Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Ротозейские прогулки, Пукирев

10 2878


Пукирев (Василий Владимирович, 1818—1890) — живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. Получив первоначальное образование, поступил в ученье к одному неважному живописцу в Могилевской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. Зарянка, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства. Избрав вначале специальностью портретную живопись, прислал в 1853 г. два образца своих работ в этом роде в академию художеств и получил за них звание неклассного художника. За портретные же произведения была присуждена ему в 1860 г. степень академика. На академическую выставку 1863 г. была доставлена им картина «Неравный брак» (в московской Третьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее академия наградила его званием профессора. После этой картины П. выставлял еще другие: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Приемная концессионера», «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда», «Размолвка», «Св. митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному» и пр.; однако, все эти картины значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные П. в конце его деятельности. В 1861—73 гг. П. служил преподавателем в московском училище живописи, ваяния и зодчества. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — , 1890—1907

Пукирев Василий Владимирович по https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/Пукирев / -

крепостным вдовы поручика Александры Васильевны Грековой, по имению ее в Рязанской губ., в Данковском уезде; в 1837 г. получил от нее отпускную, а впоследствии был приписан к Московскому мещанскому обществу. Сперва П. рисовал самоучкою; затем (1-го апреля 1847 г.) поступил в Училище Живописи и Ваяния, добывая себе средства к жизни уроками и продажею своих работ. В 1850 г. он удостоен был от Академии Художеств звания "учителя рисования в гимназиях" и одобрения за рисунок с натуры; в 1853 г. — вторично удостоился одобрения за подобный рисунок, а в 1855 г. за два портрета с натуры, писанные им масляными красками, получил звание неклассного художника. В 1858 г. бывший преподавателем в Училище Е. А. Васильев предложил Совету Московского Художественного Общества назначить ему в товарищи по преподаванию B. B. Пукирева, предлагая разделить с ним жалованье пополам; но, по-видимому, это не состоялось, и В. В. Пукирев только через три года (27-го сентября 1861 г.), по смерти Е. А. Васильева, поступил на его место младшим преподавателем, получив за год перед тем звание "академика по живописи исторической и портретной", за картину "Татьяна". В 1863 г. П. написал лучшее свое произведение — "Неравный брак", за которое Академия, 27-го августа того же года, единогласно присудила ему звание "профессора живописи народных сцен". При материальном содействии г. Борисовского, Пукирев два раза побывал за границею: в первый раз — с 19-го октября 1862 г. по 19-е января 1863 г., а второй раз — с 1-го мая по 1-е августа 1864 г. Сильные приливы крови к голове заставили П. прекратить преподавательскую деятельность, и 31-го марта 1873 г. он вышел в отставку. Хотя после того он продолжал заниматься живописью, но работы его шли слабо и никакого успеха не имели, так что материальное положение художника дошло до крайности, и 3-го февраля 1884 г. он обратился с прошением на имя московского генерал-губернатора и председателя Совета Московского Художественного Общества, князя В. А. Долгорукова, в котором говорил: "Состоя на службе в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества преподавателем двенадцать лет, я захворал... и вышел в отставку. Невзирая на мой страшный недуг, вышедши из Училища, я продолжал работать; теперь же силы мне положительно изменяют, по нездоровью не могу заниматься искусством, почему средств к существованию не имею. Я обращаюсь к вашему сиятельству, как к председателю Училища, гуманному покровителю искусства, прося ходатайствовать мне о пенсионе". Но Совет Общества, куда князь В. А. Долгоруков направил это прошение, в заседании 16-го мая того же года, отказал художнику, который принужден был, после этого, существовать лишь на маленькую субсидию, выдававшуюся ему Обществом Любителей Художеств, в 1886—1889 гг., в размере от 300 руб. до 420 руб. Умер он в крайней бедности 1-го июня 1890 г.

Кроме упомянутых работ, нам известны еще следующие произведения П.: "Мальчик с собакой". — "Мадонна", копия с Батони (1850 г.). — "Прометей" (1852 г.). — "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г.). — "Мальчик — разоритель гнезд" (1858 г.). — "Девушка", этюд с натуры (1860 г.). — Девять образов для церкви Св. Троицы, что в Грязях, в Москве, исполненных по заказу Е. В. Молчанова. — Два образа для церкви в имении г-жи Нарышкиной (1860—1861 гг.). — "Сбор Недоимок", приобретен К. Т. Солдатенковым. — "Мастерская художника" (1863—1864 гг.), находится в галерее П. М. Третьякова. — "Крещение еврея" (1869—1870 гг.), у Г. И. Хлудова. — "Строение железной дороги") (1870—1871 гг.), исполнено по заказу г. Мейен. — "Прием приданаго по росписи" (1870—1871 гг.), прибретено г. Щербаковым, а повторение находится в галерее П. М. Третьякова. — "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", приобретено С. И. Костаревым. — "Свидание", или "Размолвка", тоже. —"Давыдкова", тоже. — "Потрава" (1870 г.), приобретено г. Щаповым. — "Дьячок, объясняющий Страшный суд", тоже. — "Ревность женщины" (1875—1876 гг.), приобретено С. И. Карзинкиным. — "Прерванный, или Несостоявшийся брак", тоже. — "Приемная концессионера", тоже. — "Сиротка". — "В день Благовещения" (1882—1883 гг.). —"Иван Грозный в Молельне" (1884—1885 гг.). — "Свет Тихий" (1886 г.).

Кроме того, им исполнены портреты: Предводителя Тверского дворянства г. Полторацкого, для местной гимназии (1860—1861 гг.). — Калужского предводителя дворянства Ф. С. Щукина, по заказу дворянства, для Дворянского Собрания (1862—1863). — Греческого монаха (1862—1863). —Женский портрет. —Портрет г. Борисовского. — Г-жи Борисовской. — Г. Креймер. — Г. Протопопова. — Портрет девушки, по заказу г. Варенцова (1863—1864). — Г. Попандопуло (1869). — Купца Строганова (1869—1870). — Г-жи Гетлих. — Императора Александра II, по заказу г. Мейен, для Комиссаровского Училища (1870—1871). — Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, туда же. — Полковника Ильина. — Генерала Казакова. — Г. Полякова (1870—1873) и карандашный портрет П. М. Шмелькова, находящийся в Третьяковской галерее. Наконец, он нарисовал с натуры на камне портрет М. С. Щепкина, напечатанный в Литографии Каткова в 1857 г.

Дела Московского Художественного Общества: №№ 2, 41, 47, 110, 128, 140, 176 и 209; Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств, СПб. 1868; Отчеты Имп. Академии Художеств за 1860/61, 1861/2, 1862/3, 1863/4, 1866/7, 1869/70, 1870/71, 1872/3, 1875/6; Указатель художественной выставки Училища Живописи и Ваяния в 1858 г., М. 1858; Указатель художественных произведений, выставленных в залах Имп. Академии Художеств, СПб. 1860; Каталог портретов и картин русских и иностранных художников на постоянной выставке в Обществе Любителей Художеств, М. 1869; Каталог выставки художественных произведений в Училище Живописи и Ваяния, М. 1872; "Древняя и Новая Россия" 1877 г.; Каталог периодической выставки Общества Любителей Художеств, М. 1882 г.; Idem, 1885 г.; Каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве 1882 г., М. 1882; Отчеты Комитета Общества Любителей Художеств за 1885, 1886, 1887, 1888 и 1889 гг.; Опись художественных произведений городской галереи П. и С. Третьяковых; "Художественные Новости" 1890 г; "Артист" 1891 г., № 13, февраль, стр. 201; Н. П. Собко, Словарь русских художников, СПб. 1899 г.

А. Новицкий. {Половцов}

Сперва - разминка:

1. Это - картина Пукирева "Неравный брак" 1862 г.  - самая знаменитая его картина, Холст, масло. 173 × 136,5 см, хранение - Государственная Третьяковская галерея, Москва. 

Неравный брак, 1862

А это - две другие картины двух других русских художников. Какие картины, каких художникв - узнайте сами. Проблема в том, что в Ру/Инетах их часто "путают" - а люди смотрят и постят, и копируют, и кичатся своим невежеством. 

Ну ладно. Это ещё понятно - композиции и темы очень схожи.

А теперь - самые известные (популярные в виртуальности) работы Пукирева:

В мастерской художника, 1865
/В приёмной концессионера» (1876)

ИЗО "В приёмной концессионера" - искал ОЧЕНЬ долго. В сети качественных ИЗО нет. И очевидно, картины в России уже нет.

Дьячок, объясняющий крестьянам картину Страшного Суда 1868
Иван Грозный в молельне (Молельня) 1844

Это ИЗО с молельней тоже не совсем хорошего качества. Те же трудности.

Мальчик с птичьим гнездом 1856
Портрет М.Н. Облеуховой, 1855


Прерванное венчание (Двоежонец) 1877
Прием приданого в купеческой семье по росписи, 1873


Ревность женщины, 1868
Сбор недоимок, 1869–1870

ИЗО картин "Мальчик с собакой","Мадонна", копия с Батони (1850 г.), "Прометей" (1852 г.), "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г.),"Девушка", этюд с натуры (1860 г.), "Крещение еврея" (1869—1870 гг.), "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", "Свидание", "Размолвка", "Давыдкова", "Потрава" (1870 г.), "Сиротка". — "В день Благовещения" (1882—1883 гг.),  "Свет Тихий" (1886 г.) обнаружить в Ру/Инете не удалось.  

Так что следующие поколения в массе свой, скорее всего, их уже не увидят.

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Мудрая речь: Токаев объяснил казахам, что будет, если попробовать вытеснить русский язык и всё русское из Казахстана

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Токаев, без преувеличения, произнёс одну из самых важных речей в своей карьере (видео https://t.me/geopolitika_civilizacii/14513 ). "Что каса...

Обсудить