Отношение к собственности, точнее, отношение к правам собственности на средства производства, стало осевым вопросом, вокруг которого вращалась вся политическая и идеологическая жизнь 19-20 веков.
В конце 20 века центр вращения политики стал «гулять» . Как во всякой системе с неустойчивыми центрами тяжести, начались биения. Система мирового хозяйствования грозила разлететься вдребезги от этих биений. Причиной стало, надо полагать, смещение цента тяжести от простой собственности к капиталам (финансово-денежным массам).
Диссоциация и коррозия рабочего класса, который стал замещаться прекариатом, не дала возможности мировому хозяйствованию развалиться «привычным» образом — через революции. Огромную роль играл и развал СССР, окончательная утрата и растаскивание «по фракциям» принципов и навыков ленинско-сталинской экономики, глобальная деиндустриализация, демографические проблемы перемещения масс мигрантов.
Возникшая турбулентность «замотала», так сказать, назревшую революцию. Ныне мы наблюдаем мир, находящийся в состоянии духовного сиквела* революции, «революцией после». После несостоявшейся революции и в процессе турбулентности.
Внезапно выяснилось, что финансовый жир не может играть роль скелета. Большие массы финансов, перекатывающиеся из регионе в регион, могут отягощать своим весом обмен веществ, ресурсов и знаний, в экономике. Массы капитала не могут одного — не могут чем-либо связанно, внятно и долговременно управлять.
Поэтому и финансовая фишка, выдвигавшаяся взамен косточки собственности на средства производства, не сыграла. Средства производства изменились. Теперь это не материальные объекты, а знания. Умения, Навыки. Данные. Сведения.
Поэтому на нынешнем этапе развития общественных отношений, не собственность на материальные средства производства, не массированный денежный капитал, а права собственности на знания стала той осью политики и истории, вокруг которой только и можно строить политику и историю.
Неоспоримо и однозначно — знания и информация становятся ОСНОВНЫМИ средствами производства. Объем переуступок и перепродаж прав и патентов в IT (ай-ти) области достигли десятков миллиардов долларов в месяц. А выяснение правовых отношений по поводу авторских прав практически заменили конкурентную борьбу между ай-ти гигантами. Поэтому отношение к интеллектуальным правам собственности становяться ныне даже более значимыми политически, чем отношение к правам собственности на материальные средства производства.
Отсюда возможный вывод— знания и массивы данных НЕ должны являться чьей-либо собственностью (личной, клановой, корпоративной, конфессиональной, национальной). Такая собственность может быть только всечеловеческой, интернациональной.
Этот подход относиться к культурным объектам любого рода. Это относиться к контекстным массивам аудио, видео и тексто-символьного характера. Это должно относиться к любым патентам и секретам производства и рецептуре любого характера. Наконец, не могут быть объектами авторского или патентного права коды, протоколы и программные интерфейсы.
Это звучит утопично.
Но обязательная свобода доступа к любым технологическим и культурным знаниям, не собственническо-правовой их характер — необходимое (нельзя обойти) условие выживания. Поэтому любые посягательства на на общедоступность технологических и культурных знаний может рассматриваться только в одном плане — как преступление перед человечеством.
Авторское и патентное право, приравненные к ним права собственности, секреты производства и технологий, рецептуры не могут быть объектом собственности. Это — обязательное условие жизни на планете.
Иначе — только гибель.
Можно предположить, что это требует адекватного переустройства левой идеологии. Без включения в сферу идеологических интересов прав собственности на на знания, информационнно-культурные массивы и контексты, на патенты, секреты производства и IT технологии левая идея может стремительно архаизироваться и стать маргинальным пережитком для горстки вымирающих артефактов.
*«Духовный сиквел» - не новина автора, а вполне конвенциональный термин. См. например в ВИКИ /https://ru.wikipedia.org/wiki/Сиквел/.
Оценили 36 человек
82 кармы