Хаяо Миядзаки. Попытка фильмографии (I)

10 2395

Хаяо Миядзаки можно - «главный» мультипликатор-аниматор последней трети XX — первого десятилетия XXI века.

В его творчестве затрагиваются темы семьи, любви, гуманизма, экологии и взаимоотношения человечества с природой и технологиями. Миядзаки тревожат мысли о недолговечности Земли. Он не приветствует современные технологии и считает современную культуру «поверхностной и ненастоящей». Миядзаки чувствовал себя расстроенным, когда, в период 1955—1965 г.г., «природа, горы и реки были уничтожены во имя экономического прогресса». Во многих фильмах антигерои пытаются установить контроль над природой в политических целях. В конечном итоге это всегда оказывается губительным как для природы, так и для цивилизации.

Некоторые считают, что Миядзаки тревожат и темы пацифизма и феминизма. Что до пацифизма, то это неприятие капиталистической ангажированности военных, солдафонства и неприятие фашизма.

Многие - близоруко и предвзято - спешат обнаружить в его творчестве некоторую пропаганду феминизма. Это «промашка» мысли и восприятия. В творчестве Миядзаки никогда не возникало утрированных, уродливых и чрезмерных форм неприятия или ненависти мужчин либо отторжения материнства.

Первым полнометражным мультипликационным фильмом, который оказал на Миядзаки решающее воздействие, и запал ему в душу на многие годы, была легенда о Белом Змее. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden («Легенда о белой змее»).

Хаяо Миядзаки считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок») замечательным художником. 

Миядзаки признается, что в тяжелый для него момент, когда он всерьез раздумывал о том, стоит ли продолжать карьеру в анимации, на него произвел сильное впечатление советский мультипликационный фильм «Снежная королева» режиссера Льва Атаманова, показав, что мультипликационные персонажи могут играть так же, как и живые актёры, а рисованные фильмы могут трогать не хуже других форм искусства.


А теперь - попытка фильмографии. По хронологии выхода на экраны, для малоизвестных (или уже забытых) дается изложение сюжета.

1* — 1965 Первый фильм с участием Миядзаки - «Космические путешествия Гулливера» / «Gulliver no Uchuu Ryokou»

Мальчик-бродяга Тед, тайком посмотрев фильм о путешествиях Гулливера, вместе с бродячим псом Мэком попадают в густой лес, где в уединенной лаборатории пожилой профессор Гулливер строит планы полета в космос. Из своих путешествий Лемюэль вернулся глубоким мизантропом. Но зайчиков и белочек в напарники не возьмешь, поэтому профессор, скрепя сердце, берет на борт Теда, Мэка, своего ручного Ворона и заводную игрушку — жестяного полковника.

Гулливер выдает обитателям леса прочувствованную речь, далее следует подробно нарисованный запуск ракеты. В полете герои испытывают невесомость и осуществляют выход в открытый космос в скафандрах (в реальности это случилось за два дня до премьеры фильма в Японии). Затем они попадают в поток обратного времени, Гулливер сильно молодеет, а его спутники едва не исчезают вовсе, оказываются на загадочной Планете Снов и встречают ее хозяина — маленького Купидончика, сражаются с метеорным роем и загадочным звездолетом.

Достигают цели — планеты Голубой Надежды, и выясняется, что ее жители-роботы порабощены коварными роботами Пурпурной планеты. Все приключения сопровождаются музыкальными вставками с авторской анимацией, очень свежо выглядящей до сих пор. В облике роботов Голубой планеты проглядывают намеки на работы Пикассо (и, что любопытно, мультипликатора Льва Атаманова — в принце и принцессе), роботы Пурпурной планеты выполнены с стиле кубизма и ар-деко.

Механизмы не переносят воздействия воды, и синтезировав ее, герои побеждают врага в тяжелой битве. Происходит чудо — панцири жителей Голубой планеты раскалываются, на свет показываются живые люди. Под оболочкой железной принцессы скрывалась прекрасная девушка. И тут юный Тед... просыпается.

Человечество, освобожденное от роботизированных оков — первый вклад молодого Хаяо Миядзаки в японскую анимацию и тот самый завершающий штрих, не дающий пожилому Гулливеру окончательно потерять веру в людей.

2 *— 1968 -  «Принц Солнца: Приключения Хольса» / В советском прокате как «Принц Севера»

Юный Хольц, живущий со своим отцом в долине, однажды сталкивается со стаей страшных серебристых волков. В пылу схватки он нечаянно будит Хозяина Земли. Каменный исполин помогает мальчику прогнать волков и просит достать "занозу" из его плеча. С удивлением Хольц извлекает из камня древний Солнечный меч. Это непростое оружие - только им можно сразить страшного демона Грюнвальда. Вернувшись домой с мечом, мальчик узнает, что его отец при смерти.

Отец Хольса тяжело болен и не может вставать с постели. Перед смертью он рассказывает сыну, что когда-то они жили в далёком северном селе, но чародей Грюнвальд вселил в сердца людей злобу и ненависть; начались кровавые междоусобицы, и тогда отец вместе с Хольсом, который был ещё совсем крошечным, бежал из села, чтобы спасти хотя бы сына. Теперь он просит Хольса вернуться к людям и вместе с ними сражаться против колдуна.

Похоронив отца, Хольс, взяв с собой медвежонка, отправляется на поиски людей. По пути на родину мальчика встречает сам Грюнвальд; он предлагает Хольсу стать его братом, но тот отказывается, и тогда Грюнвальд сбрасывает его с обрыва в реку. Однако Хольс не погибает: течением его приносит к деревне, где его спасают люди. Через некоторое время он становится там героем после того, как убил гигантскую рыбу, подосланную Грюнвальдом. Тот, узнав о поражении, посылает стаю снежных волков напасть на деревню. Хольс сражается вместе с жителями деревни и, преследуя волков, забредает в заброшенную деревню на озере, где знакомится с красавицей Хильдой. Воодушевлённый её пением, он приглашает её пойти с ним.

Жители деревни приветливо встречают Хильду. Всем нравятся её песни, хотя они и отвлекают людей от работы. Однако вскоре начинаются беды: на деревню нападают полчища крыс, потом совершается покушение на старосту. Подозрение падает на Хольса, топор которого нашли на месте покушения; тот пытается объяснить, что всё происшедшее — это происки Грюнвальда, но ему не верят, тем более что Хильда свидетельствует против него, и он вынужден уйти из деревни. 

В лесу Хольс встречает Хильду и просит её объяснить, почему она так поступила, и тогда Сова, спутница Хильды, открывает ему правду: она — младшая сестра Грюнвальда и выполняет его приказы. Хольс не верит этому и убеждает Хильду, что она — человек, но та нападает на Хольса и сталкивает его в пропасть. Мальчик оказывается в заколдованном лесу, преследуемый призраками и видениями из своего прошлого; с большим трудом он выбирается на поверхность.

Наверху Хольс снова встречает Хильду, которую Грюнвальд послал убить его; однако на этот раз ему всё же удаётся пробудить в ней человечность. Хильда раскаивается в том, что так долго была орудием злых сил, и просит Хольса предупредить жителей деревни о предстоящем нападении Грюнвальда.

Тем временем Грюнвальд направляет стаю снежных волков и гигантского снежного мамонта, чтобы уничтожить деревню. Хольс узнаёт, что с помощью меча (который он добыл у великана) можно уничтожить колдуна. Но меч нужно перековать. Хольс быстро перековывает меч, в помощь для борьбы с волками и мамонтом приходит каменный гигант. Хильда даёт мальчику волшебный «медальон жизни», и тот уничтожает Грюнвальда. Народы и деревни ликуют. Хольс становится легендарным героем, и его называют Принцем Севера. Хильда замечает, что всё ещё жива без медальона, и возвращается в деревню к Хольсу.

3* — 1969, первая часть трилогии «Кот в сапогах»

Главный герой — кот Перро, в мушкетёрских одеждах, приговорённый к смертной казни за то, что упустил мышей. За ним постоянно гонятся три кота (два взрослых кота и их младший брат — почти котёнок), смахивающие на гвардейцев кардинала. Убегая от них, Перро сталкивается с сыном мельника Пьером, которого собираются выгнать братья, чтобы присвоить себе его долю наследства.

В это время король проводит смотр женихов для своей дочери — принцессы Розы. Властелин зла Люцифер тоже выражает желание жениться на принцессе. Кот представляет Пьера королевской семье как завидного жениха — Принца Калаву, используя одежду и подарки других кандидатов — братьев Пьера. Пьер признаётся Розе, что он крестьянский сын, и та не отвергает его, но принцессу похищает Люцифер. Пьер, Перро и мыши спасают принцессу.

4* — 1969 (экранизация манги 1961 г) «Летающий корабль-призрак» («Корабль — призрак»)

Итальянский пассажирский лайнер «Antonia Graza», символ послевоенной роскоши, рассекает воды Атлантики. На борту праздник. Певица Франческа исполняет красивую песню на итальянском языке о любви, пассажиры танцуют медленный танец. Девочка Кэти играет с буквенной игрушкой, к ней подходит стюард и из букв Кэти составляет фразу: «Мне очень скучно». К ней подходит капитан корабля и приглашает на танец. На фоне танцующих пассажиров появляется рука, нажимающая на рычаг лебёдки. Стальной трос, натянутый вокруг носовой палубы, где танцуют люди, начинает наматываться на катушку. От сильного натяжения трос разрывает крепления и движется сквозь танцующую толпу. На несколько секунд пассажиры замирают. Падает перерезанный тросом бокал, течёт кровь, люди в прямом смысле разваливаются на части по всей палубе. Кэти стоит в обнимку с капитаном, смотрит на него и видит, как у него отваливается всё выше нижней челюсти. Девочка тяжело дышит, и её пронзительный крик разрывает мёртвую тишину…

Наши дни. Спасательная команда с буксира «Арктический воин» доставляет плавучую нефтяную платформу в порт. В портовом кабаке, где члены команды празднуют своё возвращение после полугода в море, к ним подходит некий Джек Ферримен. Он представляется пилотом канадской метеослужбы и рассказывает команде, что, совершая патрульный полет над Беринговым проливом, он обнаружил большой корабль, который дрейфовал по течению и не отвечал на радиосигналы. Команда заинтересовалась этим сообщением. Капитан Мэрфи, его компаньонка Эппс, помощник капитана Грир, механик Сантос и двое подводников, Додж и Мандер, вместе с Джеком отправляются на поиски таинственного корабля. Бурной штормовой ночью они в прямом смысле натыкаются на него. Это итальянский лайнер «Antonia Graza», пропавший 40 лет назад при загадочных обстоятельствах.

Члены команды «Арктического воина» поднимаются на борт и обследуют все палубы, чтобы понять, что случилось с кораблём. У них перестаёт работать радиосвязь, им слышатся странные голоса, смех, музыка. Внезапно под ногами Мандера проваливается пол, но Эппс успела схватить его за руку. Пока Мандера вытаскивают наверх, Эппс замечает сквозь пролом Кэти, которая стоит на нижней палубе и смотрит на неё. В следующий миг она исчезает и Эппс думает, что та ей лишь почудилась.

Продолжая исследование корабля, Мэрфи и его команда убеждаются, что на лайнере уже побывали до них, и не раз: об этом говорят электронные часы в рулевой рубке, появившиеся после 1962 года, а также груда трупов месячной давности, обнаруженная Эппс и Джеком в прачечной. Следующая находка оказывается ещё более невероятной — несколько ящиков с золотыми слитками. Мэрфи приказывает перегрузить золото на буксир, чтобы забрать его с собой. Однако прежде чем началась погрузка, на газовом баллоне в рубке «Арктического воина» сам собой открывается вентиль. В этот момент Эппс опять видит Кэти, которая бежит по палубе и кричит, чтобы они не заводили мотор. Однако уже поздно: раздаётся страшный взрыв, в результате которого погибает Сантос. Буксир уничтожен. Команда уже не может покинуть «Антонию», и у них остаётся только одна возможность спастись — заделать пробоину в днище корабля, чтобы он мог держаться на плаву, и попытаться починить двигатель.

На «Antonia Graza» продолжают твориться ужасы: бассейн заполняется водой, смешанной с кровью, в которой плавают расчленённые тела; консервы с камбуза превращаются в массу личинок; призрачная красотка Франческа заманивает подвыпившего Грира в ловушку, и он падает на острые концы стального троса, которые пронзают его тело насквозь. В этот момент лицо Франчески становится старым и сморщенным и она произносит по-итальянски: «Добро пожаловать на борт!»

Эппс, заинтересованная странной девочкой, находит её имя в списке пассажиров, идёт в её каюту и там обнаруживает мёртвое тело ребенка с петлёй на шее и её же привидение. Оно открывает Эппс правду: «Antonia Graza» — ловушка, корабль-призрак, и все, кто на нём находятся, давно мертвы, но их души не могут покинуть лайнер, пока не будет собрано определённое их количество; после этого их всех «отвезут». Тут Кэти внезапно с криком исчезает, а Эппс торопится немедленно найти остальных членов команды, чтобы предупредить их об опасности.

Мэрфи в это время в капитанской каюте выпивает и беседует с призраком самого капитана «Антонии». От него он узнаёт, что за два дня до катастрофы груз золота был поднят с тонущего судна «Лорелея». Мэрфи спрашивает, спасся ли кто-нибудь с «Лорелеи»; капитан «Антонии» утвердительно кивает и подаёт Мэрфи фотокарточку, увидев которую, тот меняется в лице.

Выйдя из каюты капитана, Мэрфи сталкивается с призраком погибшего Сантоса, и тот нападает на него. В это время появляется Эппс, но Мэрфи видит вместо неё Сантоса и пытается её убить. Однако его оглушает Джек. Додж, Джек и Мандер помещают Мэрфи в пустой аквариум и вместе с Эппс обсуждают дальнейшие действия. Она поручает им откачать воду из машинного отделения, а сама идёт искать Грира, но находит его уже мёртвым. Снова появляется Кэти и, взяв Эппс за руку, позволяет ей увидеть всё, что происходило на «Antonia Graza» в тот роковой вечер. Оказывается, бо́льшая часть команды во главе со старшим помощником решила прибрать всё золото себе. Чтобы избавиться от свидетелей, бунтовщики убивают всех пассажиров: часть из них была отравлена крысиным ядом во время ужина, остальные разрублены тросом на корме, зарезаны в собственных каютах и расстреляны перед бассейном; Кэти же была повешена. Затем старший помощник, не желая ни с кем делиться золотом, предательски расстреливает своих сообщников, после чего сам гибнет от руки Франчески, а ту, в свою очередь, убивает неизвестный человек. Убив Франческу, он поворачивается лицом к Эппс, и та узнаёт его. Это Джек Ферримен. Эппс понимает, что они все угодили в хитроумно спланированную ловушку, и поспешно возвращается к Мэрфи, но обнаруживает, что он тоже мёртв, а аквариум заполнен водой. Из руки Мэрфи выскальзывает фотография, которую ему дал капитан «Антонии». Это фотография Джека Ферримена.

Затем погибают последние члены команды «Арктического воина», Мандер и Додж, и Эппс остаётся на корабле наедине с Джеком. Он признаётся ей, что является эмиссаром преисподнии, а его задача — собирать «отмеченные» души, пока не будет выполнена некая «норма», но если корабль затонет, прежде чем это произойдёт, его «руководители» будут недовольны. Он предлагает сделку: её жизнь в обмен на корабль, но Эппс отказывается, и, несмотря на яростное сопротивление Джека, ей удаётся привести в действие взрывное устройство, которое разносит тело Ферримена на части. Корабль погружается в пучину океана, но Кэти указывает Эппс путь из тонущего корабля наружу. Эппс всплывает на поверхность и видит, как освобождённые души жертв корабля-призрака, вырываясь из глубины, на фоне его погружения превращаются в огоньки и устремляются ввысь; среди них находится и душа девочки.

В заключительной сцене фильма Эппс, которую подобрал оказавшийся поблизости пассажирский лайнер, санитары везут на каталке на берег. Бросив взгляд на корабль, она видит, как несколько человек, одетые в форму стюардов, заносят на судно по трапу ящики с золотом. В стюардах она узнаёт своих погибших товарищей, а за ними следует Джек Ферримен. Их взгляды встречаются, и Эппс в ужасе кричит: «Не-е-ет!». Двери автомобиля скорой помощи захлопываются.

******************************************************************

Использованы материалы Рунета.

Продолжение следует.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Ощущение, что статья просто слеплена из 2-х разных. Сначала - да, попытка фильмографии, затем- пересказ какого то фильма, которого я лично не видел. "Летающий Корабль-призрак" 1969 года - режиссер Хироси Икэда. (Да, Миядзаки там есть в списках команды. Как и его жена). И он вообще не о том. "Принц солнца" - режиссёр Исао Такахата. Миядзаки да, художник. "Кот в сапогах" - режиссёр Ябуки Кимио. Миядзаки да, художник. В общем, пока сыровато. Но так держать! :thumbsup:
  • Весьма интересно и познавательно...
  • Спасибо, вернули на минутку в детство...
  • Разве в летающем корабле призраке такой сюжет был? Мне кажется, что автор его даже не смотрел, а просто нашел в интернете пересказ и то не тот, и вставил его в статью. :rage: