Некоторые примеры «социальной стратификации» и платежных средств (денег, валюты) у индейцев Южной- и Мезо- Америк. И что из этого следует.
«Социальная стратификация» – это разделение людей на определенные группы по имущественному или иному признаку. То есть властно-пищевая структура общества, его иерархия.
Будем рассматривать стратификацию на примере ацтеков. В других цивилизациях — майя, ольмеки, тольтеки, инки- слова будут другими, но поверьте, с тем же смыслом социальных ролей. Ацтекское общество, как и большинство обществ мира, можно разделить на две группы классов: знать пипильтин (pipiltin, в ед.ч. – пилли, pilli) и простолюдины масеуалтин (macehualtin, ед.ч. – macehualli, масеуалли).
Уже ныне становится ясно, что нынешнее развитие обществ мира (всей Евро-Азии и обеих Америк — без изъятий для РФ и Китая) движется по пути простой двухкастовой схемы. Конечно, внутри каждой касты есть свои этажи, но сам переход из касты в касту крайне затруднен. Соц. лифты со временем уверенно и последовательно отключаются, а обмен информацией блокируется. Элиты и пиплобыдло народонаселений начинают жить в двух изолированных аквариумах.
Элита
Внутри знати пипильтин на самом верху располагаются фигуры главных пипильтинов. /Странное совпадение — уж не вождей ли пипла?/. Они назывались у ацтеков «тлатоани» (tlatoani). Буквально означает «тот, кто говорит», «оратор». Как это похоже на наши общества, где правом говорить, а не болтать, обладают лишь немногие "священные" оракулы — от государства, от религии, от науки … ну и так далее.
Вершиной всего ацтекского айсберга и по совместительству мэром Теночтитлана /столицы ацтеков/ был уэй тлатоани (huey tlatoani) - «великий оратор». В других городах тоже были мэры – просто тлатоани.
У индейцев основами государства были города. Мы со своимими городами-человейниками только движемся к этому. Но уже ясно становиться — в РФ нужны только крупные города (да и то — не каждому «Белгороду» повезет!). А мелочь — чего считать! — можно и в щебенку разносить.
И, да, повторюсь — была у главноговорящего особая и отдельная роль-фигура - уэй тлатоани вообще считался голосом Тескатлипоки и проводником его воли в этом мире, человеком божественного происхождения. В обществе уэй тлатоани все остальные находились исключительно в простых одеяниях, голова опущена, смотреть нельзя. Император передвигался в роскошном паланкине, а если всё-таки приходилось спешиться, то высокие лорды подметали перед ним путь и клали одежды на шаг ноги – чтобы не дай бог Тескатлипока ему (уэю) соприкоснуться с землей.
Это точно — аквариум должен оставаться непроницаем. И потом —как это близко, как похоже — ну например, на "Кин-дза-дзу"
Кстати, Тескатлипо́ка (дымящееся/огненное зеркало) — в мифологии поздних майя и ацтеков одно из главных божеств (наряду с Кетцалькоатлем/Кукульканом). Он носил зеркало или щит (отсюда имя), с помощью которого наблюдал за деяниями людей на земле.
/Как оно похоже за системами электронных концлагерей и видеонаблюдений!/
В различных воплощениях он являлся богом-творцом или же разрушителем мира. Считалось, что Тескатлипока привел народ науа в долину Мехико. Впоследствии его культ распространился по всей стране. Главное - ведущее место в пантеоне наделило бога множеством черт, которыми он не обладал изначально. Ну то есть как бы «обнуленный» и потом сразу - отец народов — и т. д., и т. п., и прочее, и прочее, и прочее.
У нас в РФ это любят и понимают, надеюсь.
Ну ладно, идем далее.
На нижнем слое знати было два уровня: высокие лорды тетекУтин (tetecuhtin, ед.ч. – текутли, tecuhtli, уже знакомое нам слово «господин») и остальные обычные аристократы пипильтин.
Основой ацтекского общества были кальполли (calpolli - «большой дом») – группа семей, связанных родством или проживающих долгое время на одной территории. В современных терминах это можно перевести как район. Во главе каждого кальполли стояли тетекутин, которым власть, земли и титул давались самим тлатоани (в Теночтитлане – уэй тлатоани), хотя впоследствии следующего текутли избирали на совете знати кальполли - теккалли (teccalli).
Опять же — сколь это близко и понятно! Олигархи, чиновники и их клиентский слой зависимых от них людей. Ну где обстановка попроще — так по типу сановных крестных отцов.
Пипл
Народ в смысле «не элита» назывался масеуалтин. В это понятие входили торговцы, ремесленники, крестьяне – в общем, производящие все те блага и услуги, которыми живет аристократия. По правилу - «Я, масеуалли, человек простой - если отечество позовёт на войну – пойду, скажет «работай» – буду работать».
Жили они в кальполли: в каждом проживала группа семей, относящихся к одному господину, и занимались эти семьи в основном одним видом труда. В каждом районе даже мог быть свой храм и покровительствующий бог. В Теночтитлане, например, было около 80 кальполли, образующих четыре главных квартала.
Ну к такой организации мы устремляемся?
Напомню — в тех прото-мезо-амеро обществах было широко развито человеческое жертвоприношение. На основах тупо понятого солидаризма. И воевали они тоже весьма «тупо» — часто, нудно, без огонька, но и безропотно.
Ну что же поделать, коли гос.каннибализм, экологические безумства и войны довели их до рассеяния …
В целом же кастовость и привилегированность прав голоса — это основные отличительные черты, к которым мы — увы! - можем ныне двинуться.
* * *
А вот табличка со сводом тех видов денег, которые удаль достоверно установить. Не все виды валюты могут быть достоверно оценены, подтверждены и измерены. Рабов, соль и перышки очень трудно оценивать задним числом, да и гниет это все рьяно.
И вот что ещё важно. Обратите внимание на разные типы валют. Их множество отражает то, что те либо иные виды валют предназначены для разных платежей и разных соц. групп. Одни — для мелочных покупок, которые делает пил на рынке (валюта — зерна какао, соль, ткани, каучук). Другие — эфемерно-престижные валюты, типа прозрачных с золотой пылью перьев или костюмов воинов. Ну и уж для крупных закромов и фондов — медные топорики.
И вот что ещё — многие виды валют тленны. Та же соль, те же куски ткани, в конце концов, даже те же бобы. А тленность того, что мы считаем валютой — не наш ли день сегодняшний день со сгорающими и вовсе не универсальными бонусами-кэшбеками?
* * *
И уже более полу-тысячелетия известен конц гос. каннибализма и условных валют. В мезо-прото-америках, конечно.
Источники -
- https://pikabu.ru/story/sloyon...
- https://translated.turbopages....
- https://vk.com/wall-82175924_1... ,
и прочие широко открытые источники Рунета.
Оценили 9 человек
21 кармы