Справедливость VS выгода, или стратегия против тактики

29 2946

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Наброшу в очередной раз желтушный заголовочек; но не особо погрешу против истины, ибо речь сегодня поведу об абсурдность современной философии (сиречь мировоззрения, включая культуру И экономику). Возводя в абсолют сиюминутную Выгоду, автоматически пренебрегаешь Справедливостью, а это по сути означает игнорирование стратегии в угоду тактике. Что звучит примерно как "пчёлы против мёда", но де-факто так оно и есть. По стопам статей о цивилизационной идее.

В недавних статьях сформулировал цивилизационную идею России (в широком смысле) - Справедливость и Честь. Если с Честью всё более-менее понятно (это следование Честности, избегание Обмана), то Справедливость - термин изрядно затасканный, и сплошь и рядом использующийся не по делу. Люди попросту не понимают, что это такое; каждый второй каментатор начинает задвигать про "справедливость бывает разная"; тогда как я уже давно показал, что Справедливость - понятие абсолютное. Не в том плане, что это - раз и навсегда выструганная константа типа 42. Абсолютность означает безотносительность; привет образованцам; кому-то, конечно, оно вообще водка. У многих это не налазит на голову - как так, я же Личность, и справедливость - относительно меня; но тут огорчу я вас до невозможности; Справедливость означает заход со стороны всего Человечества, а не со стороны тебя, меня, грузин или велосипедистов. Как только мы говорим за "справедливость для кого-то", мы автоматически переходим в термины Выгоды - что выгодно тебе или мне. А это уже подмена понятий и обман; чуть выше уже написано, что такое Честь, советую перечитать. Срамота.

Причины данного заблуждения относительно Справедливости и прочих абсолютных понятий имхо лежат всё там же, в пресветлой философии псевдо-либерализЪма, поразившего обывателя по всему свету минимум с конца 20-го века; в тысячный раз оттопчусь по ней, ещё более цинично, чем обычно, но, надеюсь, будет уже не так обидно. В недавней статье о поколении побеждённых и Свободу показал, что современное понимание свободы (псевдо-либеральное) не бьётся с принятым в философии со времён Спинозы; в сознании обывателя свобода == Личность понад усе, а "по науке" Свобода = осознанная необходимость, т.е. осознанная деятельность в рамках осознанных же ограничений. Поэтому современный "либерализЪм" и не имеет ничего общего с классическим либерализмом имени "я не согласен с вашими словами, но готов умереть за ваше право их высказывать" - обман происходит в самом ключевом определении философии, которая на нём целиком зиждется, и все остальные построения превращаются в тыкву - мы начинаем думать не в терминах осознания собственных ограничений, а наоборот, в духе безбашенной безнаказанности - я Личность, мне всё можно. Происходит примитивизация сознания целой цивилизации, увы.

Поясню, причём тут Свобода и Справедливость. Обыватель, поражённый философией квази-либерализЪма, автоматически ставит свои собственные интересы превыше всего, и Справедливость - даже понимая её абсолютность - рассматривает с точки зрения высшей ценности, т.е. себя, любимого. В этой логике да, сколько людей, столько и справедливостей. Если же у него просыпается инстинкт самосохранения, то он начинает думать в рамках мафиозной морали - моя банда (организация, народ) превыше всего; это, на самом деле, лишь вариация той же самой единоличной морали "моя Личность понад усе"; в чистом виде она существовать не может, "свободные" пожрут друг друга, и приходится объединяться с такими же шибанутыми. В этом случае Справедливость тоже получается с точки зрения узкой прослойки - панков, наркоманов, либералов или "цивилизованных". А это уже называется другими словами.

Когда мы говорим "справедливость для меня", это означает, что мы рассматриваем ситуацию только с точки зрения любимой тушки; то же верно для мафиозной вариации. "Я пришёл на работу, сделал всем одолжение, платите мне бабло" - с точки зрения обывателя это "справедливая" логика. Но как только мы начинаем рассматривать ситуацию не субъективно, а объективно, с разных сторон - с точки зрения начальства и коллег - то быстро оказывается, что платить зачастую бывает не за что; и с точки зрения коллектива справедливо дать такому работничку пня под зад. Но тут уже срабатывает следующий уровень "справедливости" - у того семеро по лавкам, да и вообще Обществу нечем занять этого баклана, так что пусть сидит. А в Африке тем временем дети голодают... И вот так, круг за кругом, выстраивается полная картина Справедливости уже без кавычек - потому что она не субъективна, а объективна.

В современной культуре единственной мерой Справедливости является... суд. Если человек накосячил, то его разбирают под мелкоскопом, со всех сторон, и выносят вердикт; типа, объективность, и всё такое. Творится в судах разное, поэтому и отношение к Справедливости разное; но виновато, понятное дело, не само понятие Справедливость, а её субъективное толкование - когда суд начинает действовать в чьих-то интересах, он автоматически искажает свою основную функцию - объективное рассмотрение; и автоматически переходит из справедливого суда в судилище в чью-то пользу; думаю, многим это знакомо. Поэтому-то "либералы" всячески настаивают на честности судов - никакого другого механизма по оценке Справедливости у них нет.

Внимательный листатель уже наверняка заметил одну из основных проблем современности - о Справедливости мы вспоминаем только когда нарушается закон. А пока мы живём и ничего не нарушаем - точнее, не попадаемся - то можно творить, что хочешь. Тут приврал, там обманул - пока не затащили в суд, ты никому ничего не должен. А ведь это - то самое идиотское прочтение "либерализЪма", которое озвучено выше; Личность понад усе, в том числе понад две личности, три личности и так до бесконечности. Мы ограничиваем себя только мерками законности, которая меняется с каждым годом, причём в разные стороны; в материальном плане гайки всё заворачиваются, зато в плане толерастии с каждым годом можно всё больше; пэрэмога на отлично. Поэтому-то я и настаиваю на необходимости возврата к культурно-этическим нормам как естественным ограничениям Личности, проживающей в Обществе - культурные нормы это техника безопасности общества. Ты не должен нарушать их (воровать-убивать-уважать_старших и т.д.) не потому, что за это будет по попе атата, а потому что это неправильно. Свобода не должна ограничиваться снаружи, рамками клетки Закона, а человек сам должен осознавать рамки дозволенного, через культуру - только тогда он будет свободен. Да, что "либералу" Свобода, то Человеку смерть. И наоборот.

Здесь, правда, можно наступить в несовершенство человечьей морали - несмотря на всю свою тысячелетнюю историю, Человечество до сих пор толком не осознало своё единство - экономически мы уже практически сбились в одно стадо, а вот культурно мы сильно разные; и тот же самый ИГИЛ (а также США) идут по пути навязывания собственных культурных норм всем окружающим. Здесь надо сделать ещё одно лирическое отступление - Справедливость является своего рода научным методом в социальных отношениях. Мораль - это почти религиозный метод (делай так, ибо верно), а справедливость подразумевает постоянные сомнения и поиск Истины. И в этом плане мы ещё, можно сказать, в начале пути - как и в деле научного познания мира; жить по Справедливости мы ещё практически не начинали, хотя многие к этому стремятся. И попытки натянуть сову на глобус, сиречь моральные нормы замкнутого общества на весь шарик, чем занимаются ИГИЛ и США, есть вопиющая не-справедливость и мракобесие.

Теперь потихоньку переходим к сути статьи - почему Справедливость противопоставляется Выгоде, и чем это грозит. В современной культуре Справедливость воспринимается либо как личная справедливость (сиречь личная выгода), либо как анахронизм и сугубо не-эффективная стратегия поведения. И слово стратегия я тут выделил не зря - ибо Справедливость по сравнению с Выгодой, действительно, является стратегией поведения по сравнению с тактикой. Хотя, как некоторые догадываются, стратегия без тактики не ходит, равно как и наоборот. Но культура современности, увы, разменивает одно на другое, и тем самым является идиотизмом, не очень-то и соответствующим виду Homo Sapiens. Но мы уже позволили себя обмануть в определении Свободы, почему бы не схавать и примат тактики над стратегией. ;)

Давно ругаюсь, что для современников нет понятий Добра и Зла, есть лишь Выгода. Как известно, мерилом успеха сейчас является получение (даже не заработок) денег любым способом, даже не очень законным - не пойман, не вор. С этой точки зрения всё верно - иметь 100 рублей лучше, чем 1 рубль. Но это, опять же, откуда смотреть - если с точки зрения квази-либерализЪма, то конечно - я свободен до безнаказанности, и чем больше я себе нахапаю, тем лучше. А если попробовать глянуть с позиции здорового человека, то получение личной выгоды любыми способами, скорее всего, нарушает принцип Справедливости - получая деньги себе, мы с большой вероятностью забираем их у кого-то, кто имеет на них такие же права. "Свободные личности" и действующие аналогично мафиозные сообщества - от цапков до государств калибра США - перетягивают общее одеяло на себя, что неизбежно просаживает общий уровень общества; на этом фоне они могут выглядеть богато, но это с каждым годом всё больше и больше похоже на современную "Украину", где нувориши жиреют, а страна летит в тартарары.

Иногда меня спрашивают - какова цель "вашего" Справедливого общества? Отвечаю - жить лучше. Думаю, с этим все согласятся - мы хотим с каждым годом жить всё лучше. В чём это выражается? В том, чтобы мы могли себе позволить всё больше материальных и не-материальных благ; условно говоря, сегодня я могу себе позволить 5 кг картошки каждый день, завтра неплохо бы позволить себе 6, потом 10 и т.д. - неважно, что мне столько не надо; главное, чтобы была возможность. Помните определение Свободы здорового человека? Возможность к осмысленным деяниям - вторая её составляющая, наряду с осознанием ограничений. Может, мне понадобится тонна патиссонов или круассанов - мало ли случаев бывает - и хорошо бы, чтобы завтра это было проще осуществить, чем сегодня. А кто такие "мы", которые хотят жить с каждым годом всё лучше? В пределе - мы все. С этим не спорят даже либералы - ещё бы, спорить с массами чревато; они тоже постулируют "улучшение качества жизни" для всех, но, как говорится, гундеть - не мешки ворочать. Стратегия вроде бы одна - жить лучше - а вот с тактикой получается некрасиво.

Главенствующая сейчас на шарике философия либерал-монетаризма при декларации вышеуказанной стратегии постулирует тактику обогащения Свободных Личностей - дескать, давайте все обогащаться, и тогда заживём лучше с каждым годом! То есть цель у нас "жить лучше", а вот тактика - личное обогащение каждого. Казалось бы, всё верно - чтобы всем жить лучше, надо, чтобы у каждого возможностей становилось с каждым годом всё больше и больше. Но, как говорится, если кажется - креститься надо; само определение "обогащение" подразумевает нарастание богатства, которое, в свою очередь, означает... неравенство людей, и ничего больше. Если у тебя 100 рублей, ты богат по сравнению с тем, у кого ничего нет; но беден по сравнению с тем, у кого 1000; а тот, в свою очередь, нищеброд по отношению к тому, у кого миллион, и т.д. Из термина "обогащение" цель "всем жить лучше" не следует никак; в идеальном случае может следовать, но на практике - увы.

Проблема тут в том, что тактика личного обогащения противоречит заявленной цели - вместо того, чтобы повышать жизненный уровень всех, мы заходим через обогащение по-одиночке, что может означать в том числе и понижение общего уровня - ведь обогащение возможно и через обнищание масс. Концепция Выгоды подразумевает присвоение богатств из общей экономики, что никак не способствует её росту; но философия Свободной Личности не видит тут никаких проблем - мне хорошо, и ладушки. А вот Свобода здорового человека подразумевает ограничения, среди которых "не навреди", т.е. знай меру в обогащении. Если берёшь больше, чем вкладываешь, то это несправедливо, и нарушает главную цель - жить лучше всем.

Тактику жизни по Справедливости ещё предстоит выстроить, но очевидным образом она должна учитывать общие интересы - ибо Справедливость для всех, а не для избранных. Тактика обогащения, очевидно, не подходит, сугубо по определению - если мерить успех по богатству, то неизбежно вводим людей в соблазн хапать больше, чем отдавать, что приводит к паразитизму и просаживанию среднего уровня Общества, что мы видим сейчас по всему шарику. Тактика обогащения ведёт исключительно к цели "нарастание богатства", сиречь неравенства среди людей, и с этой задачей она на отлично справляется - по данным Форбс, богатство 1% людей превысило богатство остальных 99% уже в 2016-м году, и с каждым годом этот процент всё уменьшается - то есть богатые богатеют, бедные беднеют. Причём если бы бедность была бы просто относительной, и жизнь бедняков бы в материальном плане улучшалась, было бы полбеды - ну жируют, так ведь не мешают; но вы же меня поняли...

Самое смешное в этом - наша уверенность, что так и должно быть. По той же причине мы до сих пор заглядываемся на Америку с Европой - хотя это те самые богачи, которые присваивают себе всё богатство мира; и мы ведь хотим так же? Тоже хотим паразитировать на остальном мире? Ну, увы. Трамп уже открытым текстом призывает остальные экономики поужаться, чтобы спасти американскую - хотя они уже потребляют в десятки раз больше среднемирового уровня ресурсов. Справедливо ли это? Думаю, вопрос риторический. "Просто надо больше работать", лол. Но часть людей - даже вроде бы вменяемых - до сих пор оправдывают поведение США на мировой арене - дескать, они двигают прогресс, им можно. Так чего мы хотим добиться в итоге? Мирового господства США любой ценой, или всё-таки каких-то более достойных целей? Россия по определению не сможет жить так же, как США, потому что её ресурсы нужны в США - нефть, газ, титан, и бесплатные молодые выпускники ВУЗов. Никто не может жить как США, так к чему это всё ведёт? Привет, 4-й рейх.

И дело тут не только в клятых пиндосах; в конце концов, они так понимают "справедливость для себя"; но почему мы ограбление мира считаем за "справедливость для нас"?.. Это какая-то феерия идиотизма. Или нам настолько наплевать на справедливость, что мы готовы собственную Выгоду поставить превыше всего, даже превыше любой общей цели, кроме американского мирового господства?.. А ведь наши правители до сих пор мыслят в этих же категориях - инновации-модернизации-инвестиции, и на Гайдаровских форумах своих поганых до сих пор заглядывают в рот людям, уже однажды разрушившим нашу общую страну. Ведь их, "инвесторов", цель - обогащение себя и своей страны, и на нас им наплевать; западенский бизнес и Справедливость - вещи несовместимые. Мы-то думаем, как бы не обидеть западенских "партнёров", а обратное верно? Вот то-то и оно.

Можно ли отринуть скверну Выгоды и обратиться к пресветлой Справедливости прямо сейчас? Возможно, но в деталях не уверен. Стратегию видно прекрасно, а вот тактически - одни сплошные белые пятна. Справедливость - это, повторюсь, научный метод в социальных процессах, но ведь население десятилетиями оболванивали "цивилизованные", и теперь каждый второй - либо двоешник, либо просто дурачок, неспособный сложить 2 и 2. Для следования по пути Справедливости необходимо заходить через образование и воспитание - которое у нас, разумеется, всё в тех же руках отмороженных либерал-монетаристов, Костя Сёмин не даст соврать. Значит, надо идти снизу. Чем и занимаюсь.

Доминирующая идеология Выгоды приводит к тому, что любые попытки показать общую цель приводят к подозрениям, что "опять нас обманут, ничего не дадут"; что вполне логично - если все действуют исключительно в своих интересах, то с чего кому-то действовать в ваших?.. Поэтому и настаиваю на объективном образовании - смотрите не на слова, а на дела, и не на шелуху, а на суть вещей, и станет понятно, где общая цель, а где - извлечение прибыли в чей-то карман. Получается, я заинтересован в вашем образовании, чтобы совместно строить общее будущее, следовать стратегии Справедливости. Не нужно верить, нужно знать. Смотрите, думайте сами.


Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Только в случае, когда обязанность будет превалировать над правом, можно будет говорить о "справедливость", "честь", "свобода". В настоящее время, это ни капиталистическому государству РФ, ни управителям не выгодно.
  • имхо, вопрос не в том, чтобы жить лучше (лучше - понятие для каждого своё), а в том, чтобы вообще выжить... Ё!.. человечество сейчас на грани выживания в т.ч. из-за тупых самовлюблённых болванов, которые не замечают проблемы "вообще выжить" (и не решают эту проблему), а заняты идиотской нерешаемой проблемой "жить лучше" (лучше - для каждого своё).. .... аффтар, Вы пишете тупую тягомотную муть, но при этом заняты самолюбованием, типа какой Вы умный да интересный... да знаете абсолютную истину... ... Призываю Вас к скромности, к сомнению в себе, тогда (после принятия в голову мысли "а вдруг я - тупой") Вам откроются новые горизонты, скрытые сейчас от Вас... см в помощь https://cont.ws/@frolfrolov/688205 Манифест Post-мышления (мышления XXI века)
  • Идея личной выгоды не западом придумана...они лишь дали теоритическо-идеологическую основу, для точки зрения подростка-ребёнка, который привык жить, не за свой счёт, а за счёт родителей...и также он хочет всего и сразу. Так что корень проблемы, в естественном подростковом заблуждении....или в нежелании взрослеть, брать на себя полную ответственность за свои действия!!! А то что часть запада, паразитирует на этом естественном временно недостатке молодых людей...делает их аморалами. И даёт нам пример, как не нужно жить!!!!
  • Справедливость это политика государства и деятельность гражданского общества, направленные в русле Богодержавия на искоренение эксплуатации «человека человеком», путём построения культуры, в которой необратимо человечный тип строя психики будет достигаться всеми как единственно и безальтернативно нормальный к началу юности. Справедливо то, что в русле Божьего Промысла. От корпоративности ... к Богодержавию https://yadi.sk/i/WCQNGoLziDgyo https://yadi.sk/i/LKXncRYGiDh3U pdf https://yadi.sk/i/41Yt3rShiDhAy
  • "И слово стратегия я тут выделил не зря - ибо Справедливость по сравнению с Выгодой, действительно, является стратегией поведения по сравнению с тактикой." И тут сравните: Одно из свойств совести второго рода по А. Зеличенко: Совесть обладает "Практической полезностью: следование советам (приказам) Совести приносит результаты, которые при их ретроспективной оценке оказываются не только хорошими, но и гораздо лучшими, чем то, что человек мог бы пожелать себе сам в момент принятия решения." Это есть Ваша стратегическая полезность. «Наряду с некоторыми другими известными психологии, но мало изученными ею явлениями, такими, как, например, вдохновение, феномен Совести ставит перед современным научным мышлением вопросы, далеко выходящие за рамки собственно психологии. Существование внутри индивидуальной психики мощного руководителя, способного не только прозирать будущее, но и направлять человека по оптимальной жизненной траектории, необъяснимо в рамках парадигм, существующих в современной материалистически-позитивистской философии науки. Здесь перед наукой приоткрывается дверь в иные неизвестные ей миры. Тем-то эти феномены и важны.»