Любят идеалисты метафизические абсолютные абстракции. Одной из них является некая «извечная природа человека», которая, однажды людям данная, проявляет себя через их сознание. Мол, всегда люди были такими, какие есть, и всегда такими будут, а именно злыми, жадными, себялюбивыми, ленивыми. А это значит, что никакого коммунизма, где каждый будет работать на благо общества, никак нельзя построить, ведь каждый будет всегда искать свою выгоду.
Такое обывательское (или сознательно вредительское) отношение к вопросу сознания разбивается об изучение истории. Люди мыслили принципиально по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий своего бытия на протяжении всей истории. Человек племенной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной или коммунистической эпохи не тождественен, что отражается в подходе к этике, культуре, наукам, миру вокруг. Дело в том, что само сознание вовсе не является данностью, а формируется и развивается в процессе внешней практической деятельности, опосредованной предметами, созданными человеком для человека и воплощающими общественно-исторический опыт человечества. Само предметное бытие человеческой деятельности, согласно Марксу, выступает «чувственно представшей перед нами человеческой психологией».
Любой человек, изучающий историю, культуру, экономику и политику разных эпох, не сможет не согласиться с Марксом. В каждой эпохе люди выражали принципиально разные подходы к тем или иным вопросам окружающей действительности, решали возникающие ситуации по-разному. Когда-то было вполне обыденным самое простое рабство, сегодня сложно найти человека, который ратовал бы за его возвращение (за исключением тех буржуазных Атлантов, что верят в собственную исключительность и ставят себя на место рабовладельцев). Когда-то было нормой выдавать женщин замуж без их решения, играть на людей в карты, предоставлять право первой ночи патриарху семейства, рожать по 7-9 детей и исходить из расчёта, что 3-4 из них не доживут и до первых именин. Всё это было обусловлено конкретно-историческими условиями, и условия эти формировали сознание людей, их отношение к бытию, они определяли стремления, увлечения, понимание правильного и не правильного.
Как в таком случае можно говорить о некой неподвижной, неизменной, вечной природе человека, которая чему-то соответствует или нет? Человек изменчив и изменения эти мы наблюдаем на протяжении всей истории. Да, в рамках индивидуальной жизни порой можно видеть застой, да и конкретные люди могут прожить всю жизнь так и не выйдя из психологических пелёнок и заострив свой ум на собственном брюхе. Но когда речь заходит про такие всемирно-исторические явления, как коммунизм, мы концентрируемся не на отдельных индивидах, а на обществе в целом, которое изменчиво во всём, в том числе в сознании, что и делает аргумент о «несоответствии коммунизма человеку» глупым вздором.
Оценили 2 человека
2 кармы