В поисках Сольвейг

1 1108

Не так давно сходил на спектакль «Пер Гюнт» в Ленкоме. Постановка подтолкнула к тягостным размышлениям о современном театре в России. Сделано всё было на очень высоком уровне. Только вот именно театра я как раз и не увидел. Но обо всём по порядку.

Сразу разочарую ценителей подобного жанра, соавторов/участников, если вдруг они меня прочтут, и всевозможных «свободно мыслящих личностей». Я не собираюсь в этой заметке обсуждать переодетых в женскую одежду актёров и девушек с накладными усами, изображающих мужчин.

И тем более я не собираюсь разбирать вот этот фрагмент, в котором мать Пера Гюнта обсуждает с Сольвейг, как она избавится от приставленного к ней цигана и какие свои потаённые желания реализует после этого. Людям впечатлительным, наверное, лучше видеовставку пропустить.

Я не знаю, зачем это там нужно с точки зрения реализации режиссёрского замысла. У меня на ум приходит только бородатый анекдот, заканчивающийся фразой «а я всегда о нём думаю!».

Так как кто-то из моих читателей не смотрел спектакль, я не мог совсем всё это «не заметить». Но я то хочу сказать о другом.

Для начала нужно хотя бы несколько слов сказать о самом произведении. Пьеса Генриха Ибсена «Пер Гюнт» получила огромную известность в первую очередь благодаря тому, что Эдвард Григ написал к ней гениальную музыку.

Мало кто её не слышал, хотя не все знают, к какой пьесе она написана и тем более сюжет произведения.

Два наиболее известных фрагмента, это «В пещере горного короля» и «Песня Сольвейг».

Первый из фрагментов, надо сказать, не только ставят очень по разному. По его мотивам есть ещё и масса фантазий на тему.

Вот фрагмент одной из балетных постановок.

А вот две мультипликационные фантазии на тему. Первая.

И вторая, уже нарисованная в Союзмультфильме:

В Ленкоме этот фрагмент просто выкинули. На протяжении спектакля играют только вариации на тему «Песни Сольвейг».

Надо сказать, что «Песня Сольвейг» не менее известна. И понятно почему. Достаточно один раз послушать.

Сообственно перейдём к тексту песни, а затем к сюжету самого произведения.

Зима пройдёт и весна промелькнёт,
И весна промелькнёт;
Увянут все цветы, снегом их занесёт,
Снегом их занесёт.
И ты ко мне вернёшься — мне сердце говорит,
Мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить,
Тобой лишь буду жить.
Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня,
Полюбишь ты меня;
От бед и от несчастий тебя укрою я,
Тебя укрою я.
И если никогда мы не встретимся с тобой,
Не встретимся с тобой;
То всё ж любить я буду тебя, милый мой,
Тебя, милый мой.

Сюжет опишу весьма пунктирно. Пер Гюнт — мечтатель и балагур, смутьян и возмутитель спокойствия. Не обременяющий себя моралью и нравственностью, но и не злой по натуре. Ярким штрихом к портрету является то, что когда мать пытается его отговорить от похода на свадьбу к Ингрид, то он сажает её на крышу мельницы, чтобы не мешала. Ингрид — девушка, которая на него заглядывалась, и которую он по сути не любит. На её свадьбе он и встречает Сольвейг. Но та отказывается с ним танцевать, так как стесняется того, что он пьян. Что сильно задевает Пера Гюнта.

Его шалости переходят некий разумный предел, когда он похищает Ингрид прямо со свадьбы. При этом он сразу же её бросает, демонстрируя, что абсолютно к ней холоден. Дорога в деревню ему теперь закрыта и за ним начата охота. Пер Гюнт попадает к горному королю, хочет жениться на его дочери и стать принцем. Он в итоге соглашается и надеть хвост и выпить местный мёд (жидкий помёт). Но проблема в том, что в отличии от троллей Пер видит всё вокруг безобразным, а не прекрасным. И король объясняет, что чтобы стать истинным троллем и видеть мир в правильном свете, а не человеческим взглядом, нужно подрезать один глаз и окосеть. На это Пер Гюнт не соглашается и бежит.

В итоге Пера находят его мать и Сольвейг. Они объясняют ему, что дорога в деревню ему закрыта. Он строит хижину в лесу и начинает жить там с Сольвейг.

Но прошлое его не отпускает. К нему приходит дочь горного короля с ребёнком, отцом которого с её слов является он. И требует прогнать Сольвейг или жить всем вместе.

Пер Гюнт бежит и пускается в длинное странствие. В ходе которого успевает побывать много кем, в том числе работорговцем и посетить самые разные места, включая сумасшедший дом.

И когда жизнь Пера Гюнта подходит к концу, он встречает Пуговичника. Который сообщает ему, что душа его не достаточно хороша для Рая и недостаточно плоха для Ада, а главное — он никогда не был самим собой, он менял маски одну за другой. И поэтому её необходимо переплавить в оловянную пуговицу. Пер Гюнт ищет способ доказать Пуговичнику, что когда-то он был настоящим, что он есть. И удаётся ему это только с помощью Сольвейг, которая, как выясняется, всё это время его любила и ждала.

В столь коротком изложении масса действующих лиц и сюжетов не уместилась — но, думаю, основная идея произведения ясна.

И основная моя претензия к этому спектаклю, что там есть интересно поставленная хореография, необычные декорации, много чего ещё, но Пер Гюнта там нет. Точнее он там не на том месте, где должен быть, и в этом нет никакой заслуги авторов спектакля.

В спектакле есть масса комичных моментов. Шутки пошлые, но зал смеялся. Я думаю, высшую оценку спектаклю поставил зритель, сидевший у меня за спиной. На очередном комичном моменте спектакля он буквально захрюкал. Это не метафора, это именно так.

Спектакль не скучный. Время не тянется бесконечно. На сцене постоянно что-то происходит, что привлекает к себе внимание. Даже просто движения актёров по сцене, их пластика — на это интересно смотреть.

Видимо, для особо пресыщенного зрелищами зрителя — есть специальные приёмы. Например один из актёров в какой-то момент достал автомат Калашникова. Я так и не понял, зачем.

То есть понять, что этим хотели сказать авторы, — нетрудно. И накрутить сверху можно всё, что угодно, пользуясь методом мудрецов из советского к/ф «Илья Муромец», которые без проблем объяснили штаны в бочке.

https://youtu.be/hooaKxdXbfM на 48 минуте фильма

Только вот какое это имеет отношение к Ибсену — объяснить честно, по-моему, не сможет никто.

Это не первый случай, когда берётся какое-то классическое произведение, мощное, глубокое, из него вымывается весь изначальный смысл и внутрь закладывается нечто пошлое и мелкое. Так как людей невозможно постоянно шокировать, человек ко всему привыкает — то это даже уже каких-то скандалов часто не вызывает. Веяние времени. Так же, как, например, евроремонт в историческом памятнике XIX века в центре города и размещение там офисов. Культура тихонько уходит сквозь пальцы, и на место ей приходит новое варварство.

Поэтому и главная моя претензия к Ленкому не в том, что они позволяют себе быть пошлыми. Она в том, что они предают театр. В их «Пер Гюнте» я не увидел Ибсена, не увидел Пера Гюнта, меня даже не пытались заставить переживать драму главного героя. Театр без чувств — это разве театр?

И тем не менее я не могу назвать свой поход в «Ленком» полностью бесполезным. Пера Гюнта я таки увидел. Такого, который заставил меня о многом задуматься. О том, почему он хулиганит, хочет быть то принцем у Горного Короля (плевать на любые издержки) то ещё кем-то, но только не самим собой настоящим. Почему не понимает, что такому ему, не холодному и не горячему — ценой является медная пуговица.

Только вот этот Пер Гюнт — это не актёр, который выступал на сцене. Это — сам театр «Ленком».

А его Сольвейг, которую он давным давно покинул по неведомым лично мне причинам, — это, конечно, искусство.

Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

В Троицке создали ускоритель плазмы, который выведет Россию на новый уровень покорения космоса
  • pretty
  • Вчера 10:04
  • В топе

Пока что космические корабли с Земли не «бороздят просторы Вселенной», а лишь перемещаются в пункт назначения, обычно не очень далекий. Да и это происходит редковато. Скоро же всё может измениться, и ...

Уси-пуси, на микропюрера покушались

Зеленский принимает новый закон о мобилизации. Фотофакт У Зеленского всё плохо. Фронт сыпется, армия деморализована, экономика уничтожена, денег нет, народ прячется от лютующих ТЦКшников. Плюс ...