Национальная Идея, Идиотизм и Патриотизм

7 2705

Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией.

(Жозе Мануэл Баррозу, Председатель Еврокомиссии).

Вначале меня шарахнула информация о том, что Российский суд принял решение выслать бывшего ополченца ЛНР с позывным "Серб" на Украину за просроченную регистрацию.

"Веклич объяснял судье, что был в ЛНР артиллеристом: то есть наносил врагу максимальный ущерб. Что в Киеве его будут судить за сепаратизм и терроризм (срок до пятнадцати лет), или, по законам военного времени, «просто порежут на ремни». Судья ответил: «А какое это имеет отношение к рассматриваемому правонарушению?», - и вынес вердикт." (http://m.spb.kp.ru/daily/26552/3568841/).

Сказать откровенно, я обомлела. Нет, ну по существу судья был прав - все в рамках закона. Только вот давно известно, что "закон - что дышло..."

Из комментария к статье: "Особенность российской бюрократии в том, что ей, функционирующей в точном соответствии с законами Паркинсона, никто и ничего не нужно для работы, в том числе окружающий мир – она способна сама себе придумывать занятия."

От себя добавлю - особенно в отсутствии государственной стратегии.

Потом вечером, на пути домой, мы слушали громкие дебаты Дмитрия Куликова с оппонентами по Вести ФМ, где Куликов громко и надрывно кричал, что нам необходима национальная идея. И имя этой идеи - ПАТРИОТИЗМ! (молодец, кстати. Меня давно восхищает его жизненная позиция "я тоже встану куда надо", - Президента внимательно слушает и выводы делает верные, правда, в рамках конъюнктуры. Но кто сегодня не конформист, скажите?).

Послушав Куликова, я обомлела ещё больше, ибо представила себе, как нечто абстрактное, совершенно по-разному трактуемое такими разными в нашем царстве-государстве людьми, становится ни больше, ни меньше, национальной идеей (читай, стратегией, хотя боюсь, эти люди так не трактуют), которая должна "вести, но не уводить".

Кипя негодованием к невежеству и популизму, с утра пораньше занялась я изучением вопроса. В историческом, философском и, чего уж там, политическом контексте. Хотела я удостовериться, что национальная идея обязана определять национальную государственную стратегию, которая в свою очередь будет определять тактическую политику на разных чиновничье-социальных и прочих уровнях. И которая, кстати, при правильном выборе сама ограничит и коррупцию, и чиновничий беспредел, и направление решений на местах определит, и морально-нравственный курс обеспечит.

В общем, бенефиты от внятной стратегии государства безграничны.

Кто хоть сколько-нибудь военным делом или развитием бизнеса интересовался, понимает, что стратегия не может быть абстрактной. Тем более, в её основе никак не может находится какой-либо "изм", даже если это сам (Ого-го!) патриотизм.

Меня, кстати, убедил противоречивый, но хитроумный Евгений Яныч Сатановский, высказавший вполне себе светлую мысль о том, что

"...национальная идея формулируется, реализуется и побеждает там, где по-настоящему плохо. Кризис, распад государства, геноцид, гражданская война — её зона. Там она уместна. Помогает выгрести. Спасает. Даёт ориентиры. Становится путеводной вехой."

"В России есть еще такая старинная русская забава — поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное, этим можно заниматься всегда и бесконечно."

Это Сам, между прочим. Не так давно, то ли на Саммите, то ли на Форуме, не упомню. Этой его мысли не более пары лет.

Любопытно, как эволюционировала эта его мысль с момента инаугурации до сего дня.

В. В. Путин, выступление 28 фев. 2000 г. в качестве кандидата в президенты РФ на встрече с доверенными лицами:

"Российского человека всегда отличали особый нравственный критерий и единые цели, которые и объединяли нацию на самом деле. Это позволяло народу выстоять и побеждать в самые трудные, тяжелейшие годы - и в предвоенные, и в послевоенные, и во время войны. И дело не в том, чтобы вновь искать пресловутую национальную идею. Об этом много, часто и, к сожалению, достаточно бесплодно рассуждают многие. Мне кажется, что эта идея есть. Она уже в обществе достаточно четко себя проявила. Это потребность во внятных, действительно реализуемых задачах." (http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24146).

Вот просто не могу не согласиться. "Внятных, действительно реализуемых задач" нам и в самом деле необходимо. Чтобы понимать вообще, а о чем это мы? Чтобы не было, как сейчас - кто в лес, кто по дрова. Одной рукой фильмы про героев-ополченцев, обмен граждан Украины из украинских же застенков, чтобы освободить от издевательств и пыток, а другой - судебное решение, с забросом человека в тот же котёл.

Вот тут предвижу гневно-федоровское "мы в оккупации! Нам не дают! Враги сожгли родную хату!!", ну и далее по тексту.

Возражу не сама. Именем СамогО:

"Постоянное кивание на заграницу как на источник всех наших бед, неверно. Неверно по сути своей. Все наши беды в нас самих. От нашей собственной безалаберности и слабости всё проистекает". - Владимир Владимирович Путин

Ух, как точно подмечено, Владимир Владимирович! Не поспоришь.

И тут вдруг такое, совсем февральско-свежее:

«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — сказал глава государства. "Это и есть национальная идея", - добавил он. (http://www.interfax.ru/russia/493034)

Я не депутат Евгений Фёдоров, чтобы позволить себе от имени и без поручения трактовать Президента. Но я надеюсь, что глава государства выразился все же аллегорически, наполнив где-то там в уме эту светлую мысль действенным содержанием.

Сделаем небольшое отступление и попробуем разобраться в том, что такое патриотизм объективный и субъективный. Потому как именно это субъективное наполнение с возможностью самой разной интерпретации в основе стратегии государства (а чего ещё ждать от абстрактной идеи?) и пугает не на шутку. 


Патриотизм - от греч. patriotes - соотечественник - patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

(Большой энциклопедический словарь).

Опять же, исключительно субъективное моё мнение, - как любовь и привязанность к родине, которые являются ценностями универсальными, могут служить идей? Пока не пойму.

А тут ещё Лев Николаевич. Совсем с другого края заходит в своём трактате

"Патриотизм и Правительство". (http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml).


Лев Николаевич Толстой там ясно говорит, что патриотическое чувство - чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество. Толстой называет патриотизм чувством отжившим и безнравственным. Однако, быстро выясняется, что негодование писателя вызывает не патриотизм как таковой, а война, насилие, и жестокость людей. На это он обрушивается с позиции своего понимания христианских ценностей.

Современный патриотизм, говорит Толстой, есть чувство предпочтения своего народа или государства другим народам и государствам, желание именно своему народу могущества и благосостояния, которые могут быть достигнуты только за счет других народов. Такой патриотизм подталкивает людей к насилию,  воинам, распрям. Патриотизм способствует обособленности разных народов, и эта обособленность становится, по мнению Толстого, главным препятствием осуществлению идеала - братского единения народов.

Толстой пытается найти корень зла, почему народы разъединены, и обнаруживает этот корень в государстве: правящие классы могут удерживать свое выгодное положении только благодаря патриотизму.  И, поэтому, они его насаждают.

Тут сразу хочется процитировать однофамильца великого русского философа:

«Смущает безыдейность. Не отсутствие идеологии, а отсутствие набора идей. Еще в ельцинские времена много говорили о поиске национальной идеи. Мы не намерены сейчас ее найти и сформулировать, но государство, которое вообще не выстраивает никаких ценностных ориентиров, начинает теряться, растворяться». - Владимир Толстой, советник Президента РФ по культуре


Значит, все-таки понимание, что нужны ориентиры, а к ним и стратегия, в государстве есть. Отрадно.

Но ведь ценностные ориентиры нам уже заданы. Нашими великими предками заданы, чего же маяться-то в попытках изобрести велосипед? Я ведь не случайно с такой цитаты начала. Мы ведь и в самом деле не нация - мы цивилизация, притворившаяся нацией. Ну так и ценностные ориентиры мы должны выбирать цивилизационные:

"Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей".

Фёдор Достоевский

Или Петр Чаадаев, Русский философ, публицист:

"И почему бы я не имел права сказать и того, что Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику; что её дело в мире есть политика рода человеческого; что император Александр прекрасно понял это и что это составляет лучшую славу его; что провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами; что оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества; что все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить; что в этом наше будущее, в этом наш прогресс;…."

Чувствуете? Направление и динамику этих идей чувствуете?

А где динамика в понятии "патриотизм"? Фундамент - согласна. Основа - пускай (правда, субъективизм трактовок все же напрягает).

Но где же направление в этом, стратегия развития?

Да, и сразу же начинает маячить национально-патриотическая идея. А как же тогда быть с таким?:

"Отец мой был чистокровный финн, мать — молдаванка, сам же я родился в Тифлисе, в армянской его части, но крещён в православие… Стало быть, я — природный русак!" (Николай Краббе, Морской министр Российской Империи, адмирал (1814—1876)).

Патриотизм более всего проявляется в битве. Не в бою, в битве!

"Битва - дело сильных, а стратегия - дело великих." Джон Бернал

Мы уверены, что стоит продолжать биться? И часто - просто головой об стену.

Тут вот ещё мнения:

Борис Чичерин, Русский правовед, философ, историк (1828—1904).

Не всякий народ способен устроить из себя государство. Для этого нужно высшее политическое сознание и государственная воля, которая находится не у всякого.

Фридрих Ницше, Немецкий мыслитель (1844—1900).

Сильнее и удивительнее всего сила воли проявляется в громадном срединном царстве, где Европа как бы возвращается в Азию – России. Там сила хотеть давно уже откладывалась и накоплялась, там воля ждёт – неизвестно, воля отрицания или воля утверждения, — ждёт угрожающим образом того, чтобы, по любимому выражению нынешних физиков, освободиться.

Для возникновения каких бы то ни было учреждений необходимо должна существовать воля, побуждающая инстинкт, антилиберальная до яркости, — воля к традиции, к авторитету, к ответственности за целые столетия, к солидарности прошлых и будущих поколений…

Если эта воля налицо, то возникает что-нибудь в роде римской империи, или вроде России – единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность…

Воля, Карл! К идее может быть воля? Воля к патриотизму?

А вот воля к реализации стратегии не просто может, должна быть.

"Если погибнет идея, на которой они были основаны, рухнут и они". ("Невыносимая легкость бытия", Милан Кундера)

А нам никак нельзя рухнуть. Поэтому я выбираю не идею, но стратегию и волю.

Как сказал старик Сунь Цзы, "Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением".

В общем, товарищи, я, как в том анекдоте, "больше всего не люблю расизм и негров" - я патриот, но не приемлю я патриотизм в качестве национальной идеи. Потому что это не только абстрактное, но и стационарное понятие, не ведущее ни к какому развитию, не задающее никакого вектора. Это понятие здесь и сейчас.

А "сейчас", хоть и навсегда, это совсем "не наш метод", потому что как сказал один умный человек Антон Понизовский, в своей книге "Обращение в слух":

- Потому что "сейчас" слишком мало для русского человека! Позорно мало! Пусть западный обыватель живет для "сейчас"- ему, может быть, и достаточно,- а если русский пытается жить для "сейчас" только это приводит к ужасному оскуднению, измельчению, измельчанию...

В общем, думаю, вы меня поняли.





PS

— Основой стратегии, маленький фор, — любезно объяснила Кавилло, — является не выбор какого-то одного пути к победе, а создание таких условий, чтобы все пути вели к ней. В идеале.

Лоис Макмастер Буджолд. Игра форов. Кавилло

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • "Русская весна" закончилась. Все свободны. Р.S. меня очень радует, что террористов в России не оставляют, у нас своих преступников хватает.
  • Согласна с автором, патриотизм у всех разный, националистов например трудно упрекнуть в отсутствии патриотизма, но их суть "Россия для русских" глубоко чужд русскому народу с его ценностями равенства и братства народов. Так что, при всем уважении к ВВП, "патриотизм" увы не подойдет.
  • Цитат, конечно, целые завалы, так что приходится продираться порой вслед за мыслью. Но суть правильная. Патриотизм, конечно, не может быть национальной идеей, как развивающим вектором в будущее. Патриотизм- сегодняшнее ощущение гордости , сопричастности к дорогому, окружающему тебя миру, желание его сохранить, уберечь. Но никак не дающее стратегических целей . Уверен, что Путин это сам отлично понимает - все же не дурак у нас Президент, в этом его даже самые откровенные недруги обвинить не могут-) Значит, такая "половинчатость" - выдавать следствие за причину - мера вынужденная. Думается, что идеологический набор есть, но сейчас его не озвучивают по каким-либо причинам несвоевременности момента: каждому овощу свой срок. Не хочу повторять распространенную ошибку и приписывать Путину ту или иную идею - уж слишком глупо выглядят все потуги всевозможных аналитиков и экспертов выдать желаемую фантазию за "реальные мысли Путина". Особенно забавно это выглядит на фоне вала сообщений о его " полной непредсказуемости ". То есть , с одной стороны выдают на голубом глазу всю подноготную мыслей человека - и тут же рядом пишут о том, что понять его не в состоянии -)) Как это согласуется в формальной логике - пусть аналитики сами объясняют, на этом деньги зарабатывают-)
  • начало о Сербе, конец... Похоже, даже думать об Отечестве преступно скоро будет К 282 прибавилась ювиналка... Сцуки