве проживает много людей русской национальности. Это совершенно естественно. Они граждане Литвы и, скорее всего, лояльны Литве как своей Родине. Поэтому сразу заклеймить национальность и их культуру, я считаю, совершенно неправильно, неадекватно, и политики не должны так поступать», — заявил Бирутис в интервью агентству ELTA.
Он так же отметил, что на протяжении тысячелетий литовцы и русские были соседями и, «вероятно, останутся ими в будущей».
Звучит неожиданно, учитывая, что бескомпромиссную борьбу с «тлетворным влиянием» русской культуры на тонкие души жителей Литвы Вильнюс ведёт не первый год.
Например, Литовский национальный театр оперы и балета исключил из репертуара все постановки на музыку русских композиторов, включая балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, а также «Ромео и Джульетту» и «Золушку» Сергея Прокофьева.
В «чёрном списке», т.е. культурными персонами нон грата на любой концертной сцене в стране, сегодня являются Академический ансамбль песни и пляски имени Александрова, директор Большого театра, дирижёр Валерий Гергиев, Олег Газманов, Михаил Шуфутинский, Филипп Киркоров, Хабиб Шарипов и даже Наташа Королева.
Прежний министр культуры Литвы Симонас Кайрис (к слову, объявлен в розыск МВД РФ за уничтожение памятников советским воинам) в начале прошлого года заявил, что Россия якобы использует культуру «как оружие», поэтому Литве необходим «ментальный карантин» и дистанцирование от русского искусства. Он назвал такой подход «отличным способом выразить солидарность с Украиной».
Суждения Бирутиса о том, что неправильно клеймить национальность и отказываться от русской культуры заставили Кайриса, по его собственному признанию, «оцепенеть». Новый министр, как он считает, либо не понимает текущего политического контекста, либо придерживается устаревших взглядов, характерных для периода 2012−2016 годов.
«Подобные мысли совершенно не созвучны жизни страны, настроению и тому подобное», — сказал Кайрис.
Он отметил, что слова Бирутиса — это официальная позиция из уст чиновника, которая может оказаться в «российской пропаганде» и нанести ущерб имиджу Литвы в глазах союзников. По его мнению, властям стоит сосредоточиться на поддержке культурного обмена с такими партнёрами по региону, как страны Балтии, Германия, Польша и Скандинавия, «вместо того чтобы погружаться в ностальгию по русскому искусству».
На самом деле Кайрис зря так разволновался. В том, что сказал его сменщик, нет ничего крамольного с точки зрения общего тренда на тотальную русофобию литовского руководства везде и во всем. Он просто не стал кричать о волчьих билетах для всех российских артистов, а выразился дипломатично — мол, каждый артист из России, приезжающий с гастролями в Литву, должен оцениваться индивидуально.
«Нужно различать тех, кто поддерживает режим и абсолютно ему лоялен, и тех, кто покинул пределы России и сопротивляется — они тоже являются представителями русской культуры. Нельзя всех равнять под одну гребёнку», — пояснил Бирутис.
Понять нетрудно, кто же с новым министров культуры для Литвы остаётся желанным гостем, а кто «оружием Кремля». Принцип отбора не изменился.
Все это дико, конечно, поскольку своими запретами они, прежде всего, себя делают бедней и примитивней.
А мы, со своей стороны, будем помнить чудесные фильмы, снятые в советское время на Литовской киностудии: «Никто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода!», «Богач, бедняк…», «Смок и Малыш», «Девочка и эхо», «Приключения Калле-сыщика». И любимых литовских актёров: Регимантаса Адомайтиса, Эве Киви, Юозаса Киселюса, Донатаса Баниониса, Альгимантаса Масюлиса, Юозаса Будрайтис, Нийоле Ожелите и еще многих других — не забудем.
Прокомментировать заявление нового литовского министра культуры «СП» попросила эксперта по странам Балтии, обозревателя МИА «Россия сегодня» Алексея Стефанова:
— Я бы не сказал, что это какая-то смена курса и, тем более, возврат к нормальным добрососедским отношениям. С другой стороны, после парламентских выборов в октябре поменялась руководящая роль партии.
Консерваторов-«ландсбергистов», как их называют, которые много лет стояли у руля, скинули. И, возможно, есть какая-то установка показать другое отношение, в том числе к своим гражданам.
Напомню, что Литва, в отличие от Латвии и Эстонии, в 1991 году всем жителям страны дала гражданство — т.е., кто хотел, тот мог его получить. Она изначально лояльнее отнеслась к проживающим на её территории нелитовцам и предложила им стать своими гражданами. И это сработало.
У меня есть много знакомых и даже друзей среди русских литовцев, как их можно назвать, которые интегрировались в местное общество и выучили язык, что называется, на твёрдую пятёрку. В общем, абсолютно слились в этой массе.
Понятно, что какие-то политические или руководящие посты русским, даже с хорошим знанием языка и пролитовски настроенным, не доверяли. Но в то же время эти люди были своими.
Однако в какой-то момент, наверное, после 24 февраля 2022 года, руководство страны решило расправиться даже с ними. И, по факту, вот этими русофобскими лозунгами, отменой русской культуры и всего русского ударило по своим же гражданам — русским литовцам.
Поэтому, возможно, слова нового министра — это, в определённой смысле, какой-то новый курс. Но такой очень лёгкий… Не на дружбу с Россией. А именно на то, чтобы показать так называемому «национальному меньшинству» — русским литовцам: «ребята, наши предшественники погорячились, фактически отвернулись от вас. Мы возвращаемся, вы — наши. Но вы должны быть все равно абсолютно лояльны власти и стране».
Так что сильно хлопать в ладоши и радоваться не стоит. Но курс достаточно неожиданный. И он, конечно, очень сильно удивит (наверное, уже удивил) латышей и эстонцев.
«СП»: Но это не значит, что российские артисты больше не в опале и могут свободно приезжать в Литву с концертами?
— Нет, здесь ничего не поменялось. Скорей, имеется в виду отмена русской культуры внутри страны — условно, Пушкина, Лермонтова, Достоевского… Возможно, и русская классика вернётся в театры.
Но только в том случае, если сейчас этого министра не заклюют и не лишат должности. Если это была его личная инициатива, если он по своему какому-то внутреннему чувству это высказал, то мы увидим отставку несостоявшегося министра.
«СП»: Владимир Путин ранее назвал дураками тех, кто «отменяет» русскую культуру, потому что они таким образом лишают себя части мировой культуры. Но почему такая простая истина многим, в той же Литве, теперь недоступна?
— А ведь совсем недавно — напомню — и театр им Вахтангова и театр им. Маяковского в Москве были фактически литовскими театрами. Художественными руководителями там на протяжении довольно долгого времени работали литовцы Римас Туминас и Миндаугас Карбаускис. Причём, если не брать артистов, то все остальные специалисты — хореографы, сценографы и т. д, задействованные в создании спектаклей, это были люди с гражданством Литвы.
У меня целая телефонная книжка с фамилиями этих людей, которые здесь работали и, кстати, очень тепло относились к России. Понятно, что после февраля все поменялось. Они сейчас в Литве, страдают от того, что уже не могут зарабатывать столько, сколько зарабатывали здесь. Римаса Туминаса, правда, уже нет в живых.
«СП»: А Литовская киностудия еще что-то снимает?
— Нет. Там какие-то продюсерские группы что-то делают, но это уже частная инициатива. Вообще, если какие-то фильмы в Прибалтике снимают, то это, как правило, группы, которые связаны с какими-то телевизионными компаниями. Просто продюсеры.
В Латвии лет 10−12 назад даже отстроили киногородок — «Синевилла» назывался. Но, насколько я понимаю, он уже тоже заброшен.
Источник: https://svpressa.ru/culture/ar...
В.К. Сразу хочу отметить, что литовцы родственный нам народ как и прусы, в отличие от саксонских немцев. Поэтому мы им понятны на ментальном уровне и они к нам никакой вражды и неприятия, как англосаксы, не имеют.
Я проходил службу в рядах СА, в своё время, в Литве и знаю литовцев не понаслышке. А вообще, с литовцами я знаком со школьных лет.
Знаком я немного и с латышами и так вам скажу, литовцев с латышами равнять нечего. А таких идиотов как Кайрис везде хватает.
И ещё, поскольку речь зашла просветлению у дураков, так это не так. Но хотел бы здесь сказать и об эстонке Калласс, на которую навешали ярлык русофобки. Она делает карьеру среди дураков и подонков в руководстве ЕС и у неё есть определённая цель, которая внешне, в словесном выражении, соответствует устремлениям идиотов ЕС и их кураторам от англосаксов, но только внешне. Истинный же смысл этой цели мы узнаем чуть позже, и кого-то он очень удивит. Как в народе говорят: если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. И что уж тут поделаешь?
Бетховен. Симфония № 4. Дирижер Юозас Домаркас (1979).
Фильм-концерт посвящён симфоническому творчеству Людвига ван Бетховена. Симфония № 4 в исполнении Большого симфонического оркестра ЦТ и ВР, дирижёр Юозас Домаркас.
Включены игровые сцены – в роли Ромена Роллана Эдуард Марцевич, Терезы Брунсвик – Элеонора Ленкаускайте.
Оценили 6 человек
9 кармы