Про творчество и самовыражение

4 2409

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжаю вчерашнюю статью про борьбу с потребностью в творчестве; в этой части несколько более детально рассмотрю понятие "творчество" и покажу, чем оно отличается и чем похоже на самовыражение.

Творчество, как следует из определения (приведённого в прошлой статье), это процесс творения (созидания), при котором получается уникальный результат. У него есть ещё одна особенность, про которую обычно забывают - "В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс". То есть процесс творчества важен сам по себе, а не только как необходимый путь к итоговому результату.

К чему это я... В современном обществе сформирована культура человека-ремесленника; она напрямую следует из идеологии либерал-монетаризма - чем больше денег, тем больше счастья, и наоборот. Исходя из этой логики, обыватель автоматически начинает сводить любое творчество к ремеслу - "шо я таки буду за это иметь?". А если исходить из этой логики, то важнейшим актом является... продажа - мы создаём, чтобы заработать. В итоге мы хотим как можно больше денег при минимальных затратах; то есть сводим процесс созидания к минимуму, т.е... убиваем творчество и становимся ремесленниками.

Например, одной из популярных обманок обывателя являются т.н. "творческие профессии" - дескать, творишь и зарабатываешь при этом, лепота! Ага, щазз. При нормальной человечьей логике это могло бы работать, но на практике - исходя из вышеприведённого примера - любая "творческая" профессия является ремеслом с элементами творчества. Ключевое слово - ремесло. Результат настолько превалирует над процессом, что о творчестве говорить особо не приходится; как не приходится говорить о то, что хоккей - это фигурное катание, хотя его элементы там определённо присутствуют.

Пару лет назад выступал с докладом про народную культуру и блогеров, где эту проблему показывал на примере одного из своих хобби, которое вы сейчас читаете - на поляне блогерства смешались в кучу кони, люди, топ-блогеры и нормальные пейсатели; как только блогер начинает монетизировать своё хобби и рассматривать его как средство заработка, то возникает соблазн перейти из творцов в ремесленники - писать статьи не для себя (сиречь заради процесса пейсательства), а для других, на продажу. Значительная часть топ-блогеров, которых читаю тут в ЖЖ, занимается перепостом - т.е. они не творят, а распространяют; это тоже важно и нужно, но смешивая нормальных блогеров-творцов и подобных репостеров, получаем конкуренцию тёплого с мягким. Единственный "хороший" выход из подобного абсурда - игнорировать соревновательность, изначально заложенную в блогерские платформы в виде рейтингов, и сознательно продолжать творить, а не тиражировать. К сожалению, этот путь противоположен Выгоде, ключевому понятию господствующей идеологии монетаризма, и следуют ему не только лишь все.

Торгашеский подход по сути убивает творчество как таковое, это описано в предыдущей статье; там же показывал, что тем не менее творчество необходимо для человека, чтобы оставаться Личностью и не скатываться в состояние биомассы или винтика экономической системы. Поэтому для думающей части общества идеология псевдо-либерализЪма предлагает замену творчества понятием самовыражения. Их роднит возможность проявления субъективизма человека; в самовыражении тоже важен процесс, а не только результат; но отличие в том, что самовыражении в общем случае не подразумевается процесс созидания. Творчество - это тоже самовыражение, но это частный случай; кроме него есть масса вариантов, как "самовыразиться".

Когда речь заходит о т.н. "креативных личностях", то это почти наверняка подразумевается именно самовыражение, а никакое не творчество; несмотря на то, что термин очевидно происходит от наглийского create (создавать, творить), его повседневное (и ошибочное) прочтение скорее понимается как "вытворять". Носить нелепую одежду, слушать определённую музыку, ставить личные отметки тут и там (см. графитти) - это всё самовыражение, но не творчество. Выражать поддержку интернет-коммуникатору запуском бумажных самолётиков - также признак этого же заболевания; выражение есть, созидания нема.

Само по себе самовыражение, повторюсь, для человечка практически необходимо, чтобы чувствовать себя Личностью, а не тварью дрожащей; но вот подмена одного понятия другим совсем не радует. Термин "современное искусство" для меня звучит однозначно отрицательно - ведь вместо творческого подхода мы сплошь и рядом видим примеры банального самовыражения, причём зачастую бессмысленного и беспощадного; в качестве примера приложу свеженький ролик от BadComedian (местами нехорошие слова):

Моя самая обсуждаемая статья на Конте - про фильму "Движение вверх"; Женя в этом фильме нашёл ещё и явные приметы плагиата.

Самое печальное в этой подмене понятий - в оправдании халтуры и зачастую откровенного обмана "свободой"; дескать, творцы так самовыражовываются, не замай! Какое уж тут творчество; творчество - это созидание, а тут откровенное ремесло на потеху публике в стиле "я так вижу"; чем, впрочем, грешит вообще вся кино-индустрия - и наша, и западенская; что с неё взять-то, с индустрии, причём неважно чего. Убили в человеке творца, и теперь логично хаваем ремесленную продукцию по фамилии "ширпотреб".

В этом плане уже давно зарёкся пытаться спасти всю эту систему "культуры", которая давно превратилась в ремесло "искусственного" ширпотреба, и уповаю только на путь "снизу" - надо разбудить творца в каждом обывателе. С этих "твАрцов" толку не будет, о чём писал в мини-обзорчике на "Матильду"; это лечится только ГУЛАГом или кулей в лоб. Мы должны сами понять, что творчество - это не кривляние и самовыражение, это процесс созидания, при котором создаётся что-то полезное и уникальное; что никакая индустрия выдать по определению не может. Тут всю систему менять надо. (с)

А пока мы хаваем продукцию "твАрцов" от разного рода индустрий (кино-, радио-, поп-музыки и прочая), мы являемся объектами, а не субъектами Общества; мы не творцы, а потребители жвачки из корыта. Да, мы пока что ещё можем выбирать из 10 сортов корыт, но мы всё равно не контролируем отруби, которые туда сыплют специально обученные дятлы; и пока сами не начнём творить, даже не поймём, что хорошо, а что плохо.

Именно из этого подхода растёт подмена понятия "культура" понятием "искусство" - вы там на дне, конечно, самовыражайтесь как-то, на уровне художественной самодеятельности, гы-гы-гы, но культура - это дело лап высоких профессионалов, творцов с большой буквы Х. А так как твАрцов никто не контролирует, и сам министер "культуры" благословляет всё это непотребство имени "Викинга", "Матильды", "Движения вниз" и прочей ахинеи пожиже, то и культура наша как бы такая же, как нам пытаются показать "в телевизоре". А вот тут шиш вы отгадали - в нас ещё сидит русский и советский человек, который видит, кто где гадил. В художественной самодеятельности стократ больше культуры, чем в продукции именитых "мэтров". Так что никто не даст нам избавленья, ни царь, ни Бог и не герой - всё сами.

В сотый раз вставлю эту картинку - точнее аналогии не передать

63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

Обсудить
  • Во второй половине 70-х был такой виа "Пламя", ансамбль патриотико-строевой песни. Коньюнктура в крайнем проявлении.
  • Во многом согласен с позицией автора, но, но как мне кажется, основная причина совсем в другом. Просмотр "киношедевра" "Трудно быть богом" широко известного в узких кругах А.Германа потряс до глубины души. Надо сказать, что книгу очень люблю, и некоторые эпизоды могу даже цитировать. Как мне кажется, именно так должен относится режиссёр к подобным книгам, берясь за создание фильма. Как например относился Питер Джексон (да и вся его команда) к "Властелину колец". В результате чего мы имеем подлинный шедевр кинофэнтези, который не грех и пересмотреть. Но когда я высказал эту свою позицию одному из представителей мира кино (он преподаёт будущим режиссёрам), то услышал от него - "..ну это всего лишь экранизация.." и лёгкое сожаление и пренебрежение. И тут до меня дошло, практически озарило. Они, эти преподаватели, учат своих подопечных, этих всех Бондарчуков, Германов и иже с ними - "..вы созидатели ! Творцы ! Наплевать, что там было создано до вас и не вами, вас это не должно волновать и интересовать, вы должны создать свой личный, неповторимый мир, которым все будут потрясены и удивлены .." А если ещё и вспомнить гениальную фразу МАСТЕРОВ (АБС), сказанную в одном из произведений "..бывают люди, которым категорически противопоказано мечтать..". Напомню, это эпизод, в котором один из персонажей требует от Демиурга что бы его отправили в мир Мечты. Из мира своей мечты он возвращается ободранный, избитый, весь в грязи и дерьме, трясущийся от страха, и категорически отказывается рассказывать, что там видел. Так вот, если вспомнить эту фразу, и мнение преподавателя (учителя режиссёров), то всё становится понятно. Есть ЛЮДИ, у которых мир МЕЧТЫ - это то, от чего хочется жить и работать, создавать новое, дружить и петь песни. Какие-то люди могут писать сценарии, по которым будут сняты изумительные или просто хорошие фильмы. Таких мало, но они есть. А есть те, которым в жизни категорически не хватает чего-то. Кому-то не хватает хорошего сценария, и продюсера, который будет пинать ногами за отступления от сценария, и скупо давать деньги. Ф.Бондарчуку не хватало сценария для фильмов "9-я рота", "Обитаемый остров" и многих других, грамотных консультантов, продюсеров, которые бы били морду за отступление от сценария и от бюджета. Герману например, не хватало галоперидола и курса психиатрической лечебницы. И так практически со всяким. Далеко не каждый может быть творцом, а уж делится своим миров с ни в чём не повинными зрителями - это нужно их очень сильно не любить. Хотя например, создатели фильма "Территория" своего зрителя очень любили, и 2,5 часа фильма почти пролетают, и жалко, что фильм столь мало известен.
  • Замечательно усвоено: монетизация убивает творчество. Могу добавить один момент: властимущие давно и плотно то знают. Поэтому на территории США, в тюрьмах, принадлежащих корпорациям, трудятся на эти корпорации тысячи творцов. Трудятся не за бабло, а за призрачную возможность выхода оттуда. Кое у кого получается творить, но это означает только то, что он оттуда никогда не выйдет...