Евгений Темежников - Что такое орда? Что такое ордынский ярлык? Зима. Война в лесу. Осадная техника.

11 8154

1. Что такое ордынский ярлык?

Псевдоучёный Александр Бушков:
Аналогов слова «ярлык» не найдено ни в монгольском, ни в татарском языках, зато в немецком их сколько угодно. «Jahriicke» – «вассальное обязательство», «jahriich» – «почетное звание», «jahriish» – «годичное ленное обязательство». В современном немецком «jahriich» до сих пор означает «годичный», «ежегодный» [9.1].

Смотрим этимологический словарь русского языка

Ярлык: род. п. а;, др.-русск. ярлык "ханская грамота" (грам. 1267 г. и др.; Срезн. III, 1660 и сл.). Заимств. из тюрк., ср. чагат., тур. jarlyk "султанский указ, грамота, дворянская грамота", уйг., алт., леб., тел., куманд. jarlyk "указ, приказание", тар., чагат. "приказ, указ, царская грамота" (Радлов 3, 141, 143 и сл.); см. Мi. ТЕl. I, 316; Бернекер I, 446; Рамстедт, KSz 15, 143; Локоч 76; Преобр., Труды I, 134. [Этимологический словарь]

Слово "ярлык" (по-монгольски jarlig), явившееся заимствованием в монгольском языке из тюркского, означает "повеление", "указ", "приказ" [БАМРС 2001, с. 213; ДТС 1969, с. 242, 641; Сухбаатар 1997, х. 112; Doerfer 1975, s. 76] [8.47]

Даже в общепопулярной Википедии:

Ярлык (от монг., зарлиг — указ; каз. Жарлы; — указ, распоряжение) в монгольских и тюркских, в том числе татарских и казахских ханствах — письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы. По своей структуре слово ярлык образовано корнем , зар — от монгольского оглашение, объявление и монгольским же суффиксом, лиг; -Письменная грамота на великое княжение. [Wiki]

Подробнее о ярлыках можно узнать из монографии Почекаева:

Почекаев: «Традиция письменного издания ярлыков была заимствована Чингиз-ханом в самом начале XIII в. от уйгуров. Поэтому порядок оформления и типовые формулировки ярлыков монгольских ханов имеют значительные сходства с дошедшими до нас ярлыками уйгурских князей Х-ХI вв. Кроме того, уйгурские писцы занимали видное положение в аппарате и Монгольской империи, и Золотой Орды; первоначально в золотоордынском делопроизводстве использовался именно уйгурский алфавит. В 1210-1220-е гг., после завоевания ряда китайских областей и привлечения на службу китайских чиновников, монгольские монархи стали издавать ярлыки разных видов, а также прилагать к ним удостоверительные дощечки – пайцзы…» [8.47].

Источники и литература

8.47 Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. К: Фэн, 2009. 8.48 Долбе В. О скорости и маршруте передвижения путешественников середины XIII века на пути из Сарай-Бату в Каракорум и обратно. Рига, 2012. http://annales.info/step/dolbe...

9.1 Бушкова А.А. «Россия которой не было-3. Миражи и призраки». 2004 г.

Крайне рекомендую. Несколько слов о письменности "Тартарии." Продолжаем забивать гвозди в крышку гроба "Грит Тартарии" https://cont.ws/@kamas/182211

2. Что такое орда?

Псевдоучёный Александр Бушков: Вы никогда не задумывались, что означает само слово «орда»? В поисках ответа я для начала закопался в глубины польского языка.

Ещё бы в глубины японского закопался. Слово изначально тюрское: «от тюрк. ordu - лагерь, дворец хана». http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/41079

Чан Чунь : «Мы вступили в становище и тут оставили телеги; на южном беpегу были тысячи телег и юpт… Оpда, по-нашему сказать, походный двоpец. Колесницы и юpты оpды имеют величественный вид; такого великолепия не было у дpевних Шаньюй» [2.5].

Бридия: «Стойбища кана и принцев называются по-тартарски орды. Городов они не имеют, но в различных местах они устраивают стойбища [наподобие городов]. Есть у них один город, который называется Каракарон, возле которого наши братья были в полдня пути, когда они находились в Желтой Орде, то есть лучшем дворе императора» [6.15].

Рубук: «Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится по середине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора» [6.9].

Павел Иовий: «Вместо городов имеют они обширные становища, не обведенные ни рвами, ни насыпями, но защищаемые бесчисленным множеством всадников, вооруженных стрелами. Татары разделяются на орды; это слово на их языке значить собрание народа в одно целое, на подобие Государства. Каждою ордою управляет особенный вождь, избираемый по знатности рода или по воинским доблестям… Татарских орд, как известно, находится бесчисленное множество, ибо Татары владеют обширными степями, простирающимися до самого Китая (Cathayum), знаменитой страны на берегах Восточного океана» [6.17].

Псевдоучёные НиФ: По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, немецкого дипломата XVI века, автора «Записок о Московитских делах», «орда… на их языке значит собрание или множество» [9.3].

Герберштейн: «“Орда” же на их языке значит “собрание” или “множество”. Впрочем, всякая орда имеет свое название, а именно: Заволжская, Перекопская, Ногайская и многие другие» [6.24, 7].

Дипломат Герберштейн владел польским, не закапываясь в его глубины, но приводит таки татарское толкование слова орда. 

Псевдоучёные НиФ: Нельзя не отметить очевидную близость слов «орда» (Рать) и русско-украинского «рада», то есть «совет», а также «ряд = порядок». [9.2].

Забавное совпадение с днём нынешнем. Украинсая Рада это стало быть Орда.

Псевдоучёные НиФ: Орда — это, говоря современным языком, русское войско, армия [9.1].  
Псевдоучёные НиФ: Орда – это старое русское слово, означающее крупное воинское объединение, рать. В доромановские времена русские вооруженные силы подразделялись на орды [9.3]. 
Псевдоучёные НиФ: Однако еще в XVII веке употребление этого слова было другим. Оно означало просто «войско», Рать [9.3].

Никогда слово орда не употребляется русскими для обозначения русского войска.

Псевдоучёные НиФ: В самом деле, откроем «Словарь русского языка XI–XVII веков» на слово «орда»… Таким образом, слово «орда» в значении «войско» с успехом применялось по отношению к шведским и к немецким войскам. И, естественно, к русским [9.3]. 

В самом деле, открываем и читаем. http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_13.pdf

ОРДА, ж. 1. Ханская ставка; столица, центр государства кочевников.

2. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств и союзов кочевых племён, прежде всего Золотоордынского государства (XIII-XV вв.).

3. Военно-племенная организация у кочевников; племя кочевников вообще.

4. Воинство; воинственный народ, племя.

В четвёртом значении употребляется только когда речь о врагах. Так же как слово «полчища», слово «орда» несёт негативный оттенок. Например, статья в «Красной звезде» от 30.10.41 начинается словами: «Дикие немецко-фашистские орды убийц и насильников терзают нашу родную прекрасную землю». С немецкой стороны, не к ночи помянутый:

Геббельс: «Эта война носит превентивный характер, и она воспрепятствовала тому, чтобы дикие большевистские орды вторглись в Европу и опустошили её».

Ни в одном из выступлений Геббельс не назвал Вермахт ордой.

Псевдоучёные НиФ: Но, оказывается, И РУССКИЕ ВОЙСКА ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОРДОЙ!. Причем, не где-нибудь, а в знаменитой «Задонщине». Вот, например, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била ОРДА Залеская» [9.2].

Почему не сказано, кому принадлежат эти слова в «Задонщине»?

Задонщина: «И молвили ему фряги: «Что же это ты, поганый Мамай, заришься на Русскую землю? Ведь побила теперь тебя орда Залесская» [7.14].

Оказывается, так говорят фряги, западноевропейские колонисты в Крыму, сражавшиеся на стороне Мамая, что от читателей пытаются скрыть. Сам автор «Задонщины» русское войско именует иначе.

Задонщина: «То стучит могучая рать великого князя Дмитрия Ивановича… А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная… рази, князь великий, со своей храброй дружиной поганого Мамая-хиновина» [7.14].

Подведём итог. Орды, в первом смысле – центры политической власти, походные ставки. Города – центры ремёсел и торговли, подчиняются ордам, платят им дань. Курултаи проводятся не в городах, а в ордах. Поэтому Карпини с Поляком не были в Каракоруме, о котором знали лишь понаслышке.

Карпини: «Там нет селений, а также и каких–нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракарон, но мы его не видели, а были почти за полдня пути до него, когда находились в Сыр–орде, каковая является главным двором их императора» [6.8].

Зато Рубруку посчастливилось в нём побывать, куда он отправился из орды Менгу-хана.

Рубрук: «Толмач пришел к нам и сказал: «Мангу–хан жалеет вас и дает вам сроку пробыть здесь два месяца; тогда пройдет сильный холод. И он поручает передать вам, что здесь вблизи, в десяти днях пути, есть хороший город, по имени Каракарум. Если вы желаете отправиться туда, он сам прикажет доставить вам необходимое; если же вы желаете остаться здесь, вы можете это, и получите необходимое. Однако вам трудно будет ездить вместе со двором» [6.9].

То есть хан предпочитает орду городу.

Псевдоучёный Александр Бушков: Якобы (Угедей) потомок кочевников, кочевую жизнь он отчего-то терпеть не мог – и занимался градостроительством на широкую ногу [9.5].

Откуда взята нелюбовь Удегея к кочёвкам неизвестно. Строить города не означает жить в них постоянно. В Юань-ши ежегодные записи о передвижениях Удегея [2.6, цз.2]. Каждое лето он «спасается от жары», и каждый раз в разных местах.

РАД: «В течение семи лет [Угедей] наслаждался жизнью и развлекался; передвигался с летовок на зимовки, с зимовок на летовки радостный и счастливый и постоянно был поглощен различными наслаждениями с красивыми женами и луноликими пленительницами сердец» [3.2].

Но было ли у кочевников оседлые жители?

Греков: «Численно кочевая часть Улуса Джучи, быть может, и не преобладала над оседлой, однако в области политической она играла первенствующую роль» [8.3].

Хакимов: «В середине XIII в. большинство населения Золотой Орды, включая его правящую элиту, вело кочевой образ жизни. Иностранные путешественники застали Бату-хана в степном лагере, хотя он основал свою столицу Сарай на Волге. К XIV в. правящая элита начала оседать в городских центрах. Время правления Берке-хана может быть обозначено как начало отказа от кочевого образа жизни, хотя даже Узбек-хан не вел полностью оседлую жизнь» [8.27, с.17].

Ибн Батут: «Потом поехал я в табор Султана, который был тогда на месте, называемом Биш-Таг (пять гор) и вскоре достиг орды его, или лагеря… Там увидели мы целый движущийся город, с улицами, домов, мечетями и кухнями; по повелению Султана Мугаммеда, мгновенно все останавливается на том месте, где он велит. Султан Узбек весьма могущ» [3.10].

Барбаро: «Лишь только правитель остановился, они сразу же раскидывают базары, оставляя широкие дороги. Если это происходит зимой, то от множества ног животных образуется величайшая грязь; если же летом, то величайшая пыль. Тут же, немедленно после того, как поставлены базары, они устраивают свои очаги, жарят и варят мясо и приготовляют свои кушанья из молока, масла, сыра. У них всегда бывает дичина, особенно же олени. В их войске есть ремесленники — ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла. Если бы ты спросил меня: «Они, значит, бродят, как цыгане?» — я отвечу отрицательно, так как — за исключением того, что их станы не окружены стенами, — они представляются [нам] огромнейшими и красивейшими городами» [6.21].

Таким образом, степные государства это сосуществование оседлого городского и кочующего сельского населения.

Герберштейн: «Они [не остаются долго на одном и том же месте и] считают большим несчастьем длительное пребывание в одном месте. Поэтому иногда, рассердившись на детей [и призывая на них тяжкое несчастье], они обычно говорят им: “Чтоб тебе как христианину все время сидеть на месте и наслаждаться собственным зловонием!” Поэтому, стравив пастбища в одном месте, они со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках, переселяются в другое. Впрочем, живущие в городках и городах следуют другому образу жизни» [6.24, 7].

Можно провести параллель с западноевропейским феодализмом, при котором города были центрами ремёсел, тогда как замки были политическими центрами, а основная масса населения жила в деревнях. У кочевников правители жили не в замках, а в ордах – сосредоточениях военной силы, и получали дань с городских ремесленников.

Карпини: «В земле Саррацинов и других, в среде которых они являются как бы господами, они забирают всех лучших ремесленников и приставляют их ко всем своим делам. Другие же ремесленники платят им дань от своего занятия. Все посевы они убирают в житницы своих господ; однако те отпускают им семян, а также столько хлеба, сколько им вполне достаточно для продовольствия; другим же каждому они дают на день хлеба на вес, но очень немного, а также не уделяют им ничего другого, как небольшую порцию мяса трижды в неделю. И они делают это только для тех ремесленников, которые пребывают в городах» [6.9].

Псевдоучёные НиФ: Сегодня мы привыкли к тому, что слово «Орда» может относиться лишь к толпам диких кочевников [9.3].

«Мы привыкли», видимо, сказано в узком смысле: «Мы, Носовский и Фоменко, привыкли…». Потому что широкие слои населения привыкли к другому смыслу этого слова. В Великую Отечественную миллионы уходили на фронт с песней «Вставай страна огромная», призывающей к бою с «проклятою ордой». Никому в голову не приходило, что сражаться предстоит с «толпами диких кочевников».

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09...

3. Где монголы научились воевать в лесу? 

Псевдоучёный Александр Бушков: В первую очередь я имею в виду окружение и последующее полное уничтожение на реке Сити русского отряда под командованием великого князя владимирского Юрия Всеволодовича... Столь блестящая операция никак не могла быть проведена обитателями степей, которым просто некогда, да и негде было научиться сражениям в чащобе.  Татары с упорством недоумков стремятся в горные районы, где конница сразу оказывается в проигрышном положении [9.1].

Вообще-то человек и отличается от животных тем, что быстро приспосабливается к любой местности. Жители лесов русские покорили и Казахские степи, и Кавказские горы, и Среднеазиатские пустыни, и даже Чукотские тундры. Уж не говоря про жителей туманного Аьбиона, сумевшие завоевать, помимо вышеназванных, и саванны, и джунгли. И бились в ливийской пустыне с уроженцем Германии Роммелем, получившим кличку "лис пустыни", хотя родился и вырос он отнюдь не в юрте. Так что это вообще не вопрос. Но в данном, конкретном случае, в рядах захватчиков были и обитатели лесов, и обитатели гор.

Разин: "Монгольские племена делились на две большие группы: на племена лесные, или звероловные, и племена степные, или скотоводческие. Звероловы жили у озера Байкал, в верховьях Енисея и по Иртышу; скотоводы кочевали по степям и горным пастбищам к югу от Байкала и до западных отрогов Небесных (Алтайских) гор" [8.13, т.2, г.5].

Владимирцов: "Главные наши источники как Рашид-ад-Дин, так и "Сокровенное сказание", разделяют монгольские племена XII в. на две группы, сообразно их образу жизни и ведению хозяйства: на группу племен лесных или звероловных (hoyin irgen) и на группу степных или скотоводческих (ke'er-iin irgen). По-видимому, то же самое наблюдалось и в XI в. Монгольские "лесные" племена жили в ту пору у оз. Байкала, на верховьях Енисея и по Иртышу; степные же скотоводы кочевали на больших пространствах по степям и горным пастбищам, начиная от местности, лежащей у оз. Кулун-Буир вплоть до западных отрогов Алтайских гор. Часть монголов-скотоводов обитала и еще южнее, расположившись по ту сторону Гоби, близ китайской великой стены. Среди монгольских племен встречались и такие, которые принадлежали и к степным, и к лесным одновременно. В некоторых случаях к "лесным" относили племена по старой памяти, потому что их предки были звероловами, потому что они жили в лесистых местах или по соседству с лесами. "Лесные" народы занимались, главным образом, охотой, но не гнушались и рыболовства...

В некоторых случаях довольно трудно провести грань между "лесными" охотниками и "степными" скотоводами: были племена, стоявшие на переходной стадии, были племена или ветви племен, ответвившиеся роды и семьи, которые то вели скотоводческое хозяйство, то занимались охотой и рыбной ловлей. Били, конечно, всякую дичь, но главными объектами охоты были соболь и белка; известны целые племена, которые назывались Bulagacin, т. е. "соболевщики", "охотники на соболей", и Keremucin, т. е. "белковщики", "охотники на белок". [8.46]

ССМ: "ї 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочи. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом... Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство" [1.1].

То есть лесные народы были в подчинении Джучи, приемником которого стал Батый. Естественно, и лесные жители, и обитатели Алтайских гор участвовали в его походах. Учиться воевать в лесу или горах им было не надо.

Вот как красочно описывает в путевом дневнике преодоление горного хребта на монгольских лошадях участник Московской торговой экспедиции в Монголию.

Морозов И.М.: "Перед последним уртоном, Хара-Усу, приходится переваливать через горный хребет в 2140 mtr., спустившись с которого дорога идет по склону, сплошь усеянному камнями. Для нас этот путь затруднялся наступавшей темнотой вечера. С перевала монголы пустили лошадей вскачь, не придерживаясь, как и всегда, дороги: огромные камни, луговые кочки, чиевые кусты, болота, вода - ничто не служило препятствием отчаянной езде. Приходилось постоянно хвататься за края экипажа и, приподымаясь, держаться на мускулах, чтоб не быть выброшенным, и, приехав на станцию, мы чувствовали себя совершенно разбитыми" [цит. по 8.49].

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09...

4. Почему монголы вторгались зимой? 

Псевдоучёный Александр Бушков: Между прочим, кочевникам совершенно несвойственно воевать зимой [9.1].

Кочевникам как раз свойственно воевать зимой. Мнение военного, всю свою службу имевшего дело с кочевниками.

Иванин: "Причина зимнего похода понятна: в прочее время года монголов бы затруднили наши леса, болота, реки, а ещё более дурное качество дорог, которые тогда были так мало удобны для похода по ним войск, что и в эпоху уделов большая часть междоусобных войн проводилась в зимнее время. Зимою леса теряют лист, следовательно легче избегать засад и внезапных нападений и удобнее отыскивать и преследовать скрывающегося в лесах неприятеля; болота, топи, реки замерзая во время зимы, избавляют от устроения гатей, мостов и поправки дорог. Летом дороги во многих местах должны были образовывать длинные теснины, удобные для обороны, и на каждом шагу представлять препятствия. Зимой же монголы, следуя по льду широких рек и замёрзших озёр, встречали менее путевых затруднений. Несмотря даже на зимний поход, им пришлось, по временам, в лесах прочищать дороги, чтобы три повозки (вероятно сани) могли идти рядом. Кочевой народ и потому ещё должен предпочитать зимний поход летнему, что имея целью добычу, он находит все богатства народа, т.е. скот, хлеб, сено и прочее в городах, селениях и на лугах; притом же и самим жителям труднее прятаться в зимнее время. Взятие городов в ту пору также облегчается, потому что зимой усиливать профиль укреплений неудобно, а рвы заносятся снегом, следовательно облегчается штурм. Притом же для кочевого народа летние отдыхи то же, что у нас зимние квартиры; удаляясь в степь, они могут откармливать лошадей и приготовляться к новым набегам, а зимой им выгоднее жить на чужой счёт и кормить лошадей запасами чужого сена, овса, хлеба, нежели тебенёвкой. (Прим: Тебенёвкой называется пасьба скота во время снега зимою. Степные лошади приучаются копытами разгребать снег и из под него добывать себе корм; после лошадей на разрытом снегу пасут верблюдов, рогатый скот и баранов. Скудность зимнего подножного корма бывает причиной, что скот кочевых народов в это время года бывает очень слаб, а иногда даже погибает)" [8.28, с.108-109].

Материалы по географии и статистике России: "Вообще говоря, положение скота в степи далеко не обеспечено, и грустную картину представляет стадо изнуренных животных, стоящих с повисшими головами в глубоком снегу и вздрагивающих от холода и голода. Непонятно, как эти остовы могут перенести такие страшные лишения и дожить до весны. Но лишь только подул теплый ветерок, и показалось солнце, то через несколько недель нельзя узнать стад, так бодро и весело разгуливают они и щиплют молодую травку; но в течение всего лета, за исключением верблюдов, остальные животные остаются довольно худы и только к осени лошади и овцы тучнеют и жиреют для того, чтобы вслед за тем снова исхудать до невозможности". [МГС Киргизская. Цит. по 8.49].

Поэтому даже речи быть не может о весеннее-летних походах кочевников. Все походы начинаются осенью на откормленных лошадях и идут зимой до тех пор, пока лошади окончательно не превратятся в ходячие скелеты.

Иловайский: "Татарские военачальники уже имели точные сведения о том, какое время года наиболее благоприятно для военных действий в этой лесистой стороне, изобилующей реками и болотами; посреди них движение татарской конницы было бы весьма затруднительно во всякое другое время, за исключением зимы, когда все воды скованы льдом, достаточно крепким, чтобы выносить конные полчища" [8.4].

Юлиан: "Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских" [6.1].

Может Русь это исключение из правил? Леса и реки всё-таки. Нет, в степях и пустынях монголо-татары тоже воюют преимущественно зимой, отдыхая в летнюю жару.

Иванин: "Походы свои Чингис-хан начинал обыкновенно осенью, когда лошади и верблюды были в хорошем теле. Во время своих походов, монголы каждый год отдыхали преимущественно в летние жары, для поправления лошадей и верблюдов" [8.28, с.38].

Иванин: "В конце 1218 г. Чингис-хан двинулся со своими силами против Мухаммеда. В следующем году летом он остановился на берегах Иртыша, для поправления лошадей, а осенью выступил дальше" [8.28, с.57].

Мэн-да бэй-лу: "Все планы военных походов сперва определяются в течение третьей и четвертой луны и рассылаются по всем государствам. Еще на пиршествах [праздника начала лета] пятого дня пятой луны, совместно решают, куда направиться нынешней осенью. [После этого] все возвращаются в свои государства спасаться от жары и откормить [коней] на пастбищах. В восьмую луну все собираются в Яньду и после этого выступают" [2.2].

Венгерский епископ: "Я пишу вам о тартареях, что они пришли к самой границе королевства Венгрии за 5 дневных переходов. Когда они дошли до реки Дамай (Дунай), через которую летом переправиться не смогли, желая дождаться зимы, чтобы суметь переправиться через вышеуказанную реку по льду, они отошли назад на добрых 20 дневных переходов и там дожидаются зимы" [6.12].

Даже во время ведения успешных военных действий летом они останавливаются.

ССМ: "ї 259 Тем временем, покорив город Отрар, Чингис-хан двинулся оттуда и осадил город Семисгяб. А отсюда пошел осаждать город Бухар. Затем, в ожидании прибытия Бала, он проводил лето в летней резиденции Солтана, в горах у речки Алтан-горохан. Оттуда он послал Толую извещение: "Время жаркое. Расположи должным образом войска, а сам присоединяйся к нам". Как раз в эту пору Толуй взял города Иру, Исепур и другие. Разгромив город Систен, он громил город Чухчерен, когда прибыл посол с этим известием. Разрушив город Чухчерен, он вернулся на стоянку и присоединился к Чингис-хану" [1.1].

Джувейни: "Когда лето подошло к концу, кони нагуляли жир, а солдаты отдохнули, он [Чингис-хан] выступил на Термиз" [3.1, с.87].

То есть и в Хорезме, и в Китае и в Европе монголы летом выкармливают лошадей, а осенью выступают в поход. Это не исключение, это правило! Даже термин был такой: "летовать". Слово "зимовать" в нынешних словарях есть, а слова "летовать" нет. А у них было наоборот.

РАД: "Они [все] вместе с войсками пролетовали в предгорьях [пуштаха] Таликана и отдохнули, а [их] четвероногие откормились. Тотчас, как только Чингис-хан услышал об этом обстоятельстве, он повелел, чтобы все выступили, и с таким огромным войском он в году лошади направился против султана Джелал-ад-дина" [3.2, т.1, к.2].

Псевдоучёный Александр Бушков: Зато зима - излюбленное время для военных походов русских. Испокон веков они отправлялись в поход, используя в качестве "торных дорог" замерзшие реки - самый оптимальный способ ведения войны на территории, почти сплошь заросшей дремучими лесами, где мало-мальски большому военному отряду, особенно конному, передвигаться чертовски трудно [9.1].

С точностью до наоборот. Лето - излюбленное время для дальних походов русских на Царьград (прибивать щит на врата), на Волгу (отмстить неразумным хазарам) и даже на Каспий (за шамаханскими царицами). Испокон веков они отправлялись в походы на ладьях, используя в качестве "торных дорог" незамерзшие реки - самый оптимальный способ ведения войны на территории, почти сплошь заросшей дремучими лесами. Поскольку ледокол ещё не изобрели, то зимой могла вестись лишь междоусобная война малочисленными конными дружинами удельных князей.

Разин: "Для дальних походов строились ладьи, которые поднимали до 40 человек каждая. На ладьях рать плыла по крупным рекам и по морю" [8.13, т.2, г.2].

Ипатьевская Л: "В лето 6415 (907). Идее Олег на Греки, Игоря остави в Киеве. И с семи всеми поиде Олег на конех и в кораблях, и бе числом кораблей 2000. И приде к Царюграду... И заповеда Олег дань даяти на 2000 кораблей, по 12 гривен на человека, а в корабли по 40 муж... и повесиша щиты своя на вратах, показающе победу, и поиде от Царяграда" [7.1, т.1].

Это же 80 тыс. человек на кораблях! Разве зимой такая армия дошла бы от Киева до Константинополя? В 1223 г. против татар русская рать тоже выступила отнюдь не зимой, ибо значительная часть пехоты плыла на ладьях.

Ипатьевская Л: "Оттуда же придоша месяца априля и придоша к реце Днепру, ко острову Варяжьскому... а выгонцы Галичькыя придоша по Днепру и въидоша в море; бе бо лодей тысяща, воидоша во Днепре, и возведоша порогы, и сташа у реки Хортице на броду у протолчи" [7.1, т.1].

Иловайский: "Поход в степи (против татар), ПО ОБЫЧАЮ (выделено мной - ЕТ), открылся весной, в апреле месяце. Главное сборное место во время таких походов находилось у правобережного городка Заруба и так называемого Варяжского острова. Здесь производилась переправа через Днепр на пути из Киева в Переяславль, который лежал тут же поблизости, на другой стороне. Конница приходила сюда сухопутьем, а пехота приплывала на судах" [8.4].

Да и без ладей. Князь Игорь, выступил против половцев 1 мая 1185 года, о чём свидетельствует дата солнечного затмения, описанного в "Слове о полку Игореве". О затмениях у нас будет разговор особый.

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09...

Крайне рекомендую. Монголы и военные походы https://cont.ws/@kamas/597224

Русь, монголы и климатический фон XII - XIV веков https://cont.ws/@judgedee/7367...

Хан Батый и русская зима. https://cont.ws/@kamas/534860

Железо и монголы. https://cont.ws/@kamas/548921

5. Откуда осадная техника? 

Псевдоучёный Александр Бушков: Кочевники еще в сжатые (чертовски сжатые!) сроки вдруг обучились владеть лучшей военной техникой того времени - стенобитными машинами, камнеметами... Ну не способен степняк-кочевник за пару лет освоить искусство взятия городов с применением стенобитных машин! [9.1].

Рекомендую прочесть. Адрианополь-1205. Разгром половцами европейских крестоносцев.  https://cont.ws/@kamas/263297

 ВИ: "В ходе этой войны (с Северным Китаем) Чингис-хан познакомился с китайскими тяжёлыми стенобитными и камнемётными орудиями. Поняв значение этих орудий для дальнейших завоеваний, он организовал их производство, использовав для этого вывезенных из Китая и обращенных в рабство мастеров" [8.1, т.3, г.35].

К чему не способен степняк? Владеть топором, чтобы вытесать то, что надо? Или не способен верёвки оттягивать? Ах, не способен конструкцию сам придумать. Так и не надо придумывать. Достаточно одного грамотного специалиста и вся армия будет вооружена подобной "техникой". Например, половцев в 1184 г. научил делать огромные луки, которые оттягивали 50 человек, стреляющими снарядами с горючей смесью, некий "бесурманин".

Иловайский: "Кончак при нашествии на Русь в 1184 г. имел в своем войске огромные тугие луки или метательные орудия и даже огнестрельный снаряд под руководством какого-то "бесерменина", т.е. мусульманина из Средней Азии" [8.4, т.1, ч.2].

Ипатьевская Л: "В лето 6692 (1184) Пошел бяше оканьныи и безбожныи и треклятыи Кончак, со множеством Половец на Роусь похоупся эко пленити хотя грады Роускые и пожещи огньм, бяше бо обрел моужа такового бесоурменина иже стреляше живым огньм. бяхоу же и оу них лоуци тоузи самострелнии одва 50 моужь можашеть напрящи" [7.1, т.2].

Так что могут степняки, когда получат консультанта. А с консультантами у Чингис-хана проблем не было. Подробнее вопрос и последовательность освоения монголами осадной техникой исследован Храпачевским [8.19]. Он же приводит биографию главного камнемётчика монголов.

Юань Ши, цз.122: "Aньмyxaй, монгол из рода баргутов, вместе со [своим] отцом Бохэчу, вдвоем служили Тай-цзу и в боевых походах имели заслуги. Император расспрашивал [его] о способах нападения на крепостные стены, захвата вражеских земель какое орркие [надо применять] прежде всего, [Аньмухай] отвечал так: "Нападение на крепостные стены проводится прежде всего через [удары] камнями камнеметов, потому что [их] сила велика и действует на дальние расстояния". Император был доволен и тут же приказал [Аньмухаю] сделаться камнеметчиком.

В год цзя-сюй (1214) тайши гован Мухали шел в поход на юг, император дал ему указание, сказав так: "Аньмухай рассказывал, что стратегия использовать камнеметы для нападения на укрепленные города очень хорошая. Ты можешь назначить его на должность и [если] какой-то город нельзя разрушить, то сразу же давай золотую пайцзу и посылай в соответствующем направлении в качестве даругачи камнеметчиков". Аньмухай выбрал 500 с лишним человек, которых обучали [камнеметному делу], и впоследствии наводил порядок во всех странах, только лишь опираясь на их силы" [8.18, 191].

Ещё больше было китайских.

РАД: "Когда это назначение [Хулагу в Персию] было сделано, [Менгу-каан] послал в Хитай гонцов, чтобы доставили тысячу китайцев камнеметчиков, огнеметчиков и арбалетчиков" [3.2, к.4, ф.1].

Псевдоучёный Александр Бушков: И за несколько лет обучился обращаться с довольно сложными по тогдашним меркам машинами [9.1].

Рис.1. Осада монголами крепости

На рисунке к странице метательная машина в стилизованной форме, но принцип понятен. Что тут сложного? Обычный колодезный журавль. Я в детсадовском возрасте подобное из конструктора делал. Как можно считать людей такими тупыми?

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09...


Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • :joy: :joy: :joy: Разбили, разбили ордынцев Бушкова и ФиНов :thumbsup:
  • Несколько лет обучения "сложной машине"? Чего-то маловато Бушкову может и этого не хватить )) P.s. Сегодня вождению автомобиля учатся 3,5 недели )))
  • Все равно - берем синюю ручку и подкрашиваем в картинке Бату глаза!
  • Спасибо!)