• РЕГИСТРАЦИЯ

Противоречие между теорией классовой борьбы и историческим материализмом

7 567

Для начала необходимо обозначить, что и критика политической экономии, и трудовая теория стоимости, и теория прибавочной стоимости, и материалистическая диалектика, и исторический материализм, как теории, созданные или переработанные совместным трудом К. Маркса и Ф. Энгельса, являются достаточно объективными и научно обоснованными теориями, которые полностью отражают и описывают окружающую нас реальную действительность постоянного движения в развитии, как природы, так и общественных отношений. Но именно политическая составляющая марксистской теории, которая выразилась в теории классовой борьбы, при тщательном анализе, демонстрирует своё противоречие самой сути исторического материализма.

Начнём с того, что исторический материализм описывает и обосновывает смену общественных формаций, обусловленную сменой экономического базиса или способа материального производства. В качестве примера берётся переход от феодализма к капитализму, который происходил при жизни основоположников марксизма и является для них наиболее наглядным. При этом, теория классовой борьбы утверждает, что в каждой общественной формации формируются различные классы, основой антагонизма между которыми становится то, что один из этих классов эксплуатирует другой. Вот, что пишут об этом классики марксизма в «Манифесте Коммунистической партии»:

«I. Буржуа и пролетарии

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.»

То есть, сутью классовой борьбы является эксплуататорский антагонизм между классом эксплуататоров и классом эксплуатируемых. Но…

При феодализме главным эксплуататором выступает класс феодалов, которые эксплуатируют класс крестьян, тогда как переход от феодализма к капитализму происходит при жёстком противостоянии между феодалами и буржуа – бывшими мастерами-ремесленниками, которых между собой не связывают никакие эксплуататорские отношения, а идёт простая борьба за власть, за возможность эксплуатации, но уже на новом уровне развития общественных отношений – не феодальных аграрных отношений с эксплуатацией крестьянства, а буржуазных индустриальных отношений с эксплуатацией пролетариата. Другими словами, зарождение новой общественной формации происходит при перерождении старого класса-эксплуататора в лице феодала в новый класс-эксплуататор в лице буржуазии, как и старого угнетаемого класса крестьян в новый угнетаемый класс пролетариата – бывшего подмастерья.

То есть эксплуатация, как причина классового антагонизма никак не влияет на смену общественных формаций, более того, она сохраняется и после перехода от феодализма к капитализму и принимает ещё более жестокую форму антагонизма между новыми классами эксплуататоров и эксплуатируемых, соответственно капиталистов и пролетариев. Но теория классовой борьбы утверждает, что именно антагонизм между классом капиталистов и классом пролетариев приведёт к мировой пролетарской революции подобно локальным национальным буржуазным революциям. При этом исторический материализм вообще не описывает причины перехода от рабовладения к феодализму, а просто констатирует его как таковой.

С точки зрения буржуазной либеральной идеологии переход от рабовладения к феодализму должен был произойти в следствие революционных восстаний плебеев против патрициев в борьбе за власть и такие попытки действительно имели место в Древнем Риме, после чего была введена должность народных трибунов.

«НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ (лат. tribuni plebis, букв. – трибуны плебса), в Древнем Риме должностные лица, ежегодно избиравшиеся (с 494 до н. э.) из плебеев на собраниях по трибам. Сначала избирались два народных трибуна, а с 457 до н. э. – 10. Должность народных трибунов была введена для защиты плебеев от произвола патрицианских магистратов. По окончании борьбы патрициев и плебеев (с 3 в. до н. э.) народные трибуны рассматриваются как защитники прав и интересов всех рядовых граждан и сами становятся ординарными магистратами.»

При этом между патрициями и плебеями не было эксплуататорского антагонизма, то есть патриции не эксплуатировали плебеев, т.к. патриции были родовой аристократией, то есть землевладельцами и рабовладельцами, а плебеи были свободными гражданами, преимущественно ремесленниками и торговцами, лишёнными всех политических прав, что и стало причиной противостояния между плебеями и патрициями.

С точки же зрения теории классовой борьбы переход от рабовладения к феодализму должен был произойти под влиянием эксплуататорского антагонизма между рабовладельцами, т.е. патрициями и рабами, которые должны были путём революции добиться свободы и прийти к власти (и такие попытки имели место быть, наиболее известной из которых было восстание рабов и гладиаторов под предводительством Спартака). После чего должен был произойти переход от устаревшей рабовладельческой формации к более прогрессивной феодальной.

На самом же деле не произошло ни того, ни другого – ни плебеи, ни рабы не стали той силой, которая произвела революционный переворот в общественных экономических отношениях путём перехода от рабовладения к феодализму. Началом феодализма необходимо считать возникновение Римско-католической церкви, когда после долгих преследований и конфликтов с языческими жрецами Римской империи, христианство было узаконено в 313 г. н.э. римским императором Константином, а в 380 г. н.э. христианство стало государственной религией Римской империи.

После падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. влияние Католической церкви начинает распространяться на территорию Европы, а Папа Римский фактически заместил собой римского императора, Папа Стефан III даже короновал короля франков Пипина Короткого, но окончательное могущество Римско-католической церкви установилось при Карле Великом, который в 800 г. получил из рук Папы Льва III императорскую корону. Другими словами, возникновение новых феодальных государств Западной Европы происходило под чутким руководством и влиянием Католической церкви, а не классовой борьбы антагонирующих общественных классов. Необходимо отметить, что подобные процессы происходили и на Ближнем Востоке под влиянием ислама, который сформировал восточные феодальные государства.

Если сравнивать Античную историю и Средневековье, то можно провести такую аналогию: римские патриции аналогичны средневековым феодалам, плебеи – ремесленникам и торговцам, а рабы – крестьянам. Можно сказать, что средневековый феодализм – это новый качественный уровень античного рабовладения в рамках общего аграрного способа производства или, что рабовладение и феодализм – это два этапа одной Аграрной эпохи, на смену которой, благодаря новому классу буржуазии, через буржуазные революции, произошёл переход к новой Промышленной или Индустриальной эпохе, первым этапом которой стал капитализм с метрополией в Соединённых Штатах Америки, подобно тому, как первым этапом Аграрной эпохи было рабовладение с метрополией в Древнем Риме.

Аналогично тому, как переход от рабовладения к феодализму произошёл после падения Римской империи и укрепления влияния Римско-католической церкви, что вывело Аграрную эпоху на новый качественный уровень, так и сегодня мы являемся свидетелями краха могущества Соединённых Штатов Америки, что является сигналом о завершении этапа капитализма и перехода на новый качественный уровень Индустриальной эпохи, но классовая борьба с эксплуатационным антагонизмом не имеют к этому никакого отношения. Поэтому можно констатировать, что проповедуемая теорией классовой борьбы мировая пролетарская революция не может стать и действительно не стала причиной перехода к новой общественной формации.

Аналогично тому, как возникновение христианства, как новой концепции мироустройства, в конечном счёте привело к возникновению новой научно-религиозной доктрины, взятой на вооружение Католической церковью, что и привело к возникновению новых феодальных государств в Западной Европе, так и сегодня, переход на новый уровень Индустриальной эпохи, который классиками марксизма был назван коммунизмом, произойдёт после создания новой международной научной организации, которая возьмёт себе на вооружение научную концепцию марксизма, что, в конечном счёте и приведёт к возникновению в мире новых коммунистических государств под эгидой этой новой международной научной организации.

© Заяц Стас / Клуб НТТМ / 1 ‎апреля ‎2020 ‎г., ‏‎12:51:03 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора

Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. Карл Маркс

    Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
    • Hook
    • Вчера 09:59
    • В топе

    Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

    Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

    Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

    Поджигатели вертолета

    Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Zayats Stas Научный коммунизм
      28 апреля 2022 г. 14:46

      Являются ли коммунисты левыми?

      Как известно, деление политических взглядов на левые и правые берёт своё начало со времён Великой Французской революции, когда в августе 1789 года члены Учредительного собрания во время голосования заняли места согласно своему отношению к закону о праве вето для короля Людовика XVI, соответственно, голосующие за право вето заняли правую часть трибун, а ...
      247
      Zayats Stas Научный коммунизм
      10 октября 2021 г. 22:28

      Мёртвый капитал. Полная версия

      © Заяц Стас / НКП(б) / 20 ‎сентября ‎2021 ‎г., ‏‎18:41:34 / Допускается использование данного видео без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      377
      Zayats Stas Научный коммунизм
      10 октября 2021 г. 18:55

      Мёртвый капитал Часть 5. Природа перманентного финансового кризиса современной глобальной экономики

      © Заяц Стас / НКП(б) / 20 ‎сентября ‎2021 ‎г., ‏‎18:41:34 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      301
      Zayats Stas Научный коммунизм
      9 октября 2021 г. 14:02

      Мёртвый капитал Часть 4. Все ли функции денег выполняют современные деньги?

      © Заяц Стас / НКП(б) / 19 ‎июля ‎2021 ‎г., ‏‎20:00:17 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      527
      Zayats Stas Научный коммунизм
      9 октября 2021 г. 13:55

      Мёртвый капитал Часть 3. Три вида капитала, как основа развития капитализма

      © Заяц Стас / НКП(б) / 4 ‎июля ‎2021 ‎г., ‏‎11:02:53 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      321
      Zayats Stas Научный коммунизм
      9 октября 2021 г. 13:53

      Мёртвый капитал Часть 2. Закон тенденции нормы прибыли к понижению

      © Заяц Стас / НКП(б) / 11 ‎июля ‎2021 ‎г., ‏‎9:48:04 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      281
      Zayats Stas Научный коммунизм
      9 октября 2021 г. 13:47

      Мёртвый капитал Часть 5. Природа перманентного финансового кризиса современной глобальной экономики

      В предыдущих частях было рассмотрено, что ещё на заре капитализма буржуазные экономисты выявили и обосновали трудовую природу стоимости, изложив её суть в трудовой теории стоимости, а Карл Маркс дополнил её тем, что обосновал источник прибыли капиталиста, земельной ренты, ссудного процента и пр. в форме прибавочной стоимости. Так же было рассмотрено, чт...
      281
      Zayats Stas Научный коммунизм
      19 сентября 2021 г. 14:05

      Мёртвый капитал Часть 1. Трудовая теория стоимости

      © Заяц Стас / НКП(б) / 15 ‎апреля ‎2021 ‎г., ‏‎17:35:16 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      344
      Zayats Stas Научный коммунизм
      12 сентября 2021 г. 18:30

      Мёртвый капитал Часть 4. Все ли функции денег выполняют современные деньги?

      Итак, чтобы разобраться в том, какие функции выполняют современные деньги, необходимо понять саму природу современных денег. Как и всё в этом мире, деньги не являются чем-то статичным, а постоянно изменяются, переходя в новые формы. В процессе развития капиталистических отношений деньги сначала имели товарную форму, после этого они перешли в бумажную фо...
      337
      Zayats Stas Научный коммунизм
      12 сентября 2021 г. 11:51

      Слово "буржуазия", до распространения марксизма, имело совсем иной смысл, что объясняет оппортунистичность 2-го Интернационала

      © Заяц Стас / НКП(б) / 5 ‎августа ‎2020 ‎г., ‏‎10:32:47 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      300
      Zayats Stas Научный коммунизм
      11 сентября 2021 г. 19:05

      Производительные силы уже переросли производственные отношения, поэтому верхи не могут, а низы не хотят!

      © Заяц Стас / НКП(б) / 1 ‎августа ‎2020 ‎г., ‏‎13:28:40 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      294
      Zayats Stas Научный коммунизм
      4 сентября 2021 г. 18:53

      Массы никогда не были субъектом власти, а всегда оставались объектом эксплуатации, меняя одних эксплуататоров на других

      © Заяц Стас / НКП(б) / 18 ‎июня ‎2020 ‎г., ‏‎20:07:33 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      328
      Zayats Stas Научный коммунизм
      15 августа 2021 г. 13:08

      Коммунизм – это не новая правящая партия и не новая форма собственности, а новый экономический базис или способ производства

      © Заяц Стас / НКП(б) / 16 ‎апреля ‎2020 ‎г., ‏‎23:35:24 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      344
      Zayats Stas Научный коммунизм
      13 августа 2021 г. 21:08

      Противоречие между теорией классовой борьбы и историческим материализмом

      © Заяц Стас / НКП(б) / 1 ‎апреля ‎2020 ‎г., ‏‎12:51:03 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      309
      Zayats Stas Научный коммунизм
      8 августа 2021 г. 15:41

      Доаграрная эпоха, как период зарождения тайного могущества служителей культа и религиозных деятелей

      © Заяц Стас / НКП(б) / 3 ‎февраля ‎2020 ‎г., ‏‎10:05:47 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      377
      Zayats Stas Научный коммунизм
      7 августа 2021 г. 21:12

      Порядок vs хаос

      © Заяц Стас / НКП(б) / 28 ‎января ‎2020 ‎г., ‏‎9:26:51 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      380
      Zayats Stas Научный коммунизм
      1 августа 2021 г. 15:49

      Родина, которую мы должны вернуть. Общественное хозяйство. Часть 3

      © Заяц Стас / НКП(б) / 25 ‎июня ‎2019 ‎г., ‏‎9:21:09 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      739
      Zayats Stas Научный коммунизм
      1 августа 2021 г. 13:05

      Родина, которую мы должны вернуть. Общественное хозяйство. Часть 2

      © Заяц Стас / НКП(б) / 8 ‎июня ‎2019 ‎г., ‏‎11:40:18 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      327
      Zayats Stas Научный коммунизм
      25 июля 2021 г. 21:46

      Родина, которую мы должны вернуть. Общественное хозяйство. Часть 1

      © Заяц Стас / НКП(б) / 3 ‎июня ‎2019 ‎г., ‏‎9:31:04 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      396
      Zayats Stas Научный коммунизм
      25 июля 2021 г. 13:52

      Родина, которую мы должны вернуть. Армия и государство

      © Заяц Стас / НКП(б) / 23 ‎мая ‎2019 ‎г., ‏‎9:07:40 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора...
      299
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика