Про общество, общие цели и задачи

5 1426

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

После цикла статей о гедонизме хотелось бы показать, как мы дошли до жизни такой. Как наследники Победителей стали мещанами-гедонистами; и вкратце обрисую метод прокручивания фарша взад; как обычно, будет обидно, но простых решений у меня для вас нет.

В недавней статье про общество уже писал о том, что для существования общества нужно, как ни странно, что-то общее для всех участников этого общества. Было бы странно в обществе рыболовов видеть людей, ненавидящих рыбалку; ровно так же и с более крупными образованиями. Тем не менее современные страны состоят из разрозненных личностей и организаций, чьи интересы не связаны друг с другом, а то и противоположны (схiд i захiд Незалежной); говорить в таких условиях о каком-то "обществе" - значит заведомо врать и морализаторствовать.

Ещё в одной недавней статье поднимал тему мотивации; мотивация может быть личная и общественная, и вот с последней всё плохо вот уже не один десяток лет. Есть ли в любой стране люди, высокомотивированные и заряженные на свершения? А разделяют ли их мотивацию остальные граждане?.. Вопрос почти риторический. Наличие первых нам выдают за некий стержень общества, но без участия вторых это - классический правшанский метод решения проблем: нехай элитка двигает прогресс, остальные не нужны. В итоге мотивированные устраивают свою жизнь как они хотят, за счёт остального "общества", потому и можно это понятие брать в кавычки. Ибо большинство этого самого "общества" данную мотивацию и ценности "элитки" не разделяют, хотя и терпят, до поры до времени.

В очередной раз напомню, что для фактического наполнения понятия Общество нужно нечто общее; и это общее как-то никак не вырисовывается; причём это проблема не специфическая для РФ; так, наверное, везде в обществе победившего Pax Americana. В массах на глубинном уровне до сих пор сильна ностальгия по СССР; даже среди рьяных антисталинистов и антисоветчиков нет-нет да промелькивает тоска по временам, когда двери не запирались и можно было выпускать детей гулять во двор с дошкольного возраста одних. В основном это остаётся ностальгией, но чем больше мир погружается в кризис, тем громче звучат призывы вернуть всё взад. Фарш обратно не прокручивается; однако кое-что сделать всё же можно.

Сейчас скажу крамольную для многих мысль: для существования Общества необходима некая Идея. Обычно подобное ассоциируется с коммуняцкой пропагандой; но речь тут не про свободу-равенство-братство, а вообще про само понятие Идеи как таковой. Например, для крестьянской общины характерна идея совместного выживания; с некоторыми допущениями эта идея натягивается на глобус всей страны. В наших условиях выживать поодиночке невозможно, и волей-неволей вырабатывались навыки кооперации, которые впоследствии выразились в знаменитых "Православие-Самодержавие-Народность". Скорее всего, в массах мало кто понимал, обо что речь в буквальном смысле; но эти цели не противоречили общинному укладу, до поры до времени. Где-то с 1905-го года получила пробоину самодержавная часть идейной триады, которая утащила с собой и православную; писал и даже на видео говорил про это в статье про перепрошивки. Сложно удерживать единство общества целями, которые не разделяет значительное число людей.

Идея - это не нечто эфемерное или пропагандистско-лживое (на чём настаивают граждане либералы); идея - это набор целей и приоритетов; практически бизнес-план, если хотите. Можно жить и без плана, но результаты - вокруг нас, на табло. Суетимся, барахтаемся, а жизнь становится всё сложнее, и не сказать, чтобы лучше. Кому-то, возможно, и лучше, но если брать системные общественные аспекты - медицину, образование, культуру - то поднимите руки, кто считает, что там происходят позитивные изменения?.. Спасает ситуацию от взрыва только, как ни странно, отсутствие этих самых целей - так как мы и не знаем, куда мы идём, то и любое движение обессмысливается - да, лекарства стали дороже, и что?.. Государство не просило вас рожать. (с)

Обычно подобные мысли направляют на какое-то конкретное правительство - это Путен виноват, пандугеть! - но ведь это ценностная проблема; от замены Путина на Шмутина в этом плане ничего не изменится. Даже если мы внезапно начнём жить как в Европе, у нас от этого появится какой-то смысл в жизни?.. И речь тут не про заумствование, а всё про то же - про общие цели и задачи всего общества.

Хотя в последнее время Незалежную стараюсь не трогать (забодала она уже всех), но хотелось бы сказать, что "жить, как в Европе" - это в определённой степени тоже идея, хотя и паршивенькая и вторичная; на её основе уже можно сбиваться в кучу и цементировать Общество. Если бы эту идею несли левые партии и движения, то, возможно, это бы можно было бы назвать созиданием; но перед нами клинический случай право-радикального подхода к решению проблем - мы будем вести стадо за собой, и пофиг чёкак. Вместо созидания и последовательного повышения уровня жизни до европейских стандартов - запугивание общества со стороны "элиты" и навязывание собственного представления о "европейской жизни". Это весьма напрягает общество, потому что обещалось одно, а делается другое, и вместо процветания - сплошное вымирание. Так что наличие Идеи само по себе никак не гарантирует цементирования Общества вокруг неё - нужно, чтобы оно её разделяло. Идея должна быть настоящей, а не декларативной, и это важно.

Современное общество принимает в основном либеральную мотивацию - личное благополучие как верхняя ценность; из этого напрямую следует, что никакого "общества" у нас нет. Есть разрозненные индивиды, спасающиеся поодиночке; эдакая банальная версия гедонизма. Если бы ценностью было благополучие само по себе (т.е. "ванильный", древнегреческий, гедонизм), то на этом как-то можно было собрать общество; но отсюда бы немедленно воспоследствовало требование общества повышать уровень жизни сразу всем. А это уже какой-то коммунизЪм, панемаешь. Поэтому - только личное благополучие, только хардкор. И отсюда непонимание в кругах "элитки", когда народ требует наказать заворовавшихся - всё ведь правильно делают ребята, повышают личное благосостояние, а про всех изначально речи не было. Точнее, возможно, речь и была, на уровне предвыборного трёпа, да вот только выполнять его никто не собирался, ибо Идея - она про другое, про личное (см. либерализм). Если свободная личность хочет наживаться за счёт других, то кто может ей в этом помешать? Це ж несвобода какая-то получается.

Я тут немного утрирую насчёт либерализма; то, что реализовано на практике, является либерал-монетаризмом, т.е. заведомым обманом быдла; однако и классический либерализм тоже не подразумевает Общества - тоже личная свобода понад усе. Многие не задумываются о всяких там Идеях, но под влиянием общества СМИ разделяет либеральные ценности, зачастую искренне ненавидя неких абстрактных "либералов". Эдакая коллективная шизофрения, вызванная подменой понятий: под "либералами" сейчас понимаются некие прозападные личности, которые с либерализмом не имеют ничего общего. Значительная доля нашей "оппозиции" являются попросту фашиками, аналогично свидомитам; и этих людей обвиняют в либерализме граждане, искренне считающие, что государству они ничего не должны?..

Когда начинаешь копаться в определениях, вылазят довольно неприятные вещи, поэтому прекрасно понимаю, что мои статьи никогда не будут популярны; куда спокойнее почитать про козни клятых кого-то-там, чем получать в рыло неприятную правду. В данном случае правда заключается в том, что нынешнее постыдное состояние "общества" вызвано атомизацией сознания, распадом "общества" на отдельные личности с взаимно противоречивой мотивацией. Понимаю, что первопричина этого состояния вряд ли кроется в обывателе, но мы сами позволяем навязывать себе либеральные ценности через СМИ, блохеров и прочих "лидеров мнений", не задавая им в ответ неудобных вопросов. Например, куда подевалось сцементированное общей идеей Общество, и кто за это должен ответить.

Как верно подсказывают в каментах, многие общества проходили период утраты Идеи перед распадом; и мы идём туда же. Гаджеты всё быстрее и красивее, но ведь никакие изобретения не спасли Рим и Византию от вырождения и падения. Ушла мотивация быть единым народом, ушли и Империи. То же происходит и сейчас. И если мы не хотим последовать по тому же пути, уже давно пора задаваться вопросами и озадачивать власть имущих. Хотя бы для понимания, что их всё устраивает, и никто не даст нам избавленья...

Накануне перемен

Накануне  события, которое  может  и  должно  стать  знаковым   в  текущей  политике   России,  неожиданно  возник   ...

Не буди русского медведя или конец однополярного мира

Вашингтон, уверовав в теорию Бжезинского, согласно которой Россия без Украины никогда не сможет возродиться, чтобы вновь стать Сверхдержавой, совершил массу преступлений:- провел в 2014...

Вашингтон как сознательный провокатор мирового ядерного столкновения?

США расставили России грамотную ловушку и сами в неё попались: «Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится», - зря не читали в Белом доме Книгу притчей Соломоновых...

Обсудить
  • Всё расписано верно, только вот вспомнился анекдот, когда в эпоху Горбачёва два алкаша стояли в очереди за водкой , а она прямо перед ними кончилась. И один из них как треснет второго в ухо, а на недоумённый вопрос: "Ты чего?!" ответил: "А ЧТО ДЕЛАТЬ, Вася, делать-то что?!!" P.S. Кому-то вспомнился Чернышевский, конечно, но сути это не меняет.
  • "Ушла мотивация быть единым народом, ушли и Империи." Ну, вот, всё-таки, "народом"... а то вся статья про "общество". Общество-то как раз есть, ибо есть общие границы, государство, законы, суды... а вот народа - нет.
    • Timmy
    • 18 октября 2019 г. 10:48
    Здраво.
  • Итак, общества нет. Стало быть нет общих целей и задач. Об общих целях и задачах и сказу нет. Остаётся заглавие ни о чём. Потому, что общие цели и задачи это идея, план, образ порядка. Традиционное общество было более революциоспособно в массовом порядке. Люди были способны к носительству идеи из-за вовлечённости в коллективную трудовую деятельность и находясь в условиях физического выживания, независимо от социальной иерархии. Это войны, пандемии и стихии. Сейчас к носительству идеи способны индивиды и малые группы. 1.Люди крайне разделены в судьбе (конституцион.) в глобальном порядке. 2. Достижения НТП перевели прямое физическое уничтожение в мягкие , не пандемийные (не массовые) формы. Определяющим революционность фактором является образ жизни отдельных людей. В той или иной мере они одновременно оторваны от толпы и глобализма и имеют собственный смысл деятельности. В противоположность политике (толпы) и обществу (потребления) остаются национальная мотивация, культурная (научная) мотивация и цивилизационная.