Наверное, первым, кто стал рассматривать информацию с точки зрения эволюционного развития был Норберт Винер (26 ноября 1894 — 18 марта 1964) – американский ученый, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.
В своей книге «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине» он понимает под информацией нечто гораздо большее, чем просто набор символов, составляющих некое сообщение. В широком смысле под информацией он понимает обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств.
В главе 8 «Информация, язык и общество» он показывает, что для получения и формирования этого содержания не обязательно нужна человеческая речь:
«Допустим, я нахожусь в лесах вдвоем со смышленым дикарем, который не может говорить на моем языке и на языке которого я тоже не могу говорить. Даже без какого-либо условного языка знаков, известного нам обоим, я могу многое узнать от него. Мне нужно лишь быть особенно внимательным в те моменты, когда он обнаруживает признаки волнения или интереса… Не пройдет много времени, как я открою, какие предметы представляются важными для него, — не потому, что он сообщил мне о них словами, но потому, что я сам их заметил. Иначе говоря, сигнал, лишенный внутреннего содержания, может приобрести для моего спутника смысл по тому, что наблюдает он в данный момент, и может приобрести для меня смысл по тому, что наблюдаю я в данный момент. Способность дикаря замечать моменты моего особенно активного внимания сама по себе образует язык, возможности которого столь же разнообразны, как и диапазон впечатлений, доступных нам обоим. Таким образом, общественные животные могут иметь активные, разумные, гибкие средства связи задолго до появления языка».
Судя по всему, эти активные, разумные, гибкие средства связи универсальны в природе. Именно они формируют структуру материи как внутри организма, так и между ними, способствуя образованию сообществ, видов, рас…
«Сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации. Можно дать некоторую меру сообщества, сравнивая число решений, поступающих в группу извне, с числом решений, принимаемых в группе. Мы измеряем тем самым автономию группы. Мера эффективной величины группы — это тот размер, который она должна иметь, чтобы достичь определенной установленной степени автономии», - продолжает Винер.
Организм как пример очевидной автономии демонстрирует высочайшую информационную связность всех своих частей. Социальный же организм такой связностью не обладает:
«Группа необщественных животных, временно соединенных, имеет очень мало информации, если даже ее члены как индивидуумы имеют много информации. Это происходит потому, что лишь очень немногое из того, что делает отдельный член группы, бывает замечено другими членами группы и оказывает на них влияние, которое распространялось бы и дальше по группе».
Таким образом, информация – это то, что превращает группу индивидуумов в социальный организм, множество частиц, объектов – в единую, живую (самоорганизующуюся, эволюционирующую) систему.
Примерно год назад я начала писать цикл статей на тему «Язык природы»:
• Язык природы на уровне микробов
• Язык природы. Что кодирует ДНК?
И сейчас, читая книгу Норберта Винера, я нахожу подтверждение своих мыслей: язык запахов для муравья, язык химических сигналов для микробов – это всё примеры информации, языка, способствующего самоорганизации системы:
«…но ценность, которую может иметь для переноса информации такой простой раздражитель, как запах, зависит не только от информации, непосредственно переносимой раздражителем, но и от всей нервной конструкции передатчика и приемника раздражителя».
Иными словами, информация не просто передает сигналы от одного источника к другому, но и определяет саму их конструкцию (физиологию и функционирование).
А информация, которая определяет конструкцию и функционирование организма – это не что иное как ДНК.
Биологи привыкли рассматривать ДНК как цепочку молекул, но такое представление не раскрывает в полной мере его подлинный эволюционный смысл, не позволяет понять его как язык природы. Более того, оно формирует представление о живом организме как о биологической машине, запрограммированной на выполнение автоматических действий, сводящихся, как правило, к питанию и размножению.
Если же рассматривать ДНК как эволюционную память, то каждый организм становится со-творцом, носителем памяти и участником единого процесса самоорганизации жизни – совершенствования эволюционного кода.
Когда мы научимся мыслить на языке природы, т.е. осознавать происходящие процессы, себя и свои действия с точки зрения эволюции, вот тогда начнется новая глава в развитии человечества, начнется действительно осознанная жизнь на планете.
А пока мы только к этому готовимся. И то – далеко не все.
Оценили 2 человека
4 кармы